Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Специфика постколониальных исследований. Постколониальные исследования и литературоведение. Причины возникновения и история постколониальных исследований. Основные представители.
Постколониальные исследования – это область междисциплинарных исследований, литературоведческий аспект которых сформировался в конце 80-х XX в. Отдельные элементы постколониальной теории, а также сам термин возникли в критических дискуссиях в конце 70-х. Большинство постколониальных теорий и практик восходит к гораздо более ранним явлениям и развивается по существу параллельно с колониализмом. Проблематика колониалистских идеологий, навязывавших угнетаемым культурным группам определенные ценности доминирующей культуры, вызывая различные формы противостояния им, существовала задолго до того, как П. и. оформились в отдельное направление. Сегодня сфера интересов П. и. не ограничивается феноменами, относящимися к последним десятилетиям XX в., но включает в себя изучение как доминирующих, так и маргинализированных культурных традиций. Мартиникский франкоязычный антрополог Франц Фанон одним из первых предпринял попытку исследования психологии колониализма и антиколониального противостояния, а также выявления роли языка-колонизатора в формировании культурной идентичности. Афро-американский мыслитель и общественный деятель Уильям Дюбуа выдвинул концепцию «двойственного» сознания подавленного субъекта, которая легла в основу современных постколониальных представлений, а также движения «негризма» в Карибском регионе, «Афро-американского ренессанса» в США и т. Д В строгом значении термина П. и. касаются литературы, созданной на языке бывших колонизаторов, прежде всего английском, писателями из бывших колоний (за исключением американской и канадской национальных литератур). До 1980 «постколониальная литература» рассматривалась под рубрикой «литература Британского Содружества». Причем и тогда и сегодня в сферу интересов постколониальных теоретиков попадают и литература, написанная авторами, принадлежащими «условно» к группе «колонизаторов» и к группе «колонизированных». В центре П. и. стоит задача выявления и всестороннего изучения, а также сравнения опыта «немых», недостаточно или вовсе не представленных культурных групп, история которых была связана с крайним политическим, социальным, культурным и психологическим подавлением. Среди основных представителей нужно выделить Эдварда Саида (Иерусалим), Бхабха (Индия), Гаятри Спивак (Индия), которые внесли большой вклад в развитие литературы. Бабе принадлежит попытка постколониального переосмысления категории «мировая литература». Он делает акцент на межкультурных взаимодействиях и мировая литература более не рассматривается в ячейках отдельных национальных традиций, но скорее через призму глобальных, культурных, политических, психологических влияний, закономерностей, понятий и тем (таких как «историческая травма», рабство, революция, террор, изгнание, «внедомность», потеря культурной идентичности и т. д . ) . «Промежуточными» героями такого критического дискурса становятся личности, проскальзывавшие прежде сквозь ячейки логоцентрических оппозиций: иммигранты, би- и мультикультурные авторы, полиязыковые писатели, беженцы, колонизированные народы, маргинализированные культурные группы. Изучение художественного творчества с точки зрения постколониальной теории начинает развиваться с конца 80-х XX в., по преимуществу в отношении англоязычных литератур; в 90-е к ним добавляют франкофонные, испаноязычные и другие реалии. На первоначальном этапе многие критики обратились к постколониальному прочтению канонических текстов западной традиции. Наиболее известно «переписывание» Саидом канонического текста «Бури» У. Шекспира и «Сердца тьмы» Дж. Конрада, основанное на дестабилизации текста изнутри, смене места границ и центра, когда второстепенные герои и географические локалы неожиданно занимают центральное место. Характерны романы ямайского автора Дж. Рис «Широкое Саргассово море» (1966) — пастиш, созданный на основе «Джейн Эйр» Ш. Бронте, и южно-африканского писателя Дж. М. Кутзее «Фо» (1988), до неузнаваемости изменившего «Робинзона Крузо» Д. Дефо. Исследовательница Хелен Тиффин считает, что задача постколониального дискурса состоит не в (ре)конструировании национальных и групповых культурных идентичностей, а в перечитывании и переписывании европейского (европоцентристского) исторического и художественного метарассказов. В центре данных исследований – психология как колонизированных народов, так и колонизаторов. Основная причина появления данного направления – чувство вины, сожаления колонизаторов, поэтому они считают, что нужно дать право высказаться колонизированным народам. Э. Саид как ключевая фигура постколониальных исследований и его книга «Ориентализм». Концепция ориентализма как особого понятия. Реализация методологии постколониальных исследований (анализ одного из исследований по выбору). Ориентализм - известная книга Эдварда В. Саида, написанная в 1978 г. В работе автором раскрывается суть западного подхода для восприятия, понимания, интерпретации, исследования Востока, взаимодействия с ним. Ориентализм - название этого подхода, которому свойственна необъективность и предвзятость. Согласно автору книги, ориентализм - символ европейско-атлантической власти над Востоком. Ориенталистский Восток - артефакт Запада. Ориентализм, согласно Эдварду В. Саиду, исследование Востока, основывающееся на полновластном западном сознании. Европейское восприятие Востока основывается на теории и практике, на определенной идеологии , которая затем преобразуется в политическое решение. Он предполагает существование, наличие определенных рамок, фильтра, ограничивающих размышления о Востоке и формирующих определенную систему знаний о нём. Ориентализм - идея, имеющая историю и традицию, и согласно которой, Восток рукотворен. В Ориентализме присутствует предвзятость в обсуждении тем Востока, арабов, ислама. Цель , которой задаётся Саид в своей работе, заключается в исследовании ориентализма и попытке ответить на вопрос, каким образом империалистическая направленность ориентализма повлияла на подчинение этой идеологии и таких сфер, как филология, лексикография, история, биология, политическая и экономическая теория, художественная литература и лирическая поэзия и т.д. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 1160; Нарушение авторского права страницы