Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сосед, живущий с тобой в одном городе.
Имеются в виду люди, живущие с тобой в одном городе, даже если вы живете на его разных концах.
Такие люди тоже называются соседями, как сказал Всевышний: ﴿ ث ُ م ّ َ ل َ ا ي ُ ج َ ا و ِ ر ُ و ن َ ك َ ف ِ ي ه َ ا إ ِ ل ّ َ ا ق َ ل ِ ي ل ً ا ﴾ «И тогда они (лицемеры) будут соседствовать с тобой (о пророк) здесь (в Медине) совсем недолго». [Сура аль-Ахзаб, аят 60].
Поэтому человек, живущий с тобой в одном городе, также считается соседом, и он тоже заслуживает хорошего отношения.
Следует заметить, что сосед, являющийся мусульманином и твоим родственником, имеет над тобой три права: право соседства, право Ислама и право родственных уз. Если же твой сосед является мусульманином, но не является тебе родственником, то у него есть над тобой два права: право соседства и право Ислама.
Если же твой сосед не является твоим родственником и не является мусульманином, то у него над тобой только одно право – право соседства. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, навещал своих соседей, которые были иудеями, и посылал им что-то из еды.
«…и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему гостю…» — то есть: пусть относится к нему наилучшим образом. Пусть встречает его с улыбкой на лице, пусть говорит ему прекрасные слова, пусть накормит его. Именно это имеется в виду в данном хадисе.
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему гостю ».
Всё это – повеления посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поэтому обязательно нужно претворить их в жизнь. Например, человек обязан оказывать уважение своему гостю. Хадисы указывают на то, что человек обязательно должен кормить своего гостя в течение одного дня и одной ночи.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нужно кормить гостя один день и одну ночь, а гостеприимство оказывается три дня, а всё, что сверх этого, запишется человеку как милостыня» [аль-Бухари, 6135; Муслим, 48].
Ученые сказали, что речь идёт о гостях в таких поселениях, где невозможно арендовать никакого жилья. [См. «Джами‘ аль-‘Улюм уа-ль-Хикам», стр 142; «Шарх Сахих Муслим» (12/30-31) имама ан-Науауи; «Фатх уль-Бари», 10/533; «‘Умдату-ль-Къари», 22/111; «Тухфату-ль-Ахуази», 6/87].
Что же касается больших городов, в которых есть постоялые дворы и гостиницы, то ты не обязан в таком случае оставлять гостей у себя на ночь. Оставлять гостей на ночь нужно только тогда, когда им негде переночевать. Если же речь идёт о большом городе, то это уже желательно, а не обязательно. Также человек должен накормить гостя тем, что обычно кушает сам со своей семьей. Он не обязан обременять себя, угощая гостя огромным количеством еды и тому подобного. Обязательно лишь накормить его тем, что ты ешь сам, чтобы исчез его голод. 16 Хадис: Не гневайся, и ты будешь в раю. 16 ― Сообщается, со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что один человек попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Дай мне совет». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не гневайся». После этого человек несколько раз повторил (свою просьбу), а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вновь и вновь отвечал: «Не гневайся». [аль-Бухари, 6116].
___________________ Разъясняет шейх Салих али Шейх:
В этом хадисе также содержится указание на великую норму благопристойности (адаба). Человек попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о совете, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Не гневайся».
Многие сподвижники, да будет доволен Аллах ими всеми, просили у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, совета. Они просили совета у избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а он всегда отвечал по-разному. Человеку, о котором говорится в данном хадисе, он сказал: «Не гневайся».
Однажды, к нему пришёл другой человек и сказал: «О посланник Аллаха, предписаний Ислама для меня слишком много. Укажи же мне на то, за что мне следует крепко держаться». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть твой язык всегда остается влажным от поминания Аллаха Всевышнего». [ат-Тирмизи, 3375; ибн Маджах, 3793; Ахмад, 4/188, 190; ибн Аби Шейба в «Мусаннаф», 6/58; ибн Хиббан, 3/96; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 1/672; ат-Табарани в «аль-Аусат», 2/118; аль-Бейхаки в «аль-Кубра». 3/371; ибн уль-Мунзир в «аль-Аусат», 1/340].
Учёные указали на две причины того, почему ответы в разных случаях были разными. [См. «Фатх уль-Бари», 10/520-521; «‘Умдату-ль-Къари», 22/164; «Тухфату-ль-Ахуази», 6/138].
Во-первых, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал разные советы, которые зависели от того, что ему было известно о спрашивающем. Если спрашивающий нуждался в поминании Аллаха, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, советовал ему заниматься поминанием Аллаха. Если же спрашивающий нуждался в подавлении гнева, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, советовал ему не гневаться.
Во-вторых, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал разные советы, чтобы указать своей общине на различные виды добра. Ведь, в будущем каждый из сподвижников будет передавать именно то завещание, которое пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил ему.
«Дай мне совет» — то есть: укажи мне на такое благо, которое поможет мне в мирской жизни и в Последней обители.
Если у кого-то просят совета, то он должен постараться дать наилучший совет ― именно такой совет, в котором нуждается спрашивающий.
Не следует оставлять спрашивающего без ответа. Поэтому преподаватель и воспитатель должны постоянно держать в голове заветы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и заветы обладателей знания, чтобы при возникновении нужды завещать людям именно эти заветы.
«Не гневайся» — и это включает в себя две вещи:
Во-первых, не гневайся тогда, когда возникнут причины, вызывающие твой гнев. Постарайся сдержать гнев и раздражение.
Аллах Всевышний сказал об этом: ﴿ و َ ا ل ْ ك َ ا ظ ِ م ِ ي ن َ ا ل ْ غ َ ي ْ ظ َ و َ ا ل ْ ع َ ا ف ِ ي ن َ ع َ ن ِ ا ل ن ّ َ ا س ِ ﴾ « (Рай уготован для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, ) сдерживают гнев и прощают людей». [Сура али ‘Имран, аят 134].
Сдерживание гнева – это признак верующих и творящих добро рабов Аллаха. Они сдерживают гнев тогда, когда он вспыхивает.
Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День Воскресения Аллах Всевышний перед Своими творениями обратится к тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает». [Абу Дауд, 4777; ат-Тирмизи, 2021; ибн Маджах, 4186; Ахмад, 3/440; Абу Йа‘ля, 3/66; ат-Табарани в «аль-Аусат», 9/105; аль-Бейхаки в «аль-Кубра», 8/161].
Сдерживание гнева – это похвальное качество, что мы разберем подробнее немного позже. Во-вторых, не стремись к тому, что может тебя разгневать. Если ты знаешь, что определенная вещь вызывает в тебе гнев, то не приближайся к ней. Поэтому многие праведные предшественники считали похвальным качеством то, что иногда человек старается не замечать те вещи, которые могут его разгневать.
Например, ‘Усман ибн Заида [Абу Мухаммад, ‘Усман ибн Заида аль-Куфи. Скончался в 160 г.х.] говорил: «Благополучие состоит из десяти частей, девять из которых содержатся в том, что человек старается не замечать (некоторые вещи)». А имам Ахмад, говоря об этих словах, сказал следующее: «Благополучие состоит из десяти частей, все десять из которых содержатся в том, что человек старается не замечать (некоторые вещи)». [аль-Бейхаки в «Шу‘аб аль-Иман», 6/330; аль-Миззи в «Тахзиб аль-Камаль», 19/370].
Имеется в виду то, что человек старается не замечать то, что вызывает у него гнев и недовольство. Это является великой дверью, ведущей к благу. Также человек старается не замечать, когда ему причиняют обиды. Также человек старается не замечать те разговоры, которые не являются похвальными. Всё это является похвальным деянием.
[Естественно, все это не касается тех вопросов, когда нарушаются запреты Аллаха. Например, если супруга человека совершает нечто запрещенное шари‘атом, то в таком случае он не должен закрывать на это глаза. Наоборот, он должен стараться исправить её. Человек должен намеренно закрывать глаза только на те вещи, которые гневят его, но не являются запретными в шари‘ате].
Следовательно, слова «не гневайся» указывают на две вещи: •Не выявляй свой гнев, наоборот, скрывай его! •Не приближайся к тому, что может вызвать твой гнев! Гнев – это порицаемое качество, являющееся орудием Иблиса. Вместе с гневом всегда приходит зло. Множество убийств и преступлений происходят именно по причине гнева. Множество скверных слов, о которых человек в будущем сожалеет, произносятся именно по причине гнева. Большинство разводов происходит именно по причине гнева.
Множество ссор между родственниками происходит именно по причине гнева, а после того, как гнев проходит, никто уже не может помирить их. Следовательно, гнев – это порицаемое качество. Гнев – это орудие шайтана, посредством которого он сеет раздор между верующими. Как избавиться от гнева?! Во-первых, от гнева можно избавиться путём совершения малого омовения. Гнев – это кипение, а малое омовение – это охлаждение. Гнев появляется от шайтана, а совершение малого омовение – это выражение покорности Аллаху и поклонение Ему. Малое омовение успокаивает гнев, поэтому тот, кто разгневался, пусть совершит омовение. [Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, гнев от шайтана, а шайтан был сотворён из огня, а огонь можно потушить только водой. Посему, когда кто-либо из вас гневается, пусть совершит малое омовение». Абу Дауд, 4784; Ахмад, 4/226; ат-Табарани в «аль-Кабир», 443; аль-Бейхаки в «Шу‘аб аль-Иман», 6/310].
Во-вторых, если человек разгневался, будучи стоящим, то пусть сядет, и это успокоит его душу. [Сообщается со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас разгневается, и он в это время стоит, то пусть сядет. Если же его гнев не пройдет, то пусть ляжет». Абу Дауд, 4782; Ахмад, 5/152; ибн Хиббан, 12/501; аль-Бейхаки в «Шу‘аб аль-Иман», 6/309].
В-третьих, человек должен постараться подавить гнев, заменив его прекрасными словами, если он способен на это. [Сообщается, что Суляйман бин Сурад, да будет доволен им Аллах, сказал: ― (Однажды, когда) я находился в обществе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, двое людей вступили в перебранку друг с другом, (из-за чего) у одного из них покраснело лицо и вздулись вены на шее. Увидев это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые он обязательно успокоился бы. Если бы он сказал: “Прибегаю к защите Аллаха от шайтана /А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтан/”, то перестал бы гневаться». аль-Бухари, 3282; Муслим, 2610].
В-четвертых, человек должен замолчать и не говорить ничего, о чём он будет сожалеть в будущем. [Сообщается со слов ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас разгневается, пусть замолчит». Ахмад, 1/239; ибн ‘Ади в «аль-Камиль», 6/89].
Известно, что с человеком иногда случаются испытания, которые при определенных обстоятельствах возвышают его степень и помогают ему достичь награды. Если человек был испытан тем, что его гневит, то пусть подавит свой гнев, выполняя веление пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и, претворяя в жизнь то, к чему побудил его Аллах, сказав: ﴿ و َ ا ل ْ ك َ ا ظ ِ م ِ ي ن َ ا ل ْ غ َ ي ْ ظ َ و َ ا ل ْ ع َ ا ف ِ ي ن َ ع َ ن ِ ا ل ن ّ َ ا س ِ ﴾ « (Рай уготован для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе) сдерживают гнев и прощают людей» [Сура али ‘Имран, аят 134].
Следовательно, данный хадис указывает на великую норму благопристойности. Искатель знания и каждый человек, придерживающийся велений Аллаха, должен приучать свою душу к подавлению гнева. В этом человеку могут помочь кротость и терпение. Если человек описан кротостью и терпение, он является мудрым. Именно поэтому человек, поддающийся гневу, неспособен решать проблемы.
Из многочисленных историй известно, какими дурными последствиями заканчивается проявление гнева. Поэтому слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не гневайся», должны быть всегда перед нашими глазами. Мы должны помнить об этих словах, когда находимся с нашими братьями и с нашими семьями, когда находимся в обществе детей и в обществе пожилых людей. Чем больше человек будет проявлять кротость и мудрость в своих речах и делах, тем ближе он будет к Аллаху. Кротость и мудрость – это качества особых рабов Аллаха.
17 Хадис: Необходимо всё делать хорошо. 17 ― Сообщается со слов Абу Йа‘ли Шаддада ибн Ауса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах предписал всё делать наилучшим образом: если вам придётся убивать, делайте это наилучшим способом, и если будете приносить жертву, тоже делайте это наилучшим способом, и пусть каждый из вас как следует наточит свой нож и избавит животное от мучений». [Муслим, 1955].
________________________ Разъясняет шейх Салих али Шейх: Этот хадис повествует о необходимости выполнения каждого дела наилучшим образом.
«Поистине, Аллах предписал…» — эта фраза указывает на обязательность.
Например, Аллах Всевышний сказал: ﴿ إ ِ ن ّ َ ا ل ص ّ َ ل ا َ ة َ ك َ ا ن َ ت ْ ع َ ل َ ى ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ي ن َ ك ِ ت َ ا ب ً ا م ّ َ و ْ ق ُ و ت ً ا ﴾ «Воистину, молитва предписана верующим в определенное время». [Сура ан-Ниса, аят 103].
Слово ″ предписана″ указывает на обязательность выполнения молитвы в определенное время.
Также Аллах Всевышний сказал: ﴿ ك ُ ت ِ ب َ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ُ ا ل ص ّ ِ ي َ ا م ُ ﴾ «Вам предписан пост». [Сура аль-Бакара, аят 183].
А также: ﴿ ك ُ ت ِ ب َ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ْ إ ِ ذ َ ا ح َ ض َ ر َ أ َ ح َ د َ ك ُ م ُ ا ل ْ م َ و ْ ت ُ إ ِ ن ت َ ر َ ك َ خ َ ي ْ ر ً ا ا ل ْ و َ ص ِ ي ّ َ ة ُ ل ِ ل ْ و َ ا ل ِ د َ ي ْ ن ِ و َ ا ل أ ق ْ ر َ ب ِ ي ن َ ب ِ ا ل ْ م َ ع ْ ر ُ و ف ِ ح َ ق ّ ً ا ع َ ل َ ى ا ل ْ م ُ ت ّ َ ق ِ ي ن َ ﴾ «Когда смерть приближается к кому-либо из вас и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных». [Сура аль-Бакара, аят 180].
А также: ﴿ ك ِ ت َ ا ب َ ا ل ل ّ ه ِ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ْ ﴾ «Таково предписание Аллаха для вас». [Сура ан-Ниса, аят 24].
А также: ﴿ و َ ك َ ت َ ب ْ ن َ ا ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ْ ف ِ ي ه َ ا أ َ ن ّ َ ا ل ن ّ َ ف ْ س َ ب ِ ا ل ن ّ َ ف ْ س ِ ﴾ «Мы предписали им (сынам Исраиля) в ней (в Торе): душа - за душу». [Сура аль-Маида, аят 45].
Слово «…предписал…» указывает на то, что предписанное является обязательным (уаджиб).
А в данном хадисе как раз сказано: «Поистине, Аллах предписал (то есть: вменил в обязанность) всё делать наилучшим образом».
Когда речь идёт о поклонении, то необходимо выполнять его наилучшим образом, ничего не пропуская, так, чтобы поклонение было действительным и принесло человеку награду.
Необходимо выполнять все столпы и условия поклонения, все его обязательные предписания. Необходимо выполнять наилучшим образом всякое дело, встречающееся в течение твоей жизни.
В частности, ты должен наилучшим образом относиться к своей душе, выполняя все обязательные предписания религии и оставляя всё запретное. А кто не поступает таким образом, тот несправедливо относится к своей душе.
Аллах Всевышний сказал: ﴿ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ ه َ ي َ أ ْ م ُ ر ُ ب ِ ا ل ْ ع َ د ْ ل ِ و َ ا ل إ ِ ح ْ س َ ا ن ِ و َ إ ِ ي ت َ ا ء ذ ِ ي ا ل ْ ق ُ ر ْ ب َ ى ﴾ «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, совершать всё наилучшим образом и одаривать родственников». [Сура ан-Нахль, аят 90].
Также ты должен относиться наилучшим образом к творениям Аллаха.
Ты должен выполнять все их права и не допускать несправедливости в отношении них. Каждое из творений Аллаха имеет определенные права.
Наилучшее отношение к творениям бывает следующих видов:
1 ― Наилучшее отношение к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Мусульманин среди всех творений больше всего обязан именно ему. Необходимо, чтобы ты свидетельствовал о том, что он является посланником Аллаха, наилучшим образом.
Иначе говоря, следует подтверждать правдивость того, о чём он сообщил, и поклоняться Аллаху именно так, как узаконил пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
Ты должен следовать его религиозным велениям, а не предпочитать им свои страсти и нововведения.
2 ― Наилучшее отношение к родителям. Аллах повелел это, сказав: ﴿ و َ ق َ ض َ ى ر َ ب ّ ُ ك َ أ َ ل ا ّ َ ت َ ع ْ ب ُ د ُ و ا ْ إ ِ ل ا ّ َ إ ِ ي ّ َ ا ه ُ و َ ب ِ ا ل ْ و َ ا ل ِ د َ ي ْ ن ِ إ ِ ح ْ س َ ا ن ً ا ﴾ «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и относиться наилучшим образом к родителям». [Сура аль-Исра, аят 23].
3 ― Наилучшее отношение ко всем верующим в общем. 4 ― Необходимо соответствующее шари‘ату отношение к грешникам. 5 ― Наилучшее отношение к учёным. 6 ― Наилучшее отношение к правителям мусульман. 7 ― Наилучшее соблюдение прав неверующих.
Наилучшее отношение к каждому творению подробно разъяснено в шари‘ате. Необходимо относиться наилучшим образом даже к животным.
Поэтому избранный пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если вам придётся убивать, делайте это наилучшим способом, и если будете приносить жертву, тоже делайте это наилучшим способом, и пусть каждый из вас как следует наточит свой нож и избавит животное от мучений».
«Если вам придётся убивать, делайте это наилучшим способом…» — это касается как убийств тех людей, которые этого заслуживают, так и убийств животных. Нужно убивать так, чтобы человек или животное сразу умерли и не мучились.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел не уродовать трупы неверующих, не убивать ни стариков, ни женщин, ни детей.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал мусульманам перед сражением следующее: «Выступайте в поход с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха. Выступайте в поход и не воруйте трофеи, не поступайте вероломно, не обезображивайте тела убитых врагов и не убивайте детей» [Муслим, 1731].
«…если будете приносить жертву, тоже делайте это наилучшим способом, и пусть каждый из вас как следует наточит свой нож и избавит животное от мучений…» — это указывает на то, что человек обязан подготовить должным образом инструменты для жертвоприношения.
Некоторые люди противоречат этому принципу и не режут животное наилучшим образом. Они учатся на животном, как именно его резать, и иногда режут животное по десять минуть.
Иногда животное убегает от них, вскакивает с земли, а кровь хлещет. Так происходит с теми, кто не режет животное наилучшим образом.
Необходимо убивать животное острым ножом, чтобы его дух быстро вышел. Нужно наилучшим образом пользоваться ножом во время жертвоприношения.
Это и есть наилучшее отношение к животным, приказанное нам. Также запрещено резать одно животное на глазах другого животного. Животное не должно испытывать неприятные ощущения, видя, как режут другое животное.
Следовательно, в этом хадисе содержится повеление совершать наилучшим образом всякую вещь: поклонение, отношение к своей душе, отношение к творениям Аллаха, отношение к животным, отношение к растениям, отношение к джиннам и ангелам.
Искатели знания должны говорить только наилучшие слова и совершать только наилучшие деяния. Искатели знания должны наилучшим образом относиться к своему Господу.
Искатели знания должны наилучшим образом относиться к творениям Аллаха: к людям, к животным, к насекомым, к окружающей природе, и так далее, ибо Аллах предписал всё делать наилучшим образом.
18 Хадис: Богобоязненность и благонравие. 18 ― Сообщается со слов Абу Зарра Джундуба ибн Джунады, да будет доволен им Аллах, и со слов Абу ‘Абду-р-Рахмана Му‘аза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был! Вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся в отношениях с людьми наилучших нравов». [ат-Тирмизи, 1987].
________________________________ Разъясняет шейх Салих али Шейх: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был…» — это повеление придерживаться богобоязненности во все времена и во всех местах.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел придерживаться богобоязненности, следовательно, этот приказ указывает на обязательность.
Богобоязненность (такуа) – это великая основа из основ религии. Поистине, Аллах Всевышний повелел держаться богобоязненности даже Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Аллах Всевышний сказал: ﴿ ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ن ّ َ ب ِ ي ّ ُ ا ت ّ َ ق ِ ا ل ل ّ َ ه َ ﴾ «О Пророк! Бойся Аллаха» [Сура аль-Ахзаб, аят 1].
Также Аллах Всевышний повелел верующим бояться Его должным образом.
Аллах Всевышний сказал: ﴿ ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ْ ا ت ّ َ ق ُ و ا ْ ا ل ل ّ ه َ ح َ ق ّ َ ت ُ ق َ ا ت ِ ه ِ ﴾ «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом». [Сура али ‘Имран, аят 102].
А также: ﴿ ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ا ت ّ َ ق ُ و ا ا ل ل ّ َ ه َ و َ ق ُ و ل ُ و ا ق َ و ْ ل ً ا س َ د ِ ي د ً ا ﴾ «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово» [Сура аль-Ахзаб, аят 70].
А также: ﴿ ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ا ت ّ َ ق ُ و ا ا ل ل ّ َ ه َ و َ ل ْ ت َ ن ظ ُ ر ْ ن َ ف ْ س ٌ م ّ َ ا ق َ د ّ َ م َ ت ْ ل ِ غ َ د ٍ و َ ا ت ّ َ ق ُ و ا ا ل ل ّ َ ه َ ﴾ «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха! ». [Сура аль-Хашр, аят 18].
В Коране много раз говорится о богобоязненности. В других аятах Корана также говорится о необходимости бояться наказания Аллаха, бояться Огня, бояться Судного Дня.
Аллах Всевышний сказал: ﴿ و َ ا ت ّ َ ق ُ و ا ْ ي َ و ْ م ً ا ت ُ ر ْ ج َ ع ُ و ن َ ف ِ ي ه ِ إ ِ ل َ ى ا ل ل ّ ه ِ ﴾ «Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху» [Сура аль-Бакара, аят 281].
А также: ﴿ و َ ا ت ّ َ ق ُ و ا ْ ا ل ن ّ َ ا ر َ ا ل ّ َ ت ِ ي أ ُ ع ِ د ّ َ ت ْ ل ِ ل ْ ك َ ا ف ِ ر ِ ي ن َ ﴾ «Бойтесь Огня, который уготован неверующим». [Сура али ‘Имран, аят 131].
Богобоязненность (такуа) перед Аллахом заключается в том, чтобы человек установил между собой и между наказанием Аллаха и Его гневом преграду, которая будет защищать его. Эта преграда устанавливается путем исповедования единобожия и отречения от многобожия. Именно это приказано всем людям.
Смысл слова ″ богобоязненность″ (такуа) становится ясным, если взглянуть на него с точки зрения арабского языка.
Основой слова ( ت ق و ى ) ― ″ такуа″ ― богобоязненность ― является слово ( و ق و ى ) ― ″ уакуа″, которое происходит от слова ( و ق ا ي ة ) ― ″ уикая″ ― преграда.
Арабы знают об этом, поэтому в стихотворении говорится: س ق ط ا ل ن ص ي ف و ل م ت ر د ا س ق ا ط ه ... ف ت ن ا و ل ت ه و ا ت ق ت ن ا ب ا ل ي د «Упало покрывало, хотя она не желала этого,
Покрывало соскользнуло с её лица, а она, по причине своей скромности, не желала этого. Тогда одной рукой она потянулась за покрывалом, а другой рукой сделала преграду между нами и её лицом.
Богобоязненный – это тот, кто устанавливает преграду между собой и между гневом Аллаха и Его наказанием преграду.
Повеление придерживаться богобоязненности перед Аллахом в Коране пришло в трёх видах:
1 ― Приказ придерживаться богобоязненности, обращённый ко всем людям.
Аллах Всевышний сказал: ﴿ ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ن ّ َ ا س ُ ا ت ّ َ ق ُ و ا ْ ر َ ب ّ َ ك ُ م ُ ﴾ «О люди! Бойтесь вашего Господа» [Сура ан-Ниса, аят 1].
«Бойтесь» ― то есть: примите Ислам, воплотите на делах единобожие и отрекитесь от многобожия.
Человек, пришедший с единобожием и спасшийся от многобожия, считается богобоязненным.
Аллах Всевышний сказал: ﴿ إ ِ ن ّ َ م َ ا ي َ ت َ ق َ ب ّ َ ل ُ ا ل ل ّ ه ُ م ِ ن َ ا ل ْ م ُ ت ّ َ ق ِ ي ن َ ﴾ «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных». [Сура аль-Маида, аят 27].
Поэтому целая группа из числа толкователей Корана сказали, что фразу «…только от богобоязненных…» следует понимать как «…только от единобожников…». [См. «Мусаннаф» (7/221) ибн Аби Шейбы; «Тафсир ат-Табари», 6/191; «Тафсир аль-Куртуби», 6/135].
2 ― Приказ придерживаться богобоязненности, обращённый к верующим.
Аллах Всевышний сказал: ﴿ ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ْ ا ت ّ َ ق ُ و ا ْ ا ل ل ّ ه َ ﴾ «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха». [Сура али ‘Имран, аят 102].
Здесь приказ придерживаться богобоязненности обращен к тем людям, которые уже придерживаются единобожия и оставили многобожие.
В данном случае под «богобоязненностью» имеется в виду «совершение деяний покорности перед Аллахом на основе света от Аллаха и оставление ослушания Аллаха на основе света от Аллаха».
«Бойтесь Аллаха» ― то есть: совершайте обязательные религиозные предписания и оставляйте совершение запретных деяний; отдаляйтесь от того, что может вызвать гнев Аллаха и Его наказание.
Этот вид богобоязненности имеет различные ступени, наивысшая из которых: оставление того, в чём нет греха, из-за боязни попасть в то, в чём есть грех.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Рабу Аллаха не достичь такого положения, когда будет он одним из богобоязненных, пока раб этот не откажется от того, в чём нет беды, из опасения перед тем, что (может) принести беду». [ат-Тирмизи, 2451; ибн Маджах, 4215; аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир», 5/158; ат-Табарани в «аль-Кабир», 446; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 4/355; аль-Бейхаки в «аль-Кубра», 5/335].
3 ― Приказ придерживаться богобоязненности, обращённый к тем, кто уже придерживается богобоязненности.
Аллах Всевышний сказал: ﴿ ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ن ّ َ ب ِ ي ّ ُ ا ت ّ َ ق ِ ا ل ل ّ َ ه َ ﴾ «О Пророк! Бойся Аллаха». [Сура аль-Ахзаб, аят 1].
Если кому-то из людей приказывается делать то, что он уже делает, то смысл приказа в том, чтобы этот человек еще прочнее утвердился в этом деле.
Например, Аллах Всевышний сказал: ﴿ ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ْ آ م ِ ن ُ و ا ْ ب ِ ا ل ل ّ ه ِ ﴾ «О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха». [Cура ан-Ниса, аят 136].
То есть: о те, которые уверовали, укрепитесь в своей вере и доводите её до совершенства.
«Бойся Аллаха, где бы ты ни был…» — это обращение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к верующим людям.
«Бойся Аллаха, где бы ты ни был…» — бойся Аллаха во всех местах и во все времена. Совершай деяния покорности и сторонись запретных деяний.
Тальк ибн Хабиб [Аль-Басри. Ученый, аскет из числа праведных предшественников], да помилует его Аллах, сказал: «Богобоязненность (такуа) – это подчинение Аллаху на основе света от Аллаха, надеясь на награду Аллаха, и оставление ослушания Аллаха на основе света от Аллаха, боясь наказания Аллаха». [Ибн Аби Шейба в «Мусаннаф», 6/164; ибн Аби Хатим в своём тафсире, 2/446; Абу Ну‘айм в «аль-Хилья», 3/64; аль-Бейхаки в «аз-Зухд аль-Кабир», 2/351].
Однажды, один человек спросил Абу Хурейру, да будет доволен им Аллах, о богобоязненности, а Абу Хурейра ответил ему: «Ты когда-нибудь ступал по дороге с колючками? » Тот ответил: «Да», на что Абу Хурейра сказал: «А как ты шёл по ней? » Тот человек ответил: «Видя колючку, я обходил её стороной или перешагивал через неё, или сокращал шаг, чтобы не наступить на неё». Тогда Абу Хурейра сказал: «Это и есть богобоязненность! » [аль-Бейхаки в «аз-Зухд аль-Кабир», 2/351; ас-Суюты в «ад-Дурр аль-Мансур», 1/61].
Похожий ответ передают от Ка‘ба аль-Ахбара, когда он отвечал на вопрос ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах [См. «Тафсир аль-Багъауи», 1/45; «Тафсир аль-Куртуби», 1/161; «Тафсир ибн Касир», 1/41].
А известный поэт ибн аль-Му‘тазз [Абу аль-‘Аббас, ‘Абдуллах ибн аль-Му‘тазз ибн аль-Мутауаккиль ибн аль-Му‘тасым ибн Харун ар-Рашид. Был убит в 296-ом г.х.] сказал: خ ل ا ل ذ ن و ب ص غ ي ر ه ا *** و ك ب ي ر ه ا ذ ا ك ا ل ت ق ى و ا ص ن ع ك م ا ش ف و ق أ ر ض *** ا ل ش و ك ي ح ذ ر م ا ي ر ى ل ا ت ح ق ر ن ص غ ـ ي ر ة *** إ ن ا ل ج ب ا ل م ن ا ل ح ص ى «Оставь грехи малые и большие. Это и есть богобоязненность! Поступай подобно идущему по колючей земле, остерегаясь того, что он видит. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы