Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И эти слова не являются велением, а сказаны в качестве угрозы.
[Также в качестве примера можно привести слова Всевышнего: «Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». (Сура аль-Кахф, аят 29). Этот аят содержит в себе угрозу тем, кто не уверовал, а не приказ. Поэтому после этих слов Всевышний Аллах сказал: «Мы приготовили для беззаконников Огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон. Если они станут просить о помощи (или о дожде), то им помогут водой, подобной расплавленному металлу, которая обжигает лицо. Мерзкий напиток и скверная обитель! » (Сура аль-Кахф, аят 29)].
«…если ты не чувствуешь стыда, делай что хочешь…» — следовательно, эти слова следует понимать как угрозу. Если у тебя нет стыдливости, мешающей тебе совершать запретное, то делай что хочешь, ибо ты всё равно будешь рассчитан за свои поступки в День Суда и увидишь, какое зло ты приобрёл. б ― Другие же сказали, что хадис является просто повествованием. «…если ты не чувствуешь стыда, делай что хочешь…» — то есть: обычно люди совершают именно то, чего они не стесняются. Это – повествование о людях и о том, что они делают. У людей принято следующее: если ты не стесняешься такого-то поступка, то можешь его совершать. Следовательно, в хадисе содержится сообщение о людях, хотя внешне оно пришло в форме приказа. На самом же деле все эти мнения являются близкими к истине. Из хадиса можно понять и то, о чём сказала первая группа учёных, и то, о чём сказала вторая группа учёных.
21 Хадис: Прямота (истикама) и вера (иман). 21 ― Сообщается со слов Абу ‘Амра (или: Абу ‘Амры), Суфьяна ибн ‘Абдуллаха ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, который сказал: ― Однажды я попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха, скажи мне об исламе такие слова, чтобы после тебя я уже не спрашивал об этом никого другого». Тогда он сказал: «Скажи: " Я уверовал в Аллаха", ― а потом придерживайся прямоты». [Муслим, 38].
_______________________ Разъясняет шейх Салих али Шейх: В этом хадисе содержится завещание пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В хадисе сообщается о том, что Суфьян ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дать ему завет. «Скажи: " Я уверовал в Аллаха", ― а потом придерживайся прямоты»
― И это взято из слов Всевышнего: ﴿ إ ِ ن ّ َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ق َ ا ل ُ و ا ر َ ب ّ ُ ن َ ا ا ل ل ّ َ ه ُ ث ُ م ّ َ ا س ْ ت َ ق َ ا م ُ و ا ت َ ت َ ن َ ز ّ َ ل ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ُ ا ل ْ م َ ل َ ا ئ ِ ك َ ة ُ أ َ ل ّ َ ا ت َ خ َ ا ف ُ و ا و َ ل َ ا ت َ ح ْ ز َ ن ُ و ا ﴾ «Воистину, к тем, которые сказали: " Наш Господь - Аллах", - а потом стойко придерживались этого, нисходят ангелы: " Не бойтесь и не печальтесь" ». [Сура Фуссылят, аят 30].
То есть: смысл хадиса подобен смыслу этого аята.
«Скажи: " Я уверовал в Аллаха" …» ― скажи: «Мой Господь – Аллах! Я поклоняюсь только Ему Одному, никого не придавая Ему в сотоварищи».
Ведь, когда человека положат в могилу, придут два ангела и спросят у него: «Кто твой Господь?! Кто твой пророк?! Какова твоя религия?! » [аль-Бухари, 1338, 1374; Муслим, 2870].
«Кто твой Господь?! » ― то есть: кто тот, кому ты поклонялся?!
«Скажи: " Я уверовал в Аллаха" …» ― мы уже говорили о том, что вера (иман) – это слово, дело и убеждение [См. разъяснение хадиса № 2 данной книги].
Поэтому, говоря: «Я уверовал в Аллаха», человек имеет в виду: «Я имею относительно Аллаха правильные убеждения. Я совершаю ради Него праведные деяния, соответствующие сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Я совершаю всё это искренне только ради Него. Я произношу только то, что любит Аллах и то, чем Он доволен».
Следовательно, это завещание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, включает в себя указание и на слова, и на деяния, и на убеждения. А раз так, то получается, что это завещание касается всей религии целиком.
Ведь, этот человек сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха, скажи мне об исламе такие слова, чтобы после тебя я уже не спрашивал об этом никого другого». И тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Скажи: " Я уверовал в Аллаха…».
«…а потом придерживайся прямоты (истикамы) …» ― поистине, следование по прямой стезе (истикама) – это часть веры (имана).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел придерживаться прямоты (истикамы).
Слово «истикама» ( ا س ت ق ا م ة ) приходит, например, в словах Всевышнего: ﴿ إ ِ ن ّ َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ق َ ا ل ُ و ا ر َ ب ّ ُ ن َ ا ا ل ل ّ َ ه ُ ث ُ م ّ َ ا س ْ ت َ ق َ ا م ُ و ا ﴾ «Воистину, к тем, которые сказали: " Наш Господь - Аллах", - а потом стойко придерживались этого …». [Сура Фуссылят, аят 30].
А также: ﴿ ف َ ا س ْ ت َ ق ِ م ْ ك َ م َ ا أ ُ م ِ ر ْ ت َ و َ م َ ن ت َ ا ب َ م َ ع َ ك َ ﴾ « Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено, вместе с теми, кто покаялся наряду с тобой». [Сура Худ, аят 112].
А также: ﴿ ف َ ا س ْ ت َ ق ِ ي م ُ و ا إ ِ ل َ ي ْ ه ِ و َ ا س ْ ت َ غ ْ ف ِ ر ُ و ه ُ ﴾ « Идите к Нему прямым путем и просите у Него прощения». [Сура Фуссылят, аят 6].
«Истикама» ― это твердоё соблюдение религии, твердая вера, как об этом сказала целая группа обладателей знания. [См. «Шарх Сахих Муслим» (2/9) имама ан-Науауи; «Джами‘ аль-‘Улюм уа-ль-Хикам», стр. 204].
Иначе говоря, совершение благих деяний и отдаление от того, что вызывает гнев Аллаха, отдаление от всего запретного.
«Истикама» ― это постоянное приложение усилий на пути Аллаха, непрерывное соблюдение сунны, постоянная искренность перед Аллахом. Это и есть суть религии.
«Скажи: " Я уверовал в Аллаха", а потом придерживайся прямоты (истикамы) …» ― то есть: уверуй в Аллаха настоящей верой, а затем стойко, твердо и непрерывно держись за эту веру.
И поэтому Аллах Всевышний похвалил Своих рабов, которые стойко придерживаются прямого пути (истикамы): ﴿ إ ِ ن ّ َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ق َ ا ل ُ و ا ر َ ب ّ ُ ن َ ا ا ل ل ّ َ ه ُ ث ُ م ّ َ ا س ْ ت َ ق َ ا م ُ و ا ت َ ت َ ن َ ز ّ َ ل ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ُ ا ل ْ م َ ل َ ا ئ ِ ك َ ة ُ أ َ ل ّ َ ا ت َ خ َ ا ف ُ و ا و َ ل َ ا ت َ ح ْ ز َ ن ُ و ا و َ أ َ ب ْ ش ِ ر ُ و ا ب ِ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ِ ا ل ّ َ ت ِ ي ك ُ ن ت ُ م ْ ت ُ و ع َ د ُ و ن َ ﴾ «Воистину, к тем, которые сказали: " Наш Господь - Аллах", - а потом стойко придерживались прямого пути, нисходят ангелы (во время их смерти и говорят): " Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам». [Сура Фуссылят, аят 30]. 22 Хадис: Путь, ведущий к раю. 22 ― Сообщается со слов Абу ‘Абдуллаха, Джабира ибн ‘Абдуллаха аль-Ансари, да будет доволен Аллах им и его отцом, что как-то раз один человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Как ты считаешь, если я буду совершать предписанные молитвы, поститься в месяц Рамадан, буду считать дозволенное дозволенным, а запретное - запретным, ничего не добавляя к этому, войду ли я в Рай? » Он сказал: «Да». [Муслим, 15]. «…буду считать дозволенное дозволенным…» ― то есть: буду совершать его, считая его дозволенным. «…а запретное - запретным…» ― то есть: буду сторониться его.
_______________________ Разъясняет шейх Салих али Шейх: В этом хадисе упоминаются некоторые виды поклонения: молитва и пост, а также то, что человек считает дозволенное дозволенным, а запретное – запретным.
В других хадисах сообщается, что как-то раз один из бедуинов пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и начал задавать ему вопросы, касающиеся Ислама. В частности, он спросил: «Сообщи мне, какие молитвы Аллах вменил мне в обязанность?! » На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты должен совершать пять молитв, если только сам не пожелаешь совершить помимо этого дополнительную молитву». Тогда этот человек сказал: «Сообщи мне, что мне вменил в обязанность Аллах из постов?! » На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты должен соблюдать пост только в течение Рамадана, если только сам не пожелаешь соблюдать помимо этого дополнительные посты». Тогда этот человек сказал: «Сообщи мне, что мне вменил в обязанность Аллах из закята?! » Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему о необходимости выплаты закята. Этот человек спросил: «А должен ли я выплачивать что-нибудь сверх этого? » Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, если только сам ты не пожелаешь этого». Тогда этот человек сказал: «Клянусь Аллахом, я ничего не добавлю к тому, чем меня обязал Аллах, и ничего не стану убавлять из этого! » Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он войдет в Рай, если говорит правду! ». [аль-Бухари, 1891].
А в другой версии сказано: «Пусть посмотрит на этого (бедуина) тот, кому доставит радость взгляд на человека из числа обитателей Рая» [аль-Бухари, 1397; Муслим, 14]. В других версиях этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил этому бедуину о молитве, посте, закяте и хадже.
Эти хадисы указывают на то, что будет обитателем Рая человек, который: • Выполнял обязательные предписания религии, желая приблизиться к Аллаху; • Совершал пять обязательных молитв, подчиняясь Аллаху; • Соблюдал пост, подчиняясь Аллаху; • Выплачивал закят, подчиняясь Аллаху; • Совершал хадж, подчиняясь Аллаху; • Считал дозволенное дозволенным, подчиняясь Аллаху; • Считал запретное запретным, подчиняясь Аллаху.
На эту тему пришло множество хадисов. В некоторых хадисах человеку обещан Рай за произнесение слов ″ ля иляха илля Ллах″ (нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха). В некоторых хадисах человеку обещан Рай за совершение молитвы. В некоторых хадисах человеку обещан Рай за соблюдение поста. Иначе говоря, подобные хадисы приходят в разнообразной форме.
Суть в том, что в некоторых хадисах человеку бывает обещан Рай за совершение некоторых праведных деяний. Но человек получает Рай за совершение этого деяния только при наличии всех условий и при отсутствии препятствий, а также только тогда, когда человек исповедует единобожие.
Следовательно: Во-первых, должны быть соблюдены все условия и отсутствовать препятствия; Во-вторых, человек должен исповедовать единобожие (таухид), ибо молитва, закят, пост и все остальные деяния бывают действительными только при наличии единобожия (таухида). Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он войдет в Рай, если говорит правду! » Важное правило. Когда в шари‘атских текстах говорится о том, что человек, сделавший то-то и то-то, войдет в Рай, то может иметься в виду две вещи: •Человек войдет в Рай сразу (изначально); •Человек когда-нибудь войдет Рай, иначе говоря, не останется в Аду навечно.
Если в шари‘атских текстах сказано: «Сделавший то-то и то-то войдет в Рай», то возможны две ситуации: 1 ― Человек войдёт в Рай сразу и вообще не будет наказан. Аллах простит ему все его грехи и сразу введёт его в Рай. 2 ― Человек войдёт в Рай когда-нибудь и не останется в Аду навечно.
Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любой раб (Аллаха), который скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, а потом умрёт, не отступившись от этого, обязательно войдёт в Рай». [аль-Бухари, 5827; Муслим, 94].
А также: «Кто встретит Аллаха, ничего не придавая Ему в сотоварищи, тот войдет в Рай». [аль-Бухари, 129; Муслим, 32].
А также: «Аллах предписал (Своим) рабам совершать пять молитв (в течение дня и ночи). Кто будет совершать их, ничего не упуская из-за небрежного отношения, у того есть договор с Аллахом о вхождении в Рай». [Абу Дауд, 1420; ибн Маджах, 1401; ан-Насаи в «аль-Кубра», 1/142; Ахмад, 5/315; ад-Дарими в «ас-Сунан», 1577; ибн Хиббан, 5/23; аль-Бейхаки в «аль-Кубра», 1/361].
А также: «Людей постившихся призовут (в Рай) из врат, именуемых " ар-Райян" » [аль-Бухари, 1897; Муслим, 1027].
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы