Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теоретический комментарий



 

Воспитание как особая сфера деятельности и сознания человечества существует с древнейших времѐ н. В глубокой древности, когда ещѐ не было разделения труда, и цель любой деятельности человека сводилась к добыче пищи, знания и опыт передавались детям в труде. По мере совершенствования орудий труда от тяжѐ лой работы освобождались старики и инвалиды, которым община поручала присматривать за детьми и обучать их самому необходимому. Постепенно объѐ м необходимых знаний и опыта стал столь велик, что воспитание детей смогли осуществлять лишь наиболее знающие, опытные и уважаемые члены общины. Эти люди и образовали особую социальную группу воспитателей, наставников молодѐ жи. 

С возникновением семьи как социального института часть обязанностей по воспитанию детей была возложена на родителей. Появление письменности также повлияло на развитие педагогической деятельности, поскольку письменность позволяла дольше сохранять знания, чем память человека. С появлением государства возникла потребность в массовом обучении и воспроизводстве различных специалистов (прежде всего воинов для защиты и расширения земель и чиновников для государственнобюрократического аппарата), поэтому в государствах начали формироваться системы образования. Таким образом, развитие образования и педагогической мысли неразрывно связано с развитием общества, человеческой цивилизации.   

У разных народов в различные исторические эпохи складывались определѐ нные требования к уровню образованности, и педагогическая деятельность всегда являлась средством, сохранения и приумножения накопленных человечеством знаний. 

Первые очаги культуры возникли на берегу Персидского залива в Древней Месопотамии (Междуречье). Шумерские школы именовались как «дома таблички». В них обучались писцы для хозяйственных и административных нужд. Программа обучения носила светский характер, так как религиозное образование и спорт не входили в систему школьных занятий. Идеалом образования являлось полное владение письмом, искусством певца и музыканта, умение выносить разумные и законные решения, а также разбираться в жертвоприношениях богам. Основным приемом воспитания в школе являлся пример старших. Обучение в шумерской школе носило репродуктивный характер. 

Как правило, в Древнем Египте в школе учились дети чиновников, жрецов, землевладельцев, торгово-ремесленной верхушки, имеющие возможность вносить плату за свое обучение. Образование считалось важнейшей предпосылкой будущей успешной карьеры. Широкое распространение получили физические наказания, которые рассматривались как неотъемлемая часть обучения. 

В Древнем Иране находилась страна, которую населял один из самых загадочных народов Земли – арийцы. Они уделяли огромное внимание семейному воспитанию, одним из важных средств которого было приучение детей к выполнению многочисленных обрядов, сопровождавших всю жизнь людей того времени. Обучение мальчиков в школах начиналось в возрасте 7 лет. Главным источником первоначальных знаний была Авеста, собрание священных книг, написанная особым авестийским письмом. Ученики писали на глиняных черепках и по сырой глине, используя технику письма, сходную с вавилонской. По окончании школы они имели возможность получить специальную военную или чиновничью подготовку, а часть - освоить профессию жреца. 

В Древней Индии обязательное обучение было только для 3 высших каст. Более важным, чем «образование», являлось «воспитание» у гуру (духовного наставника). Обучение в Древней Индии основывалось на устной передаче знаний. Огромное внимание уделялось изучению элементов богослужения. Самым известным монашеским движением Древней Индии является буддизм. Будда – буквально «Пробужденный» или «Достигший Просветления» - обозначение того, кто обрел спасение и «переправился на другой берег». В центре буддизма – учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Учитель, согласно буддийской традиции, должен был постоянно наблюдать за учеником, учить его, к чему следует стремиться, а чего следует избегать, но выбор пути всегда оставался за учеником. Наставник знакомил ученика с принципами сохранения здоровья и личной гигиены, помогал следовать им независимо от обстоятельств. 

Огромное значение на развитие педагогической мысли и практики воспитания и обучения сыграли мудрецы Древнего Китая, самым знаменитым их них является Конфуций (Кун Фу-Цзы) (551-479 гг. до н.э.)- древнекитайский мыслитель, основные взгляды которого изложены в труде «Лунь» («Беседы и суждения»). Конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, постоянного старшим, неукоснительного и строгого соблюдения всех существующих норм и правил. Он первым в истории человечества провозгласил целью обучения развитие природных задатков человека. Конфуций первым стал учить примером собственной жизни, он учил учиться, совершенствуя свою природу: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды».

 

 

Литература

 

1. Вигасин А.А. История древнего мира. – М., 1999. – С. 175-179.

2. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. – Р/на Дону, 2000. – С. 3-16.

3. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до к. 20 в/ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. 

4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2001.

5. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1982. 

6. Латышина Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли. – М., 2002.

7. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен. Ч.1. – СПб., 2000. – С. 46-62.

8. Педагогика народов мира: История и современность / Сост. К. Салимова. – М., 2001.

 

 

 

Тема 2 Образование в античном мире

 

Вопросы к семинару

 

1. Общая характеристика античности.

2. Отличительные признаки спартанского и афинского воспитания.

3. Значение греческих поэтов и философов в истории воспитания.

4. Воспитание у древних римлян.

5. Особенности римского воспитания и образования в раннее и позднее время.

6. Педагогические взгляды Квинтиллиана.

 

Темы для сообщений

 

1. Педагогические взгляды Демокрита.

2. Педагогические воззрения Сократа.

3. Педагогические идеи Аристотеля.

 

Практические задания

 

Как Вы понимаете следующие высказывания древнегреческих философов?  

1. «Познай самого себя» (Сократ) _______________________

 

 
 
 

 

2. «О каждой вещи бывает два совершенно противополож-

ных мнения» (Протагор) ___________________________________

 

 
 
 

 

3. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (Гераклит) __

 

 
 
 

 

4. «Живи незаметно. Кому не довольно малого, тому всего

мало» (Эпикур) __________________________________________

 

 
 
 

 

Выберите правильный вариант.

 

1. Палестра – это:  

а) школа состязаний;  

б) грамматическая школа;  

в) музыкальная школа.

 

2. Женское воспитание в Спарте:  

а) ничем не отличалось от мужского;  

б) отличалось менее жесткой дисциплиной по сравнению с мужским;  

в) являлось необязательным. 

 

Теоретический комментарий

 

Временные границы античного мира охватывает огромный промежуток от 3 –го тысячелетия до н.э. до V века н.э. Центры образования находились при храмах и царских дворцах.

Древняя Греция в VII-IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-государств-полисов, с культурой которых связано развитие воспитания, школы, педагогической мысли. Наиболее влиятельными государствами были Лакония с главным городом Спартой и Аттика во главе с Афинами. В них определились различные педагогические системы: спартанская и афинская.

Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. Афинское воспитание преследовало цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут в мирное время и во время войны спасают государство…» (Лукиан). 

В Древней Греции большое распространение получили так называемые странствующие учителя – софисты (гр. «мудрый»), которые не имели постоянных помещений и постоянных учеников. Главным требованием, предъявляемым к учителю-софисту, было владение ораторским искусством и эристикой (искусство вести прения), что соотносится с речевой культурой педагога в современном понимании. 

Яркой фигурой философии Древней Греции является Платон (428 или 427 до н.э. – 348 или 347), который предъявляет ряд требований к учителю: всестороннее знание своего предмета и психологических особенностей своего ученика, любовь к ученикам (которую впоследствии назвали по имени мыслителя платонической). В своем труде «Законы» Платон указывает на необходимость особого внимания государства на воспитание подрастающего поколения и лиц, его осуществляющих:

«…законодатель не должен допускать, чтобы воспитание детей было чем – то второстепенным и шло как попало. …Если он хочет создать должное попечение о детях, ему надо выбрать из числа граждан человека наилучшего во всех отношениях и по возможности именно его назначить попечителем о детях». Поэтому, согласно великому мыслителю, в педагогическую культуру учителя можно включить следующие составляющие: знание учебного предмета, психологии своих учеников, любовь к ним, гуманизм, справедливость, безупречность во всех отношениях. 

Мысли о том, каким должен быть учитель, содержатся в труде «О воспитании детей» греческого писателя Плутарха (ок. 45 – ок. 127 г.г.), в котором он сравнивает учителя с земледельцем: «Подобно тому, как для земледелия, прежде всего, нужна хорошая почва, потом опытный земледелец, затем хорошие семена, так и здесь почва – природные дарования, земледелец – учитель, наконец, семена – это обучение, преподавание». Далее Плутарх советует «позаботиться о выборе» педагога, «чтобы случайно не отдать своих детей рабам, чужестранцам или людям легкомысленным». Он твердо убежден, что «для детей выбирать таких учителей, поведение которых безукоризненно, характер которых не дает никакого повода к упреку; они должны обладать также большим жизненным опытом, источник и основание всех хороших свойств, это – воспитание». Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что, согласно Плутарху, учитель должен быть человеком серьезным, совершенным во всех отношениях, опытным и, самое главное, воспитанным. 

Воспитание у древних римлян первоначально носило патриархальный характер. Дети в семье воспитывались в строгости, скромности, почитании старших и предков, любви к Отечеству. Педагогическая мысль Рима нашла отражение в трудах Марка Туллия Цицерона и Марка Фабия Квинтилиана.

Истоки понимания педагогической культуры находятся и в трудах древнеримского мыслителя Марка Туллия Цицерона (10643 г.г. до н.э.). В частности в трактате «Об ораторе» он выдвигает ряд требований: «Первое и важное условие для оратора есть природное дарование. Ведь для этого необходима особенного рода подвижность ума и соображения, которая сообщала бы изобретению остроту, развитию и украшению – обилие, запоминанию – верность и прочность». Определяя термин «оратор», философ пишет: «…по моему мнению, оратором, достойным такого многозначительного названия, будет тот, кто любой представившийся ему вопрос, который требует развития посредством слова, сумеет изложить с пониманием дела, стройно, изящно, без всяких помех со стороны памяти и, кроме того, с соблюдением известного достоинства при исполнении». Тем самым он заложил основы речевой культуры педагога. Поэтому, согласно Цицерону, культурный педагог – это, прежде всего, образованный, разносторонне развитый, занимающийся философией и следующий интересам своей страны гражданин.  

Суждения об обязательном наличии культуры педагогов имеются и у древнеримского мыслителя Марка Фабия Квинтилиана (42 - ок.118 гг.) По его мнению, учитель должен быть снисходительным, «наставления свои сопровождать возможной лаской: иное похвалить, другое оставить без осуждения или переделать, указав на причины этого, а кое-где прибавить кое-что и от себя». В труде «Наставление оратору» Квинтилиан пишет: «Желал бы я больше всего, чтобы приставники или дядьки при детях были люди достаточно сведущие». Он подчеркивает также: «Невежество их не менее вредит и нравственности детей». Требования к речи оратора он выдвигает такие: «Всякая речь должна иметь три совершенства, то есть быть правильна, ясна и красива». Поэтому, исходя из сказанного выше, педагогическая культура учителя, по Квинтилиану, включает снисходительность, гуманизм, образованность, речевую культуру. 

 

 

Литература

 

1. Вигасин А.А. История древнего мира. – М., 1999.

2. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. – Р/на Дону, 2000. – С. 17-38.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России./ Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2001.

4. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1982. 

5. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен. Ч.1. – СПб., 2000. – С. 63-124.

6. Пономарева Г.М. Основы культурологии. – М., 1998. – С. 286-303.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь