Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Увещевание св. Бернаром папы Евгения III (1145—1153 гг.).
Так смой же с себя румяна мимолетной почести твоей, удали блеск плохо намалеванной славы и воззри на себя, какой ты есть; при рождении твоем нагим ты вышел из утробы матери. Что же из того, что ты увенчан митрою, что на тебе блестят драгоценные каменья и разноцветные шелковые ткани, что голова твоя украшена перьями и несешь ты на себе тяжесть ценного металла? Если все это, как утреннее облачко, которое быстро несется и скоро промелькнет, ты рассеешь и отгонишь от себя, — пред тобою окажется человек нагой и убогий, и жалкий, ничтожный; человек, скорбящий о том, что он человек, стыдящийся своей наготы, оплакивающий свое рождение, ропщущий на свою жизнь; человек, рожденный для труда, а не для почета, человек, рожденный от женщины, и потому греховный; с жизнью кратковременной и потому полной страха; пресыщенный многими печалями (Иов. XIV, I) и потому скорбящий. На самом деле 91 много печали у человека, так как идут они от тела и духа; какого еще бедствия не достает тому, кто родился в грехе, с бренным телом и немощным духом?.. На самом деле пресыщен тот печалями, у кого слабость тела соединяется с неразумием сердца, кто вязнет в плоти и обречен на смерть. Полезно тебе такое сочетание понятий в виду того, что признавая себя первосвященником, ты в то же время будешь сознавать, что не только был презреннейшим прахом, но и остался таковым... (Там же. С. 127—128) ЛИТЕРАТУРА 1. Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. СПб., 1912. 2. Геръе В. Западное монашество и папство. М., 1913. 3. Фроссар А. Соль земли. Брюссель, 1973. 4. La doctrine spirituelle de S. Bernard // Collectanea cistercien-sia, 4, 1975. P. 227—248. 5. Правила святой жизни. 2-е изд. СПб., 1894. СВ. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ И ФРАНЦИСКАНСТВО Период XI—XII вв. характерен растущей христианизацией народных масс, привлекавшихся к монашеской жизни примером подвижников, проповедями великих аббатов и монахов, призывами пап. Резкий подъем интереса к Евангелию и содержанию апостольской проповеди, к мистике и учению Церкви был связан с волной еретических и сектантских движений начала второго тысячелетия, прокатившейся по всей Европе, будоража умы, вынуждая людей из народа к попыткам самостоятельно разобраться в текстах Священного Писания, самостоятельно осуществить евангельский идеал в своей жизни. Проповедь с церковного амвона была в то время редким явлением, а там, где она была, оказывалась сложной, непонятной, насыщенной схоластикой, хитроумной символикой, ученой экзегетикой. Хотя монахи и клирики были убеждены, что именно они являются носителями евангельского, апостольского идеала, ознакомление с Евангелием простых верующих вызывало у них стремление найти более непосредственное, буквальное исполнение призыва следовать и подражать Христу и Его ученикам. Успех еретиков-катаров и многочисленных сектантов был вызван именно внешним сходством с апостолами: как истинные ученики Христа, лишенные крова и собственности, они вели аскетическую бродячую жизнь и проповедовали Евангелие. Обличая роскошь и развращенность епископов и клириков, высмеивая непонятность церковного учения, еретики называли папский Рим «апокалипти- 92 ческой блудницей» и одно время реально могли надеяться одержать верх над Западной Церковью в борьбе за умы и души рядовых верующих. Зачинатель ереси вальденсов Петр Вальдес со своими последователями — простыми ремесленниками и крестьянами — надеялся достичь спасения путем праведной жизни, апостольской бедности, покаяния в грехах. Еретики, отвергнув Церковь, вступив в борьбу с нею и в свою очередь ею отвергнутые, пробудили в массах стремление к следованию Христу и буквальному исполнению Евангелия. В этой атмосфере начал свою апостольскую жизнь и проповедь св. Франциск Ассизский. Сын богатого купца, Франциск в молодости вел беззаботную жизнь праздного гуляки, с веселыми пирушками, шумными ночными прогулками во главе юных товарищей. Уже в этот период он проявил некоторые склонности, столь развившиеся «последствии: щедрость, мягкость, братолюбие, чувствительность к чужим страданиям. Но тщеславие влекло его к подражанию рыцарским образцам. Перенесенная тяжелая болезнь и плен, которым закончилась его военная карьера, способствовали углублению в нем мистических настроений. Особенно сильно воздействовали на доброе сердце Франциска мольбы нищих, которым он часто отдавал свою одежду, деньги или что-нибудь из имущества отца. Однажды, во время паломничества в Рим, он обменялся одеждой с каким-то нищим и, стоя у входа в церковь, стал просить милостыню. С особой остротой переживал он сострадание к прокаженным, разыскивал их, давал им деньги. При всем этом процессе внутреннего перерождения он еще некоторое время продолжал вести мирскую жизнь в качестве главаря и «царя» веселой компании. Постепенно Франциск начал отходить от прежней жизни, часто уединялся, погружаясь в молитву и размышления о страданиях Христа. Биографы сообщают о неоднократных мистических переживаниях Франциска, наполнявших его благоговейной и сострадательной любовью к Иисусу. По мере удаления Франциска от мира разрастался его конфликт с отцом, в конце концов проклявшим его и выгнавшим из дома без средств к существованию. Этот разрыв лишь освободил Франциска для исполнения призвания, которое он уже ясно чувствовал. Приверженность к нищете дошла у него до крайнего предела. Услышав в церкви слова Евангелия о том, чтобы ученики ничего не брали с собой в дорогу, он, пораженный этими как бы впервые услышанными словами, тут же выполнил слова Христа, изготовил себе грубую тунику, подпоясанную веревкой, и без посоха и сумы начал ходить по дорогам, проповедуя покаяние. Проповедь Франциска производила глубокое впечатление. В от- 93 личие от своего современника Вальдеса, также проповедовавшего апостольскую бедность и покаяние, Франциск не проявлял никакой враждебности к Церкви и клиру, напротив, постоянно подчеркивал свое благоговение перед таинствами и смиренное почтение перед священниками. Вскоре у Франциска появились первые последователи. Поселившись в шалаше близ родного города Ассизи, они вместе стали выходить на проповедь покаяния и смирения. Как утверждает легенда, Франциск отправлял своих учеников по двое, как это делал Христос, давая им наставления о Царстве Божием, презрении к миру, смирении и терпении в гонениях, о благословении проклинающих. Себя они называли «кающиеся из Ассизи». Проповедь имела чрезвычайный успех, к братству стало примыкать множество людей всех сословий. Кроме проповеди, братья занимались молитвой и работой, которая часто заключалась в помощи бедным на полях. Важным моментом в истории общины было составление Франциском первого Устава, который упорядочил жизнь увеличивавшегося братства. По-видимому, этот первый Устав, не дошедший до нас, состоял из евангельских текстов и призыва исполнять их буквально, а также из увещания почитать Церковь и католическую веру. Никаких точных установлений относительно пищи, одежды, правил приема в братство в Уставе не содержалось, так что францисканская община вовсе не походила на обычный монашеский орден, а сам Франциск ничем не напоминал аббата нового ордена. Новая община носила не монашеский, но апостольский характер, и в этом была ее новизна и привлекательность. Внешнее сходство францисканского братства с широко распространенными в то время еретическими и сектантскими общинами, вроде вальденсов, враждебных Церкви, не могло не вызвать опасений со стороны Рима. Тогда Франциск предпринял паломничество в Рим и с помощью сочувствовавшего ему епископа Ассизского добился, чтобы один из кардиналов доложил о новой общине папе Иннокентию III. При этом Франциск мягко, но настойчиво отклонил совет кардинала вступить в какой-нибудь из существующих монашеских орденов. После некоторого колебания и обсуждения с кардиналами папа решил одобрить францисканское движение. В этом ему содействовало знамение, полученное от Бога: до встречи с Франциском во сне он видел человека простого вида, который поддерживал своды грозившей рухнуть базилики св. Иоанна на Латеране. Во Франциске папа узнал этого человека. Глубоко отвечавшее духовным запросам эпохи, принятое под покровительство папы, францисканское братство начало стремитель- но разрастаться, приобретая одновременно некоторые черты, свойственные обычным монашеским орденам. Первым отклонением от исходных принципов было появление постоянных «убежищ» францисканцев вблизи городов и оживленных дорог. Увеличение числа членов братства, появление оседлости требовало новых форм организации. Сам Франциск уже не мог знать всех членов братства; стало невозможным как прежде собираться в полном составе. В 1220 г. папа Гонорий III (1216—1227 гг.) опубликовал буллу, которая устанавливала новициат: желавший вступить в общество должен был год находиться на испытании, а после посвящения он уже не имел права покинуть братство. Этот принцип сближал францисканцев, у которых вход и выход оставались до тех пор свободными, с другими монашескими орденами. Та же булла предостерегала, чтобы под видом «меньших братьев», или миноритов, (так называли в то время францисканцев) не обращались среди верующих люди, не повинующиеся Церкви. Франциск, вынужденный считаться с необратимыми изменениями внутри самого общества и с волей папы, в 1223 г. создал новый Устав, который был утвержден папой. Согласно этому уставу, братья дают обет послушания, целомудрия и бедности и после года испытания окончательно вступают в орден. Во главе ордена стоят министры, возглавляющие отдельные провинции ордена. Устав настойчиво предостерегает министров от гордости и злоупотребления властью. Братья не обязаны повиноваться, если им приказывают что-нибудь вопреки Уставу. Устав запрещает братьям принимать деньги и приобретать недвижимое имущество. В странствие минориты отправляются пешком, без посоха, без сумы, без хлеба и денег; лишь в случае болезни им разрешается ездить верхом; миноритам рекомендуется избегать женщин, нарушивший заповедь целомудрия изгоняется из ордена. Устав требует от братьев сохранения мира и любви, увещевает их избегать взаимных тяжб и злословия; министры, при необходимости наказания кого-либо из братьев должны совершать это кротко, без гнева и злобы. Миссия среди язычников и сарацин осуществлялась братьями с разрешения своего министра; такое же разрешение вместе с согласием местного епископа требовалось для обращения с проповедью к народу. Личный пример евангельской жизни считался главным способом распространения и укрепления подлинной веры. Братья обязаны были повиноваться служителям Церкви, регулярно исповедоваться и причащаться. Министр каждой провинции ежегодно собирал всех своих братьев; сами же министры собирались в церкви св. Марии (Порциункулы) — месте первоначальных собраний общин францисканцев.
Сравнивая францисканский устав с бенедиктинским, нетрудно заметить глубокое различие между ними. Запрещение не только личной, но и коллективной собственности, отсутствие постоянного пристанища и милостыня как норма жизни, проповедь к народу, евангельские начала в отношениях руководителей с подчиненными — s все эти особенности продолжали отличать францисканцев от старых монашеских орденов, и эти именно особенности обусловили необычайный успех и распространение Францисканского ордена. Влияние францисканцев на широкие массы усилилось благодаря появлению полумонашеского ордена терциариев, также ведущего начало от Франциска. В числе терциариев могли быть мужчины и женщины, в том числе находящиеся в браке; они находились под духовным руководством францисканцев, отказывались от применения оружия для любых целей, кроме защиты Церкви и Родины, отказывались от клятв, от принятия муниципальных должностей; им особенно рекомендовались молитва и благотворительность, забота о больных собратьях. В число терциариев, распространившихся, как и их духовные руководители, по всей Европе, входили люди самых различных сословий: от монархов до неимущих батраков. Миссионерский пыл св. Франциска также не угасал в ордене, и папы охотно использовали францисканцев для проповеди среди иноверных, а также для попыток установить связи с Восточной Церковью. Широкую известность приобрели миссионерские путешествия францисканцев в конце XIII в. в татарские и славянские земли. Францисканцы оказывались главными помощниками папы в попытках восстановления единства с Константинопольской Церковью. Когда Михаил VIII Палеолог * стал императором, он начал искать сближения с Католической Церковью и написал папе Урбану IV (1261—1264 гг.) письмо, в котором выражал готовность к воссоединению. Папа с готовностью откликнулся на это предложение и послал к императору шестерых францисканцев (в 1263—1264 гг.), снабдив их широкими полномочиями. Хотя первые попытки не привели к успеху, Григорий X (1271—1276 гг.) энергично продолжил начинание Урбана IV. Он отправил к императору четырех францисканцев, вручив им исповедание веры, которое должен был принять император. Следующий папа — Иоанн XXI — опять отправил францисканцев: во главе посольства стояли Иероним, генеральный министр ордена, Гвидо и Ангел, провинциальные министры. Послы должны были убедить императора клятвенно признать выработанную формулу исповедания веры, в особенности папский примат, и отречься от «схизмы»; считалось желательным, чтобы это признание и отречение сде- * Палеологи — последняя византийская династия, правившая с 1261 по 1453 гг. 96 ланы были публично перед народом, но в случае упорства императора легаты могли пойти и на некоторые уступки. Францисканское посольство продолжалось и при папе Николае III (1278 г.). После смерти св. Франциска (1226 г.) в ордене наметился раскол. Попытки генерального министра Ильи превратить францискан-ство в обычный монашеский орден вызвали резкое сопротивление со стороны ревнителей, пытавшихся сохранить первоначальный апостольский дух общины св. Франциска. В 1247 г. генеральным министром стал Иоанн Пармский, глава движения ревнителей, изучавший богословие в Париже и ставший там последователем апокалиптического учения Иоахима Флорского. Труды Иоахима, предсказывавшие наступление «эры Святого Духа», когда на первый план выдвинется монашество, придя на смену епархиальному, т. е. немонашескому духовенству, первенствовавшему в «эпоху Сына», стали основой богословского учения последователей Иоахима Флорского иоахимитов. Гергард, под покровительством Иоанна Пармского, издал труды Иоахима со своим предисловием, в котором далеко опередил самого автора в критике Церкви и духовенства. После Гергарда название одного из трудов Иоахима «Вечное Евангелие» стало восприниматься как обозначение «благовестил» самого Иоахима, идущее на смену и продолжающее обычное Евангелие. Сам Иоахим никогда такого смысла своим писаниям не придавал. Папская комиссия при Иннокентии IV, рассмотрев (в 1254 г.) «Предисловие» Гергарда, признала его еретическим. Гергард был заключен в тюрьму, а Иоанн Пармский смещен. Однако это лишь окружило ореолом мученичества идеи «Вечного Евангелия». Оно дало философско-религиозный фундамент, на котором иоахимиты строили представление о своей миссии в настоящем и будущем. Впечатляющий успех нищенствующих орденов подкреплял их уверенность в наступлении новой монашеской эпохи. К иоахимитам примкнули многочисленные группы людей, оторвавшихся от Церкви и проникнутых сознанием своего превосходства над ней. Отсутствие отчетливой грани между иоахимитами и примыкавшими к ним последователями социально-еретических движений эпохи делало это направление особенно опасным в глазах Рима. Часть францисканцев — приверженцев абсолютной бедности образовали радикальное движение так называемых спиритуалов. В конце концов они настолько отдалились от церкви, что в 1329 г. были отлучены папой Иоанном XXII.
Победу в ордене одержало при поддержке Рима среднее направление, не страшившееся использовать папские привилегии и сохранявшее прочную связь с Церковью, но в то же время устранившее тенденции превращения францисканства в один из обычных орденов. К этому направлению принадлежал выдающийся мистик и бо- 7- 4210
гослов Бонавентура, генеральный министр и, как его иногда называют, «второй основатель ордена». ТЕКСТЫ |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы