Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Музыкальные умения и навыки
Теория обучения обращает особое внимание на связь обобщенного музыкального мышления с опытом художественного восприятия. «Изучение обобщающих понятий, - подчеркивает В.Р. Щербина, - должно быть связано с образной тканью произведения»[10]; при восприятии художественных произведений в первую очередь необходимо «выделять его наиболее характерные черты, его идейную и художественную специфику»[11]. В современных работах по общей дидактике (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) подчеркивается необходимость включения в содержание обучения наиболее общих умений. Они тесно связаны с основной деятельностью школьников на уроках искусства – эстетическим восприятием. Развитие восприятия музыки в той или иной мере предполагает накопление опыта творческой учебной деятельности. Особенность процесса приобретения этого опыта обусловлена неразрывной связью восприятия музыки с усвоением музыкальных знаний, формированием музыкальных умений и навыков. Таким образом, исключается возможность отождествления понятия «восприятие музыки» со «слушанием музыки». Правомерность подобной трактовки определяется сформулированным в музыкальной эстетике и психологии представлением о развитии слуха в широком и в узком смысле слова. Восприятие музыкального образа непременно предполагает непосредственную эмоциональную отзывчивость школьников на музыку. Существенной стороной восприятия музыки является его осознанность. «Только тогда музыка сможет выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, – подчеркивает Д.Б. Кабалевский, – когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней»[12]. Содержание обучения на всех его этапах, включая и исходный, предусматривает последовательное развитие восприятия музыки путем осознания закономерностей музыкального искусства. Благодаря этому школьники приобретают способность понимать музыку, обобщать свои музыкальные впечатления. Восприятие музыки тесно связано со знанием социальных норм, эстетических критериев искусства и включает в себя художественную оценку. Способность дать эстетическую оценку произведению характеризует достаточно высокий уровень развития восприятия музыки и может служить одним из показателей музыкальной культуры школьника. Восприятие музыки рассматривается как основа всех видов исполнительства (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения и т.д.), так как они невозможны без эмоционального, сознательного отношения к музыке, без ее эстетической оценки. Важнейшая дидактическая функция восприятия музыки заключается в том, что в процессе усвоения, закрепления и творческого применения знаний устанавливается их неразрывная связь с разнообразными произведениями музыкального искусства. Способность учащихся применять знания в процессе восприятия произведений проявляется в формировании музыкальных умений. Ключевые знания используются во всех видах музыкальной учебной деятельности школьников, поэтому формирующиеся на этой основе умения рассматриваются как ведущие. Связь ведущих умений и ключевых знаний выступает в музыкальном обучении в определенной последовательности. I класс. Накопление опыта восприятия сфер музыкального искусства (песни, танца, марша) в их связи с жизнью, в выразительном и изобразительном значении; восприятие музыкальных образов в их взаимосвязи, а музыкальной речи – как «строительного материала», из которого складывается целостное произведение. II класс. Накопление опыта восприятия трех сфер музыкального искусства в более широком их значении – как песенности, танцевальности, маршевости, естественно вырастающих из песни, танца, марша; понимание связи музыкальной интонации с речевой и интонации как «зерна» музыкального произведения, важнейших способов и средств развития музыки, некоторых форм музыкальных произведений (одночастной, двухчастной, трехчастной, рондо, вариаций) в образно-содержательном, смысловом значении. III класс. Накопление опыта восприятия некоторых характерных особенностей музыки своего народа – народной и композиторской; некоторых общих и различных черт в музыкальном искусстве народов своей страны и народов мира; разных форм музыкальной деятельности (сочинение – исполнение – слушание музыки). Музыкальное обучение предполагает определенные формирования ведущих умений. В общей педагогике выделяются три этапа формирования умений: 1) объяснение учителем нового материала; 2) применение знания «по образцу»; 3) самостоятельное применение знаний учащимися[13]. Формирование музыкальных умений осуществляется в специфической форме. Здесь выделяются следующие этапы. 1. Накопление учащимися музыкального опыта, необходимого для формирования умения. 2. Введение в знание. На первое место здесь выступает организация учителем поисковой ситуации на уроке. Вначале перед школьниками ставится задача, затем с помощью учителя осуществляется ее решение, и в результате учащиеся должны сами сделать необходимый вывод. 3. Дальнейший процесс формирования умения (его закрепление и углубление) осуществляется во всех видах музыкальной деятельности учащихся. В целом формирование ведущих музыкальных умений отражает уровень развития восприятия музыки школьниками и способность применения знаний как в практике музыкального обучения, так и вне школы. Наряду с ведущими музыкальными умениями в содержании обучения выделяются частные музыкальные умения, которые так же, как и ведущие, формируются в конкретных формах деятельности (слушании музыки, пении и т.д.). Среди частных умений следует выделить группу умений, связанную со знаниями об отдельных элементах музыкальной речи (звуковысотности, ритме, тембре и т.д.). эти умения формируются у школьников в разных видах музыкальной деятельности. Данный процесс осуществляется в следующей последовательности: 1) накопление музыкально-слухового опыта, необходимого для овладения тем или иным умением, в процессе восприятия произведений (их исполнение и слушание); 2) осознание учащимися представлений о тех или иных элементах музыкальной речи в форме соответствующих музыкальных терминов. Этот этап в особой мере связан с усвоением определенного ключевого знания; 3) закрепление и углубление знаний, их все более самостоятельное применение учащимися на основе нового музыкального материала и в разнообразных видах деятельности. Формирование умений этой группы обеспечивает более чуткое слышание музыки, повышает слуховой контроль, способствует большей осмысленности исполнения произведений. Умения этой группы выделяются особой значимостью по отношению к ведущим умениям. Это объясняется тем, что среди ключевых знаний и соответствующих умений широко представлены такие, которые отражают закономерности музыкальной речи. Другая группа частных умений связана с применением музыкальных знаний, включающих в себя сведения о композиторах, знания об инструментах и т.п. Знакомство с творчеством различных композиторов должно привести школьников к пониманию (пока еще интуитивному) некоторых особенностей музыкального языка этих композиторов. В процессе знакомства с исполнителями, музыкальными инструментами привлекается как можно шире слушательский опыт детей, их умение определять состав исполнителей, размышлять о необходимости выбора тех или иных инструментов (или голосов) для передачи образного содержания произведений. К концу начальной школы учащиеся, как правило, способны достаточно свободно различать на слух отдельные типы хоров (детский, женский, мужской, смешанный), голоса солистов (сопрано, альт, тенор, бас), звучание разных типов оркестров (народных инструментов, духового, симфонического) и отдельных групп инструментов, входящих в его состав (струнных, духовых, ударных). В процессе изучения музыки разных народов слуховой опыт школьников обогащается благодаря знакомству с такими народными инструментами, как балалайка, бандура, цимбалы, скудучай и др. Особое место среди частных умений занимает группа умений, связанных со знанием нотной грамоты. Знание нотной грамоты, если оно реализуется в практике пения по нотам, становится умением. Завершая рассмотрение ведущих и частных умений, следует указать, во-первых, на их соотнесенность с ключевыми и частными знаниями о музыке; во-вторых, на соотнесенность с различными формами музыкальной учебной деятельности, где они выступают в качестве их познавательной основы. Так же как и умения, музыкальные навыки находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки. Вокально-хоровые навыки формируются на основе восприятия учащимися художественного, образного музыкального материала. Сюда входит навык пения под управлением дирижера в соответствии с основными указаниями: внимание, дыхание, начало пения, окончание. Начиная с выработки «мягкой атаки» у школьников формируется правильное дыхание, которое постепенно активизируется; важно, чтобы его применение соответствовало характеру музыки, фразировке. Последовательно формируется звукообразование, включающее в себя округленное, «полетное» звучание гласных в высокой позиции, ровное во всех регистрах. Осуществляется работа над установлением строя, чему способствует пение без сопровождения (всем хором, группами и соло0. формируется дикция – решение этой задачи связано с осмысленным исполнением хоровой музыки, ясным произнесением согласных в различных сочетаниях. Навыки пения в ансамбле развиваются одновременно с развитием чувства темпа, динамики, ритма, строя. Диапазон певческого голоса в процессе вокальных занятий в начальной школе постепенно расширяется, как правило, от РЕ1 – ЛЯ1 до си, ДО1 – РЕ2, МИ2. при этом происходит разделение (как правило, с III класса) голосов на первые (сопрано, дискант) с диапазоном РЕ1 – МИ2 и вторые (альты) – си – ДО2. Формирование навыков двухголосного пения может происходить следующим образом. Подготовительный этап (I класс) – исполнение мелодий с аккомпанементом, в котором эта мелодия не дублируется; освоение ритмического двухголосия; восприятие на слух двух и более голосов. Основной этап (II и III классы) - исполнение канонов; исполнение песен, содержащих выразительный второй голос; имитация второго голоса; терцовое двухголосие. Такая форма музыкальных занятий, как музыкально-ритмические движения, направлена на пластическое выражение особенностей музыки, звучащей в классе. Они помогают в особой, наглядной форме продемонстрировать процесс восприятия музыки учащимися, выявит те средства выразительности, которые способствуют усвоению ключевых знаний, и т.д. Эта форма деятельности доступна каждому школьнику, в том числе ребятам, для которых пение на первых порах представляет определенную трудность. Сегодня на классных занятиях основными видами музыкально-ритмических движений, определяющими состав этой группы навыков, является маршировка на месте в сочетании с художественно-образным восприятием музыки, а также различные пластические движения рук и корпуса. Разнообразные задачи, решаемые с помощью музыкально-ритмических движений, осуществляются прежде всего на основе формирования четырех групп исполнительских навыков; отражение в движении метрической пульсации («пульса»), фразировки, ритмического рисунка и суммированного навыка «свободного дирижирования». Предлагаемая последовательность формирования музыкально-ритмических движений основывается на системе Ж. Далькроза, развитой отечественными ритмистами Н.Г. Александровой, Н.П. Збруевой, Е.В. Коноровой, В.Е. Яновской. Формирование у школьников навыков музыкально-ритмического движения положительно влияет на развитие их музыкальности. Одной из форм исполнительской деятельности детей на уроках музыки выступает игра на музыкальных инструментах. Поскольку сегодня возможности обучения игре на музыкальных инструментах на уроке ограничены (один урок в неделю, примерно 35 учащихся в классе), целесообразно применение наиболее простых инструментов (бубен, барабан, гусли, цимбалы, жалейка[14] и другие национальные народные инструменты, треугольник, металлофон со съемными пластинками и т.п.). Игра даже на этих доступных детям инструментах требует от них навыков звукоизвлечения, координации движений, различения тембровых и динамических особенностей звучания и т.д. Д.Б. Кабалевский ввел в свою программу интересную форму музыкальных занятий – игровое четырехручие, задача которого привлечь учащихся к исполнению вместе с учителем несложных и небольших по объему, но ярких, образных произведений, а также познакомить их с самым богатым по звучанию, универсальным инструментом – фортепиано. Играя октаву, квинту и т.п., учащийся вслушивается в звучание партии учителя и стремится исполнять свою «партию» в ансамбле с ним. Нужно, чтобы при этом школьник слушал и пение класса. Приобретение навыков игры на музыкальных инструментах должно быть направлено прежде всего на формирование способности проникать в художественный образ и воссоздавать его в процессе исполнения. Игра на музыкальных инструментах помогает развитию интонационного, ритмического, гармонического, полифонического и тембрового слуха, служит активным средством усвоения и закрепления знаний о музыке, способствует восприятию музыки в целом. Включения в занятия игры на музыкальных инструментах отвечает возрастным особенностям младших школьников, их потребности в художественном выражении, вносит в урок игровое начало, способствует созданию атмосферы увлеченности, интереса к музыкальным занятиям. Завершая характеристику музыкальных умений и навыков как элементов содержания обучения, обратим внимание на следующее. Принципиальная особенность музыкальных умений заключается в том, что они формируются на основе музыкального восприятия и реализуются во всех видах занятий. Музыкальные умения, находясь в непосредственной связи с музыкальными знаниями, составляют познавательную основу учебной деятельности школьников. Они используются как непосредственно на уроке, так и вне его. Ведущие и частные умения проявляются у школьников при исполнении музыки, при эмоционально-образном, осмысленном, выраженном в словесной форме суждении о ней. Исполнительские навыки также формируются на основе музыкального восприятия. Без приобретения таких навыков нельзя говорить о полном усвоении содержания обучения. Эффективность формирования исполнительских навыков во многом зависит от умения проникнуть в художественный замысел произведения, используя музыкальные знания и умения. В целом данная характеристика выявляет неразрывную связь всех элементов музыкального обучения. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 2823; Нарушение авторского права страницы