Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НО ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ИНТЕРЕСА К ЭПОХЕ РЕНЕССАНСА – ТЕОЦЕНТРИЗМ. Проблема личности, вписанной в определенные религиозные рамки; влияние канона на формирование личности.



Об Отелло и Яго

"Отелло" буквально просится в руки как наивысшее символическое выражение той культурной стратегии, которую я описал, поскольку насилие, сексуальные тревоги и импровизация - материал, из которого построена эта трагедия. То есть очень хорошо вписывается в культурный контекст времени.  В первом монологе Яго Шекспир всеми силами подчеркивает импровизационную природу злодейского плана

"Нашепчу Отелло, // Что он хорош с его женой". Двусмысленность эта очень кстати; более того, хотя и едва различимая в этот момент, темная суть всей интриги Яго в том и состоит, чтобы - как мы увидим позже - играть на тайном представлении Отелло о своих собственных отношениях с Дездемоной как о прелюбодеянии.

То, что я назвал показателями экспромта, относится и к другим речам и поступкам Яго на протяжении пьесы. Во втором акте он говорит о своем заговоре: "Всё готово, но покамест нескладно; // Лицо злодейства видно только в итоге", - и эта полунамеренная нескладность продолжается вплоть до энергичных, лихорадочных маневров последнего акта, пока в финале не наступают разоблачение и молчание. Со всеми - за исключением, естественно, Родриго - Яго ведет себя как человек к импровизации неспособный, кроме как в ограниченной и наружно добродушной форме поддразнивания и острот. И даже тут, когда Дездемона просит его сымпровизировать похвалу ей, он осторожничает и сказывается негодным для такого дела.

В скромном признании своей неспособности спрятан образ экспромта как птичьего клея, то есть скрытое прославление своего умения ловить других в силки. Яго прекрасно осознает свои способности импровизатора и упивается умением вертеть своими жертвами, водить их за нос как ослов, присваивать их труды, причем они так и не могут понять отношений, в которые запутались. То есть перед другими он притворяется. Такие отношения Яго устанавливает практически со всеми персонажами пьесы, от Отелло и Дездемоны до второстепенных фигур, вроде Монтано и Бьянки. Тем не менее отношение Яго к Отелло вполне колонизаторское: хотя и подчиняясь ему по службе, поручик считает черного генерала "беспутным варваром", чья "свободная и открытая натура" - плодоносное поле для эксплуатации. Подчиненность Яго, как она ему ни оскорбительна, - своего рода защита, поскольку она скрывает его власть. Разумеется, по замыслу пьесы, Яго должен в конце концов уничтожить тех, кого эксплуатирует, и тем самым подорвать основы прибыльной системы своих отношений.

Уверенный в своей власти сочинителя, Яго обладает актерской способностью вообразить собственное несуществование, чтобы время от времени существовать в другом и в качестве другого. В начальной сцене он выражает эту гипотетическую отмену "я" в зловеще простой строчке: "Будь я мавр, я бы не был Яго" (I, 1, 57).

Как заявляет сам Яго, его мимолетное отождествление с Отелло - стратегический аспект его коварного лицемерия:

Служа ему, служу я лишь себе.

И, видит небо, - не из любви и долга

(Так [дело обстоит] лишь по видимости), а ради моих собственных целей.

Таким образом: Яго – актер, лицемер, потому что всегда играет роли, меняет маски. Стивен Гринблатт, основатель "нового историзма", считает, что первым импровизатором был Яго. Как известно, Яго использовал для того, чтобы ввести Отелло в заблуждение, неожиданную находку - платок. Таким умением извлекать выгоду из случайного и непредвиденного мог обладать только тот, кто оторвался от средневековой жизненной нормы, высшей целью которой было подражание Христу.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, это текст о влиянии религиозных доктрин на документальную личность человека Ренессанса.

Какие темы являются центральными в трагедии «Отелло» В.Шекспира?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь