Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теоретический комментарий. В VI-VII в.в. вместо исчезнувших античных школ стали появляться школы



 

В VI-VII в.в. вместо исчезнувших античных школ стали появляться школы, создаваемые церковью, своеобразные островки знания в мире невежества. Они готовили служителей культа и обучали мирян.

Монастырские школы создавались для мальчиков, которые готовились стать монахами (внутренние), и для жителей данного церковного прихода (внешние).

Соборные или кафедральные школы, где обычно учили своих детей дворяне и именитые горожане, создавались в центрах церковного управления.

Приходские школы открывались при церковных приходах, помещались или в специальной комнате, или квартире служителя культа и собирали 3-10 мальчиков. 

Языком обучения являлся латинский.

Вместе с детьми в школах обучались и взрослые мужчины, учение продолжалось несколько лет. Обучение, как правило, проходило следующим образом: учитель читал из церковной книги отрывок, ученики повторяли его вслух, а после усвоения алфавита читали сами; писать учились на навощенной дощечке заостренной палочкой; выучив написанное, стирали. Книги, по которым учились, были рукописными. Каждый, приступивший к постижению «науки», должен был выучить по-латыни 150 псалмов и молитв, научиться церковному песнопению, а потом – читать и писать. На все это уходило не менее 3 лет. 

Курс обучения в монастырских и соборных школах со временем расширялся, стали изучать семь свободных искусств (V-VI в.в.), включавших грамматику, риторику, диалектику (тривиум) и арифметику, географию, астрономию, музыку (квадриум). 

В XV –XVI вв. два явления в культуре – Ренессанс (Возрождение) и Реформация – произвели своего рода революцию в духовной жизни Западной Европы. Культура Ренессанса зародилась в Италии во второй половине XIV в. и продолжала развиваться на протяжении XV –XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Западной Европы. Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от «тьмы» средневековья. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и поклонения. Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве, педагогике. Наследие древних рассматривалось не как образец для подражания, а как источник идей, на которые можно опереться в создании нового мировоззрения и новой культуры. Главными идеями педагогов-гуманистов Томаса Мора, Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразма Роттердамского являлись: забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремление к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей, любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду.

Родиной Реформации была Германия. Ее началом считают события 1517 года, когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Не таинства церкви приобщают человека к благодати, а личная вера. Единственным авторитетным источником для христианина является Писание, а не декреты пап. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. В целях распространения своего учения деятели Реформации широко использовали воспитание и образование, выдвинув лозунг всеобщего образования детей всех сословий на родном языке, что должно было в значительной степени облегчить усвоение и осмысление знаний.

И Реформация, и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях. 

 

Литература

 

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

2. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. – Р/на Дону, 2000. – С. 228-235.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России./ Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2001.

4. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до к. 20 в. – М., 2001.

5. Кузнецова Л. Становление и развитие идеала гармоничной личности // Воспитание школьников. – 2001. - № 4. – С. 53-55.

6. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1982. 

7. Педагогика народов мира: История и современность / Сост. К. Салимова. – М., 2001.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь