Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественные музыкальные теле- и видеопрограммы



К данному жанру можно отнести музыкальные мультипликационные фильмы (например, «Аве Мария» на музыку Ф. Шуберта, режиссер И.П. Иванов-Вано, мультипликационный фильм «Времена года», режиссер И.П. Иванов-Вано, где представлены телевизионная интерпретация музыки П.И. Чайковского). Этот экранный материал может быть использован в 8 классе общеобразовательной школы для расширения музыкального кругозора о стиле композиторов-классиков, а также в 6 классе (третьей четверти) при изучении темы года «Индивидуальный стиль в музыкальном искусстве» (по программе Ю.Б. Алиева).

К этому же виду экранного материала относятся телевизионные интерпретации опер и балета как новых видов функционирования музыкального искусства  на  экране (например, опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказание  о невидимом  граде  Китеже  и  деве  Февронии»).

Данный видеоматериал может быть использован в 8 классе (второй четверти; тема четверти «Музыка в кино и театре»), также при изучении всей темы года «Музыка «серьезная» и «легкая» - две составляющие единого музыкального мира современности» (по программе Ю.Б. Алиева). При знакомстве детьми с эстрадными стилями и жанрами могут быть использованы телевизионные концерты эстрадной музыки в 8 классе (третьей четверти; темы «Жанры и стили эстрадной музыки (регтайм, фокстрот, рок-н-ролл, танго, диско, рок), «Авторская песня»); теле- и киномюзиклы (например, «Вестсайдская история» (киномюзикл режиссера Роберта Уайза, балетмейстера Джерома Роббинса, композитора Леонардо Бернстайна), «Атлантида», «Скрипач на крыше», «Призрак оперы»).

2. Культурно-просветительские телевизионные программы образовательного характера.

Данный вид программ может быть записан учителем на диски, видеокассеты. Учитель также может ориентировать детей на cамостоятельную видеозапись передач этого направления.

Примерами служат телевизионная музыкальная программа «Эдвард  Григ» о творчестве композитора, музыкальный фильм-портрет «Дмитрий Шостакович» и др.

3.Учебные музыкальные передачи. Учебные телепрограммы, как правило, имеют узкоспециализированный характер, дают информацию по определенной теме. Например, учебные программы по разделу «Музыка», целью которых является активизация творческой деятельности школьников, дают рекомендации по обучению игре на гитаре, фортепиано, затрагивают курс элементарной музыкальной грамоты.

В процессе педагогической деятельности учителя по развитию специальных умений работы с аудиовизуальной музыкальной информацией могут быть использованы следующие методы и приемы образования: 1) создание индивидуальной (у каждого ученика для личного пользования) и классной (коллективной) видеотеки по музыкальному искусству; 2) сбор и систематизация информационного материала музыкально-просветительского и образовательного характера (видеокассеты, диски), которые можно использовать в процессе учебных занятий или внеклассных музыкальных мероприятий; 3) сбор сопроводительной образовательной информации к видеоматериалу, сведений о композиторе, режиссере аудиовизуального музыкального произведения, о самом музыкальном произведении, рецензий и аннотаций на музыкальный фильм в газетах, журналах; 4) группа логических методов (по В.И. Андрееву), которые необходимы при самостоятельном осмыслении информации о музыкальном искусстве. Это аналитические методы и приемы (анализа и выделения главного, классификации, определения и объяснения понятий, аналогии, методы, которые могут быть использованы на этапе обобщения и применения экранной информации в учебной и досуговой деятельности); синтетические методы и приемы (обобщения, систематизации, конкретизации, доказательства и опровержения). В качестве примера приведем следующие задания: «классифицируйте источники получения музыкальной информации» (метод классификации), «объясните понятия и термины, которые, по вашему мнению, являются основными в музыкальной телепередаче культурно-просветительского характера» (методы определения и объяснения понятий) и другие.

В качестве форм, активизирующих музыкальное самообразование школьников, предлагаются:

а) организация внеклассных музыкальных мероприятий с использованием экранного музыкального материала, нацеленных на обучение детей работать с различными источниками распространения информации о музыкальной культуре. Формами проведения внеклассных мероприятий могут быть конкурсы, диспуты, пресс-конференция, викторины по музыкальным кинофильмам и другие;

б) музыкальный киноклуб. Просмотр музыкальных библиографических фильмов, музыковедческих фильмов и других с последующим обсуждением и написанием творческих работ – рецензий, мини-сочинений;

в) использование экранной информации на конкретном уроке: 8 класс «Музыка серьезная и легкая», 6 класс «Стиль в музыкальном искусстве» (по программе Ю.Б. Алиева) и другие темы; г) культурно-просветительская работа учащихся.

Также в процессе развития у школьников умений к музыкальной самостоятельной деятельности предлагаются задания, активизирующие данную деятельность.

Пример. Просмотрите фильм о концертном выступлении ансамбля «Торама», где представлена древняя музыка мордвы - эрзян и мокшан - на международном фестивале в Финляндии. Напишите мини-сочинение о ваших впечатлениях, о выступлении и музыке ансамбля «Торама». Найдите в литературе информацию о музыкально-фольклорных коллективах г. Саранска, материал о творчестве музыкантов этого ансамбля. Используйте данный материал и рассказ о своих впечатлениях по просмотренному видеофильму на уроке по музыкальному искусству. Рекомендуемый материал: 1) видеозапись концерта «Торама» на международном фестивале в Финляндии; 2) литература: а) «Торама» // Всё о Мордовии». - Саранск, 1997. - С. 441; б) Пусть звучит Торама // Известия Мордовии. - 2002. - 8 октября; в) Потрубим о «Тораме» // Бизнес. - 1997. - № 12. - С. 43.

Такая методическая работа может способствовать активизации в музыкально-педагогическом процессе общеобразовательных учебных учреждений деятельности по самообразованию школьников, нейтрализовать негативные факторы современной музыкальной видеокультуры и актуализировать творческий, познавательный, нравственный и художественный материал экранных искусств.

 

Средства подготовки учащихся к музыкальному самообразованию.

Одной из содержательных линий программ по музыке является установка на подготовку учащихся к музыкальному самообразованию, без которого невозможно становление музыкальной культуры. Музыкальное самообразование предусматривает самостоятельное обогащение изучаемого материала и выполнение требований к уровню подготовки учащихся (направленных на приобретение ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы).

Ю.Б. Алиев считает необходимым:

- постановку музыкально-формирующих действий педагога в области подготовки учащихся к музыкальному самообразованию в качестве самостоятельной учебной задачи;

- приобщение подростков к музыкальному самообразованию и самовоспитанию в условиях взаимовлияния классно-урочной и внеурочной деятельности;

- развитие потребности в самообразовании как в способе организации музыкальной самодеятельности, полноценного проведения досуга;

- организацию самообразования подростов с учетом наличного уровня музыкальных интересов, посредством постепенной переориентации с модных образцов поп-искусства на художественно значимые музыкально-эстетические ценности, отбираемые подростками самостоятельно, на базе личных вкусовых пристрастий;

- формирование у подростков собственной индивидуальной системы музыкального самообразования[45].

Основным средством подготовки подростков к музыкальному самообразованию Ю.Б. Алиев считает хоровое пение как наиболее осуществимую в современной школе форму активной музыкальной деятельности. Включаясь в хоровое пение, ученик начинает осознавать свою собственную певческую деятельность как «действование», непосредственно связанное с мировоззренческим осмыслением действительности. В песнях и хоровых произведениях концентрируется положительный социально-художественный опыт; выразительность стихотворных строк усиливает организующее влияние мелодии и коллективная форма исполнения.

Импульсом, ведущим к музыкальному «самодвижению» подростка, выступает субъективно значимая ориентация на музыкально-познавательную деятельность. Если знание находит действенное воплощение в собственных музыкальных проявлениях подростков, то оно в значительной мере увеличивает эстетическую, художественную отдачу.

Важно и адекватное (соответствующее, точное) отношение педагога к музыкальному опыту подростка. Очень важно уметь связать этот спонтанно приобретаемый опыт с предлагаемой руководителем идеей музыкального самообразования. Высокохудожественная музыка, включаясь в систему жизненных ценностей старших подростков, становится для них объектом эстетического освоения.

Ю.Б. Алиев разработал следующий «самообразовательный тезаурус»:

- музыкальный стиль (исторический – венская классика, романтика, музыка XX-XXI вв., национальный – русская классическая школа, ее современные модификации в творчестве Г. Свиридова, Р. Щедрина, В. Гаврилина);

- индивидуальный стиль композитора-мастера (на примерах творчества В. Моцарта, Л. Бетховена, Э. Грига, П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна; яркость их стиля отвечает критерию доступности);

- взаимосвязь серьезной и легкой музыки;

- место и значение музыкального компонента в театре и кино;

- музыка и средства массовой информации;

- лад, размер, фактура как базисные средства музыкального исполнения;

- литература о музыке, музыкальные справочники и энциклопедии;

- домашняя фонотека и видеотека, основы аудиозаписи.

 

Среди электронных учебно-методических пособий педагоги-музыканты используют следующие: «Компьютер для музыканта», «Самоучитель по основам компьютерной музыки», «Основы MIDI и цифрового звука», «Chastota», «PC Sound Music».

 

Формы и методы организации музыкального самообразования школьников могут быть различны:

- рекомендации учителя музыки по вопросам знакомства со специальной литературой, посещения концертов, прослушивания аудиозаписей и др.;

- самостоятельная подготовка учащимися сообщений музыкальной тематики;

- организация силами учащихся постоянной информации о музыкальной жизни страны, школы, о музыкальных впечатлениях;

- музыкально-образовательные проекты;

- авторские концерты учащихся и т.д.

10. Организация педагогического контроля
 за музыкальным развитием учащихся

Проблема оценивания знаний, умений и навыков на уроках искусства.

Урок музыки, как и любой другой учебный предмет в школе, предполагает наблюдение за продвижением учеников. В наше время проблема оценивания приобретает острую актуальность в связи с введением экзамена по предметной области «Искусство» в 9-м классе.

Однако на уроках искусства оценивание знаний, умений и навыков не должно превращаться в сухую формальность. Так, вызывать для пения к доске можно лучших учеников, с хорошим слухом и голосом. Эти ребята не утратят интерес к музыкальному исполнительству даже после сделанных замечаний, критики. Большинство учащихся не готовы к подобным «сольным выступлениям», и подобная ситуация может их травмировать. Поэтому часто применяются групповая проверка, проверка по рядам, проверка с помощью аудиозаписи пения детей.

 

Среди современных средств оценивания результатов музыкального образования можно выделить компьютерное тестирование и сетевой опрос.

При компьютерном тестировании используются четыре типа заданий: открытого и закрытого типа, на сопоставление и на упорядочение данных. Данный вид проверки музыкальных знаний позволяет значительно экономить время на проверку тестов, так как компьютер сразу показывает результаты в баллах и процентах, а также – статистику ошибок и верные ответы.

Сетевой опрос по какой-либо теме проводится в классе, где компьютеры учащихся соединены с компьютером учителя. Ответы поступают в единый «банк», что дает возможность представить себе общую картину музыкальных знаний и умений школьников, оперативно проанализировать информацию и обсудить ее; при необходимости – отправить по сети дополнительные вопросы и задания.

 

Такие формы, как «дневник творческого развития» В.Г. Ражникова, сетевой опрос предоставляют педагогу-музыканту возможность оценивать также результаты самообразования учащихся в области музыкального искусства. Творческие задания, вопросы в этом случае должны формулироваться по возможности широко, ориентировать на осмысление и решение в художественной форме актуальных проблем современного образования и культуры.

11. Характеристика программ по музыке
 для школ общеобразовательного типа, действующих на федеральном уровне,
 учебников и учебных пособий

Программа «Музыка», созданная под руководством Д.Б. Кабалевского, в редакции Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской (2006) «претерпела некоторые изменения, вызванные объективными условиями ее реализации в образовательных учреждениях России: социокультурными функциями (задачами) разнообразных типов школ (массовая школа, гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов искусства), потребностями учителей в обновлении содержания и технологий преподавания музыки, процессами интеграции искусств в учебно-воспитательном процессе, а также расширением возможностей музыкального (и шире – художественно-эстетического) развития учащихся»[46]. В данном варианте программы отсутствуют указания на конкретные виды музыкально-практической и творческой деятельности учащихся, что предполагает широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий: слушание музыки и размышление о ней, хоровое и ансамблевое пение, пластическое интонирование, импровизации. Самостоятельные работы учащихся по озвучиванию литературно-поэтических произведений, выражение учащимися собственных музыкальных впечатлений в вокализации, художественном движении, живописных работах, рисунках, графике, конструировании, дизайне и прочих видах творческих работ расширят возможности их участия в проектной деятельности, организации досуга, занятиях по дополнительному образованию. В раздел программы «Примерный музыкальный, литературный и художественный материал» включены не только музыкальные произведения. Здесь есть и произведения литературы, изобразительного искусства (иконография, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство), театра и кино (видеофильмы), которые помогут учителю музыки развивать ассоциативно-образное мышление учащихся. Д.Б. Кабалевский подчеркивает: «Тесная связь возникает при этом между музыкой и всеми другими искусствами, литературой прежде всего. Задача эстетического воспитания сплетается здесь с задачами гуманитарного, в первую очередь исторического, образования… уже с первого класса не надо бояться прибегать к разного рода сравнениям, сопоставлениям с выходом за пределы музыки. К примеру, музыкальные тембры можно уподобить различным краскам в палитре художника; мажор можно сопоставить с тонами более светлыми, яркими, минор – с тонами менее яркими, затемненными; знаки препинания в музыке можно сопоставить со знаками препинания в разговорной речи… развитие музыки можно соизмерять с развитием текста (стихов) в песне, с развитием сюжета в программном сочинении и т.д. и т.п. Почти любое сочинение – и с текстом, и без текста – дает возможность одной-двумя лаконичными фразами указать на связь с тем или иным чувством или мыслью человека, с тем или иным жизненным (современным или историческим) фактом. Чем больше различных жизненных связей музыки на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь»[47].

 

Программа по музыке Г.С. Ригиной направлена на реализацию идеи развивающего обучения в области музыкального искусства. Автор опирается на основные положения системы Л.В. Занкова. Направленность программы – на развитие творческих способностей учащихся, воспитание в них уважения к традициям своего народа, к отечественной и мировой культуре.

Учащиеся на уроках по программе Г.С. Ригиной вовлекаются в такие виды деятельности, как слушание музыки, пение, танец, импровизация, ритмизация музыки хлопками и притопами, работа с карточками ритма (ритмическими моделями), пение по ручным знакам и др.

В содержание программы входит разнообразный художественный материал, позволяющий успешно формировать художественно-ассоциативное мышление детей.

 

Учебно-методический комплект для начальной и основной школы, разработанный под руководством Г.П. Сергеевой.

Программа «Музыка» для 1-4 классов начальной школы (авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина; М.: «Просвещение», 2005) рекомендована Министерством образования и науки РФ; обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса, которые включают учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, а также методические рекомендации.

В программе обозначена цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи музыкального образования младших школьников:

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Виды музыкальной деятельности по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д.Б. Эльконини, В.В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как фиксации музыкальной речи.

Дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

Урок музыки трактуется как урок искусства, стержнем которого является художественно-педагогическая идея (ХПИ), в ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. ХПИ позволяет осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей.

Для реализации идеи программы музыкального образования авторы предлагают следующие методы:

- художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- эмоциональной драматургии;

- интонационно-стилевого постижения музыки;

- концентричности организации музыкального материала;

- забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);

- создания композиций (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

- игры;

- художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Структура программы

Класс Раздел Тема

1

1. «Музыка вокруг нас»
2. «Музыка и ты»

2-4

1. «Россия – Родина моя»
2. «День, полный событий»
3. «О России петь – что стремиться в храм»
4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
5. «В музыкальном театре»
6. «В концертном зале»
7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

«Музыка вокруг нас». Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты. «Музыка и ты». Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, что подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков сведений из истории, литературы и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыки. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания» и «видения» музыкальных сочинений.

Программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческий подход учителя музыки к программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

В программе основной школы (5-9 классы) нашли отражение новые педагогические технологии, ориентация на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Полихудожественное развитие учащихся, с точки зрения авторов, должно осуществляться с опорой на теорию развивающего обучения и интеграцию искусств.

При освоении учебного материала основной акцент рекомендуется делать на осознании учащимися традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени.

Работа с «творческой тетрадью» предусматривает поиски учащимися ответов на проблемные вопросы и «погружение» детей в атмосферу творческой мастерской композитора (писателя, художника), в атмосферу концертного зала.

Хрестоматии музыкального материала включают удобные для исполнения переложения репертуара уроков музыки.

Фонохрестоматии музыкального материала издаются на компакт-дисках с приложением монтажных листов, который включают перечень произведений и указания хронометража.

Методическое пособие к учебно-методическому комплекту для 5-9 классов включает в себя описание конкретных технологий; информацию для учителя культурологического, музыковедческого, исторического характера, сведения о композиторах и музыкальных сочинениях.

 

Учебно-методический комплект для начальной и основной школы, разработанный под руководством В.В. Алеева.

Авторы программы для начальной школы: Алев В.В., Кичак Т.Н.

В качестве главных методов программы избраны метод дисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.

Важнейший стратегический метод данной программы – метод междисциплинарных взаимодействий. Его сущность соотносится с понятием «межпредметные связи». Данный метод проявляет себя в «создании художественного контекста» (Л. Горюнова) – поэтического, изобразительного по отношению к музыкальному (1-4 классы); в выявлении содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью на уровне темы (2 класс. Тема «Осень: поэт – художник – композитор»); в обозначении некоторых жанровых параллелей между музыкой и живописью (3 класс. Тема «Может ли музыка нарисовать портрет?»); наконец, в нахождении взаимодействия отдельных средств художественной выразительности между музыкой и изобразительным искусством (4 класс. Тема «Цвет и звук: музыка витража»).

Авторы программы для основной школы: Алеев В.В., Кичак Т.Н., Науменко Т.И.

При сохранении подхода к музыке как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы ориентировались на учебные программы по указанным предметам для 5-8 классов.

 

Учебно-методический комплект для начальной школы, разработанный под руководством Л.В. Школяр. Авторы программы «Музыкальное искусство» для начальной школы: Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А.

Основу программы составляет русское и зарубежное классическое наследие, народная, духовная (церковная) и современная музыка.

Программа опирается на принципы:

- преподавание музыки как живого образного искусства;

- возвышение ребенка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования);

- проникновение в природу искусства и его закономерностей;

- принцип моделирования художественно-творческого процесса;

- принцип деятельностного освоения искусства.

12. Методика музыкального образования
 на старшей ступени обучения:
 базовый и профильный уровни

Базовый уровень методики музыкального образования на старшей ступени обучения.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ предусматривает следующие требования к уровню музыкального развития учащихся:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь