Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В области основ музыкальной культуры ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Музыкальные знания: Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах (двухчастной и трехчастной, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонического цикла). Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки. Характерные черты русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Певческие голоса; хоры; оркестры. Народное музыкальное творчество. Фольклор как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. Специфика русской народной музыкальной культуры и ее основные жанры (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. Духовная музыка в эпоху Средневековья: знаменный распев. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Духовная и светская музыкальная культура второй половины 17-18 вв. Основные жанры профессиональной музыки: кант; партесный концерт; хоровой концерт. Музыкальная культура ХIХ в.: формирование русской классической школы. Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке. Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы. (КУРСИВОМ в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников). Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург), «Ла Скала» (Италия, Милан), «Гранд-опера» (Франция, Парuж), «Ковент-Гарденl» (Англия, Лондон), «Метрополитен-опера» (США, Нью-Йорк). Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Московская государственная консерватория имени П. И Чайковского, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского- Корсакова. Выдающиеся российские музыкальные коллективы: Русский народный академический хор имени М. Е. Пятницкого, Русский народный академический оркестр имени Н. П. Осипова, Государственный академический оркестр Ленинградской филармонии. Жанры светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа ХIХ-ХХ вв. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал. Особенности музыки эпохи Возрождения и барокко. Творчество И. С. Баха (прелюдия, фуга, месса). Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Особенности венской классической школы (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен). Отличительные черты творчества композиторов-романтиков (Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберm, Э. Григ). Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (прелюдия, ноктюрн и др.), соната, симфония и др. Оперный жанр в творчестве композиторов XIX в. (Ж. Бизе, Дж. Верди). Образцы духовной музыки: реквием. Отечественное и зарубежное музыкальное искусство 20 в. Стилевое многообразие музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки. Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, Р. К Щедрин, А. И. Хачатурян, А. Г. Шнитке) и зарубежных композиторов (К Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Джаз (Л. Армстронг, Л. Утесов). Спиричуэл, блюз (Э. Фицджеральд). Симфоджаз (Дж. Гершвин). Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом» своего времени (И.О. Дунаевский, А. В. Александров). Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления. 2. Музыка в формировании духовной культуры личности Музыкальные знания: Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В. А. Моцарта, Дж. Верди, Б. Бриттена), вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И. С. Баха), любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»), войны и мира (Д. Д. Шостакович, Г. Малер, Д. Б. Кабалевский), личности и общества (Л. ван Бетховен, А. И. Хачатурян, А. Г.Шнитке), внутренних противоречий в душе человека (М. П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино. Представления о музыкальной жизни России и других стран. Выдающиеся российские исполнители: Ф. И. Шаляпин, С. Т. Рихтер, Д. Ф. Ойстрах, Е. А. Мравинский, А. В. Свешников и др. Выдающиеся зарубежные исполнители: Э. Карузо, М. Каллас, Э. Горовиц, И. Менухин, Г. Фон Караян и др. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П. И. Чайковского. 3. Опыт музыкально-творческой деятельности Музыкальные умения и навыки: Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Пение. Хоровое, ансамблевое и сольное пение. Одноголосное и двухголосное исполнение образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Вокализация основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации. Музыкально-пластическое движение. Обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными. Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация. Создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений. Драматизация музыкальных произведений. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения. Музыка и современные технологии. Использование информационно-коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности в музицировании на электронных инструментах. Поиск музыкальных произведений в сети Интернет.
Профильный уровень методики музыкального образования на старшей ступени обучения. В профильных классах музыкальное образование учащихся может осуществляться с использованием современных технологий, позволяющих (В.А. Пятин, И.Я. Яцукова): - гарантированно достигать целей обучения; - экономично использовать резервы учебного времени; - достигать воспроизводимости результатов в различных условиях; - осуществлять обратную связь (учащийся – педагог); - конструировать и применять аудиовизуальные материалы и учебные пособия. Технологии модульного обучения позволяют создавать элективные модули (курсы), которые позволяют строить обучение по отдельным узлам-модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Пример: модуль «Арт-композиция» для учащихся 10 классов.
Исследовательские технологии обучения старшеклассников. Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В настоящее время распространена технология учебных проектов, активно продвигаемая Intel. Учащиеся сами формулируют направляющие вопросы, проводят микроисследования и оформляют результаты в виде мультимедийных презентаций и буклетов.
[1] Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. – М., 2001. С. 23. [2] Школяр Л.В. Изучение музыкальной культуры младших школьников // Теория и методика музыкального образования детей / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. – М., 1998. С. 290. [3] См.: Пиличяускас А.А. Пути формирования музыкальной культуры школьников // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: материалы международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития / Под ред. Е.Д. Критской и Л.В. Школяр. – М., 1999. С. 92-93. [4] Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды. – М., 1985. т.1. С 53. [5] См.: Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1967. С. 168-169. [6] Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. - Изд-е 6-е, дополн. и перераб. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. С.153-158. [7] Тришина С.В. Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке // http://www.masters.donntu.edu.ua/talented/library/article/trishina.htm [8] Малевич С. Восемь ошибок при развитии креативности // http://medportal.ru/budzdorova/advice/1318/ [9] Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1983. С.16. [10] Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе. М., 1978. С.147. [11] Там же. [12] Кабалевский Д.Б. Основные принципы… С.22. [13] См.: Качество знаний и пути его совершенствования. Под ред. М.Н.Скаткина, В.В.Краевского. М., 1978. С.43. [14] Применение гуслей, цимбал и других подобных инструментов возможно благодаря специально разработанным под руководством Н.А.Ветлугиной нотным карточкам. [15] Калачникова И.В. Творчество учащихся на уроках музыки // http://festival.1september.ru [16] Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М., 1977. С.6. [17] См.: Беленький Г.И. Некоторые теоретические аспекты межпредметных связей. М., 1979. С.3. [18] Кабалевский Д.Б. Основные принципы… С.12.
[20] Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. / Сост. Е.О. Яременко. – М., 2001. С.27. [21] Георгий Струве. Хоровое сольфеджио // http://notes.tarakanov.net [22] Доклад Елены Александровны Гингольд // http://www.mifs.ru [23] Подвала В.Д. Давайте сочинять музыку! // http://www.musicfancy.net [24] Алиев Ю.Б. Организация музыкальных занятий во внеурочное время // Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., 2002. С.224-243. [25] Алиев Ю.Б. Организация музыкальных занятий во внеурочное время // Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., 2002. С.224-243. [26] Осеннева М. С. Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2001. С. 331 – 332. [27] Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000. С.219. [28] Асафьев Б.В. Основы музыкального воспитания в начальной школе. - М., 1983. [29] Там же. [30] Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация. Теория и практика. – М., Логос, 2005. С. 375. [31] Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. Кн.2: Процесс воспитания. – М., 2003. С. 96. [32] Там же. С. 100. [33] Величко Ю.В. Использование экранных искусств в музыкальном самообразовании школьников (методический аспект) // http://www.rae.ru/use [34] Святова Т.В. Дифферецированный и индивидуальный подход как основная составляющая методической базы современного урока // http://polevoe-school.ucoz.ru [35] См.: Сластенин В.А. Педагогика. – М., 2000. С. 286-287. [36] См.: Там же. С. 322-323. [37] Там же. С. 30-31. [38] Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С.Кукушина. – М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2006. С.5. [39] Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 3-е издание, - М., Школа-Пресс, 2000. С.330. [40] Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С.Кукушина. – М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2006. С.29. [41] Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация. – М.. Логос, 2005. – 460 с. [42] Извозчиков В.А., Тумалеева Е.А. Школа информационной цивилизации «Интеллект». – М., Просвещение. 2002. – 108 с. [43] Петрова Л.Г. Методические рекомендации по разучиванию песни // http://www.openclass.ru [44] Сайт «Музыка и я» // http://www.musicandi.ru [45] Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2003. С. 178. [46] Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. Под руководством Д.Б. Кабалевского. - М., «Просвещение», 2006. С.3. [47] Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. Под руководством Д.Б.Кабалевского. - М., «Просвещение», 2006. С.9-10. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы