Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Механизм поиска в рамках своей теории. Она предположила, что
Если объекты сильно различаются по ключевым признакам, в зрительной Системе может развиться активное торможение тех мест На главной карте, где располагаются отвлекающие стимулы, со стороны карт кодирующих их признаков. Если в нашем примере Будут подвергнуты торможению все места, где есть короткие линии И линии зеленого цвета, то положение целевого стимула окажется Единственным местом, не затронутым процессами торможения. В результате этот стимул станет своего рода ≪ фигурой на фоне ≫ , и произойдет его феноменальное ≪ выскакивание ≫ . Экспериментальные Данные, подтверждающие эту гипотезу, были получены Э.Трейсман и Ш.Сато [368]. Альтернативное объяснение изложенной группе фактов дает Позднеселективная теория сходства, предложенная Дж. Дунканом и Г.Хамфрисом [164]. Согласно этой теории, в основе ≪ эффекта выскакивания ≫ лежат не процессы торможения, характерные для Моделей раннего отбора, а процессы дополнительной активации Отображений стимулов. Дж. Дункан и Г.Хамфрис не проводят жесткой границы между Поиском объектов по одному признаку и по сочетанию признаков, Характерной для теории интеграции признаков. Напротив, Они предлагают рассматривать единый континуум эффективности Поиска: от наиболее явно отличимых объектов, заданных отдельным Признаком, до объектов, заданных сложным сочетанием Признаков. Скорость поиска в этом континууме определяется Степенью сходства между целевым стимулом и отвлекающими Стимулами. Процесс поиска, согласно теории сходства, имеет три стадии. I. Параллельное построение ≪ перцептивного описания ≫ зрительного поля, сходное со стадией ≪ предвнимательного ≫ анализа в Ранней модели внимания У. Найссера (см. разд. 4.3.3). II. Сопоставление полученной информации с внутренними шаблонами (заданными характеристиками целевого стимула) и приписывание определенного ≪ веса ≫ (уровня активации) отображению Каждого из стимулов. Чем больше число признаков, по которым стимул сходен с шаблоном, тем больший ≪ вес ≫ он получает И тем больше вероятность его дальнейшей обработки. III. Поступление информации в зрительную кратковременную Память. Емкость этой системы строго ограничена, поэтому информация допускается туда избирательно, на основе ≪ веса ≫ , или Уровня активации, каждой из ее единиц. Попав в кратковременную Память, стимул может быть осознан. Предположим, что человек решает задачу поиска красного круга Среди зеленых кругов и красных квадратов. В этом случае каждый из отвлекающих стимулов получит некоторый ≪ вес ≫ , поскольку схож с целевым как минимум по одному признаку. Но ≪ вес ≫ целевого Стимула все равно окажется максимальным, поэтому данный стимул с легкостью ≪ одолеет ≫ прочие стимулы и первым достигнет Зрительной кратковременной памяти. Однако если красный Круг необходимо отыскать среди розовых кругов и красных овалов, Большее сходство отвлекающих стимулов с целевыми затруднит поиск. ≪ Вес ≫ каждого из отвлекающих стимулов будет отличаться от ≪ веса ≫ целевого стимула незначительно, в результате Чего на входе в кратковременную память возникнет интерференция, И выбор ответа потребует дополнительного времени. 7.2.2. Модель ≪ управляемого поиска ≫ Дж. Вольфа И данные в ее поддержку Приступить к пересмотру положений теории интеграции признаков Заставило еще одно из открытий в исследованиях зрительного Поиска. Экспериментальные данные указывали на то, что Испытуемые, решая задачу поиска объекта по сочетанию признаков, Осуществляют поиск только среди стимулов, которые совпадают с целевым по одному из признаков (например, по цвету), и не обследуют остальных стимулов. Например, Хауард Игет и его коллеги [165] установили, что если человек ищет, скажем, серую букву ≪ О ≫ среди серых и черных букв (рис. 7.5), то время поиска |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы