Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Руководители Саммита Разработчиков ТРИЗ:



Петров Владимир Михаийлович [email protected]

Рубин Михаил Семенович [email protected]

Литвин Семен Соломонович, к.т.н., Мастер ТРИЗ, Председатель Диссертационного Совета МАТРИЗ [email protected]

Фейгенсон Олег Наумович, к.т.н., Мастер ТРИЗ, Ученый Секретарь Диссертационного Совета МА ТРИЗ [email protected]

 

36 СТРАТАГЕМ ИЗ ДРЕВНЕЙШЕГО ТРАКТАТА «САНЬШИЛЮ ЦЗИ МИБЭНЬ БИНФА»:

 

1 Обмануть императора, чтобы он переплыл море

2 Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао

3 Убить чужим ножом

4 В покое ожидать утомленного врага

5 Грабить во время пожара

6 На востоке поднимать шум, на западе нападать

7 Извлечь нечто из ничего

8 Для вида чинить деревянные мостки, втайне выступить в Чэньцан

9 Наблюдать за огнем с противоположного берега

10 Скрывать за улыбкой кинжал

11 Сливовое дерево засыхает вместо персикового

12 Увести овцу легкой рукой

13 Бить по траве, чтобы вспугнуть змею

14 Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу

15 Сманить тигра с горы на равнину

16 Если хочешь что-нибудь поймать, сначала отпусти

17 Бросить кирпич, чтобы получить яшму

18 Чтобы обезвредить разбойничью шайку, сначала надо поймать главаря

19 Тайно подкладывать хворост под котел другого

20 Ловить рыбу в мутной воде

21 Цикада сбрасывает свою золотую кожицу

22 Закрыть дверь и поймать вора

23 Объединиться с дальним врагом, чтобы победить ближнего

24 Объявить, что только собираешься пройти сквозь государство Го, и захватить его

25 Украсть балки и заменить их гнилыми подпорками

26 Скрыть акацию и указать на тутовое дерево

27 Делать безумные жесты, не теряя равновесия

26 Заманить на крышу и убрать лестницу

29 Украсить сухие деревья искусственными цветами

30 Превратить роль гостя в роль хозяина

31 Стратагема красотки

32 Стратагема открытых городских ворот

33 Стратагема сеяния раздора

34 Стратагема самострела

35 Стратагема «цепи»

36 Бегство (при полной безнадежности) — лучшая стратагема

 

http://www.triz-profi.com/magazin1.html

История галльской жатки П. Чуксин

Изучая историю комбайна, автор наткнулся на интереснейший факт: оказывается, в I веке нашей эры уже существовал зерноуборочный комбайн и назывался он «Галльская жатка». Жатка, которая повышала производительность в два-три раза, просуществовала два века и затем исчезла. Почему она была забыта, почему возродилась вновь? Автор начал историческое расследование…

Ошибка Киплинга Ю. Мурашковский

Автор утверждает, что конфликтные ситуации, возникающие между разными культурами, можно рассматривать как изобретательские задачи, к которым применимы инструменты ТРИЗ.

Задачки-сказки от кота Потряскина А. Гин

Уникальный материал для развития изобретательского мышления детей 8 – 12 лет. Настоящие изобретательские задачи из сказочных сюжетов. На основе картотеки в России издана книга.

Биология в открытых задачах И. Андржеевская

Творческие задачи по биологии позволяют преподавать эту науку ярко и интересно, изучать ее не как сумму фактов, а как драму живой природы, в которой каждое существо решает противоречия, чтобы жить… На основе этой картотеки готовится к печати сборник задач.

 

https://www.youtube.com/watch?v=a4w_n1nyt60

В связи с чем возникает потребность в культурной политике? В чем особенность этой практики, и какое государство первым ее институализировало? Какова история появления министерства культуры? И каким образом можно управлять воображением общества? Об этом рассказывает PhD in Philosophy Руслан Хестанов.

Курс «Введение в исследования культуры»

Решаем не решаемую проблему

«Как решать неразрешимое»

Тарасов Искусство управленческой борьбы

Владимир Тарасов. Управленческое искусство 2.0

Клуб управленческих (переговорных) поединков в Арсенале http://www.arsenal-hr.ru/portal/semin...

 

Иванов, Игорь Петрович

Педагоги считают академика И. П. Иванова изобретателем методики КТД (организации коллективных творческих дел), создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют её «коллективное творческое воспитание», «орлятская педагогика», «новое воспитание», «воспитание по Иванову», «педагогика социального творчества».

«Энциклопедия КТД» известна педагогической общественности. Тысячи ребят на протяжении второй половины 20-го века «играют» в защиту фантастических проектов, пресс-конференции, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, всевозможные ТУ-ВИ (турниры-викторины), эстафеты любимых занятий, фабрики, праздничную почту, ЧТП (чередование творческих поручений) и многое другое. С увлечением, потому что всё это делается не по указанию со стороны, тем более не под диктовку и команду, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

Педагогический форум «Гуманистические идеи педагогики Игоря Петровича Иванова в современном образовании»:

Обобщая опыт использования механизма диалогового об- щения в учебном процессе, В.К. Дьяченко создал теорию Коллективного Способа Обучения (КСО). По сути, он предложил альтернативную общую теорию дидактики, которую постарался выстроить логически последовательно. В соответствии с этим В.К. Дьяченко ввёл принцип, согласно которому «общие формы организации обучения» должны быть аналогичны основным формам общения людей. При коллективной форме обучения обучающий и обучающиеся находятся действительно в субъект-субъектных отношениях или в «отношениях творческого содружества», как называет их И.П. Иванов. Примером коллективного способа обучения могут служить пары сменного состава (по М.Н. Скаткину) или диалогические сочетания (по А.Г. Ривину), или динамичные пары (по А.С. Границкой).

Нидерландский лингвист, один из пионеров теории текста, теории речевых актов и анализа дискурса Тён Адрианус ван Дейк, разработавший «Критический дискурс-анализ», полагает, что последний прежде всего помогает увеличивать научно-интеллектуальную роль в решении проблем современности, и главное, «воспитывает» способность определять, анализировать и критиковать «манипулятивные идеологические дискурсы». Джон Остин определяет перформативное высказывание как противопоставленное констативному, и потому функционирующее в категориях не истинного/ложного, но успешного/неуспешного, что переводит его из регистра описания или объяснения объекта, в регистр его изменения (в номинальной форме апелляции к миру в общем виде). Американский социолог Дж. Александер, создатель теории культурной перформативной социальности, в рамках которой основные культурные события рассматриваются как перформансы, выделяет шесть основных компонент перформанса. Согласно Сноу, это системы коллективных представлений, фоновые символы и сценарии на переднем плане, акторы, наблюдатели/аудитория, средства символического производства и социальная власть (мизансцена).

Сверхдетерминизм поведения древнего человека был источником как устойчивости группового и личного действия, так и его и компульсивности. Б. Поршнев показал, насколько большую роль в первобытное время играла суггестия – непосредственное внушение. Компульсивность поведения в таком случае была почти всеобщей нормой. В фольклористике отмечается, что самые древние устные жанры подчиняются закону «сказано – сделано» (повеление любого лица должно быть выполнено, как бы к нему ни относился исполнитель).

В документальных свидетельствах многих участников коммунарских объединений утверждается, что в «коммунарстве» главное не идеи и не дела, а именно «дух», т.е. атмосфера, свойственная коммунарскому объединению. В.А. Караковский, применивший методику проведения коммунарских сборов в условиях массового общеобразовательного учреждения г. Москвы (800-1500 учащихся), установил, что атмосфера, возникающая во время коллективных творческих дел (КТД), удивляет, заряжает, заражает, привлекает и эффективно влияет (в воспитательном плане) на каждого участника. А.С. Макаренко обозначил эту форму эмоционального проявления коллективной силы термином «мажор». С.Т. Шацкий называл появление подобного эффекта в воспитательной системе «товарищеским подъемом». И.Н. Жуков определял это явление как «единение душ». Я. Корчак называл его «коллективной совестью». В.П. Крапивин определил его как «отрядная атмосфера». Последователи И.П. Иванова описывали данное явление как «коммунарский дух». Как отмечают выпускники коммунарских клубов, ленинградского КИМа (И. Аванесян), объединений-последователей, входивших в состав московской коммунарской системы Хавской (М. Кожаринов, С. Тишин), петрозаводских коммунарских объединений и центров (С. Воздвиженский, Д. Рогаткин), свердловского «Алого Паруса» (А. Загорюев), пермского клуба юных коммунаров (И. Зуева, А. Басс), в коммунарстве многих привлекал именно «дух».

Практически никто сегодня не знает или не вспоминает, что воспитанники Куряжской колонии НКВД для несовершеннолетних особо опасных преступников, превращенной Макаренковским коллективом в Коммуну имени Дзержинского, без помощи государства, на заработанные самостоятельно средства, создали первый в СССР завод, выпускавший самую современную для того времени аппаратуру: электродрели и фотоаппараты «ФЭД». Разработанная А. С. Макаренко система организации жизни коммуны стала первой в истории научно обоснованной и реализованной системой командообразования не только в педагогической деятельности, но прежде всего в сфере инновационного производства.

С. Поляков. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка:

Переход от первоначальной к последующей цели – акт мышления. Как всякое мышление, оно включается в проблемные ситуации. Следовательно, чтобы механизм «заработал», необходимо создать проблемную ситуацию, требующую переосмысления воспитанниками целей планирующейся деятельности. Обратим внимание на то, что воспитатель в данной ситуации, используя разнообразные техники, может регулировать выбор ребят и этим самым актуализировать тот или иной мотив. В педагогике эту идею развивал в своей практической и научной деятельности один из первооткрывателей педагогики общей заботы А.Н. Тубельский.

Первый уровень постижения педагогики общей заботы, точнее в этом случае ее назвать методикой коллективных творческих дел, – понимание ее как набора соревновательных и игровых форм, совместных дел (КВН, «Политбой», «Что? Где? Когда?», «Экологический бой» и пр.) и соответственно интерес прежде всего к формам КТД. Интерес к формам коллективных творческих дел, не поддержанный другими сторонами коллективной жизни, угасает. Это происходит из-за «зацикливания» и «затвердения» форм. «Зацикливанием» на формах называют процесс, когда поиск новых форм деятельности обретает самодовлеющее значение. Он поддерживает какое-то время привлекательность коллективной жизни за счет внешней новизны. Но в конечном счете, особенно в старших классах, этот интерес к новым формам, не подкрепленный обогащением содержания деятельности, гаснет и воспитатель оказывается «у разбитого корыта». Потеря педагогического потенциала КТД может происходить и через затвердение, то есть канонизацию, неизменность используемых форм коллективных дел. Последствия для школьников те же самые.

Штейнберг, Ефим Борисович. Отряд «Надежда».

http://www.otryad-nadezhda.ru/?cat=32

Белкин Андрей Александрович

разновозрастный отряд «Надежда» | ВКонтакте

https://www.facebook.com/parklab1505

http://www.parklab1505.ru/contact: написать письмо

Д. Морозов. Экопоселение «Китеж».

Маслюк Ольга Николаевна (1949) – кандидат педагогиче- ских наук, директор школа № 51 г. Рязани, заслуженный учитель РФ, воспитательная система которой создавалась и развивалась под прямым влиянием И.П. Иванова.

Мудрик Анатолий Викторович (1941) – известный российский исследователь проблем социализации и воспитания, доктор педагогических наук, профессор МПГУ, член-корреспондент РАО (1992 г.), лауреат премии Правительства РФ в области образования, один из лидеров Всероссийского лагеря «Орленок» (1963-1966 гг.).

Пейсахович Григорий Ефимович (1956) – кандидат педагогических наук, заслуженный работник образования Республики Марий-Эл, с 1983 года директор школы № 18 г. Йошкар-Олы, (с 2010 г. – Бауманский лицей). Автор уникальной воспитательной системы как комплекса: общеобразовательной, музыкальной, спортивной, хореографической, художественной, технической школ, одной из системообразующих идей которых является педагогика общей заботы (авторская концепция школы – Доброграда).

Гусаковский Михаил Антонович (1947) – кандидат философских наук, один из лидеров Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета, авторитетный специалист по философии и культурологии образования, в юности – создатель клуба юных коммунаров (1963 г., Гродно), один из идеологов обновления коллективного творческого воспитания.

Титова Елена Владимировна (1951) – доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, вожатая, методист Всероссийского лагеря «Орленок» (1970-е годы), член Коммуны имени Макаренко, один из основателей Ассоциации исследователей детского движения. Автор и разработчик научной области «социокинетика», видный теоретик педагогики общей заботы.

Тубельский Александр Наумович (1940-2007 гг.) – кандидат педагогических наук, директор в 1985-2007 гг. «Школы самоопределения» (школа № 734 г. Москвы), лидер Ассоциации демократических школ, заслуженный учитель РФ, профессор МПГУ. В 1974-1982 гг. заместитель директора по методической работе Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской, один из переоткрывателей и разработчиков педагогики общей заботы.

Дурнев Владимир Николаевич (1946) – многолетний (с 1986 г. по настоящее время) руководитель Архангельского городского штаба школьников имени Гайдара, существенно повлиявшего на распространение идей коллективного творческого воспитания в регионе, один из лидеров коммунарского педагогического движения.

Проект. Совместная деятельность учеников и учителей в школе. Где, в чём и как она может проявляться? Какие организационные форматы позволяют разворачивать эту «совместность» наиболее естественным образом? То есть так, когда действия учеников не являются аккуратным выполнением неких заданных сценариев, когда есть лакуна для творчества и импровизации. Какие ситуации и вопросы здесь являются критически значимыми? По каким признакам можно понять, что происходит деградация процесса (неэффективный конфликт, шутовство и позёрство, усталость и т.д.), и требуется вмешательство (коррекция или даже остановка происходящего с рефлексией ситуации или без неё). Есть ли опыт тех «отраслей» школьной жизни, в которых самостоятельность учеников даёт наиболее яркие результаты. Как долго необходимо «выращивать» традицию самостоятельного действия? Как можно поддерживать и поощрять её? Есть ли опыт взаимодействия с родительским сообществом в таких практиках? Как настраивать эту коммуникацию? Как совместные события решают проблему тех, кто никаким образом не хочет принимать в них участия? Ведь таких вобычной школе едва ли не большинство?

Командообразование без бюджета: как оно может выглядеть? (Когда какие-то слёты, выезды и лагеря исключены?)

Было бы интересно познакомиться с конкретным механизмом без упоминания слов «этика» и «нравственность».

Проект. Формирование библиотеки для чтения. Для разных подростков и взрослых, для разных ситуаций, для разных форматов чтения (в метро, на перемене, перед сном).

Чтение, развивающее креативность и изобретательность. (М. Бородицкая)

Риски. Осторожное отношение ко всему, «поощряемому» государством. Поскольку государство в школе – это фальшь и враньё в школе. Ведь не придумано природой более отвратительного по скуке и лживости жанра, чем выступление в школе важного чиновника. Мне, во всяком случае, нигде не удавалось услышать столько слов, в которые не верит говорящий, сразу.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь