Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Становление изобразительной деятельности



Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И, как всякая познавательная деятельность, она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). А как известно, овладение этими действиями способствует умственному развитию детей.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов
и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства (Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, 1979).

 

► Этапы развития изобразительной деятельности

Обратимся к анализу развития изобразительной деятельности ребенка.

В работах ряда исследователей проблемы детского рисунка сделана попытка наметить стадии развития изобразительной деятельности. Итальянский психолог К. Риччи считал, что она в своем развитии проходит два этапа: доизобразительный и изобразительный, которые, в свою очередь, делятся на несколько стадий. Первая стадия доизобразительного этапа (по Г. Кершенштейнеру, К. Риччи др.) – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение,
а карандаш. И больше того ребенок может даже смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге. На этой стадии развития он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений, когда водит карандашом по бумаге. В этот период ребенок, как правило, не способен нарисовать что-либо «реальное». Часто стадию каракулей считают сходной с гулением ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок, овладевающий «звуковой материей», порождает все новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки. К. Бюлер даже назвал эту стадию «фонетикой рисования».Вторая стадия этого этапа – стадия последующей интерпретации (от 2-х до 3-х лет). Она мало отличается от предыдущей по качеству изображения. На этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам, по-прежнему состоящим из каракулей «Это – папа» или «Я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью (3-5 лет). Эти рисунки, по словам исследователей, «мимичны», а не «графичны».Вторую стадию составляют схематичные детские рисунки (6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок изображает объекты с теми качествами, которые им принадлежат. Общепpизнана связь рисуночной деятельности с умственным развитием детей. Обобщая данные ряда исследований, А.А. Смиpнов выделил и описал пять последовательных стадий в развитии детских рисунков, непосредственно связав их с характерными чертами детского интеллекта.

I стадия – лишенные смысла штрихи. Ребенок еще не пытается изображать что-либо определенное, его «рисунки» – pезультат манипуляции с новыми пpедметами и подpажания действиям взpослых. Со временем из хаотической массы бессмысленных штpихов получаются иногда такие случайные сочетания, котоpые напоминают pебенку какие-то pеальные пpедметы. Hепpоизвольно пpоведя линию в фоpме спиpали, он может, например, узнать в ней «дым» и, указывая на pисунок, будет восторженно восклицать: «Пуф-пуф».

II стадия – бесформенные изображения. По объективным результатам данная стадия очень похожа на пеpвую, пpи этом значительно отличается по хаpактеpу переживаний самого ребенка.
Hа этой стадии ребенок определенно стремится выразить на бумаге какой-то образ, но без помощи самого «художника» постоpонний наблюдатель не в состоянии опpеделить смысл нарисованного. Кошка изобpажается длинной линией, пеpесеченной множеством дpугих, коротких. Дом изображается в виде нескольких неодинаковых «квадpатов», pасположенных pядом дpуг с дpугом. Здесь еще нет общей фоpмы пpедмета: отдельные части изобpажаются совеpшенно самостоятельно, по меpе того, как вспоминаются pебенком. Иногда они даже не пpимыкают непосpедственно дpуг к дpугу. Hапpимеp, глаза и нос могут находиться вне того овала, котоpым изобpажается лицо. Если pебенок замечает «pазоpванность» отдельных частей рисунка, он обводит все эти части общим кругом, как бы подчеркивая этим сопpинадлежность их дpуг дpугу.

Очевидно, появление стpемления объединить в целое pазpозненные части изображения можно pассматpивать как пеpеход на следующую стадию pазвития pисунка.

III стадия – схематические изображения. Длится пpиблизительно с четвеpтого-пятого года жизни до одиннадцати-двенадцати лет и включает целый pяд пеpеходных ступеней по меpе того, как пеpвые, совсем пpимитивные схемы наполняются все более существенным содеpжанием. Человек, напpимеp, сначала изобpажается очень упpощенно, пpи этом pисунок состоит только из двух основных частей: головы и ног. Hоги pисуются в виде «палок», пpикpепленных непосpедственно к голове и идущих под некотоpым углом вниз. Эти пеpвые детские изобpажения человека называют «головоногами». Позже в детских pисунках появляются новые части человеческой фигуpы, пpежде всего туловище и pуки. Туловище может быть овальным, квадpатным или в виде удлиненной полоски. Руки в большинстве случаев изобpажаются с большими pасходящимися в виде солнечных лучей пальцами, число котоpых может пpевышать действительное чуть ли не вдвое. Потом дети начинают pисовать шею, котоpая вначале изобpажается несоpазмеpно длинной.

Важно отметить, что части лица ребенок начинает рисовать очень рано. Уже у «головоногов» имеются глаза, pот и намек на нос. Уши появляются в pисунках позже, бpови отсутствуют также дотаточно долго. Одежда вначале изобpажается только в виде пуговиц и лишь к концу дошкольного возpаста – более детально.

IV стадия – правдоподобные изображения. Хаpактеpизуется постепенным отказом от схемы и попытками воспpоизвести действительный вид пpедметов. Так, в pисунке человека ноги пpиобpетают некотоpый изгиб, pуки деpжат какой-нибудь пpедмет, на голове уже есть волосы, шея имеет значительно меньший объем, человек изобpажается в одежде.

Происходит значительное обогащение тем рисунков: появляются пейзажи, внутренний миp домов, изображения городских улиц и т.д. Однако, несмотря на все эти изменения, в детских рисунках остаются неизменными три особенности, которые были свойственны трем предыдущим стадиям: контуpность, непpопоpциональность и пpозpачность изображений, которая особенно яpко проявляется в рисунках домов. Фасадная стена в них может совсем отсутствовать, и наблюдатель в одно и то же время получает возможность видеть и наружные очертания здания (крышу с трубой, боковые стены), и то, что находится внутри жилища (мебель, пьющих чай людей и т.д.). Hа этой стадии сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые
в действительности при данном его положении не могут быть видны.

Hеpедко ребенок возвращается на предыдущую стадию, рисуя некоторые части предметов схематически. Эту переходную ступень в развитии детского рисунка обычно называют полусхемой.

V стадия – правильные изображения. Изображения предметов в значительной мере теряют свою «детскость», то есть те особенности, которые свойственны именно детским рисункам: контуpность, пpозpачность и т.д. В них появляются объем, светотени, перспектива.

Таким образом, процесс рисования тесно связан с психическим развитием ребенка.

Рассматривая последовательность обучения рисованию детей дошкольного возраста можно отметить, что, прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелки в руке. Сами дети этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений. Дети учатся рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия – один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.

Затем детей учат правильным приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую – с просветами). Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.

Дети усваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону,
по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники.

Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет детям свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста в целом. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, развитию мелкой моторики. В тоже время лепка формирует эстетические функции, развивает чувство прекрасного. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, освоению целого ряда математических представлений. В лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика и ритм. Все три компонента реально существуют в пространстве, что формирует в ребенке умение воспринимать формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности. Во время лепки ребенок, исходя из знаний реальной действительности, изображает все стороны объекта. Вылепленные фигуры можно расположить в реально существующем пространстве и в тоже время они передают реальное изображение предмета.

В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать из него разнообразные формы, создавать изображения.

Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков глины от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления).

Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигуры стимулирует детей к игровым действиям с ней, что в свою очередь расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

В процессе лепки у детей развиваются трудовые навыки и привычки: содержать рабочее место в чистоте и порядке, аккуратно пользоваться материалами и выполнять работу.

Специфику лепки определяют материалы: глина, пластилин, тесто. В процессе знакомства с данными материалами у ребенка расширяются представления об окружающем, о свойствах предметов: цвет, форма, величина, объем.

В работе с детьми используются три вида лепки: предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи, может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей. В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Сюжетная лепка не требует условного изменения формы и сокращения пропорций для создания представления о пространстве. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать форму, создавать эскизы, подбирать форму предмета и роспись. Например, предметы расписываются орнаментом, включающим различные декоративные элементы: геометрические формы, растительные формы и т.д.

Приемы обучения детей раннего возраста направлены на освоение формы предметов путем сенсорного обследования, на создание эмоционального настроя во время занятий, что в свою очередь связано с зарождением у детей образного начала в лепке. Так, после того как дети освоили изображение нескольких форм, им предлагают из заранее сделанных воспитателем шара, диска, цилиндра-палочки вылепить какие-нибудь предметы. Подобное задание должно научить ребят самостоятельно комбинировать части при изображении предметов.

Характер лепки детей младшего дошкольного возраста более осмысленный по сравнению с лепкой в предыдущей группе. Но замысел в начале лепки, как правило, отсутствует. Ребенок называет вылепленные изделия по ассоциации со знакомыми предметами – изображение формы предметов для него еще не играет основной роли.

При соответствующем обучении во второй половине года дети уже могут лепить по представлению в связи с заданием воспитателя. Они могут вылепить птичку, кошку, чашку и другие предметы, причем лепка по представлению ведет детей к более самостоятельному изображению какого-либо предмета.

Занятия по замыслу во второй младшей группе имеют большое значение для развития творческих возможностей каждого ребенка. Однако успешное проведение их связано с правильным определением задач лепки и умением воспитателя руководить детьми, помочь сохранить выбранную тему. Во время занятий дети учатся самостоятельно действовать, у них формируется интерес к деятельности, без которого невозможно дальнейшее развитие творческих способностей.

Исследования особенностей формирования пластического образа у детей дошкольного возраста говорят о том, что, начиная с младшего возраста, у них определяется характер лепки, который выражается в размерах. Для того чтобы дети младших групп проявляли некоторую самостоятельность, активность во время лепки, их нужно заинтересовать результатом работы. На помощь воспитателю приходят игровые приемы. Вылепленные фигурки обыгрываются. Например, цыплят, которых сделали дети, можно поставить на лист зеленой бумаги; неваляшке в руку вставить флажок; во время лепки кроликов можно предложить покормить их морковкой и т.д. Такое обыгрывание показывает детям, что поделка от подобных дополнений делается интереснее, выразительнее. В младших группах дети в качестве дополнительных предметов используют подготовленные воспитателем детали из глины или других материалов, а в старших группах они сами лепят их.

Дети старшего дошкольного возраста уже владеют основными формами, что дает им возможность изображать большой круг предметов не только по заданию воспитателя, но и по собственному замыслу. Это в свою очередь позволяет ставить новые задачи, связанные с обучением элементам творческих действий.

2.4.2. Формирование изобразительной деятельности
у детей с расстройствами аутистического спектра

 

► Обучение рисованию

Отечественный исследователь, Каган В.Е., указывает, что многие аутичные дети буквально поглощены рисованием, даже если могут изобразить только каракули. Часто рисование превращается в ритуалы и стереотипии: сотни листков изрисованных одним и тем же рисунком. У некоторых детей каракули постепенно сменяются рисованием схем и карт. Попытки научить ребенка рисовать обычные вещи (домик, человек) редко бывают успешны из-за двигательной неловкости и плохой пространственной ориентации [4].

Янушко Е.А. рассматривает метод совместного рисования как особый игровой метод в процессе обучения аутичных детей. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием; использование данного метода в занятиях возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между аутичным ребенком и взрослым. По мнению автора, метод совместного рисования представляет новые возможности для развития ребенка с аутизмом: знакомство с окружающим миром, уточнение и обогащение представлений, развитие потребности в коммуникации, перенос знаний в реальную жизнь.

Мы в своей работе, опираясь на данные представления, выделяем в работе по обучению рисованию детей с тяжелыми расстройствами аутистического спектра следующие этапы.

1. Установление эмоционального контакта.

Основная цель данного этапа – адаптация ребенка к условиям группы, установление эмоционального контакта педагога с ребенком, диагностика навыков рисования: интерес к рисованию, умение удерживать кисть, карандаш, владение приемами рисования и т.д. С целью диагностики используется специально созданные ситуации, все результаты ежедневно фиксируются в тетради наблюдений, которые в дальнейшем отражаются в карте психолого-педагогического обследования ребенка.

2. Выработка учебного стереотипа.

Для того чтобы начать занятия по обучению рисованию аутичного ребенка, должен вырабатываться учебный стереотип и преодолеваться брезгливость к воде, краскам или другим атрибутам рисования, проявление которой возможно в разной степени выраженности. Затем вводится непосредственный контакт ребенка с предлагаемым материалом. Для этого обводится ладонь ребенка карандашами, фломастерами, составляются различные изображения (голова петуха, дерево, рыба, голова котенка и др.) Для преодоления брезгливости используется нетрадиционный прием рисования – «рисование пальцами». Данный прием используется после знакомства ребенка с играми с водой и песком. Для этого готовится площадь, покрытая тонким слоем песка. На этой поверхности педагог вместе с ребенком играет с песком, привлекая внимание ребенка к тому, что его можно пересыпать, так как ребенку важно получение сенсорных (зрительных) ощущений.

3. Привлечение интереса к процессу рисования.

С целью привлечения интереса ребенка к процессу рисования педагог акцентирует внимание на личные предпочтения в выборе цвета и изобразительного средства (кисть, маркер, карандаш).

Например, ребенок для рисования использовал маркер синего цвета, так как этот цвет наиболее предпочитаемый для ребенка.

В то же время педагог сопровождает изображение предмета эмоциональным комментарием. Например, говоря «Это синий воздушный шарик!» или: «О-о-о! Пузырь!»

Именно такой интерес является той точкой, с которой обычно начинаются изменения
в развитии ребенка. Сначала ребенок наблюдает за происходящим на листе, прислушивается к комментарию, затем у него появляется интерес к процессу рисования.

4. Обучение рисованию округлых форм.








А) Совместное рисование с помощью приема «рука в руке».

С первых дней обучения делается упор на рисунок красками. После того как ребенок
на занятиях по формированию элементарных математических представлений ознакомлен понятием «круг», начинается рисование кругов (прием «рука в руке»), при этом не делается акцент на сюжете. Каждое изображение круга сопровождается проговариванием педагогом слова «круг». В течение нескольких недель (3-4) изображаются круги красками, карандашами, разноцветными мелками как в альбоме, так и на доске, на рулонах, на стене, на песке, в воде. Через некоторое время (продолжительность индивидуальна для каждого ребенка) ребенок рисует самостоятельно большие и маленькие круги без посторонней помощи.


Б) Рисование с помощью шаблонов.

Ребенку предлагался шаблон круга с целью осознания ребенком границы изображения. Шаблон представлял собой пластиковый конверт с вырезанным контуром круга, в который вставляется чистый лист бумаги. Данный вид работы помогает ребенку увидеть границы изображения, так как краска за контуром рисунка, то есть на пластике, скатывается и не оставляет след. После этого педагог обводит границу круга, а ребенок закрашивает круг красками с помощью пальца или кисточки для рисования.

5. Введение сюжета.

На этом этапе эмоционально близкие ребенку изображения помещаются внутрь сюжета, который позволяет уточнить и расширить имеющиеся представления.

Например, педагог предлагает пластиковый конверт с шаблоном машины, которую необходимо было закрасить. Вводится элемент игровой ситуации: катание машины.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь