Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Что значит «покинул общину»?
Во-первых, покинул общину, которая объединилась вокруг истинной религии, оставив религию путём совершения чего-то, выводящего из Ислама. Во-вторых, покинул общину, выйдя против правителя мусульман и пытаясь совершить военный переворот.
Ученые разбирали множество вопросов, касающихся оставления религии. В разделах о вероотступничестве они разбирали множество вещей, совершая которые человек считается покинувшим религию.
Если человек совершил то, что выводит его из Ислама, то кровь его становится дозволенной, но только в том случае, если присутствуют все необходимые условия и отсутствуют препятствия для убийства.
Также дозволена кровь того, кто покинул единую общину мусульман, выйдя против правителя мусульман. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если пришёл к вам тот, кто желает расколоть вашу единую общину в то время, как вы подчиняетесь одному правителю, то убейте того, (кто пришёл с такими намерениями)» [Муслим, 1852].
Важное примечание:
Кровь этих людей становится дозволенной именно для правителя мусульман. Никому из подданных не дозволяется проливать кровь человека, заявляя, что тот совершил что-то из этих трёх вещей.
Если обычный житель государства скажет: «Я своими глазами видел, как этот человек совершает прелюбодеяние, и поэтому я убил его», то этого жителя государства следует убить, ибо он убил того, кому ему запрещено было убивать.
Аллах Всевышний постановил, что прелюбодеяние может быть доказанным только при наличии четырёх свидетелей. Если три самых праведных мусульманина засвидетельствовали, что видели своими глазами, как определенный человек совершает прелюбодеяние, то того человека все равно не наказывают.
Однако относительно этих трех праведников применяют наказание за то, что они обвинили человека в прелюбодеянии, но не привели четырёх свидетелей. Об этом говорится в начале суры «ан-Нур».
[Аллах Всевышний сказал: «Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами, кроме тех из них, которые после этого раскаялись и стали поступать праведно. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный». (Сура ан-Нур, аяты 4-5).
Имеется в виду обвинение свободных, целомудренных женщин и мужчин в совершении прелюбодеяния, о чем становится очевидно из контекста. Подобное обвинение должно подтверждаться ясными свидетельствами четырех справедливых мужчин.
Если же обвиняющий не может привести четырех свидетелей, то ему следует нанести восемьдесят ударов плетью средней толщины, причиняя ему терпимые, но не смертельные страдания. Эта мера носит воспитательный характер и не должна приводить к смертельному исходу.
Обсуждаемый нами грех заслуживает еще одного наказания: свидетельства тех, кто обвиняет целомудренных верующих в прелюбодеянии, но не может привести четырех свидетелей, не принимаются во внимание, даже если они были выпороты, до тех пор, пока они не раскаются. Такие люди являются грешниками и ослушниками. Они не повинуются Аллаху и причиняют много вреда. Преступая религиозные запреты, они покушаются на честь своих братьев, побуждают людей повторять их скверные слова и разрушают братство, которое Аллах установил между правоверными. Такие люди любят, чтобы среди правоверных распространялась худая молва, и все это свидетельствует о том, что необоснованное обвинение является одним из величайших грехов.
Покаянием в необоснованном обвинении является признание собственной лжи. Если совершивший такой поступок не привел в подтверждение своих слов четырех свидетелей, то он обязан признаться в том, что оболгал человека, даже если убежден в том, что сказанное им действительно произошло.
Если же он покаялся и стал совершать праведные поступки, искупив тем самым совершенное злодеяние, то его уже нельзя называть ослушником и грешником. Согласно наиболее достоверному мнению, в этом случае его последующие свидетельства также следует принимать во внимание. Среди прекрасных имен Аллаха – Прощающий, Милосердный. Он прощает любые прегрешения тем, кто раскаивается и возвращается на путь Господа].
То же самое касается человека, который говорит: «Такой-то отошёл от своей религии, поэтому я убью его в соответствии с данным хадисом». Это является преступлением и нарушением законов шари‘ата.
Простым жителям государства запрещено приводить в исполнение эти наказания, и кровь этих трёх людей для них запретна.
Кровь становится дозволенной только для правителя мусульман или для его заместителей, которым поручено приводить наказания в исполнение. Только они имеют право убивать тех, кто заслуживает смертной казни.
Если бы это право было отдано простым жителям государства, то эти люди предоставили бы себе полную свободу, проливая кровь налево и направо.
Люди, не придерживающиеся сунны и справедливости, стали бы обвинять друг друга в неверии при малейших разногласиях, а потом проливалась бы кровь.
Следующее важное примечание:
Что делать, если люди живут в такой стране, где нет правителя, приводящего шари‘атские наказания в исполнение?! Может ли обычный мусульманин заниматься этим?!
Он не имеет на это права, как об этом сказали подавляющее большинство обладателей знания. Шариатские наказания, касающиеся жизни, имущества или чести человека, может приводить в исполнение только правитель.
Если же такого правителя нет, то никто другой не имеет права заниматься этим.
В данной ситуации существует лишь одно исключение. Например, к обладателям знания придёт человек и скажет: «Я совершил деяние, за которое заслуживаю шари‘атского наказания, но не смертной казни». Например, этот человек выпил вино и попросил высечь его плетьми.
Большинство обладателей знания считают, что в такой ситуации можно высечь его плетьми, ибо он сам пожелал этого. В данном случае не идёт речь о пролитии крови.
Что же касается смертной казни или иных видов наказания, на которые человек, совершивший преступление, добровольно не согласился, то всё это запрещено, как об этом сказали подавляющее большинство обладателей знания.
В заключении следует сказать:
Во-первых, осуществление шари‘атских наказаний – это прерогатива правителя мусульман или его заместителей.
Во-вторых, если в стране нет правителя, осуществляющего шари‘атские наказания, то простым жителям государства запрещено осуществлять наказание в виде смертной казни. Это – прерогатива исключительно лишь правителя мусульман.
Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был в Мекке, а сподвижники находились в других городах, в которых не было правителя-мусульманина, они не приводили там в исполнение шари‘атские наказания.
Также и ученые в некоторых городах, где правитель не осуществлял смертную казнь, не занимались этим самостоятельно.
В-третьих, осуществление наказания меньшего, чем смертная казнь. Если мусульманин добровольно согласится на это и придёт к ученому человеку с признанием, то дозволено, например, побить его плетьми.
Ведь, он сам пожелал очиститься от греха добровольно, и вред здесь не коснется других людей. Хотя есть и такие учёные, которые запрещают даже это.
15 Хадис: Доброе слово и соблюдение прав гостя и соседа относятся к числу проявлений веры. 15 ― Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему гостю». [аль-Бухари, 6018; Муслим, 47].
________________________________ Разъясняет шейх Салих али Шейх: В этом хадисе указание на великие нормы благопристойности (адаба). Этот хадис является ″ родным братом″ хадиса: «Одним из признаков хорошего соблюдения человеком Ислама является оставление им того, что его не касается». [ат-Тирмизи, 2317; ибн Маджах, 3976; ибн Хиббан, 1/466].
Оба этих хадиса содержат в себе основные нормы благопристойности (адаба).
В этом хадисе указание на следующие качества верующего человека, который боится Аллаха и того, что случится в Последний День, и надеется спастись в Тот День: •Он либо говорит благое, либо молчит; •Он оказывает уважение своему соседу; •Он оказывает уважение своему гостю. Хадис указывает на то, что у человека есть два вида обязанностей: • Обязанности человека перед Аллахом; • Обязанности человека перед рабами Аллаха.
Человек, выполняя свои обязанности перед Аллахом, помнит о том, что Аллах наблюдает за ним. А сложнее всего чувствовать контроль Аллаха тогда, когда речь идёт о человеческом языке.
Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратил на это внимание, сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит». Из всех обязанностей пред Аллахом тяжелее всего претворить в жизнь оберегание своего языка.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел людям либо говорить благое, либо молчать. Это указывает на то, что молчание – это более низкая степень, чем произнесение благих речей.
Во-первых, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в первую очередь повелел говорить благое, а только затем упомянул молчание.
Во-вторых, к молчанию прибегают только тогда, когда нечего сказать из благих речей. Поистине, человек будет рассчитан за то, что он говорил.
Аллах Всевышний сказал: ﴿ ل ا ّ َ خ َ ي ْ ر َ ف ِ ي ك َ ث ِ ي ر ٍ م ّ ِ ن ن ّ َ ج ْ و َ ا ه ُ م ْ إ ِ ل ا ّ َ م َ ن ْ أ َ م َ ر َ ب ِ ص َ د َ ق َ ة ٍ أ َ و ْ م َ ع ْ ر ُ و ف ٍ أ َ و ْ إ ِ ص ْ ل ا َ ح ٍ ب َ ي ْ ن َ ا ل ن ّ َ ا س ِ ﴾ «Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей». [Сура ан-Ниса, аят 114].
«…(призывают) совершать одобряемое (шари‘атом) …» — то есть: велят совершать все обязательные и желательные религиозные предписания, запрещают совершать все виды запретных и нежелательных деяний, обучают людей религии, и так далее.
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое…» — то есть: пусть велит раздавать милостыню, пусть велит совершать все виды одобряемого, пусть говорит то, что примиряет людей. Во всех остальных беседах нет блага, хотя некоторые беседы могут и быть разрешенными шари‘атом. А иногда беседы могут быть и нежелательными. Поэтому лучше молчать, чем погружаться в такие беседы.
«…говорит благое или молчит…» — человек должен беречь свой язык, либо произнося благое, либо храня молчание, и именно это является признаком веры в Аллаха и в Последний День. Тяжелее всего человеку даётся оберегание своего языка.
Сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дотронулся до своего языка и сказал, обращаясь к Му‘азу: «Придерживай это». Му‘аз, да будет доволен им Аллах, удивился и спросил: «О, пророк Аллаха, неужели с нас взыщется за то, что мы говорим? » Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей лицами в огонь за что-нибудь ещё, кроме их клеветнических речей?! ». [ат-Тирмизи, 2616; ан-Насаи в «аль-Кубра», 6/428; ибн Маджах, 3973; Ахмад, 5/231; ‘Абду-р-Разакъ в своём мусаннафе, 11/194; ибн Аби Шейба в своём мусаннафе, 5/320; ат-Табарани в «аль-Кабир», 116; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/447; аль-Бейхаки в «Шу‘аб аль-Иман», 3/39].
Это указывает на то, что опасно шевелить языком, произнося то, что не является благом, ибо это будет доводом против тебя, а не за тебя. Если человек много говорит о дозволенных вещах, то это постепенно приведёт его к тому, что он начнёт вести нежелательные и запретные разговоры. Именно так и происходит в действительности. Люди, которые говорят слишком много о том, что не является благом, постепенно приходят к запретным речам. Например, они постепенно начинают обсуждать человека в его отсутствии, начинают сплетничать, возводить клевету, чрезмерно льстить кому-то, и так далее.
Следовательно, вера в Аллаха и в Последний День побуждает человека беречь свой язык, и тем более все остальные органы тела.
Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто поручится мне за то, что находится между его челюстей и между его ног, я поручусь за (то, что он войдёт в) Рай» [аль-Бухари, 6474].
«…и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу…» — иначе говоря, пусть стремится относиться к своему соседу наилучшим образом.
Пусть говорит ему прекрасные слова, пусть не преступает границы в отношении его семьи и его чести, пусть не заглядывает без разрешения в его дом, пусть не занимает место, на которое сосед обычно ставит свою машину, пусть не относится враждебно к его детям, и так далее. Пусть делится с соседом своей едой и одеждой. Если у человека есть еда, пусть накормит ею своего соседа.
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен Аллах им и его отцом, зарезал однажды овцу и повелел накормить своего соседа, который был иудеем [ат-Тирмизи, 1943, и другие].
Следовательно, уважение оказывается даже соседу, который является неверующим. Поэтому группа обладателей знания, среди которых имам Ахмад (как это передается в одной из версий от него), посчитала, что хадис о соседе общий и касается как мусульманина, так и неверующего. [См. «И‘лям аль-Мувакы‘ин ‘ан Робби-ль-‘Алямин», 2/143; «Джами‘ аль-‘Улюм уа-ль-Хикам», стр. 140; «Фатх уль-Бари», 10/442; «Субулю-с-Салям», 4/165].
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы