Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПЕРВЫЕ РЕЖИССЕРЫ И ПЕРВАЯ АКТЕРСКАЯ ШКОЛА



 

Две тысячи лет театр держался на драматурге и актере или управляющем, пока наконец не появилась новая фигу­ра — режиссер-постановщик, перед которым стояла зада­ча объединить все постановочные процессы. К концу XIX в. режиссер стал в театре главным действующим лицом. Звез­ды ценились по-прежнему, однако большинство актеров ста­ли теперь лишь одной из многих «шестеренок» постановки. Первым американским режиссером был Августин Дейли (1838-1899), за ним последовали Дэвид Беласко (1853-1931) и Стил Маккей (настоящее имя - Джеймс Моррисон Маккей, 1842-1894).

Стил Маккей был режиссером, драматургом, актером, театральным управляющим, изобретателем и мечтателем, который хотел сделать американский театр истинным искусством. Будучи человеком разносторонним, он начал с изучения живописи и увлекся французской Барбизонской школой, куда входили живописцы, положившие начало реа­листическому пейзажу. В 1873 г. он первым из американцев сыграл Гамлета на лондонской сцене. Из-под его пера вышли 30 пьес, 19 из которых были поставлены в Нью-Йорке. Часть из них продолжали играть и в XX в. Маккей многое изме­нил в конструкции театральных зданий, на его счету свыше ста изобретений, включая откидные сиденья кресел, верхнее освещение, огнеупорные декорации и первый сценический подъемник для быстрой смены декораций. Его становление как первого профессионального американского режиссера пришлось как раз на то время, когда театр завоевывал пози­ции в Нью-Йорке.

Маккей хотел создать гармоничную труппу по образу виденной им в придворном театре герцога Георга II Саксен-Мейнингенского (1826-1914). Труппа герцога вдохновила и Андре Антуана (1858-1943), основавшего в 1887 г. в Париже свой Theatre Libre, и Константина Сергеевича Станиславско­го (1863-1938), который вместе с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко (1859-1943) создал в 1898 г. Москов­ский художественный театр. Маккей искал способы пере­нести на американскую почву сценический реализм, раз­вивающийся в Европе. Однако для создания труппы ему требовалась методика, позволяющая добиться одной манеры игры от всех участников — создать единый сценический язык. В1884 г. Маккей основал первую в Америке школу актерского мастерства - Lyceum.

Образцом для театра Lyceum стала Парижская консерва­тория, в основу программы легла методика Франсуа Дель-сарта (1811-1871), у которого Маккей учился в Париже. Дель-сарт преподавал вокал и сценическое движение. Проповедуя реализм в театральном искусстве, он разработал сложный лексикон мимики и телодвижений, наполненных драматиче­ским смыслом. Маккей добавил к системе подготовки Дель-сарта собственные гимнастические упражнения. (Его техника выступала предвестницей кинесики, рассматривающей телодвижения и мимику как элементы коммуникативного поведения.) Дельсарт, очевидно, пытался пробиться извне к внутреннему миру актера, предвосхищая в своих поисках психодинамические теории Зигмунда Фрейда (1856-1939), которые, в свою очередь, повлияли на последующие экспе­рименты Станиславского, искавшего способ помочь созна­нию черпать из эмоциональных глубин подсознательного. К сожалению, насколько можно судить по результатам, преде­лом реализма по дельсартовской методике служила манера, не выходившая из моды со времен Эдвина Форреста (1806-1872). Об игре форреста современный ему критик отзывался так: «Мускульная школа, мышечное искусство, эстетика бицепсов, трагические икры, бычья драма, буйство, рев и невнятица» [1]. Сценическая манера Форреста была направлена скорее на то, чтобы «завести» публику, чем добиться достоверности. Извест­ность Форресту принесли роли бунтарей — в первую очередь, гладиатора Спартака и индейца Метаморы (которого он играл целых 40 лет). Это не значит, что в Америке не существова­ло более тонкой манеры — сдержанной игрой Эдвина Бута (1833-1893), принадлежавшего к следующему после форреста актерскому поколению, восхищались не меньше, но ее слож­нее было сымитировать и перенять.

Lyceum, хоть и не заложил фундаментальные основы сце­нического движения, сыграл существенную роль в развитии системы подготовки актеров, преобразовавшись впоследствии в Американскую академию драматического искусства (The American Academy of Dramatic Arts - AADA). В AADA методику Дельсарта сменило учение, близкое к системе Станиславского. Эта школа существует и поныне, обучение в ней строится преимущественно на технике Мейснера.

В университетах постепенно возникали актерские факуль­теты — первопроходцем стал Мичиганский университет в 1906 г. Драматургия как учебная дисциплина преподавалась уже два года — курс, который в 1904 г. начал вести в Рэдклиф-фе Джордж Пирс Бейкер (1866-1935), в 1905 г. переместился в Гарвард, и именно из него вышла первая плеяда признан­ных американских драматургов. Гарвардский курс дал стра­не первоклассных писателей, однако утверждать, что пер­вые театральные факультеты как-то повлияли на актерскую профессию, было бы ошибочно. Они могли в лучшем случае познакомить общество с зарубежными пьесами и новыми театральными веяниями, но кузницей профессиональных актерских кадров они стали лишь в 1960-х.

В Европе поиск новых форм сценического искусства при­вел к экспериментам в рамках натурализма, начавшимся око­ло 1887 г. Противовесом этому течению почти сразу же высту­пил «нереалистичный» театр, представленный постановками, созданными в 1890 г. французским поэтом-символистом Полем Фором (1872-1960) и в 1896 г. писателем-сюрреали­стом Альфредом Джарри (1873-1907), а также сценографией швейцарца Адольфа Аппии (1862-1928) и англичанина Эдвар­да Гордона Крейга (1872-1966). Америка в 1920-х медленно догоняла Европу, потрясая зрителя экспрессионистскими экспериментами драматургов Юджина О'Нила и Элмера Раиса (1892-1967). Однако американская публика нереали­стичные течения по-прежнему принимала неохотно. Даже в стилизациях американский зритель видел актерскую мане­ру, приближенную к его представлениям о реалистичности. Для американца окружающая его действительность - сино­ним достоверности. Предпочтение это сложилось не сразу: в XIX в. самой популярной формой реализма была мелодрама, которую мы сейчас назвали бы наигранной и неискренней. Поначалу реализм в американском театре обеспечивала не актерская игра, а правдоподобные сценические эффекты. Постановщику Дэвиду Беласко принесли успех проработан­ные до мелочей декорации, создававшиеся иногда переносом на сцену реально существующих интерьеров, и механические спецэффекты — например, ливень, текущая из крана вода и шипящий на сковороде бекон. Сами пьесы при этом оставались третьесортными мелодрамами, высоты актер­ского мастерства демонстрировали разве что редкие звезды, способные пробудить чувства у зрителей.

Пример блестящего, отточенного и слаженного исполне­ния американцам явил приехавший в ноябре 1911 г. с гастро­лями дублинский театр Abbey, а затем знаменитый немецкий режиссер Макс Рейнхардт (1873-1943), который в январе 1912 г. привез в Америку экспрессионистский спектакль «Сумурун». В 1923 г. Нью-Йорк был покорен Московским Художествен­ным театром, на методиках которого будет впоследствии строиться вся школа актерского мастерства в Америке.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2025 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь