Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Аудиовизуальные технологии обучения



Предпосылки применения аудиовизуальных технологий на уроках музыки содержатся в самой природе восприятия, в его комплексности. Адиовизуальная информация воспринимается слухом и зрением, и ее усвоение поэтому более результативно. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком можно кратко охарактеризовать как предрасположенность к синкретичности, нерасчлененности, ассоциативности.

Источники данной информации в учебном процессе: записи музыкальных телепередач, электронные музыкально-образовательные пособия. Носители -­ компакт-диски, видеокассеты и др. Записи могут быть созданы и преобразованы с помощью компьютерных программ.

В истории становления аудиовизуальной культуры отмечается эволюция от неприятия новых технологий в образовании, особенно художественном, как элемента откровенной «технизации», к ситуативному использованию и, наконец, массовому включению как неотъемлемой части учебного процесса. Например, в концепции И.Н. Розиной аудиовизуальная информация предстает как средство межкультурной коммуникации[41]; В.А. Извозчиков и Е.А. Тумалеева рассматривают ее как компонент информационной картины мира[42].

Структура аудиовизуальной информации предопределяет особенности ее функционирования: для ее передачи от педагога учащимся необходимы технические устройства: ноутбук или компьютер, проектор, экран, телевизор.

Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.

Аудиовизуальные технологии обучения существуют как аудио-, видео-, компьютерные учебные пособия; учебные видеозаписи; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов.

Среди дидактических принципов построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий необходимо отметить опору на возрастные особенности учащихся и на природу музыки как искусства. Последнее требует ориентироваться на эмоциональность, драматургическую выстроенность материала, его художественность.

В последние годы все чаще применяются интерактивные технологии обучения, такие как вебинары и интернет-форумы.

Один из вебинаров проводился в марте 2012 года Л.В. Школяр. На нем обсуждались проблемы обучения музыке в младших классах общеобразовательной школы.

Приглашение к участию в интернет-форуме:

 

 

Технологические подходы к планированию и проведению уроков музыки.

I. В современной методике распространилось отношение к уроку музыки как к музыкально-педагогическому произведению учителя, которое возникает как результат его педагогического и исполнительского творчества (Э.Б. Абдуллин). При данном подходе музыкально-педагогические воззрения учителя, его взгляды на музыку, круг музыкальных интересов, система ценностей, многогранный опыт общения с музыкой становятся жанрово-стилевыми детерминантами (обусловливающими элементами, факторами) урока. С другой стороны, можно говорить об уроке как совместном творчестве учителя и учащихся.

В создании урока как музыкально-педагогического произведения важную роль играет его режиссура – искусство создания гармонически целостного, обладающего художественным единством педагогического процесса.

Осуществление режиссуры исходит из первоначального образа-замысла (обобщенного представления об уроке) и образа-воплощения этого замысла.

В образе-воплощении все черты, свойственные образу-замыслу, не только сохраняются, но и получают конкретизацию в виде:

- конкретного музыкального материала;

- отбора методических способов и приемов;

- соотнесения отобранного материала с возможной реакцией детей;

- соотношения форм и видов деятельности и общения;

- смены эмоциональных состояний и выявления эмоционально-смысловой кульминации урока;

- последовательности смысловых этапов;

- степени активности учащихся;

- конкретных проявлений артистизма учителя.

В последние годы все больше педагогов-музыкантов обращаются к категории «жанр» применительно к уроку музыки (Б.С. Рачина, С.Л. Старобинский и др.). Метафорически интерпретировать жанр урока музыки можно как обобщенную характеристику содержания и организации урока как музыкально-педагогического произведения, отражающей ту или иную характерную для него образно-эмоциональную сферу и совокупность музыкально-педагогических средств. Жанр дает возможность раскрыть тему урока под определенным педагогическим ракурсом.

Например, одна и та же тема урока может быть интерпретирована как урок музыки в жанре музыкально-педагогической поэмы, оды, сказания, фрески и т.п.

Важная задача учителя-режиссера – разработать архитектонику (композицию) урока музыки. Именно этот термин отражает процесс развития действия от его завязки через взлеты и спады к психологическим вершинам.

II. По мнению Т.П. Королевой, урок музыки является центральной музыкально-педагогической категорией, которая вбирает в себя все виды и формы педагогического моделирования (создания моделей – обобщенных форм, образцов музыкально-педагогических явлений).

Материал для моделирования накапливается в процессе наблюдения жизни и целенаправленного отбора впечатлений, которые наполнены переживанием. То есть, создается «банк впечатлений», а параллельно – банк «формул-моделей».

Так, в формуле-модели «Создаем свое решение образа» студенту, планирующему урок музыки, предлагается найти произведение из школьной программы, свое решение образа которого они могут воплотить в другом материале. Учащиеся, по замыслу Т.П.Королевой, должны включаться в такие виды творческой деятельности, как лепка из пластилина, аппликации, композиции из имеющихся маленьких игрушек, природного материала (желуди, веточки, листья и т.д.).

Формула-модель «Цветовое моделирование» основана на сопоставлении звука и цвета, выявлении их родства, замеченного еще Аристотелем. Мы различаем семь музыкальных звуков и семь цветов радуги, то есть семь основных цветов. На уроках музыки для развития абсолютного слуха можно для каждого из них найти подходящий цвет, понимая цвет и как своего рода опорный сигнал для запоминания звучания тона. Некоторый интерес представляют в связи с этим опыты йогов по развитию внутреннего слуха и внутреннего цветоощущения. Так, например, совершенно расслабившись, йоги стараются услышать определенные звуки и увидеть соответствующие им цвета. Йоги полагают, что звуку до соответствует фиолетовый цвет, ре - синий, ми - голубой, фа - зеленый, соль - желтый, ля ­- оранжевый, си - красный. Но закрепление цветового ощущения за тоном чаще всего очень субъективно, связано с жизненным опытом, особенностями «цветного слуха». А цветомузыкальный слух, как известно, отмечался у многих композиторов: А.Н.Скрябина, Ш.Гуно, Ф.Листа, Л. ван Бетховена, Ф.Шуберта, Н.А.Римского-Корсакова и др. Использование данного метода может заключаться не только в организации процесса вслушивания в отдельные звуки, подборе цвета для ладотональности, поиске цветовой палитры сообразно частям музыкального произведения, разработке игры цветов по звукам мелодии (в качестве реквизита используются краски, флажки, цветная бумага, цветные ленты, цветные загорающиеся лампочки и т.д.) или даже в составлении цветомузыкальных партитур.

Ориентируясь на формулу-модель «Развитие в музыкальном произведении» (условно говоря, используя технологию создания «видеоклипов», живописно-музыкальных композиций), можно моделировать линию развития в музыкальном произведении, для чего подбираются, согласно динамическим изменениям в музыке, новые образы и организуется их последовательность.  Репродукции картин из старых журналов, слайды, кадры из кинофильмов (диафильмов), специально сделанные рисунки, художественные фотографии - все может послужить материалом для подготовки таких «видеоклипов». Метод видеоклипа предполагает динамичную смену образов на фоне звучания музыки, что помогает совершенствовать чутье к интонациям, способность реализовать музыкально­-слуховые впечатления в зримых образах. Учителю важно иметь в своей видеотеке профессионально сделанные видеоклипы на отдельные музыкальные произведения или по творчеству композитора, исполнителя.

Формула-модель «Создаем звуковую картину» предполагает импровизацию и сочинение музыки. Звуковую картину можно конструировать из разного звукоматериала, например, приготовленных в аудиозаписи природных эффектов (гром, шум ветра, звон разбитого стекла, стук дождя льющаяся вода из крана, шум морского прибоя, жужжание пчелы и т.д.). Часто используются самые различные звуковые эффекты, которые способны озвучивать школьники (шуршание бумагой, звяканье металлическими предметами, потряхивание коробочек с разным наполнением, открывание скрипучей двери, удары по столу, книге, колокольчику и т.д.

Музыкально-литературные ассоциации иллюстрирует формула-модель «Научи составлять свой сюжет». Мысленное представление художественных образов иногда выливается в целый сюжет. Заготовками для него могут послужить сказки, легенды, рассказы, кинофильмы, события реальной жизни. создание сюжета подтолкнет учащихся к прослеживанию развития всего музыкального произведения. Очень важно не потерять в сюжете ощущения настроения, чувства, выражаемого музыкой. Тогда следует обратиться к анализу основных интонаций произведения. Сопоставление сюжетов и музыки обещает быть интересной для школьников творческой работой.

Моделировать урок музыки удобно на основе конструктора урока, предложенного Анатолием Александровичем Гином. Конструктор дает ряд преимуществ, среди которых: значительное увеличение разнообразия уроков; фиксация педагогических приемов в конструкторе, исключающая забывание некоторых из них учителем; сокращение времени на подготовку к разнообразным урокам; использование стандартизации как средства перевода творчества учителя музыки на новый, более высокий уровень. Структуру урока можно выстроить по-разному в зависимости от изучаемого материала, особенностей учеников, личных предпочтений и множества других обстоятельств; однозначно определяются метод и форма урока.

Основные разделы урока в конструкторе таковы: А. Начало урока; Б. Объяснение нового материала; В. Закрепление, тренировка, отработка умений; Г. Повторение; Д. Контроль; Е. Домашнее задание; Ж. Конец урока.

Любой из разделов может быть реализован разными приемами или их комбинацией. Таким образом, приемы, по сути, и являются элементами конструктора. Например, началом урока может быть опрос (с целью активизации класса, а не контроля), театрализация, исполнение знакомой песни и т.д. Объяснение нового материала тоже можно организовать по-разному.

Конструктор урока, который удобно представить в виде таблицы, может изменяться, ненужные приемы могут исключаться, а новые - включаться в него. А.А.Гин рекомендует учителю создать личную картотеку, содержащую перечисление и описание элементов конструктора уроков музыки. Первоначально педагог-музыкант может включить в нее такие известные приемы, как движения под музыку (используются в разделах А, В, Г, Д), игра в оркестр (разделы В, Г), импровизация мелодий (А, В, Г), рисование картинок (Б, В, Г, Д, Е) и др. Впоследствии картотека будет обогащаться, может быть преобразована в компьютерный формат.

У Т.П. Королевой конструктор урока представлен с некоторыми отличиями, обусловленными спецификой урока музыки: А. Начало урока. Настройка на урок; Б. Разминка; В. Распевание; Г. Хоровое пение; Д. Слушание музыки; Е. Контроль; Ж. Домашнее задание; З. Конец урока. Она отмечает, что конструктор урока может быть и другим, например, строиться на импровизации детей, их инструментальном музицировании и др.

Характеристика элементов конструктора урока (по Т.П. Королевой).

Начало урока требует хорошего тонуса от учителя, его организованности и собранности. Оно может быть обычным (учитель входит в класс, здоровается, отмечает в журнале присутствующих) или представлять собой музыкально-педагогическую организационную модель:

1. Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» - «Здравствуйте!» по звукам до-ре-ми-фа-соль и соль-ми-до.

2. Вход в класс под музыку (марш, танец, произведение из репертуара урока).

3. Музыкальный эпиграф (выразительная тема, определяющая основную идею урока).

4. Загадка (например, показать фото композитора половине класса с предложением охарактеризовать его; остальные учащиеся угадывают фамилию композитора).

5. Тема и план урока (записываются на доске).

6. Информация учителя о нетрадиционном уроке или подходе (урок-концерт, урок-игра и др.).

Разминка.

1. Игровая ситуация. Например, игра-упражнение «смешинки»: дети смеются по звукам трезвучия («ха-ха-ха», «хо-хо-хо» и т.д.).

2. «Скороговорки» («Трое трубачей трубили в трубы», «»Во дворе горка, под горой норка», «Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая»).

3. Ритмическое эхо. Учитель отхлопывает различные ритмические фигуры. Дети, прослушав их, повторяют ритмы всем классом. Задание можно усложнить, если попросить детей прохлопывать ритмические фигуры с отставанием на один такт (каноном). Этот прием значительно облегчает последующую работу над хоровыми канонами и многоголосием, так как дети приучаются не только слушать собственное исполнение ритма, но и обращать внимание на ритм, исполняемый педагогом. Впоследствии роль учителя передается одному из учеников, который осваивает таким образом ритмическую импровизацию.

Распевание. Чаще всего это тона, которые звучат наиболее естественно (примарные звуки). Меняются гласные (у; у-о; у-о-а-э и т.д.); слоги («ля», «лё», «ла», «ку»…); высота, ритм, настроение.

1. Работа с простым мотивом. По секвенциям, с разными слогами, штрихами: «до-ре-ми-ре-до», «до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до», арпеджио и др.

2. Работа с попевкой или фрагментом удобной песни из «банка заданий», собранного учителем. Каждый фрагмент используется для решения определенной задачи: освоение поступенного движения, цепного дыхания, ансамбля 2-х голосов, умения тянуть звук и т.п.

3. Работа с фрагментом песни для последующего разучивания. Выбираются фрагменты, представляющие ту или иную исполнительскую трудность, например, скачки в мелодии, сложные интонации, расширенный диапазон, новый для детей ритмический рисунок, двухголосие.

Хоровое пение. Может представлять собой:

1. Разучивание песни.

2. Исполнение знакомой песни.

3. Вокализацию фрагмента инструментального произведения.

Дополнительно: методические рекомендации по разучиванию песни (Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев и др.). Перед каждым учителем встает вопрос: Как заинтересовать, увлечь детей музыкой? Эта проблема увлеченности детей – одна из фундаментальных проблем всей педагогики. Без эмоциональной увлеченности невозможно достичь хороших результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. Каждому учителю после проведенного урока становится ясно, что огромное значение на уроке музыки играет сама музыка, которую необходимо тщательно отбирать, и, конечно, сам учитель должен любить то, что преподает.

Творчески работающие учителя музыки постоянно испытывают потребность в обновлении песенного репертуара, который должен быть доступным, интересным и увлекательным, приносить радость и ученикам, и педагогам.

Ознакомление с песней начинается с показа произведения педагогом, цель которого – заинтересовать детей предлагаемой песней. Показ подразумевает краткую вступительную беседу, а затем эмоциональное исполнение песни педагогом. Учитель должен так исполнить произведение, чтобы оно понравилось детям. Разучивание песни производится по фразам, в медленном темпе. Показывая фразу, учитель обращает внимание на характер мелодии и ритмический рисунок. В процессе разучивания учитель объясняет непонятные детям слова, добиваясь осмысленного, внятного произнесения текста. Педагог должен использовать разнообразные методические приемы при разучивании песни: «эхо», «по цепочке», «пение по картинкам» (все эти приемы помогают учащимся освоить текст), пение «а капелла» (когда учитель хочет услышать чистоту интонации детей), «пение про себя» с показом рукой движения мелодии, проговариванием текста шепотом и др. Если песня написана в куплетной форме, целесообразнее начать ее разучивание с припева. Для детей младшего школьного возраста лучше использовать в работе те произведения, в которых аккомпанемент дублирует мелодию. Из-за недостаточного произвольного внимания младших школьников на уроке следует работать не над одним произведением, а как минимум над двумя – контрастными по характеру, и обязательно производить в процессе урока смену видов деятельности, что активизирует внимание детей. Бывают случаи, когда разучивание песни можно начать без предварительного показа, но только тогда, когда песня знакома детям, но в которой они плохо знают или вообще не знают текста, или если учитель хочет, чтобы в результате разучивания неизвестного материала учащиеся постепенно «открыли» для себя интересную музыку. Важно, чтобы при работе над песней аккомпанемент учителя не заглушал пение детей. Пение «а капелла» поможет услышать чистоту интонации исполнителей и заглянуть в глубину детской души и искренности их пения.

План работы над песней

1. Название песни.

2. Авторы стихов, музыки.

3. Нотный и стихотворный тексты.

4. Художественная ценность и педагогическая целесообразность песни (краткая аннотация).

5. Соответствие песни возрастным физиологическим, психологическим, общекультурным и музыкальным возможностям детей конкретного класса.

6. Тема программы (четверти, полугодия), в контекст которой включается песня.

7. Место песни в системе уроков четверти, в конкретном уроке.

8. Круг вопросов по включению песни в урок и ее художественно-педагогическому анализу (с предполагаемыми ответами детей).

9. Первое представление песни и процесс ее разучивания:

- соответствие стиля и манеры пения культурологическому контексту песни по способу передачи (устный или письменный?); по национальной принадлежности (европейская, азиатская, американская, африканская и пр.?);

- соответствие стиля и манеры пения разновидностям музыки – народная (фольклор городской или сельский?); духовная (религиозная), камерная, концертно-академическая, авторская, массовая (революционная, патриотическая, песня протеста), эстрадная, джазовая, рок и др.; эпохе стиля (барокко, классицизма, романтизма и т.д.);

- интонационно-образные особенности песни (выявление главных смысловых интонаций стихотворного текста и музыки);

- распевание на отдельных интонациях без слов и с текстом;

- учет характера, жанровой основы интонаций, их соответствие образному содержанию;

- динамические, ритмические, ладовые, темповые особенности интонаций, их соотнесение с образным строем песни;

- характер движения мелодии и сопровождения;

- интонационно-драматургическое развитие песни;

- углубленное интонационно-образное восприятие песни путем исполнения наиболее ярких элементов музыкальной речи с помощью пластического интонирования, «звучащих жестов» или СИ (собственных инструментов), МУС (инструментов малого ударного состава) и других качественных аккомпанирующих и мелодических музыкальных инструментов, театрализацию и др.;

- учет особенностей многоголосия (втора, канон, подголосочная полифония и пр.) и работа над ним.

10. Законченное исполнение песни (или ее фрагмента)[43].

Примерные образцы учебных заданий:

- прослушайте первый куплет песни, первую фразу;

- прослушайте, как фраза звучит на инструменте;

- кто запомнил фразу, подпевайте на слог «ле»;

- поем вместе на слог «ле»;

- показывайте рукой направление мелодии;

- поем «как один человек» (в унисон);

- медленно поем со словами;

- прослушайте вторую фразу, определите, есть ли в ней сходство с предыдущей;

- округлите звук, дыхание берем через нос и т. д.

ВОЛШЕБНЫЙ СМЫЧОК, норвежская народная песня.

ПЛАН РАЗУЧИВАНИЯ ПЕСНИ

1. Вступительная беседа к песне.

Объявление песни.

Вопросы:

Где находится Норвегия?

А что вы знаете об этой стране?

Какой композитор жил в этой стране?

Какой инструмент, по-вашему, должен сопровождать исполнение этой песни?

2. Показ песни. (Фонохрестоматия: пластинка №36, ст. 7, дор. 5)

Перед 3 куплетом:

Как вы думаете, продаст он скрипку?

А почему? Ведь богач предлагает ему взамен амбар хлеба. Что больше - амбар хлеба или скрипка?

3. Анализ песни.

О каких событиях рассказывает песня?

Как созвучны текст и характер?

4. Разучивание песни.

Учитель читает одну литературную фразу, дети повторяют, затем мелодию учим («уколоть»), легко напевно;

Учитель читает вторую литературную фразу, дети повторяют. Затем учитель проигрывает мелодию (Знакома?), соединяем со словами; и т.д. Учим 2-ой голос.

Чтобы не были одинаковыми 1 и 2 фразы, обращаем внимание на динамику.

Когда все получится в 1 куплете, он исполняется с сопровождением (пластинка)[44].

Задание студенту: привести пример разучивания детской песни с младшими школьниками.

В основной школе большое значение для разучивания песен приобретает использование нотной записи, дающей наглядность движения мелодических линий в двухголосных песнях, особенностей ритмического строения и т.д.

Задание студенту: привести пример разучивания детской песни в средних классах школы.

 

Слушание музыки.

В начальной школе преподаватель учит детей:

- внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца;

- проникаться ее эмоциональным содержанием;

- делать элементарный разбор произведения (эмоционально-образное содержание, общая характеристика средств музыкальной выразительности, структура, исполнение);

- узнавать по звучанию изученные музыкальные произведения, помнить их названия и имена композиторов;

- различать тембры инструментов.

В основной школе:

- определять на слух национальную принадлежность народной музыки (в контрастных сопоставлениях);

- различать такие исполнительские средства выразительности, как тембры вокалистов – сопрано, контральто, бас, тенор; состав исполнителей – хор, оркестр, ансамбль, солист; агогика (небольшие отклонения от темпа размера произведения); артикуляция (legato, staccato); динамика (forte, piano изменения силы звучания).

- сравнивать разные исполнения;

- знать строение музыкальных произведений, написанных в сонатной форме;

- узнавать при прослушивании музыку М. Глинки. П. Чайковского, Л. ван Бетховена, Э. Грига, С. Прокофьева, К. Дебюсси, М. Равеля, А. Шёнберга, А. Берга, А. Скрябина, С. Рахманинова, П. Хиндемита, Б. Бриттена, К. Орфа, И. Стравинского, Дж. Гершвина в контрастных сопоставлениях;

- отличать особенности исполнительского стиля выдающихся певцов и инструменталистов (Ф. Шаляпина, С. Рихтера, Д. Ойстраха);

- различать музыкальные стили (венская классика, романтизм, импрессионизм, индивидуальный стили композиторов-классиков).

Этапы восприятия музыки:

1. Знакомство с произведением в форме вступительного слова учителя.

2. Исполнение произведения учителем или слушание аудиозаписи.

3. Анализ-разбор произведения.

4. Повторное прослушивание произведения, для того чтобы его запомнить, обогатить новыми наблюдениями.

5. Слушание музыкального произведения на последующих уроках с целью повторения, закрепления, сравнения его с новыми произведениями.

Эмоциональности восприятия способствует яркое, выразительное исполнение музыки самим учителем, установление полной тишины перед началом звучания, словесная (поэтическая) эмоциональная настройка, использование видеоряда, исполнение детьми ритмического аккомпанемента.

Осознанность восприятия формируется в процессе анализа музыкальных произведений с использованием иллюстраций (исполнения фрагментов), пропевания отдельных интонаций и тем, музыкально-пластического интонирования. Целесообразно опираться на принцип «сходства и различия» (Д.Б. Кабалевский) явлений искусства и жизни, применять различные ассоциации, сравнения, сопоставления с другими видами искусства. Важным является и повторное слушание музыкального произведения на основе проведенного анализа.

Можно использовать следующие приемы:

1. Предлагаемые обстоятельства (по К.С. Станиславскому). Воображение учащихся направляется с помощью слов «представьте себе», «давайте представим»… Например, если на уроке по теме «Можем ли мы услышать живопись?» демонстрируется картина М. Чюрлениса «Соната моря. Финал» и его же симфоническая поэма «Море», возможна следующая настройка на восприятие: «Давайте представим себя отважными мореплавателями. Путешествие на далекий остров мечты полно опасностей. Мы на всех парусах несемся по бурному морю. С каждой новой волной оно становится более зловещим. В лицо летят соленые брызги. Сердце сжимается в тревоге: что ждет нас за темнеющим горизонтом? Солнце ли просвечивает сквозь толщу воды или это янтарь – сокровище морского царя – влечет своим блеском?..» и т.д.

2. Кинолента видений. Слова-настройка на восприятие: «Представьте образы, которые возникают в вашем воображении по ходу звучания музыки, в виде киноленты. Потом мы обменяемся нашими впечатлениями».

3. Фантазии в материале. Используются: рисование, лепка, прикладное творчество под музыку; компьютерная анимация, озвучивание рисунка (может быть кульминацией лекции).

 

4. Поем главные темы. Мелодии инструментальных произведений исполняются с закрытым ртом, на слоги «ля», «ла», «па», «та», с названиями нот, со словами (Э. Григ. «Утро»: «Солнышко всходит, и небо светлеет, природа проснулась, и утро пришло»).

5. Инструментальное музицирование (по К. Орфу). Необходим инструктаж – что и как играть, работа с оркестровыми партитурами, творческие задания. Например: показывается прием игры на металлофоне и дается задание исполнять все слабые доли в двухдольном танце.

6. Пластическое интонирование. Это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Главное здесь – выражение характера, эмоционального содержания. Движения рук, мелкая моторика пальцев, покачивание корпуса, наклоны головы, шаги, элементы танца и др.

7. Литературно-музыкальная композиция. Литературная канва для восприятия музыки: литературный источник программных произведений, созвучные по идеям, эмоциональному настрою стихи, сказки, рассказы, пьесы, отрывки из романов и повестей; собственный текст учителя.

8. Сопоставление, сравнение. Используется не менее двух образцов: музыкальных образов, интерпретаций, исполнение на разных инструментах или сравнение вокального и инструментального произведения, образов в разных видах искусства, музыкальных жанров (стилей, ритмов). Выявляются сходство и различия. Например, можно сравнить цикл картин М. Чюрлёниса «Соната весны» с классической сонатой или с Прелюдией ре минор М. Чюрлёниса (определить, на какую из картин больше всего похожа музыка Прелюдии и аргументировать свой ответ).

Задания студенту:

· Продемонстрируйте на примере из практики методику восприятия музыки в начальных классах школы.

· Продемонстрируйте на примере из практики методику восприятия музыки в средних классах школы.

 

 

Контроль.

Специфическая черта урока музыки как урока искусства предполагает поиск таких путей проверки музыкальных знаний, умений навыков, которые не превращали бы этот процесс в сухую формальность, а сохраняли характер музыкально-эстетической деятельности. Можно использовать следующие формы контроля:

1. Компьютерное тестирование (контроль музыкальных знаний).

2. Ответы на вопросы и выполнение творческих заданий буклета (контроль музыкально-эстетических знаний и умений).

3. Ответы на проблемные вопросы, представленные в мультимедийной презентации учителя.

4. Индивидуальная и/или групповая проверка певческих навыков.

6. Слуховая контрольная.

7. Игра «Самый внимательный» (на определение изменений в мелодическом рисунке или гармонии произведения, исполняемого учителем).

8. Определение «национальности» народной музыки.

9. Определение размера впервые прослушиваемого отрывка (двух- или трехдольный).

10. Определение исполнительской манеры знакомого певца ил инструменталиста (яркой индивидуальностью обладают С. Рихтер, В. Горовиц, Я. Хейфец, Н. Обухова, Ф Шаляпин…).

Пример проблемного вопроса . Согласны ли вы с художником Василием Кандинским, что тембры музыкальных инструментов можно передать разными цветами, оттенками?

В. Кандинский. Впечатление III . Концерт

 Пример творческого задания . Какой части классической сонаты соответствует картина Микалоюса Константинаса Чюрлениса из цикла «Соната пирамид»? Поясните свой ответ.

 

 

 

Домашнее задание.

1. Настройка на новую тему. Например, собрать материал для творчества на следующем уроке – веточки, камешки, листья или принести рисунок из своего альбома для озвучивания. Учащиеся музыкальной школы могут подготовить и сыграть произведения по теме урока.

2. Письмо учителю, в котором ученик расскажет о любимом произведении, о своих пожеланиях.

3. Разгадывание кроссворда или ребуса. Это задание повышает интерес к предмету, является тренингом в написании терминов, понятий, помогает уточнить музыкальные представления учащихся.

4. Дневник впечатлений представляет собой «банк музыкальных впечатлений» учащегося с наклейками, стихами и т.д.

Конец урока.

Подведение итогов, обсуждение домашнего задания.

III. Л.А. Безбородова и Ю.Б. Алиев сформулировали ряд требований к современному уроку музыки, которым должны соответствовать план и конспект занятия.

Уроки музыки должны быть интересными и полезными для учеников. С уроками по другим предметам урок музыки сближают:

1. Общая цель – воспитание гармонически развитой личности.

2. Психолого-педагогические закономерности учебного процесса.

3. Основные принципы дидактики.

4. Формы организации урока.

5. Целостность занятия.

6. Общедидактические методы.

При этом данный предмет обладает определенной спецификой, являясь уроком искусства. Ему присущи эмоционально-образная форма мышления, познание в форме художественного образа, творческая деятельность учащихся; предметом познания является эстетическое отношение к реальности, путь освоения – переживание содержания музыкального произведения, его интерпретация.

Основными принципами урока музыки являются целенаправленное педагогическое воздействие; формирование необходимых знаний, умений и навыков; эмоционально-образная атмосфере проведения занятия.

Современный урок музыки должен отвечать ряду условий:

1. Комплексное решение учебно-воспитательных задач.

2. Соблюдение принципов дидактики.

3. Использование проблемных вопросов и ситуаций.

4. Широкое использование наглядности и информационно-коммуникационных технологий.

5. Преемственность в музыкальной деятельности школьников разных возрастов.

6. Соблюдение межпредметных связей.

7. Использование разнообразных методов и приемов, включая элементы игры.

8. Тесная взаимосвязь с другими уроками, внеклассными и внешкольными музыкальными занятиями, мероприятиями.

9. Постоянное совершенствование методики проведения уроков музыки.

10. Использование передового педагогического опыта.

Технология планирования урока музыки, по Л.А. Безбородовой и Ю.Б. Алиеву (такого же мнения придерживаются и другие методисты), предполагает составление плана и конспекта. Их общие составные элементы – тема урока (по программе) и формулировка цели урока (каких результатов следует добиться в пении, нотной грамотности, понимании музыкальных закономерностей при слушании музыкальных произведений и др.). Цель как идея «педагогического произведения» делает урок музыки четким, имеющим ясную перспективу. План урока должен содержать следующие элементы:

- разработку содержания урока (перечень его этапов с примерной дозировкой времени);

- описание хода урока, заключающееся в кратком изложении того, как предполагается реализовывать каждый из элементов урока.

План – это письменная формулировка основных этапов занятия, описание тематики опроса, музыкальных проблем для беседы, тем для закрепления и повторения пройденного материала, перечень задач и упражнений. В плане может быть предусмотрена и характеристика возможного домашнего задания, например: просмотреть определенную музыкальную телепередачу, прослушать музыкальный радиожурнал, выучить текст песни и т.п. Уместно зафиксировать в плане и основные тезисы нового материала.

Конспект представляет собой более подробное раскрытие хода урока с формулировками не только вопросов, но и предполагаемых ответов, описание наглядных пособий, изложение объяснений учителя, т.е. конспект – это сценарий урока (подобный поурочным разработкам школьной программы Д.Б. Кабалевского).

Учитель музыки в плане-конспекте должен:

- определить цель урока;

- отобрать необходимый и достаточный музыкальный материал с учетом целостности урока;

- структурировать последовательность различных видов деятельности детей с учетом принципа контраста;

- определить дозировку времени для каждого раздела так, чтобы не допустить переутомления учащихся;

- сформулировать комплекс задач (образовательных, воспитательных, развивающих), решение которых предполагается в каждом разделе урока;

- подобрать адекватные целям и задачам методы работы и основные дидактические принципы;

- продумать методику работы, прогнозируя возможные ответы детей в проблемных ситуациях, технические сложности в песенном репертуаре.

ПРИМЕРЫ

1. План урока музыки (сценарий-инструкция)

 

Тема урока: «Можем ли мы услышать живопись»

5 класс

 

1 этап. Начало урока, настройка на урок (3 мин).

Вход в класс под музыку К. Дебюсси «Празднества» (ноктюрн).

2 этап. Разминка (7 мин).

Используется прием «Интеллектуальная разминка»: опрос по базовым вопросам.

3 этап. Распевание (10 мин).

Работа с темой инструментального произведения – «Канцоны» Франческо да Милано. Данное произведение предлагается сопоставить с картиной М. Караваджо «Лютнист».

Выделяется главное: если внимательно всмотреться в произведение изобразительного искусства, можно внутренним слухом услышать ту или иную музыку (не обязательно конкретное музыкальное произведение, а музыкальное звучание вообще, с тем или иным звучанием).

4 этап. Хоровое пение (10 мин).

Разучивание песни А. Дольского «Велосипед» (если песня уже знакома учащимся – ее исполнение с несложной оркестровкой, например, с импровизацией проигрышей).

5 этап. Слушание музыки (10 мин).

Используется прием «Предлагаемые обстоятельства». Происходит знакомство с новыми для детей явлениями – цветомузыкальным слухом (А. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, В. Кандинский) и композиционным видением музыки (М. Чюрлёнис).

Кульминация урока: озвучивание рисунка (прием «Фантазии в материале»).

6 этап. Контроль (3 мин).

Ответ на вопросы, представленные в мультимедийной презентации.

7 этап. Домашнее задание (1 мин).

Выполнить и принести на следующий урок собственные рисунки для озвучивания.

8 этап. Конец урока (1 мин).

Выход из класса под музыку М. Чюрлёниса - симфоническую поэму «Море».

 

2. Конспект урока музыки (развернутый сценарий)

 

Тема урока: «Можем ли мы услышать живопись»

5 класс

 

Тип урока: интегрированный.

Цель урока: формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.

Образовательные задачи:

1) формирование умения устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности тем, идей, художественных образов;

2) формирование навыков музыкально ориентированной полихудожественной деятельности.

Воспитательная задача: способствовать становлению целостного мировосприятия, позитивного отношения к искусству, в том числе инновационному.

Развивающая задача: развивать воображение учащихся (т.е. способность создавать собственные художественные образы, мыслить ими).

Материальное обеспечение:

1) фортепиано, ноутбук, проектор, экран (или телевизор с DVD-плеером);

2) репродукции картин (слайды) Микеланджело Караваджо («Лютнист»), Клода Моне («Бульвар Капуцинок», «Улици Моторжёй, украшенная флагами»), Микалоюса Чюрлёниса («Соната весны. Аллегро», «Соната весны. Анданте», «Соната весны. Скерцо», «Соната весны. Финал», «Соната моря. Финал»), Огюста Ренуара («Портрет актрисы Жанны Самари», «Ложа», «Зонтики», «Городской танец», «Выходные на реке»), Анри Руссо («Вид моста в Севре»), Пабло Пикассо («Ваза с фруктами», «Женщина с мандолиной»), Винсента Ван Гога («Подсолнухи», «Сеятель на закате солнца», «Деревенская улица в Овере»), Жоржа Сёра (Вид Кротуа. Холм»);

3) аудиозаписи ноктюрна «Празднества» Клода Дебюсси, симфонической поэмы «Море» Микалоюса Чюрлёниса, песни «Велосипед» Александра Дольского (на слова Алексея Федорова);

4) нотная запись «Канцоны» Франческо да Милано.

1 этап. Начало урока, настройка на урок (3 мин).

Вход в класс под музыку К. Дебюсси «Празднества» (ноктюрн).

2 этап. Разминка (7 мин).

Используется прием «Интеллектуальная разминка» (опрос по базовым вопросам):

1. В каких произведениях - музыкальных, поэтических, изобразительного искусства – отражена богатырская тема?

2. Произведения каких композиторов можно считать «музыкальными портретами»?

3. Какие произведения, рисующие музыкальными средствами картины природы, вы изучали на уроках искусства?

3 этап. Распевание (10 мин).

Работа с темой инструментального произведения – «Канцоны» Франческо да Милано. Данное произведение предлагается сопоставить с картиной М. Караваджо «Лютнист».

 Учитель: «Посмотрите на картину Микеланджело Караваджо «Лютнист». Какое настроение музыканта передает художник? Есть ли в ней контрастные краски?»

Дети: «Настроение лютниста – мечтательное, лирическое, вдохновенное. Общий темный фон картины контрастирует с теплыми, пастельными тонами одежды музыканта».

Выделяется главное: если внимательно всмотреться в произведение изобразительного искусства, можно внутренним слухом услышать ту или иную музыку (не обязательно конкретное музыкальное произведение, а музыкальное звучание вообще, с тем или иным звучанием).

Учитель: «На чем акцентирует внимание зрителей художник?»

Дети: «Главный акцент художник делает на лице, выражении глаз, губ. Внимание останавливается и на руках музыканта, лютне, сборнике нот».

Учитель: «Послушайте «Канцону» Франческо да Милано. Соответствует ли музыка настроению, выраженному художником в картине?»

(Учащиеся слушают «Канцону» из сюиты для лютни Ф. да Милано)

Дети: «Эта инструментальная пьеса звучит спокойно, напевно, проникновенно. Она созвучна общему настроению, выраженному художником Караваджо в картине «Лютнист».

Учитель: «Верно. Отмечу, что канцоной в эпоху Возрождения называли многоголосную вокальную пьесу, близкую по характеру народной песне. В XVI веке появились инструментальные канцоны. Так стали называть инструментальные пьесы с «песенной» мелодией».

(Мелодия «Канцоны» пропевается на слог «лю»).

4 этап. Хоровое пение (10 мин).

Разучивание песни А. Дольского «Велосипед» (если песня уже знакома учащимся – ее исполнение с несложной оркестровкой, например, с импровизацией проигрышей).

Непринужденно льющаяся, красивая мелодия песни нравится школьникам. Основная трудность заключается в необходимости сохранять напевность, стремясь, как это делает автор, петь стремительно, ярко, четко произнося слова.

Поэтому начинать разучивание следует с медленного пропевания мелодического рисунка.

Необходимо отдельно проработать паузы между фразами, которые позволяют взять дыхание. Ярких контрастов в мелодии, темпе, динамике нет. Тем не менее, исполнение мелодии затрудняет ее прихотливый рисунок, стиль – напоминающий зарисовку настроения (импрессионизм!) этюд, набросок.

Исполнение требует гибкости голоса, тонкой нюансировки при подвижном темпе. Разучивание должно быть подготовлено специальными упражнениями на основе мелодики песни.

В работе над песней важно заинтересовать ребят ее содержанием, помочь им почувствовать легкий юмор текста («раму мне одолжи, Сёра, остальное лежит в сарае…»).

Понимание содержания песни, которому способствует демонстрация репродукций картин названных в поэтическом тексте художников, поможет выразительному исполнению.

5 этап. Слушание музыки (10 мин).

Используется прием «Предлагаемые обстоятельства».

Настройка на восприятие картины «Соната моря. Финал»: «Давайте представим себя отважными мореплавателями. Путешествие на далекий остров нашей мечты полно опасностей. Представьте себе, что мы несемся на всех парусах по бурному морю. С каждой новой волной оно становится более зловещим. В лицо летят соленые брызги. Сердце сжимается в тревоге: что ждет нас за темнеющим горизонтом? Солнце ли просвечивает сквозь толщу воды или это янтарь – сокровища морского царя – влечет своим блеском?»

Происходит знакомство с новыми для детей явлениями – цветомузыкальным слухом (А. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, В. Кандинский) и композиционным видением музыки (М. Чюрлёнис).

При анализе картин из цикла «Соната весны» сопоставляются композиционное решение и цветовая гамма с формой, темповыми контрастами, звуковым колоритом классической сонаты (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. ван Бетховен).

Кульминация урока: озвучивание рисунка (прием «Фантазии в материале»). Например, передать голосом, игрой на инструментах и звучащими жестами (хлопки, притопы, щелчки и др.) «партитуру» рисунка «Зимний лес» Александры Габайдуллиной, учащейся 1 класса.

6 этап. Контроль (3 мин).

Ответы на вопросы, представленные в мультимедийной презентации:

1. Какой части классической сонаты соответствует картина Микалоюса Константинаса Чюрлениса из цикла «Соната пирамид»? Аргументируйте свой ответ.

2. Как вы думаете, обладал ли композитор Александр Николаевич Скрябин, который стремился создать цветомузыкальную мистерию,
особым чувством музыки?

3. Согласны ли вы с художником Василием Кандинским, что тембры музыкальных инструментов можно передать разными цветами, оттенками?

7 этап. Домашнее задание (1 мин): Выполнить и принести на следующий урок собственные рисунки для озвучивания.

8 этап. Конец урока (1 мин): Выход из класса под музыку М. Чюрлёниса - симфоническую поэму «Море».

 

Дополнительно. Виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки в школе (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева).

1. Собственно музыкальная деятельность учащихся:

- музыкально-слушательская;

- музыкально-исполнительская (вокально-хоровая, игра учащихся на музыкальных инструментах);

- музыкально-композиционная.

2. Музыкально-теоретическая деятельность учащихся.

3. Музыкально-историческая деятельность учащихся.

4. Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность учащихся.

5. Музыкально опосредованная деятельность учащихся.

 

Музыкально-слушательская и вокально-хоровая деятельность учащихся подробно рассматривались выше.

Дополнительно. Методика слушания музыки с опорой на порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия (В.И. Петрушин).

1. Выявление главного настроения (какие чувства переданы в музыке, испытал ли их сам слушатель).

2. Определение средств музыкальной выразительности (мелодии, гармонии, фактуры, темпа, ритма) и сравнение их с другими образцами применения разными авторами.

3. Рассмотрение особенностей развития художественного образа (то, что слышит ученик, ему предлагают передать словами; это приводит к пониманию произведения). Необходимо обратить внимание на то, как произведение начинается, какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразительности, какой образ возникает в сознании слушателя, развивается ли он плавно или с резкими контрастами, как заканчивается произведение, к чему привело развитие образа. Уместно на данном этапе привлечение аналогий с другими видами искусства.

4. Выявление главной идеи произведения происходит в ходе размышления учащихся о том, для чего автор создал свое произведение, какая основная мысль владела им в процессе творчества, что он хотел сказать людям своей музыкой. Если произведение программное, можно предложить ответить на вопросы: «Почему автор назвал его именно так, а не иначе?»; «Получится ли передать основную мысль афоризмом, стихотворной строкой, образным сравнением?».

5. Понимание позиции автора. Образ автора лучше всего познается через понимание стилевых особенностей его музыки. Вопросы учащимся: «Какое мироощущение и мировосприятие отличает музыку данного композитора?»; «В чем смысл его нравственных исканий, эстетических идеалов?»; «Каково отношение композитора к своим героям?»; «Относится ли он к ним с симпатией, с юмором, состраданием или с иронической усмешкой?».

6. Нахождение в произведении собственного личностного смысла в процессе размышления о том, какие события из жизни самого ученика напоминает данная музыка, какие воспоминания и надежды она пробуждает, что хочется сделать прослушав ее и т.д.

 

Игра учащихся на музыкальных инструментах отвечает возрастным особенностям прежде всего младших школьников, но может заинтересовать и подростков, так как помогает выразить себя в художественной форме. Вносит в урок игровое начало, способствует созданию атмосферы увлеченности.

Учащиеся могут музицировать по специально созданным учителем партитурам; импровизировать; сочинять под руководством учителя ритмические аккомпанементы; сочинять инструментальные и вокально-инструментальные композиции.

Используются бубен, барабан, треугольник, маракасы, трещотки, металлофоны и ксилофоны, ложки и другие народные инструменты, электронные инструменты.

Значительный опыт накоплен педагогами во включении в содержание уроков совместной ансамблевой игры учителя и ученика на фортепиано.

 

Музыкально-композиционная. Музыкально-композиционным творчеством принято называть импровизацию и сочинение музыки, то есть создание новых музыкальных текстов. Задача данного вида деятельности – научить школьников «слышать жизнь» в музыкально-образной форме.

Два типа музыкально-творческих заданий:

- развитие заданного тематизма (законченная мелодия, мотив, ритмический или гармонический оборот и т.п.);

- сочинение собственного тематизма и его развитие.

 

Музыкально-теоретическая деятельность учащихся заключается прежде всего в развитии музыкальной грамотности в широком смысле слова (постижение закономерностей музыкального искусства, его природы; форм бытования музыки, творчества композиторов, исполнителей, слушателей; изучение нотной грамоты).

В узком значении эта деятельность подразумевает только освоение навыков пения и игры по нотам, записи нот.

Музыкально-историческая направлена на освоение учащимися знаний о музыке различных эпох и на формирование умений и навыков оперировать своими знаниями в различных видах музыкальной деятельности.

Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность учащихся основана на понимании внутренней взаимосвязи между музыкой и другими искусствами на художественно-образной основе. Основной метод реализации данного вида деятельности – метод моделирования.

Музыкально-изобразительная полихудожественная деятельность может получать воплощение:

- в заданиях импровизационного типа («свободный рисунок», «свободная графика», этюды-зарисовки);

- в музыкально-живописных, музыкально-скульптурных, музыкально-архитектурных композициях, создаваемых учащимися под руководством педагога на основе предложенного им музыкального материала, произведений изобразительного искусства.

Задания могут состоять в передаче средствами изобразительного искусства впечатления от любимого музыкального произведения, в сравнении рисунков по мотивам одного прослушанного произведения или в выборе и моделировании одного из нескольких произведений по выбору учащегося.

Н.Н. Гришанович разработан метод озвучивания стихотворения и как его вариант – создание музыкальной партитуры стиха (его выразительное чтение, ритмизация, инструментовка, распределение партий и выразительное чтение по аккомпанемент).

Часто на музыкальных занятиях используются инсценировка песен и музыкально-пластическая деятельность («свободный танец», «свободное дирижирование», музыкально-пластические этюды-зарисовки).

Музыкально опосредованная деятельность учащихся не предполагает ориентации на конкретно звучащую музыку, но способствует формированию представления о том или ином явлении через раскрытие его жизненного или художественного контекста. Это:

- мысленное музыкальное озвучивание картин природы, жизненных событий, произведений художественной литературы, изобразительного искусства, народного творчества;

- мысленное воссоздание тех или иных имеющихся в музыкальном опыте представлений о конкретных произведениях, музыке того или иного композитора, стиля и т.д. с последующим установлением ассоциативных связей с явлениями жизни и произведениями разных видов искусств.

Например: рассказ о зале, в котором звучит музыка; включение народной музыки в бытовой контекст - урок-посиделки; беседа о созвучности произведения внутреннему миру композитора.

Самоанализ урока музыки.

Анализ и самоанализ урока – процессы «многослойные» (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева), поэтому должны осуществляться по разным направлениям:

- анализ цели, задач, содержания урока и методов его проведения; профессиональной деятельности учителя музыки и его личностных качеств;

- рассмотрение деятельности учащихся и их личностных качеств;

- выявление того, осуществилось ли на уроке приобщение к образной высокохудожественной сфере отечественного – народного и профессионального – музыкального искусства, а также расширение интонационной сферы путем приобщения музыке других народов;

- наблюдение и констатация того, как происходила регуляция студентом-практикантом психологического состояния класса (от утомленного или агрессивно-возбужденного – к уравновешенному, от равнодушного – к сострадательному, от репродуктивного – к креативному и т.д.).

Необходимо обратить внимание на противоречия между желаемым и реальным. Например, учитель в своем плане, на первый взгляд, задумал интересные контрасты видов деятельности, выбрал увлекательный музыкальный материал. Однако в ходе урока обнаружилось, что объем времени, отводимый на слушание музыки, оказался слишком длительным для учащихся данного класса, или же, наоборот, слишком много времени было уделено вокально-хоровой работе, что пока не по плечу этим учащимся (возможно, и начинающему учителю). Порой драматургия урока страдает от чрезмерно долгого слушания музыки в аудиозаписи и т.д.

В завершении самоанализа (анализа) урока можно сделать выводы по следующим показателям:

1. Общая гуманистическая характеристика деятельности учителя:

- создание позитивного эмоционального климата на уроке;

- оказание поддержки учащимся;

- создание атмосферы доверительных отношений;

- этика и эстетика отношений учащихся с учителем;

- культура общения с учителем;

2. Общеметодическая подготовленность учителя:

- структурная целостность урока;

- результативность педагогических действий;

- оригинальность, нестандартность урока в целом;

- культура речи;

- активность учащихся на уроке;

- эффективность контроля знаний, умений и навыков;

- стимулирование самостоятельности мышления;

- создание ситуации сотрудничества учителя и учащихся;

- создание ситуации сотрудничества учеников класса;

3. Психолого-педагогический анализ урока:

- создание положительной мотивации;

- организация внимания;

- организация восприятия учебного материала;

- организация работы памяти;

- организация деятельности мышления.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.318 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь