Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Не относись пренебрежительно к малым грехам, ибо горы состоят из мелких камешков»



[См. «Тафсир аль-Куртуби», 1/162; «Тафсир ибн Касир», 1/41; «Джами‘ аль-‘Улюм уа-ль-Хикам», стр. 160].

 

Следовательно, богобоязненность заключается в том, что человек боится последствий ослушания Аллаха, боится Аллаха, совершая что-то и оставляя что-то.

 

Богобоязненность связана с временами и местами, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был…».

 

В какое бы время и в каком бы месте не находился раб Аллаха, непременно там возникнет необходимость либо выполнить приказ Аллаха, либо оставить то, что Он запретил.

 

Завещание о богобоязненности – это самое великое завещание.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ و َ ل َ ق َ د ْ و َ ص ّ َ ي ْ ن َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ أ ُ و ت ُ و ا ْ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ م ِ ن ق َ ب ْ ل ِ ك ُ م ْ و َ إ ِ ي ّ َ ا ك ُ م ْ أ َ ن ِ ا ت ّ َ ق ُ و ا ْ ا ل ل ّ ه َ ﴾

«Мы завещали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха». [Сура ан-Ниса, аят 131].

 

Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, часто завещали друг другу придерживаться богобоязненности, ибо знали смысл этого великого завещания.

 

 

  «Вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное…» — ведь, поистине дурные деяния удаляются посредством совершения благих деяний.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ و َ أ َ ق ِ م ِ ا ل ص ّ َ ل ا َ ة َ ط َ ر َ ف َ ي ِ ا ل ن ّ َ ه َ ا ر ِ و َ ز ُ ل َ ف ً ا م ّ ِ ن َ ا ل ل ّ َ ي ْ ل ِ إ ِ ن ّ َ ا ل ْ ح َ س َ ن َ ا ت ِ ي ُ ذ ْ ه ِ ب ْ ن َ ا ل س ّ َ ي ّ ِ ئ َ ا ت ِ ﴾

«Совершай молитву в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния». [Сура Худ, аят 114].

 

Передают со слов ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что в своё время один человек поцеловал постороннюю женщину, а потом явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и обо всём рассказал ему, после чего Аллах ниспослал аят, в котором было сказано:

﴿ و َ أ َ ق ِ م ِ ا ل ص ّ َ ل ا َ ة َ ط َ ر َ ف َ ي ِ ا ل ن ّ َ ه َ ا ر ِ و َ ز ُ ل َ ف ً ا م ّ ِ ن َ ا ل ل ّ َ ي ْ ل ِ إ ِ ن ّ َ ا ل ْ ح َ س َ ن َ ا ت ِ ي ُ ذ ْ ه ِ ب ْ ن َ ا ل س ّ َ ي ّ ِ ئ َ ا ت ِ ﴾

«Совершай молитву в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния». [Сура Худ, аят 114].

 

Тогда этот человек спросил: «О посланник Аллаха, это касается только меня? »

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это — для всех членов моей общины». [аль-Бухари, 526; Муслим, 2763].

 

Сообщается со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что как-то раз к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл один человек, сказавший ему: «О посланник Аллаха, поистине, я нарушил одно из установлений религии, так подвергни же меня тому, чего требует Книга Аллаха». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Присутствовал ли ты на молитве вместе с нами? » Он сказал: «Да», - и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах уже простил тебе твой грех» [аль-Бухари, 6823; Муслим, 2764].

 

Это указывает на то, что верующий обязан просить прощения у Аллаха за свои скверные деяния и стремиться удалить их путём совершения благих деяний. Если человек совершает благие деяния, то Аллах стирает по причине этого его дурные деяния. Однако любое благое деяние не может удалить любое скверное деяние. Если человек совершил великое прегрешение, то стереть его может только великое благодеяние.

 

В хадисе говорится о том, что человек, случайно или по ошибке произнесший слово многобожия (ширка), например, поклявшийся Каабой или своими родителями, в качестве искупления должен произнести слова «Ля иляха илля Ллах» (нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха).

[Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если, давая клятву, кто-нибудь (по забывчивости) произнесёт слова “Клянусь аль-Лятом и аль-‘Уззой”, пусть скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, тот же, кто предложит своему товарищу: “Давай-ка я сыграю с тобой (в азартные игры)”, пусть подаст милостыню». аль-Бухари, 4860; Муслим, 1647].

 

Ведь, клятва не Аллахом – это многобожие (ширк), а искупление многобожия заключается в единобожии (таухиде).

 

Поистине, произнесение фразы «Ля иляха илля Ллах» (нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) – это великое благодеяние.

 

 

«…и придерживайся в отношениях с людьми наилучших нравов…» — то есть: относись наилучшим образом к верующим людям, и придерживайся справедливости в отношениях с неверующими людьми.

 

Слово «наилучшие нравы» разъяснялось по-разному. Среди имеющихся разъяснений были следующие:

Наилучшие нравы заключаются в том, что человек отдаёт наилучшее людям и не причиняет им никаких обид;

 

Наилучшие нравы заключаются в том, что человек относится к людям наилучшим образом, даже если они причиняют ему обиды.

 

Во многих хадисах говорится о необходимости придерживаться в отношениях с людьми наилучших нравов и о достоинстве этого.

 

Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Одними из самых любимых для меня людей и самых близких ко мне в Судный День будут люди, обладающие наилучшими нравами». [ат-Тирмизи, 2018].

 

А также: «Поистине, к наилучшим из вас относятся обладающие наилучшими нравственными качествами». [аль-Бухари, 3559; Муслим, 2321].

 

А также: «С помощью своего хорошего нрава верующий человек может достичь степени много постящихся и много совершающих молитвы». [Абу Дауд, 4798; Ахмад, 6/90; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 1/128; аль-Бейхаки в «Шу‘аб аль-Иман», 6/236].

 

Если человек придерживается наилучших нравов, то это является подчинением Аллаху Всевышнему.

 

А если он делает это постоянно, подчиняясь Аллаху, то получается, что он постоянно находится в поклонении.

 

Иногда благие нравы могут быть присущи человеку с рождения, а иногда – он перевоспитывает себя, приобретая их в знак покорности Аллаху.

 

Второй получает более великую награду чем тот, кто придерживается благих нравов с рождения, ибо второй прилагает более значительные усилия.

 

Ведь, ученые говорят: «Если два человека совершает нечто приказанное шари‘атом, то более великую награду получает тот из них, кому пришлось приложить больше усилий».

 

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Что же касается награды за ‘умру [добровольное малое паломничество в Мекку, которое может совершаться в любое время] то она будет соответствовать твоим затратам или твоим трудам». [аль-Бухари, 1787; Муслим, 1211].

 

В данном случае речь идёт об обязательном религиозном предписании, которое приказано выполнить человеку.

 

Награда человека будет зависеть от того, сколько усилий ему пришлось приложить при выполнении этого обязательного предписания.

 

Что же касается желательных религиозных предписаний, то их это не касается. Поэтому в хадисе сказано: «Читающий Коран и знающий его наизусть будет с благородными и покорными писцами, а тому, кто читает Коран постоянно, испытывая при этом затруднения, полагается двойная награда». [аль-Бухари, 4937; Муслим, 798].

[Человек, который читает Коран, испытывая при этом затруднения, получит двойную награду: одну награду - за чтение, а другую - за преодоление трудностей.

 

Но первый человек достойнее, чем второй, поэтому он заслужил более великую степень вместе с ангелами, о которых Аллах сказал: «(Коран) в свитках почтенных (у Аллаха), возвышенных (на небе), чистых (недоступных для искажения кем-либо), в руках посланцев благородных и покорных». (Сура ‘Абаса, аяты 13-16).

 

Есть разница между человеком, который обрел такую великую степень, и между человеком, который просто получил двойную награду].

19 Хадис: Помощь, охрана, содействие и поддержка Аллаха Всевышнего.

 

19 ― Сообщается со слов Абу-ль-‘Аббаса ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, который сказал: «Однажды я находился позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал мне: ″ О мальчик, я научу тебя нескольким словам: храни Аллаха, и Он будет хранить тебя, храни Аллаха, и ты обнаружишь Его перед собой. Если (захочешь) попросить (о чём-либо), проси Аллаха. Если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху. И знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предписано тебе Аллахом. И если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предписано тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли″ ». [ат-Тирмизи, 2516].

 

А в другой версии сказано: «Храни Аллаха, и ты обнаружишь Его перед собой, стремись узнать Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде. Знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя. А постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, и знай также, что помощь (приходит) после терпения, радость - после скорби, а облегчение - после тягот». [Ахмад, 1/307; ат-Табарани в «аль-Кабир», 11243; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 3/623; аль-Бейхаки в «Шу‘аб аль-Иман», 2/27].

 

_______________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

 

Это – величайшее наставление из наставлений избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился с этим наставлением к своему двоюродному брату ‘Абдуллаху ибн ‘Аббасу, да будет доволен Аллах им и его отцом. Это наставление содержит в себе указание на добро мирской жизни и жизни Последней.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начал свой завет со слов: «О мальчик, я научу тебя нескольким словам…». В этих словах проявление любви учителя к ученику, старшего к младшему.

 

«…я научу тебя нескольким словам…» — то есть: я дам тебе несколько советов, так послушай же!

 

«…храни Аллаха, и Он будет хранить тебя…» — то есть: соблюдай Его права на тебя, которые бывают двух видов:

Права, которые обязательно нужно соблюдать;

Права, которые соблюдать желательно.

 

«…храни Аллаха…» — то есть: соблюдай все Его права, как обязательные из них, так и желательные.

 

Если человек выполняет обязательные религиозные предписания и совершает желательные деяния, то он считается хранящим Аллаха. Если человек выполняет обязательные религиозные предписания и отдаляется от запретного, то он считается хранящим Аллаха.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь