Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Наиболее общей задачей на движение тела в поле силы тяжести (гравитационном поле) является задача о движении тела, брошенного под углом к горизонту.



Задача №1 . Девочка бросает мяч с балкона, находящегося на высоте h от поверхности земли, под углом α к горизонту со скоростью V0. Определить время полета мяча до земли, дальность полёта (координату Xmax точки падения), наибольшую высоту полёта мяча над землёй (максимальное значение координаты Уmax мяча) и скорость мяча в момент его падения на землю.

Решение задачи начинается с выбора начала отсчёта, с которым совмещают начало координат ХОУ, рационально направив оси координат. В данном случае удобно начало отсчета и связанное с ним начало координат выбрать на поверхности земли под балконом, направив оси Х и У соответственно горизонтально и вертикально. Отмечаем на оси У начальную координату мяча У0 = h, направляем вектор начальной скорости V0 под углом α к горизонту и изображаем траекторию полёта мяча, которая, как известно, представляет собой параболу. Точка пересечения параболы с осью Х определит координату Xmax , значение которой даст дальность полёта мяча. Наибольшая высота полёта мяча определится значением координаты Уmax вершины параболы. Рисунок к задаче будет         иметь вид (рис.2). Для составления уравнений движения Х = Х(t) и  У = У(t) вида (1.1) имеет смысл записать составляющие этих уравнений:

Х 0 = 0;

V0x = V0 cos α                                          X = ( V0 cos α ) t                                (1.4)

gx  = 0;

У 0 = h;

V0y = V0 cos (90o – α ) =

V0 sin α ;                                               У = h +V0 sin α )– gt2/2                             (1.5)

gy  = - g ;

 

  Далее начинается аналитическая работа с уравнениями (1.4) и (1.5). Через время tп (время полёта мяча) координаты мяча примут значения: Х = Хmax, у = 0. Тогда уравнения (1.4) и (1.5) примут вид:

                                           Х max = V 0 ( cos α) t п ;                                                                                 (1.6)

                                     0 = h + ( V 0 sin α) t п – gt п 2 / 2.                                           (1.7)

Решая квадратное уравнение (1.7), находим время полёта мяча tп.

                               t п = [ V0 sin α + (V02 sin2α + 2gh)1/2]/g ,                              (1.8)

которое имеет только одно значение. Второе - отрицательное значение t п , которое следует из решения квадратного уравнения, не возможно. Здесь и далее корень квадратный из числа записывается как это число в степени ½.

Подставив  значение tп в уравнение (1.6), определяем дальность полёта мяча Хmax.

           Х max = V 0 ( cos α) = V 0 ( cos α) [ V 0 sin α + ( V 0 2 sin 2 α + 2 gh )1/2]/ g .          (1.9)

В верхней точке траектории мяча высота его полёта максимальна, а проекция скорости на ось ОУ равна нулю. Для продолжения решения необходимо перейти к уравнениям проекций скорости V на оси Х и У как функциям времени. Взяв производные по времени от (1.4) и (1.5), получаем:

                                      Vx  = V0 cos α ;                                                (1.10)

                                          Vy  = V0 sin α - gt.                                      (1.11)

Уравнение (1.10) показывает, что вдоль оси ОХ мяч летит равномерно с постоянной скоростью, не зависящей от времени. Движение мяча вдоль оси ОУ является равнопеременным (при движении до верхней точки полёта – равнозамедленным, а затем становится равноускоренным). В момент времени tв (время полёта мяча до верхней точки) проекция скорости Vy становится равной нулю, а координата У принимает максимальное значение уmax.

                                          0 = V0 sinα - gtв;                                           (1.12)

                               у max = h + ( V 0 sin α) t в – gt в 2 / 2.                                 (1.13)

Определив из уравнения (1.12) время tв,

                                                   tв = (V0 sinα) / g ,                                            (1.14)

подставляем его значение в уравнение (1.13) и определяем уmax- максимальную высоту полёта мяча.

                                              у max = h + ( V02 sin2 α ) / 2g.                             (1.15)

Для определения скорости мяча в момент падения (время tп) необходимо определить значения проекций этой скорости Vx  и Vy в этот момент.

Vx определяем из уравнения (1.10), Vy из уравнения (1.11), подставив в него значение tп:

      Vy = V 0 sin α - gt п = V 0 sin α - g [ V 0 sin α + ( V 0 2 sin 2 α + 2 gh )1/2]/ g            (1.16) ,

Скорость мяча в момент падения V определится по теореме Пифагора:

                                    V  = (Vx2 + Vy2)1/2.                                                  (1.17)

Проекция Vy будет отрицательной, но будучи возведённой в квадрат даст положительное значение. Следует помнить, что вектор скорости в любой точке направлен по касательной к траектории движения.

  Решение задач на движение тела, брошенного вертикально вверх или вниз, или свободно падающее (здесь угол α = 90о) сводится к составлению только одного уравнения:

                                              У =  h + V0 t – gt2/2.                                           (1.18)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь