Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Что его сопровождают физиологические движения. Эти движения
не представляют собой ни причины, ни результата явления; Они составляют часть его, выражают его протяженность в пространстве... ≫ [4, 62]. Однако Т. Рибо все еще продолжал определять внимание через Процессы, происходящие в сознании. Внимание для него —прежде Всего умственный моноидеизм —господство в сознании какого-определенного представления или мысли. Обычно в сознании одновременно Представлено множество мыслей и впечатлений. Это состояние сознания можно назвать ≪ полиидеизмом ≫ . Но внимание На время избирает только одно из присутствующих впечатлений. Конечно, такое господство отдельного состояния сознания всегда Относительно: остальные представления не исчезают полностью, Многие из них так или иначе группируются вокруг центрального И способствуют его усилению. Итак, внимание —относительный ≪ умственный моноидеизм, Сопровождаемый непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума ≫ [64, 6]. Речь здесь идет прежде всего о Телесном, двигательном приспособлении, которое и позволяет отвлекаться от необходимого представления. Допуская участие движений В акте внимания, Т.Рибо критиковал тех, кто рассматривает внимание как ≪ чисто духовный акт ≫ : оно ≪ связано со вполне Определенными физическими условиями и, действуя только через них, от них же и зависит ≫ . 85 Приспособление организма включает три класса компонентов: Сосудодвигательные: приток крови к мозговому центру, где представлен объект внимания, изменение сердцебиения и т.д.; 2) дыхательные; Собственно двигательные: поза, мимика, пантомимика и т. п. Т. Рибо предполагает, что за процессами внимания, прежде Всего произвольного, стоит механизм задержки1. Физиологический Процесс, соответствующий объекту внимания (представлению, господствующему На данный момент в сознании), задерживает или Подавляет физиологические процессы, соответствующие другим Представлениям и движениям. Однако человек может сдерживать Только движения: в нашей воле не болтать ногами, но не в нашей Воле изгнать из сознания образ большой желтой обезьяны, о которой Нам строго-настрого запретили думать. Значит, задерживая Движения, контролируя состояние собственных мышц, человек Сможет управлять и вниманием2. Если же он устает, то уже не Может сдерживать движения, которые способствуют отвлечению Внимания. Представим себе утомленную скучным докладом аудиторию. Постепенно все большее количество людей начинает вертеться По сторонам, что-то крутить в руках, рисовать в блокнотах Замысловатые узоры, и все меньшее их число сосредоточенно слушает Докладчика, согласно Т. Рибо, именно потому, что выходит Из строя механизм задержки движений. Моторная теория внимания Н.Н.Ланге Связь внимания и движения становится еще более явной в работах Н. Н. Ланге, который представлял ее как причинно-следственную. Движения здесь не просто включены в акт внимания, но обусловливают Его, делают внимание возможным. Теория Н.Н.Ланге —уже собственно моторная, или эффек- торная [47]. Внимание в ней —не особое состояние сознания, Обеспечиваемое двигательным приспособлением организма, но ≪ целесообразная реакция организма, моментально улучшающая условия восприятия ≫ 3 [44, 140]. Эта реакция организма может быть Как биологически целесообразной, эволюционно полезной, так и Сообразной собственным целям познающего субъекта —произвольной. Великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829—905), который Открыл явление центрального торможения, в нервной системе человека, Указывал на него как на возможный мозговой механизм воли. На этой основе Т. Рибо предложил строить и воспитание внимания (см. Разд. 3.4.1). 3 ≪ Восприятие ≫ для Н.Н.Ланге, который пишет на языке психологии XIX в., — познание в целом: это и собственно восприятие как процесс построения перцептивного |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы