Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Из письма Алкуина Карлу Великому (о пользе мудрости).
Вашим благородным стремлениям небезызвестно, как на каждой странице Священного Писания мы убеждаемся в необходимости изучать мудрости: ничто не ведет так к блаженной жизни, ничто не бывает приятнее для упражнения, ничто не действует сильнее против порока, ничто не может быть достохвальнее, как бы ни было велико достоинство человека; а по изречениям философов, ничто так не необходимо для управления народом, для устроения жизни по правилам нравственности, как именно мудрость, порядок и наука... Я всегда убеждал, Государь Король, юношей, находящихся при дворе Вашего Величества, всеми силами изучать начала такой мудрости и ежедневными трудами усваивать их себе, потому что мудрость оказывает услуги и цветущему возрасту, делает его достойным достижения почтенной седины, и мудростью же можно достигнуть вечного блаженства. Я же не устану сеять семена мудрости посредством своего умишка между вашими слугами и в этой стране. (Цит. по: Стасюлевич М. История Средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Пг., 1915. Т. II. С. 72)
2. Из лекции Алкуина об истинной философии (диалог учителя и ученика). Учитель: Мы читаем у Соломона, устами которого говорила сама Мудрость: «Мудрость построила себе дом и вырубила для него семь столбов». Хотя, собственно, это выражение относится к Божественной Премудрости, которая построила себе в девственной утробе дом, т. е. тело, и подкрепила его семью дарами Духа Святого; это и есть Церковь, прославленная теми дарами; но и книжная мудрость точно так же утверждается на семи столбах, и не иначе можно довести до совершенства свое познание, как поднявшись на те столбы или, лучше сказать, ступени... Ученик: Веди же нас и изведи когда-нибудь из невежества, чтобы мы могли воссесть на ветви мудрости, данной тебе Богом, откуда мы увидим свет правды; покажи же нам, как ты часто то обещал, семь ступеней науки. Учитель: Тех ступеней, о которых вы спрашиваете, семь, и о если бы для переступления их вы обнаружили такую же жажду, какую теперь показываете для того, чтобы взглянуть на них. Вот они: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Над ними потрудились все философы, ими они просветились, превзошли славой царей и восхваляются на вечные времена; этими же науками святые наставники и защитники нашей кафолической веры одерживали верх над всеми ересиархами во время публичных диспутов с ними. Пусть по ним пройдется и ваша молодость, о любезные дети, пока более зрелый возраст и новые душевные силы не дозволят вам приступить к вершине всего — Священному Писанию. Вооружившись таким образом, вы выступите после неодолимыми защитниками и утвердителями истин веры. (Там же. С. 86) ЛИТЕРАТУРА 1. Бицилли П. Элементы средневековой культуры. 1919. 2. Карсавин Л. П. Культура Средних веков. Пг., 1918. 3. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. СПб., 1907. 4. Преображенский В. Восточные и западные школы во времена Карла Великого, их отношения между собою, с классическим и древнехристианским учениями и постановка в них богословия. СПб., 1881. 114 ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА. НЕОПЛАТОНИЗМ Иоанн Скот Эриугена (ок. 815—877 гг.), ирландец по происхождению, около 843 г. жил и преподавал в Париже при дворе короля Карла Лысого. Обстоятельства его жизни точно не известны. Иоанн Скот владел как латинским, так и греческим языками, знал сочинения Платона и Аристотеля. Через него в Средние века вошла неоплатоническая традиция, развившаяся на христианском Востоке. Эриугена исходил главным образом из Дионисия Ареопагита (точнее — Псевдо-Дионисия Ареопагита, так как неизвестный автор «Ареопагитик» судя по тексту жил в эпоху христологических споров, а не в апостольские времена), труды которого он перевел на латинский язык. Из Святых Отцов он более всего ценил толкователя Псевдо-Дионисия — Максима Исповедника, а также Василия Великого, Григория Назианзина и особенно Григория Нисского. Объединив неоплатонические элементы, содержащиеся в трудах восточных отцов Церкви, Эриугена создал первую целостную средневековую философскую систему, построенную на эманацион-ной концепции. Жертвуя ради системы истинами Откровения, он своими произвольными толкованиями значительно исказил христианское вероучение, за что его труды были подвергнуты церковному осуждению (папой Львом IX в 1050 г. и Гонорием III в 1225 г.). Толкуя по-своему изречение св. Августина «Истинная философия и истинная религия — одно и то же», Эриугена пытался вывести спекулятивным путем все истины Откровения: разум должен познать тайный, сокровенный смысл, содержащийся в символических выражениях Священного Писания. Как впоследствии сказет Гегель: «Истинная философия представляет собой истинную религию, а истинная религия представляет собой истинную философию» (Лекции по истории философии / Сочинения. М.; Л., 1935. Т. XI. С. 126). Эриугена принял участие в полемике против монаха Готшалка, учившего о двойном предопределении: одних — к блаженству и спасению, других — к греху и погибели. Эриугена утверждал, что существует только предопределение к добру и блаженству, так как Бог вообще не познает зла, ибо зло не есть что-то реальное, оно только отсутствие добра. Бог же постигает только реально сущее, причиной которого Он Сам является. Система Эриугены сводится к учению о четырех природах. 1. Природа несотворенная и творящая — Сам Бог. 2. Природа сотворенная и творящая — мир Божественных Идей. 3. Природа сотворенная и нетворящая — вещественный мир. 4. Природа несотворенная и нетворящая — снова Бог как конечная цель всех вещей, возвращающий к Себе все сотворенное. 8* 115 Кратко опишем эти четыре природы. Первая природа — сама сущность Бога, выше всех понятий и определений, доступных человеческому разуму. Категория «усия» — сущность — не применима к Божественной Природе, так как Бог более, чем существует. Божественная природа апофатична, т. е. не может быть предметом какого-либо утвердительного высказывания, но лишь отрицательного: Бог не есть ни что из того, что нам известно и что мы можем помыслить. В этом смысле Эриугена вводит понятие Божественного Ничто, которое есть более, чем все. Говоря о совершенствах Бога, Эриугена советует применять приставку «сверх»: сверхблагий, сверхмудрый, сверхсущий и т. д. Средством познания Бога являются богоявления, теофании — с одной стороны, как явления чувственного мира, несущие на себе свидетельство о Боге, с другой — как внутренние озарения Божественной Благодати. Из этих теофании следует, что Бог есть, что Он мудр и что Он есть Живой Бог. Как имеющий бытие — Он есть Отец, как имеющий мудрость — Сын и как жизнь — Дух Святой. Так трактует Эриугена понятие Троичности. Вторая природа — мир Божественных Идей, мыслей о мире, существующих в Боге-Слове в виде еще нерасчлененного единства. Это творение идеального мира в Слове безначально и вечно, но если Бог вечен, потому что Он несотворен, то идеальный мир вечен, потому что он в вечности творится Богом. Переосмысляя святоотеческое учение о творении из ничего, Эриугена утверждает, что идеальный мир вечно творится именно из Божественного Ничто, т. е. из Самого Бога, из первой природы. Бог, таким образом, как бы выходит из Самого Себя в творении идеального мира, творит в Нем Самого Себя, желая выйти из тех сокровенных глубин Своей природы, в которых Он непостижим Сам для Себя. Преодолевая замкнутость сверхсущего Ничто, в идеальном мире Он начинает существовать как постижимое Нечто. Как из Бога возникает идеальный мир, так этот последний в свою очередь, вызывает к существованию материальный, воспринимаемый чувствами мир. Третья природа и есть материальный, чувственный мир. Эриугена учит, что в воспринимаемом чувствами мире общая «усия» — сущность всех вещей — предшествует индивидуальным вещам. Эта сущность носит идеальный характер: если лишить конкретную вещь всех ее умопостигаемых качеств — размера, плотности, формы, цвета и т. д., — от вещи ничего не останется. Конкретная вещь образуется в результате объединения умопостигаемых качеств — привходящий свойств, или «акциденций»; только от сочетания невидимых и бестелесных идеальных акциденций (качеств) и возникает впечатление телесности. 116 Таким образом, чувственный мир — третья природа — оказывается у Эриугены тем же идеальным миром, но распавшимся во множественность. Поскольку воспринимаемый чувствами мир есть лишь развора-чивание идеального, то отсюда вытекает, что и этот вещественный мир сотворен Богом в конечном счете из Самого Себя. Эриугена предостерегает от обычного понимания «творения из ничего», так как здесь надо понимать Божественное Ничто. В этом центральном пункте своего учения Эриугена решительно расходится с учением Церкви, вводя неоплатоническую идею эманационного пантеизма. «Творец и сотворенное суть одно и то же... Бог, следовательно, есть все и все есть Бог», — утверждает Эриугена. Антропология Эриугены строится на принципе теоморфизма: человек — образ Божий, микрокосм, отображающий или несущий в себе все мировые начала. Трем первым природам соответствуют в человеке высший разум — «нус» — способный к интуитивному, мистическому постижению Бога, как Он есть Сам по Себе, в своей первой природе; рассудок, направленный на постижение второй природы — идеального мира; и, наконец, внутреннее чувство, имеющее объектом третью природу и способное выявлять идеальное и всеобщее в чувственном мире. Идею грехопадения Эриугена толкует с помощью понятия единого, универсального в Божественном Слове. Последнее же и есть тот Рай, в котором первоначально находился идеальный Человек Адам. Первозданный Человек был, таким образом, нематериален и не разделялся на два пола. Грехопадение как результат жажды «смешанного познания», т. е. одновременного познания «добра и зла», привело к разделению Человека на два пола, к появлению материального тела — «кожаных риз» — и к распадению во множественность человеческого рода в деторождении. Эта трактовка, в которой Эриугена следует св. Григорию Нисскому, объясняет, почему возникла третья природа из второй, — она есть результат грехопадения первозданного Человека. Но если третья природа есть результат грехопадения и означает удаление от Бога, то она должна быть возвращена к Нему, что соответствует идее Искупления. Четвертая природа есть, таким образом, человеческая природа, возвращенная к Богу, или в Рай — идеальный мир второй природы, или еще выше — к Самому Богу, где она станет едина с Богом, обо-жествится. Искупление состоит в том, что Божественное Слово сошло в третью природу (в которой содержится все видимое и невидимое творение), преобразив человеческую природу в Божественной Природе Христа. В грядущем воскресении материальное тело одухотворится, 117 исчезнет разделение полов, однако в воле индивидуумов сохранятся последствия прожитой жизни. Так, наказание грешников будет состоять в том, что они лишатся возможности осуществлять свои чувственные желания, к которым пристрастились во время земной жизни. Эти неутоленные желания и есть то гееннское пламя, которое их пожирает. Нетрудно видеть, что учение Эриугены о спасении находится в противоречии с христианским вероучением. ТЕКСТЫ Эриугена о роли разума. Центральная задача познания состоит в том, чтобы природу всех вещей, какие только могут быть постигаемы, разделять, соединять, расчленять, указывать собственное место каждой вещи... Авторитет происходит из истинного разума, а не разум из авторитета. Ибо слаб авторитет, не подкрепленный истинным разумом. Наоборот, истинный разум, надежный и постоянный, основанный на собственной мощи, не нуждается в подкреплении при помощи согласования с тем или другим авторитетом. (Цит. по: Трахтенберг О. В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957. С. 18—19) |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы