Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Организация внеклассных и внешкольных музыкальных занятий
Часть материала по данной теме приводилась в разделе 4 (С. 75-89 данного справочника). Дополнительно. Педагог-музыкант, кроме урока музыки, должен уметь организовывать музыкальную работу с учащимися в следующих формах музыкальных занятий: - внутришкольных: а) коллективных занятиях (хорах, оркестрах, вокальных, инструментальных ансамблях и др.); б) индивидуальных занятиях (вокальных, предусматривающих обучение игре на инструменте и др.); - внешкольных: а) хоровых студиях, детских музыкальных театрах, клубах, детских филармониях и др.; б) детских музыкальных школах, детских школах искусств. Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева разделяют формы внеклассных и внешкольных музыкальных занятий на четыре группы. К первой группе относятся формы обучения музыке с каким-либо одним видом приобщения к музыкальному искусству: беседы о музыке, коллективные и индивидуальные занятия пением, игрой на музыкальных инструментах. Вторую группу составляют формы обучения, включающими изучение нескольких музыкальных дисциплин по принципу взаимодополнения: музыкальные студии, ДМШ и ДШИ, общеобразовательные школы с углубленным изучением музыкальных дисциплин и т.д. К третьей группе относятся синтетические формы приобщения учащихся к искусству (детский музыкальный театр, музыкально-литературный клуб и т.д.). В четвертую группу входят массовые музыкальные мероприятия разового характера: музыкальные праздники, фестивали, конкурсы и др. Организация бесед о музыке. Беседа о музыке строится на тех же педагогических установках, которые были охарактеризованы выше при изложении содержания музыкально-слушательской деятельности учащихся. Но в данной форме могут присутствовать также рассказ о музыке, ее исполнение на фортепиано или другом инструменте, ответы на вопросы детей, пение любимых песен под аккомпанемент педагога-музыканта. Вопрос о содержании и форме проведения бесед о музыке Д.Б. Кабалевский рассматривает в книгах «Как рассказывать детям о музыке?», «Ровесники: Беседы о музыке для юношества». Для бесед (в отличие от уроков музыки) характерны: эпизодический характер и свобода выбора содержания. Например, в качестве основы цикла бесед на тему «Симфонические миниатюры» композитор рекомендует взять идею о сконцентрированности мысли и чувства, об отточенности мастерства, о различном понимании миниатюры композиторами разных эпох и стилей. Для старшеклассников он предлагает, к примеру, такие темы, как «Борьба добра со злом в музыке», «Пушкин и русская опера», «Образ русской женщины в опере», «Бах и Щедрин», «Моцарт и Прокофьев» и др. Особое внимание Д.Б. Кабалевский придает совместному обсуждению прослушанной музыки педагогом и учащимися, в противовес однозначному утверждению каких-либо истин. Организация занятий в детской филармонии (филармонии школьника). Детская филармония основывается главным образом на базе краевых, областных, городских филармоний, иногда – музыкально-педагогических факультетов, училищ, школ. Основная форма работы детской филармонии – проведение тематических концертов, лекций-концертов. Абонементы каждого года, как правило, исключают повтор в содержании. Примерная тематика годичного цикла концертов для учащихся младших классов: «Первая встреча с музыкой», «Наши друзья – музыкальные инструменты», «Как дружат слово, краски и музыка», «Мой любимый композитор», «Мы – участники недели детской музыки», «Музыкальная викторина и концерт по заявкам». Для подростков могут быть предложены такие темы, как «Музыкальное путешествие по странам мира», «Музыкальные столицы мира», «Голоса столетий» и др. Тематику программ желательно согласовывать с завучами и учителями-предметниками, учитывать пожелания самих учащихся, привлекать их к участию в деятельности филармонии, в частности, готовить к ответам на вопросы ведущего.
Организация индивидуальной/ансамблевой формы обучения музыкальному исполнительству. Широко используется применительно к обучению игре на музыкальном инструменте, пению. Традиционно в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования создаются кружки (классы) обучения игре на таких музыкальных инструментах, как фортепиано, скрипка, баян, аккордеон, балалайка, домра и др. В последние годы создаются классы эстрадного и джазового пения. Одним из новых направлений является обучение детей игре на клавишных синтезаторах, а также музицированию в условиях компьютерной студии. Наиболее полную разработку данное направление получило в работах И.М. Красильникова. Основным видом работы он считает аранжировку и исполнение музыкальных произведений. Аранжировка включает четыре основных действия: - анализ текста оригинала; - составление проекта аранжировки; - отбор звуковых средств, проверка; - корректировка продукта. В практике электронной аранжировки постепенно, как бы сами собой формируются навыки элементарного сочинения музыки. Режим автоаккомпанемента позволяет получить красочно оформленный рисунок сопровождения, стимулирующий мелодическую фантазию импровизатора. Концепция И.М. Красильникова получила воплощение в комплексе авторских программ для дополнительного художественного образования детей: «Клавишный синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов», «Студия компьютерной музыки».
Организация занятий в детском хоре. Работа детского хора может быть разнообразной в организационном плане. Это может быть один коллектив или несколько коллективов (младший хор, старший хор, хор мальчиков и др.), занимающиеся один или два раза в неделю с различной продолжительностью занятий. Различен может быть и выбор репертуара, например, сочетание народной, классической и современной музыки или выбор одной из них. Предпочтительно принимать в хор всех желающих, но учащихся без необходимых навыков интонирования – предварительно обучать в отдельной группе. А.С. Пономарев, Б.С. Рачина и Г.А. Струве рекомендуют уже при первом прослушивании распределить детей по основным хоровым партиям – сопрано и альтам. Большое значение имеет воспитание организованности детей, их отношения к процессу пения в хоре как систематическому. Выступления хора перед различной слушательской аудиторией сплачивает коллектив, развивает артистические способности, формирует любовь к сцене, потребность в хоровом пении. А.С. Пономарев дает следующие советы начинающим хормейстерам: 1. Следите за собой в общении с ребятами. 2. Опоздания на занятия невозможны, а случилось – извинитесь искренне. 3. Одежда, прическа, косметика, украшения – все должно быть предельно аккуратно и скромно. 4. С позиций справедливости предъявляйте равные требования к детям, концертмейстеру и себе. Но не забывайте, что вы – руководитель.
Организация занятий в детском оркестре. В настоящее время в школах действуют оркестры народных инструментов, духовые, симфонические. Это одно из самых сложных направлений работы педагога-музыканта. Известен опыт С.Я. Сондецкиса, который в течение полувека бессменно руководи симфоническим оркестром школы искусств имени М.К. Чюрлёниса в Вильнюсе. Педагог-музыкант в первую очередь отмечает необходимость установления в оркестре дисциплины, которая обеспечивает существование оркестрового «организма». За основу создания «элементарной» дисциплины взят «метод игры во взрослый оркестр»; ребята сами руководят работой: у них есть художественный совет, концертмейстеры, инспекторы (старосты), библиотекарь. Важнейшее воспитание «творческой» дисциплины (которая вырабатывается только во время игры) – воспитание сосредоточенности и внимательности. Руководители детских оркестров уделяют особое внимание установлению содержательных взаимосвязей между инструментальным музицированием на уроках музыки и на занятиях оркестра. Так, А.А. Бороздинов предлагает вводить инструментальное музицирование с 1-го класса, чтобы заинтересовать детей оркестровым исполнительством; использовать на занятиях оркестра произведения из программы по музыке; изучать на уроках и на занятиях оркестра одни и те же ладоинтонационные комплексы (с разной степенью проработки); вводить в занятия оркестра слушание музыки, пропевание инструментальных мелодий, импровизирование, использование относительной и абсолютной сольмизации и т.д. Организация музыкальных занятий в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением области знаний «Искусство». В учебный план таких учебных заведений входят, кроме общеобразовательных предметов, сольфеджио, хор, ритмика, музыкальная литература, вокал, музыкальный инструмент. Эстетизация образовательной среды проявляется: - в обогащении и возможности эмоционального воздействия при интеграции музыки с другими искусствами, другими образовательными областями (музыкально-поэтическое творчество на уроках биологии, музыка и изобразительное искусство на уроках литературы, истории и т.д.); - в возможности вводить разнообразные виды уроков – уроки-путешествия, уроки-турниры, уроки-спектакли, уроки-выставки; - в эстетическом оформлении кабинетов и пространственной среды школы, в установлении единого дизайна школы, функциональной полноценности среды, цветовой целостности; - в духовной атмосфере школы, эстетическом характере межличностных отношений в коллективе; - в гармонии школьной звуковой среды: спокойной речевой интонации во время общения, мелодичных школьных звонках, качественном музыкальном оформлении всех мероприятий, позволяющих эмоциональнее и глубже осветить содержание и смысл музыкального действия.
9. Средства и методы организации Музыкальное самообразование учащихся стимулирует развитие музыкальной культуры, является важным показателем ее сформированности. Оно реализуется в двух направлениях: - самообразование, направленное на самостоятельное усвоение того материала, который включался в содержание музыкальных занятий; - самообразование, содержание которого выходит за рамки, определяемые уроками музыки и другими формами, осуществляемыми под руководством педагога-музыканта. К средствам организации музыкального самообразования школьников относятся: книги и журналы музыкальной тематики, аудиовизуальные технологии, самоучители игры на музыкальных инструментах (печатные и электронные). Особое место среди учебно-методических изданий, направленных на музыкальное самообразование учащихся, занимает пособие Е.И. Юдиной «Первые уроки музыки и творчества». Эта оригинальная авторская методика сориентирована на музыкально-творческое саморазвитие детей под руководством учителя и родителей. По замыслу автора, ребенок может заниматься и самостоятельно, без помощи взрослых. Музыкально-творческие задания охватывают разнообразные виды художественной деятельности детей. В качестве примера учебной литературы для детей более старшего возраста, можно привести учебник Е.В. Николаевой «Эти разные-разные инструменты». Его цель – пробудить интерес к русской народной музыкальной культуре. Подросткам и старшим школьникам адресовано пособие В.И. Петрушина «Слушай. Пой. Играй». Автор предлагает рекомендации по приобщению к активному музицированию (игра на гитаре, пение). В рамках дополнительного образования проблемой самообразования занимается В.Г. Ражников. В «Дневнике творческого развития» он выделяет художественно-игровую сторону музыкального образования в инструментально-исполнительском классе, предоставляя возможность ученику запечатлеть свои творческие достижения в той или иной изучаемой пьесе. В практическом аспекте для осуществления формирования готовности школьников к самообразованию в процессе урочной и внеклассной музыкальной деятельности может быть рекомендован следующий аудиовизуальный музыкальный материал: художественные музыкальные теле- и видеопрограммы, культурно-просветительские музыкальные телевизионные программы образовательного характера, учебные программы. Остановимся на данных средствах более подробно. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы