Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Следовательно, всё вышеперечисленное можно разделить на две группы:
1 — Если человек желает себе чего-то, что связано с религией, то он обязан желать своим братьям того же самого. В противном случае, человек считается тем, кто не обладает полноценной верой. Человек обязан желать своему брату того, чтобы тот выполнял обязательные и желательные религиозные предписания, а также оставлял всё запрещенное Аллахом. 2 — Если человек желает себе блага, которое связано с мирской жизнью, то ему желательно (мустахабб) желать своим братьям того же самого.
Например, желательно желать своему брату того, чтобы тот имел изобилие в пропитании.
Например, желательно желать своему брату того, чтобы тот обладал почётом, имуществом или полезными книгами, и так далее. Всё это является желательным.
Важный момент:
Существует такое понятие как ″ исар″ - ( إ ي ث َ ا ر ٌ ) - ″ готовность жертвовать для других своими личными интересами″ . Он бывает двух видов:
1-ый вид — ″ исар″ в вопросах поклонения — в вопросах поклонения нежелательно (макрух) жертвовать личными интересами для других. Это противоречит тому, что нам велено – нам велено опережать друг друга в благих деяниях.
Аллах Всевышний сказал: ﴿ س َ ا ب ِ ق ُ و ا إ ِ ل َ ى م َ غ ْ ف ِ ر َ ة ٍ م ّ ِ ن ر ّ َ ب ّ ِ ك ُ م ْ ﴾ «Стремитесь (опережая друг друга) к прощению от вашего Господа» [Сура аль-Хадид, аят 21].
А также: ﴿ و َ س َ ا ر ِ ع ُ و ا ْ إ ِ ل َ ى م َ غ ْ ف ِ ر َ ة ٍ م ّ ِ ن ر ّ َ ب ّ ِ ك ُ م ْ ﴾ «И стремитесь к прощению вашего Господа» [Сура али ‘Имран, аят 133].
Следовательно, мусульманин должен стараться опередить другого мусульманина во всех видах благах.
Как сказал Аллах Всевышний: ﴿ و َ ف ِ ي ذ َ ل ِ ك َ ف َ ل ْ ي َ ت َ ن َ ا ف َ س ِ ا ل ْ م ُ ت َ ن َ ا ف ِ س ُ و ن َ ﴾ «Пусть же ради этого (ради вечной благодати) состязаются состязающиеся! ». [Сура аль-Мутаффифин, аят 26].
Например, человек увидел свободное место в первом ряду молящихся, но не встал на это место и сказал своему брату: «Становись! », а тот ответил ему: «Нет, давай лучше ты! » Поступать так нежелательно! Человек должен стараться опережать другого человека в вопросах поклонения, а в данном случае, известно о достоинстве совершения молитвы в первом ряду.
Или, например, к людям явился человек, нуждающийся в определенной сумме денег, которая покрыла бы его потребности.
Например, ты можешь помочь этому человеку деньгами, но говоришь своему брату: «Помоги ему! Я предоставлю тебе эту возможность совершить благодеяние! » А он отвечает: «Нет, давай лучше ты! Я бы хотел, чтобы ты заработал награду». Иначе говоря, каждый из вас обоих старается отдать предпочтение друг другу.
Это является нежелательным! Человек обязан стремиться опережать других людей в совершении благих деяний.
2-ой вид — ″ исар″ в мирских вопросах — например, жертвование своему брату еды, одежды, транспорта, и тому подобных вещей, забывая о своих личных интересах. Всё это желательно (мустахабб).
Аллах Всевышний сказал, описывая особых верующих: ﴿ و َ ي ُ ؤ ْ ث ِ ر ُ و ن َ ع َ ل َ ى أ َ ن ف ُ س ِ ه ِ م ْ و َ ل َ و ْ ك َ ا ن َ ب ِ ه ِ م ْ خ َ ص َ ا ص َ ة ٌ و َ م َ ن ي ُ و ق َ ش ُ ح ّ َ ن َ ف ْ س ِ ه ِ ف َ أ ُ و ْ ل َ ئ ِ ك َ ه ُ م ُ ا ل ْ م ُ ف ْ ل ِ ح ُ و ن َ ﴾ «Они (особые верующие) отдают им (другим верующим) предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими». [Сура аль-Хашр, аят 9].
Этот аят указывает на качество верующих людей – они готовы были жертвовать для других своими личными интересами, когда дело касалось мирских вопросов.
14 Хадис: Неприкосновенность жизни мусульманина. 14 ― Сообщается со слов ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не позволяется (проливать) кровь мусульманина, свидетельствующего о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, если не считать трёх случаев: когда речь идёт о женатом человеке, совершившем прелюбодеяние, когда лишают жизни за жизнь, и (когда) кто-нибудь отступается от своей религии и покидает общину». [аль-Бухари, 6878; Муслим, 1676].
________________________ Разъясняет шейх Салих али Шейх: В этом хадисе указание на вещи, которые делают кровь мусульманина разрешенной. Ведь, ранее уже разбирался хадис, в котором пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, и не станут совершать молитвы и выплачивать закят, а если они будут делать всё это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество, которых впредь их могут лишить не иначе как по праву Ислама, и тогда отчёта с них вправе будет требовать только Аллах». [аль-Бухари, 25; Муслим, 22].
Кровь и имущество мусульманина, произносящего два свидетельства, выстаивающего молитву и выплачивающего закят, являются защищенными.
А в хадисе ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, указание на такие ситуации, когда кровь такого мусульманина становится разрешенной.
«Не позволяется…» — то есть: запрещено (харам).
Убийство мусульманина безо всякого права на это является одним из тяжких грехов. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не становитесь после меня неверными, которые рубят друг другу головы». [аль-Бухари, 121; Муслим, 65].
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на то, что убийство мусульманина – это характерная черта людей неверия.
Также сообщается, что Абу Бакра [Нуфай’ ибн аль-Харис], да будет доволен им Аллах, сказал: «Услышав, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в Аду ” , я спросил: “О посланник Аллаха, (будет справедливо, если туда попадёт) убивший, но почему же и убитый?! ” Он ответил: “Ведь и он хотел убить своего товарища! ” ». [аль-Бухари, 31; Муслим, 2888].
Это указывает на то, что человек, стремящийся убить мусульманина и совершивший для этого всё возможное, окажется в Огне. Вместе с тем следует знать, что мусульманин не будет наказан только лишь за свои мысли. В хадисе сказано: «Аллах говорит: ″ Если замыслит раб Мой совершить дурное, не записывайте за ним (дурного дела), пока он не совершит его″ ». [аль-Бухари, 7501; Муслим, 128].
А в другом хадисе сказано: «Благой и Всевышний Аллах простит членам моей общины те речи, которые будут вести их души [Имеются в виду всевозможные греховные помыслы], если люди не станут говорить об этом вслух или делать этого». [аль-Бухари, 2528; Муслим, 127].
Почему тогда убитый, который никого не убивал, тоже окажется в Аду? Он окажется в Аду по той причине, что предпринял всё возможное для того, чтобы убить мусульманина. Он хотел убить мусульманина, просто не смог этого сделать.
Это указывает на то, что человек, сделавший всё возможное для того, чтобы убить человека или совершить нечто запретное, но не сумевший сделать это по независящим от него обстоятельствам, получает такой грех, как будто он на самом деле убил человека или совершил нечто запретное.
Более того, человек, который доволен каким-либо грехом, получает такой же грех, как и совершивший этот грех на самом деле. На это указывают шари‘атские доказательства.
«Не позволяется (проливать) кровь мусульманина…» — это указывает на великую неприкосновенность крови мусульманина.
«…кровь мусульманина…» — имеется в виду мусульманин, который воплотил Ислам в жизнь. Речь идёт о человеке, который на самом деле стал мусульманином, а не просто относил себя к Исламу.
Он засвидетельствовал о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и о том, что Мухаммад – посланник Аллаха, иначе говоря, исповедовал единобожие (таухид).
Что же касается многобожника и неверующего, то они не относятся к тем людям, о которых говорится в данном хадисе.
Мусульманином называется тот, кто претворил в жизнь единобожие (таухид). Он произнёс два свидетельства, строго соблюдал их, не совершал никакого неверия (куфра) и большого многобожия (ширка).
«…если не считать трёх случаев…» — это три основных случая.
1 — Человек, который был женат (сеййиб) и совершил прелюбодеяние.
Человек, который был целомудренным, а затем женился, заключив действительный шари‘атский брак. Такого человека называют термином ″ сеййиб″ — ( ث ي ب ) — ″ человек, бывший женатым″ .
Следовательно, человека не называют термином ″ сеййиб″ : •Если он ещё не был женат, но совершил прелюбодеяние (зина); •Если он был женат, но его брак считался недействительным по шари‘ату; •Если он заключал когда-то временный брак (мут‘а). [Мут‘а – это временный брак. Такие браки запрещены шари‘атом и считаются недействительными].
Человека называют термином ″ сеййиб″ только в том случае, если он заключал действительный шари‘атский брак с соблюдением всех необходимых условий.
Если человек, который называется ″ сеййибом″ [То есть: человек, который уже вступал в половую близость, находясь в законном шари‘атском браке] совершил прелюбодеяние, то его кровь становится дозволенной. Относительно этого было ниспослано откровение от Аллаха, которое затем было отменено, хотя постановление осталось действительным.
Аллах Всевышний сказал: «Если мужчина и женщина совершили прелюбодеяние, то закидайте их камнями до смерти, как наказание от Аллаха. Поистине, Аллах – Великий, Мудрый». [Передал ан-Насаи в «аль-Кубра», 4/271; ибн Хиббан, 10/273; Ахмад, 5/132; ‘Абду-р-Разакъ в своём мусаннафе, 3/365; ат-Табарани в «аль-Аусат», 4/332; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/400; аль-Бейхаки в «аль-Кубра», 8/211.
Также сообщается, что однажды 'Умар ибн аль-Хаттаб, сидевший на минбаре посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах послал Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, к людям с истиной и ниспослал ему Писание, и среди того, что Он ниспослал ему, был аят о побивании камнями, который мы читали, запоминали и понимали. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сам подвергал прелюбодеев побиванию камнями, а после него побиванию камнями подвергали их и мы, но я боюсь, что по прошествии долгого времени среди людей найдётся такой, который скажет: " Мы не находим упоминания о побивании камнями в Книге Аллаха Всевышнего", и они собьются с пути из-за отказа от выполнения обязанности, о которой говорилось в аяте, ниспосланном Аллахом. Поистине, согласно Книге Аллаха, побиванию камнями подлежит каждый, кто состоял в браке и совершил прелюбодеяние, будь то мужчина или женщина, при наличии необходимого доказательства, или установления беременности, или собственного признания прелюбодея». Передал аль-Бухари, 6829, 6830; Муслим, 1691.
Этот аят был отменён (мансух) в том смысле, что его не следовало ни читать, ни вносить в текст Корана, но установление, которое он в себе заключает, осталось в силе].
А в Коране сказано: ﴿ ا ل ز ّ َ ا ن ِ ي َ ة ُ و َ ا ل ز ّ َ ا ن ِ ي ف َ ا ج ْ ل ِ د ُ و ا ك ُ ل ّ َ و َ ا ح ِ د ٍ م ّ ِ ن ْ ه ُ م َ ا م ِ ئ َ ة َ ج َ ل ْ د َ ة ٍ ﴾ «Прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них высеките сто раз» [Сура ан-Нур, аят 2].
Этот аят указывает на то, что прелюбодею полагается сто ударов плетью. А прошлый аят, который был отменен, но постановление осталось, указывает на то, что прелюбодея нужно закидать камнями. Что касается закидывания камнями, то на это также указывает сунна.
Поэтому среди ученых возникло разногласие относительно прелюбодея, который был в законном шари‘атском браке (сеййиб): нужно ли его просто закидать камнями или нужно сначала высечь плетьми, а только потом закидать камнями. [См. «Тафсир ибн Касир», 1/463; «Шарх Сахих Муслим» (11/189) имама ан-Науауи; «Фатх уль-Бари», 12/120; «‘Умдату-ль-Къари», 23/291; «Файду-ль-Къадир», 3/434; «Субулю-с-Салям», 4/5; «Нейлю-ль-Аутар», 7/254-255].
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел закидать камнями Ма‘иза и женщину из племени гъамид *, и повелел закидать камнями иудея и иудейку, которые совершили прелюбодеяние. Все эти случаи указывают на то, что эти прелюбодеи были закиданы камнями, но не были побиты плетьми.
Однако некоторые обладатели знания из сподвижников, в частности ‘Али ибн Аби Талиб, сказали, что сначала нужно высечь плетьми, а только потом закидать камнями.
Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, высек плетьми прелюбодейку, которая была в законном шари‘атском браке (сеййиб), а затем закидал её камнями, после чего сказал: «Я побил её плетьми в соответствии с Книгой Аллаха и закидал её камнями в соответствии с сунной пророка, да благословит его Аллах и приветствует». [ан-Насаи в «аль-Кубра», 7140; ад-Даракутни, 3/123; Ахмад, 1/116; ат-Табарани в «аль-Аусат», 2/278; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 4/405].
*[Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что Ма'из ибн Малик аль-Аслями пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О посланник Аллаха, поистине, совершив прелюбодеяние, я проявил несправедливость по отношению к самому себе, а теперь я хочу, чтобы ты очистил меня», но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему уходить. На следующий день Ма'из снова пришёл к нему и сказал: «О посланник Аллаха, поистине, я совершил прелюбодеяние», и пророк да благословит его Аллах и приветствует, во второй раз велел ему уходить.
После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал человека к его соплеменникам, чтобы спросить: «Не замечали ли вы, что он повредился в уме, и не находили ли в его поведении что-нибудь неприятное для себя? » — на что они отвечали: «Мы знаем только то, что он в здравом уме, и считаем, что этот человек ничем не отличается от прочих наших соплеменников».
После этого Ма'из пришёл к нему в третий раз, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опять послал к его соплеменникам человека, который стал расспрашивать о Ма'изе, и ему сказали, что с ним и его рассудком всё в порядке. Когда же Ма'из пришёл в четвёртый раз пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел вырыть для него яму, и по его велению Ма'иза подвергли побиванию камнями.
Потом к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла женщина из племени гамид и сказала: «О посланник Аллаха, поистине, я совершила прелюбодеяние, очисти же меня», но он велел ей уходить. На следующий день она сказала: «О посланник Аллаха, почему ты прогоняешь меня? Может быть, ты прогоняешь меня по той же причине, что и Ма'иза? Но клянусь Аллахом, я беременна».
Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если не хочешь (скрыть этого поступка), ступай и жди, пока не родишь». Родив, эта женщина принесла к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, завёрнутого в тряпку мальчика и сказала: «Я родила этого ребёнка». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел: «Ступай и корми его, пока не придёт время отнимать ребёнка от груди».
Некоторое время спустя женщина отняла сына от груди, привела ребёнка, который держал в руке кусочек хлеба, к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «О посланник Аллаха, я отняла его от груди, и он уже ел обычную пищу». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал ребёнка одному мусульманину и велел вырыть для неё яму глубиной по грудь, а потом по его велению люди подвергли её побиванию камнями. Халид ибн аль-Валид тоже подошёл и бросил камень в её голову, и кровь забрызгала лицо Халида, который стал поносить её. Услышав его слова, пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не спеши, о Халид, ибо, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, она принесла такое покаяние, что если бы его принёс сборщик податей, то грехи простились бы и ему! »
Потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел приготовить эту женщину к погребению и совершил по ней заупокойную молитву, после чего она была похоронена. См. «Сахих Муслим», 1695].
Он побил её плетьми в соответствии со словами Всевышнего: ﴿ ا ل ز ّ َ ا ن ِ ي َ ة ُ و َ ا ل ز ّ َ ا ن ِ ي ف َ ا ج ْ ل ِ د ُ و ا ك ُ ل ّ َ و َ ا ح ِ د ٍ م ّ ِ ن ْ ه ُ م َ ا م ِ ئ َ ة َ ج َ ل ْ د َ ة ٍ ﴾ «Прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них высеките сто раз». [Сура ан-Нур, аят 2].
Ведь, в аяте не говорится о том, кого именно нужно бить: прелюбодея, который был в законном шари‘атском браке (сеййиб) или прелюбодея, который в таком браке не состоял.
Что же касается закидывания камнями, то оно было сделано в соответствии с сунной.
По мнению ‘Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, эти доводы указывают на то, что необходимо объединить между битьём плетьми и закидыванием камнями. Это – одно из мнений, передаваемых от имама Ахмада.
Но многие обладатели знания считают, что прелюбодея, который был в законном шари‘атском браке (сеййиб), следует только закидать камнями.
Ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в таких ситуациях лишь закидывал таких людей камнями. Известно, например, что он не бил плетьми Ма‘иза и женщину из племени гъамид.
Некоторые обладатели знания сказали, что прелюбодея, который был в законном шари‘атском браке (сеййиб), можно высечь плетьми, а потом закидать камнями по решению правителя, если тот считает, что данный прелюбодей заслуживает более сурового наказания.
Следовательно, если человек, который был в законном шари‘атском браке (сеййиб), совершил прелюбодеяние и это подтвердили четыре надежных свидетеля, или же он сам признался в этом, то его закидывают камнями, пока он не умрет.
[Если же прелюбодей не был никогда в законном шари‘атском браке, то его не убивают. Сообщается со слов ‘Убады ибн ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если прелюбодеяние совершили люди, которые никогда не состояли в браке, то их полагается наказать ста ударами плетью и выслать из поселения сроком на один год». Муслим 1690].
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы