Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обучение рисованию способствует формированию графо-моторных навыков, подготавливает руку ребенка к письму, развивает мелкую моторику.



Для подготовки руки ребенка к письму проводится пальчиковая гимнастика для рук. Например, детям предлагают сделать «колечко», «лодочку», «корзиночку». Можно давать пересыпать крупы из одной миски в другую. Также можно использовать массаж кистей рук. Ребенку может быть неприятен массаж, если ребенок все же «принимает» его, то мы начинаем работу с поглаживания, разминания пальцев, кистей рук, направляя массажные движения от кончиков пальцев к локтевому суставу. Для подготовки руки к письму используются игровые ситуации и комментарии к ним. При этом можно предложить следующие виды работы.

А) Проведение линий по дорожкам (в рамках заданных границ). Так как ребенок при обучении рисованию начинает видеть контуры, границы изображения, то проведение линий «дорожки» не вызывает особых затруднений. Педагог предлагает заранее подготовленный лист бумаги с изображенными границами дорожки (ширина дорожки 3-5 см, постепенно ширина дорожки уменьшается до 0,5 см), а ребенок проводит линию, не выходя за границы дорожки.

Например, Д. прямые линии начал изображать практически сразу, изогнутые дорожки через 2-3 месяца, так как стереотипы играют значительную роль при обучении.

Б) Обучение рисованию по точкам. Параллельно ведется работа по обучению рисованию по точкам. Сначала рисуют по точкам прямую линию. Далее ребенок соединяет точки по кругу. При соединении точек на следующих занятиях получаются различные фигуры: квадрат, крестики, треугольник, дом. Вводится словесная инструкция: «Рисуй круг», «Рисуй квадрат» и т.д. Кроме того, проводятся упражнения на развитие зрительного восприятия: обвести дом по точкам, при этом используется прием «зашумленных» изображений.

В) Рисование в клетке.

Вводится понятие «клетка» (крупная 5×5 см), в которой изображаются линии по горизонтали, вертикали и диагонали. Ребенок выполняет задания, постепенно вырабатывается стереотип изображения.

Г) Рисование фигуры человека по словесной инструкции.

Сначала педагог обучает рисованию по заданной инструкции: «Рисуй круг, это голова. Рисуй еще круг, это туловище. Рисуй палочку, вот здесь (указательный жест)…» И так по отдельным частям ребенок воспроизводит фигуру человека («головонога»)», при этом педагог говорит: «Это человек» или называет имя ребенка. Таким образом, готовим ребенка к рисованию фигуры человека («головонога») по словесной инструкции.

Развитие координации глаз – рука осуществляется с помощью аппликации, лепки и других видов изобразительной деятельности.

 

► Обучение лепке

Осуществляя коррекционную работу с аутичными детьми, необходимо учитывать своеобразие их психического развития в целом и в отношении продуктивных видов деятельности
в частности. Так, аутичные дети любят манипулировать предметами, в отличие от обычных сверстников они надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляции с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: яркий цвет, гладкая поверхность, различные звуковые эффекты. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится вертеть, рвать, ронять, нюхать, пробовать на вкус. Его привлекают самые разнообразные, порой совсем неадекватные действия: пробует на вкус зубную пасту или начинает жевать пластилиновую ягодку, но действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичные дети часто отказываются, их не привлекают действия, а больше нравится получение в процессе манипуляции сенсорных эффектов. Также следует отметить, что при манипуляциях с материалом для лепки дети не умеют соизмерять силу движений, поэтому или раскатывают слишком слабо и у них ничего не получается, или раскатывают с такой силой, что нарушается создаваемая форма, или все размазывается по столу.

Использование некоторых материалов бывает невозможным из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может отшвырнуть пластилин или тесто, или тянуть их в рот. Ребенок может отказаться от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. Тем не менее, неоспорима важность обучения лепке в развитии мелкой моторики, формировании сенсорных эталонов у аутичного ребенка.

Тактика взаимодействия с ребенком, относящимся к первой группе (по классификации О.С. Никольской) требует учета специфики развития аутичного ребенка. Так, в связи с тем, что дети первой группы не имеют активных форм контакта с внешним миром, для них достаточно привлечь внимание и стараться удержать его некоторое время, достаточное для выполнения
2-3-х манипуляций. Например, разбивание куска теста или пластилина в лепешку, разрывание его на кусочки, скатывание в ком.

Описывая коррекционно-развивающую технологию обучения приемам лепки детей с расстройствами аутистического спектра, можно отметить, наличие специфических приемов и методов работы. Во-первых, на первоначальных этапах обучения рекомендуется «работа в команде», то есть работают два педагога: «учитель-логопед и педагог-дефектолог» или «педагог-психолог и педагог-дефектолог». Один из педагогов, сидящий напротив ребенка, дает речевую инструкцию, выполнение которой контролирует педагог, сидящий рядом с ребенком.

Во-вторых, для того, чтобы у детей формировалось чувственно-двигательное представление о результатах своих действий с материалом во время работы с ним, необходимо предлагать детям подготовленный (по величине и форме) педагогом материал. Например, для раскатывания предлагать не кусок пластилина, а палочку, уже вылепленную педагогом.

В-третьих, на наш взгляд, в работе с аутичным ребенком в процессе обучения можно использовать так называемый «метод совместной лепки» (по аналогии – «Совместное рисование» /по Е. Янушко/). В процессе «совместной лепки» взрослый вместе с ребенком лепит различные предметы или сюжеты из мира людей и природы. Лепка обязательно сопровождается эмоциональным комментарием. Использование совместной лепки возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между аутичным ребенком и взрослым.

Таким образом, вся работа по обучению приемам лепки детей с тяжелыми расстройствами аутистического спектра делится на ряд этапов.

1. Установление эмоционального контакта.

Основная цель данного этапа – адаптация ребенка к условиям группы, установление эмоционального контакта педагога с ребенком, диагностика сформированности продуктивной деятельности: осведомленность и отношение ребенка к материалам, владение основными приемами лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание и т.д. С целью диагностики используется специально созданные ситуации, все результаты фиксируются в тетради наблюдений, которые в дальнейшем отражаются в карте психолого-педагогического обследования ребенка.

2. Привлечение интереса к процессу лепки.

Для того чтобы начать занятия по обучению лепке аутичного ребенка, необходимо выработать учебный стереотип и преодолеть брезгливость к пластилину, проявление которой возможно в разной степени выраженности. Работа на данном этапе является довольно сложным и трудоемким процессом как для самого педагога, так и для ребенка. Первоначально возникает необходимость просто привлечь внимание ребенка и удерживать его некоторое время, достаточное для выполнения нескольких манипуляций. Для преодоления брезгливости было принято решение использовать игры с водой и песком. Это объясняется тем, что контакт с водой и песком готовит ребенка к новым тактильным ощущениям (капли воды на руке, частицы песка), которые облегчают переход к контакту с пластилином.

Кроме этого, в процессе игры с водой подключается игра с губкой (поролоном). Сжимание и разжимание губки способствует не только привлечению внимания ребенка к воде, но и развитию силы кисти руки, необходимой для разминания пластилина, подготовки его к работе. Помимо этого, привлекалось внимание ребенка к деятельности педагога или других детей с пластилином. Например, используя смысловой комментарий, педагог на глазах у ребенка осуществляет процесс лепки конкретного предмета. Также способствует преодолению брезгливости, на начальном этапе работы использования теста, так как оно является доступным и натуральным материалом, что обеспечивает такие свойства как мягкость, эластичность, отсутствие специфического запаха и нейтральность цвета. К работе с тестом можно подключить крупы, приятные по тактильным и звуковым ощущениям. Вид крупы, производящей приятный для ребенка шумовой и тактильный эффект, определяется опытным путем.

3. Обучение основным приемам лепки.

Перед тем как описывать обучение основным приемам лепки, необходимо обратить внимание на важность четкого и неизменного произнесения педагогом инструкции. Все действия изначально отрабатываются педагогом совместно с ребенком, после этого возможен переход к самостоятельному применению приемов по речевой инструкции. Важно, чтобы речевая инструкция при совместном и самостоятельном выполнении приема была одинаковой.



А) Обучение приемам «надавливание», «отщипывание».

Сначала педагог готовит брусок пластилина и предлагает ребенку подержать его в руках, затем отщипывает кусочек, дает его ребенку и, используя прием «рука в руке», надавливающими движениями указательного пальца просит прижать кусочек пластилина к дощечке или листу картона. Отработка «надавливающих» движений готовит ребенка к последующему самостоятельному «отщипыванию». Данные приемы вырабатываются на основе сюжетных композиций, созданных педагогом заранее. Например, к началу занятия педагог готовит рисунок с изображением новогодней елки, а во время занятия по обучению лепке совместно с ребенком берет кусочки пластилина, использует прием «надавливания» и делает для елки новогодние игрушки.

Б) Обучение приему «размазывание».

После того как ребенок научился использовать прием «надавливание», можно перейти
к отработке приема «размазывание». Для этого необходимо показать ребенку, что если сначала надавить пальцем на пластилин, а потом провести линию пальцем, то таким способом получаем пластилиновую линию. Отработка этого приема так же проходит с использованием приема «рука в руке». Для занятий часто используется заранее созданная педагогом сюжетная композиция. Например, на листе бумаги педагог рисует мальчика в шортах и футболке, у которого шорты закрашены, а футболка нет. Педагогом предлагается ребенку с помощью приема «размазывание» закрасить футболку.


В) Обучение приему «раскатывание».

Отработка данного приема заключается в совместном выполнении движений вперед-назад (рука ребенка лежит на подготовленном для раскатывания куске пластилина (пластилин лежит на доске для лепки), а рука педагога лежит на руке ребенка). Во время выполнения движений вперед-назад педагог дает четкие инструкции, которыми сопровождает совместные действия. Например, «Раскатывай пластилин!», «Вперед (ведет руку ребенка вперед) – назад (отводит руку ребенка назад)». После выполненных 2-3-х движений учитель показывает ребенку результат: «Ты раскатал, получилась палочка».

Г) Обучение приему «скатывание».

Работа над обучением приему «скатывание» началась с совместного скатывания шариков круговыми движениями. Для этого использовался лист картона с обозначенными границами круга. Педагог вместе с ребенком выполнял скатывание шара по границе круга. Во время скатывания учитель также сопровождал действия четкими инструкциями: «Скатывай! Вот круг. Скатывай пластилин по кругу!». Затем осуществлялся переход к самостоятельному скатыванию по границе круга. После чего ребенок осуществлял скатывание без листа, по речевой инструкции. В период обучения скатыванию сюжеты занятий становятся разнообразными за счет владения ребенком ранее освоенными приемами.

Д) Обучение приему «сплющивание».

Для отработки данного приема педагогу необходимо положить ладонь ребенка на шар из пластилина (шар лежит на доске для лепки), а затем, накрыв руку ребенка рукой педагога, надавить на нее, сопровождая действие инструкцией: «Сплющивай! Вот так, надави на пластилин». Можно использовать сюжеты типа: «тарелочка», «блинчик».

 

► Обучение работе со стекой

В связи с тем, что использование дополнительных средств в процессе лепки вызывает значительные трудности у детей с тяжелыми расстройствами аутистического спектра, мы считает целесообразным проводить организованное обучение работе со стекой. После того как ребенок начал активно взаимодействовать с пластилином, можно начинать использовать в работе стеку. В случае необходимости отрезается вместе с ребенком кусочек необходимого размера. Действия сопровождаются инструкцией и осуществляется надавливание стекой на пластилин совместно с ребенком.

4. Изготовление поделок с элементами декоративной лепки с использованием приемов «размазывание» и «вдавливание».

Сначала ребенку предлагается самостоятельно покрыть поверхность бросового материала пластилином, используя прием «размазывание». Затем, с помощью педагога (прием «рука в руке»), покрытая пластилином поверхность оформляется природным материалом. Например, пластилином покрывается поверхность пластиковой крышки, а с помощью «вдавливания» тыквенных семечек получается изображение цветка.

5. Изготовление «пластилиновых картин», «пластилиновой страны».

Владение ребенка основными приемами лепки позволяет создавать различные композиции из пластилина. Для создания «пластилиновой картины» можно использовать заранее подготовленный эскиз картины, который ребенок самостоятельно будет «закрашивать» при помощи пластилина. Сложность для ребенка заключается в том, что необходимо подобрать подходящий по цвету пластилин, а также отщипнуть подходящий по размеру кусочек пластилина. Создание «пластилиновой страны» заключается в постепенном выполнении поделок в одной тематике, в результате чего получается объединенная сюжетом композиция. Например, во время занятий по теме «Домашние животные» на каждом занятии по лепке выполняются поделки для создания сюжета «Ферма» (загон для животных, фигурки животных и т.д.).

6. Создание игровых ситуаций с помощью пластилиновых предметов.

Сущность этого этапа заключается в целенаправленном создании недостающих для игровой ситуации элементов. Например, к кукле Маше приходят гости, она купила торт, но нет тарелочек. При помощи пластилина ребенку предлагается сделать тарелки. После чего продолжается обыгрывание ситуации чаепития.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Назовите особенности изобразительной деятельности детей с тяжелыми расстройствами аутистического спектра.

2. Охарактеризуйте этапы онтогенетического развития изобразительной деятельности.

3. Охарактеризуйте этапы обучения рисованию аутичных детей.

4. Раскройте специфику использования метода совместного рисования в процессе обучения аутичных детей.

5. Какова роль рисования в формировании графо-моторных навыков аутичных детей?

6. Перечислите особенности лепки детей с тяжелыми расстройствами аутистического спектра.

7. Назовите и раскройте содержание этапов обучения приемам лепки детей с аутизмом.

¨ Основная литература

1. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей : методические разработки. – М. : Теревинф, 2003. – 112 с.

2. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология : учебник. – М. : Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.

3. Степанов, С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М. : Академия, 1996. – 96 с.

4. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М. : Теревинф, 2004. – 136 с.

& Дополнительная литература

5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999. – 344 с.

6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М., 1979.

7. Янушко, Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года) : методическое пособие для воспитателя и родителей. – М. : Мозаика – Синтез, 2006. – 64 с.

 

 

Музыкальное воспитание

2.5.1. Музыкальное воспитание дошкольниковРазличные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать.Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии» [8, с. 19]. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не в том дело, – пишет ученый, – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [8, с. 20].
Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии. Рассмотрим, в каких видах деятельности развиваются музыкальные способности. ► Музыкальная деятельность дошкольников В процессе любой деятельности ребенок осваивает действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). И музыкальная деятельность также состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к ней, старается вовремя начать ее, улавливая заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки мелодии, одновременно со своими сверстниками заканчивает исполнение. Действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и так далее, а также внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями.«Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие» [6, с. 63].В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и так далее, а также специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены
в схеме, которая составлена О.П. Радыновой на основе схемы Н.А. Ветлугиной. Таблица 7Виды музыкальной деятельности и их взаимодействия
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ    
Восприятие музыки специально созданной для слушания Восприятие музыки в связи с ее исполнением   Музыкально дидактические игры
       
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО    
Пение Музыкально-ритмические движения   Игра на музыкальных инструментах
       
ТВОРЧЕСТВО      
Песенное творчество Музыкально-игровое и танцевальное творчество   Игра на музыкальных инструментах
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Знания общего характера Специфические знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности
           
Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства – пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе освоения всех видов музыкальной деятельности.В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях и так далее. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВВосприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок еще не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он  называет состоявшееся восприятие – прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» [5, с. 91]. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта неодинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. Восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.Различие нюансов музыки развивается у детей, начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает: движение, слово, игра. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства  разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВОДля освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.Рассмотрим виды музыкальной деятельности.Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.Б.М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка. Для того чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер.Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности. ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВОН.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность.Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей.Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, то есть сочинении во время игры на инструменте.Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, – владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям. МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДля развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания. Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки – характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика и т.д.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонации в отдельных частях и т.д.Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки
музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.)Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества.Дети проявляют склонность к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. 2.5.2. Музыкальное воспитание дошкольников
с расстройствами аутистического спектра

Музыкальное воспитание дошкольников с ранним детским аутизмом осуществляется на музыкальных и музыкально-коррекционных занятиях, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Алвин Дж., Уорик Э. и др. указывают, что у дошкольников с РАС отмечается своеобразное отношение к музыке. Одни проявляют гиперсензитивность, избирательность к восприятию музыки – ищут причудливые звуки, издаваемые каким-то предметом, другие дети обладают одаренностью в музыкальной деятельности [1, 2].

В то же время своевременное включение детей с аутизмом в систематическое музыкальное воспитание способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера, восприятия музыки, овладения некоторыми видами самостоятельной деятельности (пением, танцем, музыкально-ритмическими движениями). Подключение педагога к деятельности ребенка с аутизмом при прослушивании приятной для него музыкальной композиции способствует установлению эмоционального и тактильного контакта.

Занятия по музыкальному воспитанию имеют не только общеразвивающее, но и коррекционное значение, так как они способствуют исправлению недостатков в психофизическом развитии детей с аутизмом.

К основным задачам дошкольного музыкального воспитания относят: формирование положительного отношения к музыкальным занятиям; воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку; знакомство с различными средствами выразительности музыки; развитие слухового внимания; формирование чувства ритма; обогащение имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Работа по музыкальному воспитанию детей с РАС осуществляется по следующим направлениям: слушание музыки, танцы и хороводы, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры. Кроме этого, в занятия включаются речевые игры, музыкально-коррекционные движения и упражнения с предметами.

Реализация всех направлений требует тесного направленного контакта педагога с ребенком. Необходимо учитывать индивидуальные предпочтения детей с аутизмом при проведении занятий по музыкальному воспитанию. Алвин Дж., Уорик Э. отмечают, что одни дети предпочитают «живую» музыку, которую играет им педагог, и наслаждаются тем, что видят, и тем, что слышат. Другим нравится музыка, льющаяся из магнитофона, возможно, нравится держать его на коленях, регулировать громкость, включать и выключать звук [1].

 

► Музыкальное воспитание детей
с тяжелыми расстройствами аутистического спектра

Занятия по музыкальному воспитанию детей с тяжелыми расстройствами аутистического спектра начинают посещать после того, как налажен эмоциональный контакт с педагогом в группе кратковременного пребывания. Занятия проводятся в музыкальном зале, музыкальный руководитель играет на фортепьяно и использует запись на дисках. Музыкальное занятие проводится один раз в неделю по несколько минут. Занятие проводится с подгруппой детей, но с каждым ребенком присутствует педагог, либо родитель. Данное условие необходимо, так как ребенок на начальных этапах не способен действовать не только самостоятельно, но и по подражанию. Работа по музыкальному воспитанию требует определенной последовательности.

Адаптационный период. Специфическими особенностями аутичных детей является страх перед изменяющимся пространством, гиперсензитивность к звукам, сложность адаптации. В связи с этим дошкольникам с тяжелыми расстройствами аутистического спектра выделяют адаптационный период, продолжительность которого зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка и может составлять от одного до нескольких месяцев.

Для преодоления страха ребенка перед выходом из группы используется пищевой стимул или предпочитаемый предмет. Педагог (педагог-дефектолог или учитель-логопед) идет впереди ребенка по направлению к музыкальному залу и держит в руках необходимый стимул, который ребенок получает, после того как зайдет в музыкальный зал. Сложности адаптации в музыкальном зале связаны с контактом с новым педагогом (музыкальным работником), новыми предметами и новыми звуками. Поэтому в этот период ребенок может посещать музыкальный зал с целью знакомства с новым помещением. В дальнейшем музыкальному руководителю необходимо создавать для ребенка особые условия: если фортепьяно электронное, то сделать звук тихим, исполнять мелодии в медленном темпе. Как правило, если с музыкальным центром дети знакомы заранее, реакции возникают более адекватные. На начальных этапах работы в музыкальном зале можно взаимодействовать с ребенком (покружиться, покатать мяч друг другу и др.) под музыку, включить ребенка в действия на основе имеющихся стереотипов. Например, если ребенку нравится наблюдать за крутящимся мячом, то педагог целенаправленно организует этот вид деятельности.

Основной период. Во время обучающего периода продолжается работа по приобщению детей к музыке. Данная работа проводится постепенно и зависит от увеличения продолжительности пребывания ребенка в музыкальном зале. В указанных ниже упражнениях отражено содержание занятий. Содержание занятий включает: коммуникативные игры, игры на музыкальных инструментах, работу над дыханием, слушание музыки, танцы и хороводы, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры. Кроме этого в занятия включаются речевые игры, музыкально-коррекционные движения и упражнения с предметами. На первоначальных этапах работы в содержание занятий включаются 1-2 компонента.

Коммуникативная игра. Коммуникативная игра представляет собой детскую песенку-приветствие, в которой звучат различные инструкции, под которые ребенок выполняет то или иное действие. Данный вид задания не предполагает от ребенка вербальной активности. Педагог, взаимодействуя с аутичным ребенком, проводит работу по обучению действиям по подражанию, развитию координации движений, формированию чувства ритма и пополнению пассивного словаря ребенка.

Работающий с ребенком взрослый (педагог или родитель) сидит напротив ребенка и максимально оказывает помощь в выполнении необходимых действий.

Очень важным является то, чтобы приветствие не изменялось очень долгое время (1 год), чтобы ребенок научился выполнять по подражанию сложные для него движения  в соответствии с текстом песни.

 

Например, на наших занятиях использовалась детская песенка-приветствие «Здравствуйте!». Дети сидят на стульчиках. Звучит первая строчка песни:

«Здравствуйте, ладошки, хлоп, хлоп, хлоп!» (педагог руками ребенка выполняет хлопки, показав образец действия, можно отпустить свои руки и посмотреть, будет ли ребенок хлопать самостоятельно. Чтобы ребенку дать больше времени для выполнение определенного движения, слова: «хлоп, хлоп, хлоп», повторяются (поются) 2-3 раза. Далее по тексту «здороваются» с другими частями тела (взрослые оказывают помощь, аналогичную вышеописанной):

«Здравствуйте, ножки, топ, топ, топ! (топаем ногами об пол);

Здравствуйте, щечки, шлеп, шлеп, шлеп! (легкие постукивания по щечкам);

Здравствуйте, зубки, щелк, щелк, щелк! (стук зубками);

Здравствуйте, губки, чмок, чмок, чмок! (ладошкой дотрагиваемся до губ);

Здравствуй, мой носик, пип, пип, пип! (указательным пальцем дотрагиваемся до носа);

Здравствуйте, ребята – здрав-ствуй-те! (здоровается за руку педагог – ребенок)».

Игра на музыкальных инструментах. Обучая ребенка игре на музыкальном инструменте, можно начать с барабана, так как игра на данном инструменте наиболее доступна для ребенка. Постепенно вводятся другие инструменты такие, как бубен, колокольчик, погремушка, деревянные ложки. Помимо отработки самих игровых действий в качестве усложнения включаются задания по восприятию темпа, ритма и громкости. Необходимо указать, что работа над темпом, ритмом и громкостью ведется параллельно на занятиях по развитию речи.

Например, обучение игре на барабане.

Педагог действует руками ребенка под аккомпанемент песенки «Барабан»:

«Бум – бум, барабан!

Что за шум, та-ра-рам!

Бум – бум, ба-ра-бан, про-сы-пай-тесь по утрам!»

Например, обучение игре на погремушке и работа над восприятием темпа и ритма.

Песенка «Погремушки – бубенцы» вводилась в конце первого года обучения, так как содержит в себе большое разнообразие движений, с которыми необходимо заранее познакомить ребенка: гремим погремушкой над головой, стучим ей об пол, играем тихо-громко, быстро-медленно и прочее. Музыка, заданная в определенном ритме и темпе, помогает ребенку сориентироваться в правильности выполнения действий (медленная музыка, значит медленные движения погремушки).

Песенка «Поехали»:

По-е-ха-ли, потихо-нечку,

По-е-ха-ли, полего-нечку, (медленные хлопки по коленкам обеими руками попеременно)

И быстренько, и быстренько, (хлопки попеременно в быстром темпе)

И быстренько, и быстренько,

И быстренько, и быстренько,

И быс-трень-ко.

Работа над дыханием. В соответствии с текстом песни данное задание может сопровождаться работой по обучению действиям с предметами. Необходимо подобрать правильный музыкальный репертуар, песенка должна быть максимально простой, ориентированной на первую младшую группу.

Например, песня «Помогаем маме». Песня сопровождается действиями с платочком. Ребенку необходимо имитировать действия с платочком: платок стирают, выжимают, встряхивают, сушат (дуть на платок), гладят (на коленках), прячутся под платочек, машут им.

Сначала действия выполняет педагог руками ребенка, постепенно (через 2-3 недели) уменьшая помощь до минимума.

Работа по выполнению музыкально-ритмических движений. В данном разделе занятия проводятся различные движения под определенную музыку: ходьба с подниманием колен, бег, кружение, прыжки и пр. (маршевая музыка – ходьба, вальс – кружение и т.д.).

 

Например, под быструю музыку педагог становится напротив ребенка, берет его за руки и прыгает вместе с ним. Если у ребенка прыжки не получаются, то педагог держит ребенка за руки и слегка приподнимает его вверх.

Музыкальные игры. Такие игры предполагают выполнение определенных действий ребенка с партнером под соответствующую музыку.

Например, «Игра в «Снежки».

Оборудование: ватные шарики диаметром 5 см. в марле или поролоновые.

Цель – учить детей бросать шарики.

Ход игры: взрослый выполняет действие, манипулируя телом ребенка, стоя за спиной ребенка, взмахнуть его рукой и разжать кисть и бросить шарик, одновременно комментируя действия инструкцией «Кидай!». Действия выполняются под быстрый темп музыки. Когда темп музыки замедляется дети должны сложить «снежки» в корзину, для этого педагог подводит ребенка к «снежку» и дает инструкцию: «Бери!», затем подводит к корзине и говорит: «Клади!».

 

Музыкальные игры подбираются в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка.

Таким образом, занятия в музыкальном зале позволяют закреплять знания, умения и навыки, сформированные на занятиях учителя-логопеда и педагога-дефектолога. Адаптация в пространстве музыкального зала расширяет жизненный опыт аутичного ребенка, дает новые впечатления.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Перечислите задачи музыкального воспитания.

2. Охарактеризуйте этапы музыкальной терапии детей с тяжелыми расстройствами аутистического спектра.

3. Раскройте суть рецептивной и активной методики музыкальной терапии при тяжелых расстройствах аутистического спектра.

¨ Основная литература

1. Алвин, Дж., Уорик, Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Пер. с англ. Ю.В. Князькиной. – М. : Теревинф, 2004. – 208 с.

2. Никольская, О.С., Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М. : Теревинф, 2000. – (Особый ребенок). – 336 с.

 

& Дополнительная литература

3. Ульянова, Р.К. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом // Дефектология. – 1988. – № 4. – С. 66–70.

4. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : Просвещение, 1981.5. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. – М., 1980.6. Радынова, О.П., Катинене, А.И., Полавандишвили, М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под ред. О.П. Радыновой. – М. : Просвещение; Гуманит. изд. центр «Владос», 1994.7. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.; Л., 1977.8. Теплов, Б.М. Психология индивидуальных различий / избр. Труды : в 2 т. – М., 1985.9. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. – М. : Издательский центр «Академия», 1996.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.113 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь