Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТАКСУ И БАЛИЙСКИЙ БЕЗЛИЧНЫЙ ТЕАТР
На Бали таксу присутствует в танце, в масках и в живописи. Точного эквивалента этому слову в европейских языках, мне кажется, не существует. Первые гости с Запада, приобщившиеся к таксу благодаря балийской маске, назвали это явление харизмой, но это неправильно. Словарное определение харизмы — «ниспосланный свыше дар или талант» — не передает того внезапного ощущения легкости и света, которое исходит от человека при появлении таксу. Таксу — это не транс, не измененное состояние сознания, а повышенная чувствительность. Как и Чехов, я считаю, что это ощущение нельзя передать словами. Запись последнего шестичасового мастер-класса Михаила Чехова свидетельствует, что он тоже чувствовал в актерской игре некое свойство, скрытый потенциал, который мы не задействуем: Глубоко внутри нас скрыты огромные творческие силы и способности. Однако пока мы не подозреваем о них или отрицаем их существование, они пропадают втуне. Пусть они прекрасны, сильны и чудотворны, мы — и это болезнь нашего времени — стыдимся их. Они лежат мертвым грузом, потому что мы не открываем двери в наши тайные сокровищницы и не отваживаемся вытащить это богатство на поверхность [7]. Этой же скрытой силой был очарован и Антонен Арто, когда увидел балийских танцоров в Париже в 1931 г. «Безусловно, это чистый театр, эта изнанка абсолютного жеста, который сам есть идея и принуждает дух проходить, чтобы стать замеченным, через лабиринты и сплетения волокон материи, — все это дает нам как бы новое представление о том, что принадлежит непосредственно к области форм и явленной материи», — писал он [8]. За 18 лет, что я езжу на Бали, мне довелось наблюдать таксу дважды. Первый раз — во время импровизированного спектакля театра теней, который давали И Вайан Ваджа и Ида Багус Аном. Второй раз — в гостях у самого знаменитого балийского художника, Иды Багуса Маде, когда он показал один из своих шедевров. Год за годом я возвращался на Бали в надежде еще раз приобщиться к этому редкому и прекрасному зрелищу и когда-нибудь с помощью балийских масок передать свойство таксу и западному театру. Впервые это ощущение, которое теперь известно мне как таксу, я испытал на репетиции инсценировки «Мефистофеля» Клауса Манна в театре Du Soleil. Подарил мне его знаменитый датский актер Йене Йорн Споттаг, исполнявший роль Хендрика Хефгена. В сцене, где Хендриг Хефген берет уроки танца у своей темнокожей любовницы, наступил момент, когда понимание своего персонажа и партнерши вкупе с сосредоточением и точностью достигло у Йенса такого накала, что я плакал до конца репетиции. Я почувствовал легкость, как будто с плеч сняли тяжелый груз. Больше я такого на репетициях не испытывал. Сцену отшлифовали до блеска, но ощущения этого больше не появлялось. Когда спектакль представили на суд зрителя, отработанный хронометраж я мастерское чередование стаккато и легато также рождали отличный заряд, однако ему было далеко до таксу. Один-единственный раз, на той репетиции, актерский инстинкт подсказал мне: вот оно, то, чего мне не хватает в театре и чего я буду побиваться, пока не добьюсь в ходе собственной режиссуры. Работая режиссером в Дании, я называл таксу энергией. Я усердно искал способ научить актеров обретать эту энергию на каждом спектакле. На репетициях мне удавалось ее добиться, однако при появлении зрителя тон спектакля начинало задавать низшее актерское эго. Зрительское восхищение тешило самолюбие актеров, и чем больше ими восхищались, тем меньше вырабатывалось энергии. Таксу возникает стихийно, для него не существует определенного набора ритуалов. Маски и атмосфера дополняют друг друга: чем выразительнее форма и рисунок маски, тем сильнее она воздействует на наше воображение. Я видел снимки масок на Парижской выставке 1931 г., и они гораздо выразительнее тех, что используются на Бали сейчас. Очень немного осталось резчиков, способных потягаться в мастерстве с теми, кто когда-то выступал перед Арто. К их числу принадлежит Ида Багус Аном. Я спрашивал его, проводил ли он какие-нибудь ритуалы, колдовал ли как-то над масками, которые делал для меня, и он ответил, что нет, поскольку не считает приемлемым отдавать свою религию и веру на откуп западным интригам. «Для меня маска — это искусство, а не колдовство! » — сказал он. Этот разговор помог мне понять, откуда берется то сильнейшее воздействие, которым обладают маски. Во многих случаях образ маски замещает обыденное представление актера о себе более выразительным, раскрепощающим образом. В каком-то смысле маска «расчищает завалы»: прорываясь через сознание актера, она распахивает двери для воображения и вдохновения. И когда актер работает с такими выразительными, сильными образами, может возникнуть таксу. Западное сознание, приученное высоко ценить индивидуальность, рождает огромное эго, которое затрудняет работу с масками. В работе с маской эго подавляется, однако оно восстает снова и снова, пытаясь отвоевать контроль над телом. Поэтому в работе с маской/образом присутствует элемент подчинения. Что означает таксу для балийского танцора? Аном на мой вопрос ответил, что иногда ощущает его, иногда нет. В многочисленных танцах, исполняемых для туристов, на таксу рассчитывать не приходится. Там есть красота, грация, но до высокого танца, который наблюдал Арто, им далеко. Что увидел Арто в Париже в 1931 г.? Он получил первое представление о красоте и форме, став свидетелем зрелища, посвященного небожителям. Он увидел древние метафизические жесты, вплетенные в танец для балийских божеств. Потрясенный, он не мог разгадать секрет того, что предстало его глазам. Арто не имел представления о том, как обучают балийских танцоров. Танцор не привносит ничего от себя в танцевальные традиции предков. В частности, боевому танцу барис маленькие балийцы учатся, вставая ногами на ступни отца или учителя и повторяя за ними все движения. Поначалу тело маленького танцора слушается плохо, но спустя много лет он сможет исполнить самые замысловатые движения танца. Только в этом случае способно родиться таксу, никоим образом не в процессе самовыражения. Балийцы убеждены, что духи уже давно все постигли, поэтому оригинальность -это фикция. В более экспрессивном виде таксу встречается в балийском танце, символизирующем максимальные выбросы физической энергии, то есть предельное движение. Чем дольше танцор движется в танце, не теряя отточенности каждой хореографической позы, тем больше он накапливает энергии и в какой-то момент начинает излучать ее в высшем проявлении. Это и есть таксу. У всех достойных артистов всегда присутствует глубокое понимание точности, конкретики и формы. Именно в этих качествах начинает проявляться таксу. Ни один из этих артистов не полагается на зрителя. Недавно я спрашивал Йен-са Йорна Споттага, помнит ли он ту особенную репетицию «Мефистофеля» — оказалось, что нет, совершенно не помнит. Главное для артиста — точность художественного выражения в каждый отдельно взятый момент, а не награды и почести. Балийский танцор, завершив церемониальный танец, не кланяется зрителю, а зрители не хлопают. На Бали аплодисментами исполнителя награждают духи. Главное в танце — духовность и выносливость, места для эгоцентризма в нем нет. В этом же состоит трудность освоения методики Михаила Чехова. Она сводится к пониманию формы и жеста, свойств, атмосферы и низшего эго. В древнем балийском танце присутствуют все первые девять упражнений Михаила Чехова, словно он и в самом деле взял танец и разъял его на отдельные этюды. Разработка Чехова носит универсальный характер, она не может принадлежать одному педагогу, организации или правообладателю. Она принадлежит только телу.
ПРИМЕЧАНИЯ, ИСТОЧНИКИ ЦИТАТ Эпиграф Норбу, Чогьял Намкай. Дзогчен — состояние самосовершенства. Пер. с итал. на англ. Дж. Шейна, пер. с англ. Ф. Малиновой. — СПб.: Шанг-Шунг, 2001. [1] Уроки Михаила Чехова в Государственном театре Литвы, 1932 г. - М.: ГИТИС, 1989. [2] Chekhov, Michael, To the Director and Playwright, Charles Leonard and Xenia Chekhov, eds., New York: Harper & Row, 1963; Limelight Editions, 1984, p. 14. [3] Конспект автора, сделанный на мастер-классе Дейрдре Херст Дюпре в Театральном центре Юджина О'Нила 1 июня 1999 г. [4] Black, Lendly С, Michael Chekhov as Actor, Director, and Teacher, Ann Arbor, MI: UMI Research Press, 1987. [5] Уроки Михаила Чехова в Государственном театре Литвы, 1932 г. — М.: ГИТИС, 1989 [6] The Collins English Dictionary, London: HarperCollins UK, 2000. [7] Michael Chekhov: On Theatre and the Art of Acting, New York: Applause, 2004. [8] Арто, Антонен. Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра. — СПб.: Симпозиум, 2000. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Black, Lendley С, Mikhail Chekhov as Actor, Director, and Teacher, Ann Arbor, MI: UMI Research Press, 1987. Chekhov, Michael, Michael Chekhov: Lessons for Teachers of his Acting Technique, transcribed by Deirdre Hurst du Prey, Ottawa: Dovehouse Editions, 2000. (Запись 18 занятий, которые Чехов провел для Дюпре и Беатрис Стрейт в 1936 г.) Там же. On the Technique of Acting, Mel Gordon, ed., New York: HarperCollins, 1991. (Переиздание книги «К актеру» (То the Actor), с дополнениями от Малы Пауэре и предисловием Гордона.) Там же. On Theatre and the Art of Acting, New York: Applause, 2004. Шесть часов лекций Чехова 1955 г., записанные на компакт-диск с сопровождающей брошюрой. Там же. То the Actor, New York: Routledge, 2002. Там же. To the Director and Playwright, Charles Leonard & Xenia Chekhov, eds., New York: Harper and Row, 1963; Limelight Editions, 1984. МИХАИЛ ЧЕХОВ работал в Америке с 1935 по 1955 г. В1934 г. Чехов побывал в Нью-Йорке, Филадельфии и Бостоне. В феврале 1935 г. он появился на сцене вместе с другими русскими актерами-эмигрантами. Спектакли давали в течение месяца в нью-йоркском театре Majestic. Репертуар состоял из семи пьес на русском. Чехов играл в гоголевском «Ревизоре» и «Женитьбе», пьесе «Бедность не порок» Островского, «Чужом ребенке» Шкваркина, булга-ковской «Белой гвардии» и скетче «Забыл! » по Антону Павловичу Чехову. Спектакли имели большой успех. Как раз в это время Беатрис Стрейт искала кого-то, кто мог бы составить театральную программу для театрального центра Dartigton Hall в английском Девоншире. Вместе с Дейрдре Херст Дюпре Стрейт ездила по Соединенным Штатам, ища подходящего педагога. Увидев Михаила Чехова в «Ревизоре» и одноактных пьесах Антона Чехова, актрисы поняли, что нашли того, кого искали. 5 октября 1936 г. в Dartigton Hall открылась Театральная студия Чехова. Там он мог беспрепятственно работать над своей методикой, не гонясь за коммерческим успехом. Вторая возможность повлиять на американский театр представилась в 1938 г., когда несколько молодых актеров студии ушли в армию, над студией нависла мрачная тень приближающейся войны. Было решено на время войны перебазировать студию в Штаты. Чехов намеревался после войны вернуть ее в Европу, но замыслу не суждено было осуществиться. В январе 1939 г. студия открылась в Риджфилде, штат Коннектикут. Здание с земельным участком в 150 акров свободно вмещало просторные классы, библиотеку, комнаты отдыха, общежитие для студентов и театр. Окружающий пейзаж не уступал по красоте дартингтонскому, при этом до Нью-Йорка было рукой подать. Первый крупный спектакль студии состоялся 24 октября 1939 г. в бродвейском театре. Это были «Бесы» Достоевского, инсценированные Георгием Ждановым — помощником Чехова и вторым режиссером на этом спектакле. Когда студия распалась, Михаил Чехов с помощью Дейрдре Херст Дюпре дописал свою книгу «К актеру» издания 1942 г. Дюпре еще во время работы в Dartigton Hall взяла на себя роль его личного секретаря, конспектируя все занятия и лекции в студии, чтобы помочь Чехову в подготовке книги. Последний раз Чехов вышел на нью-йоркскую сцену в сентябре 1942 г. Он сыграл подборку одноактных пьес по рассказам Антона Чехова, в число которых входили «Ведьма» и «Забыл! », исполненные во время его американского дебюта в 1935 г. 2 октября 1942 г. Чехов окончательно перебрался из Нью-Йорка в Голливуд. В 1943 г. он сыграл деревенского патриарха в «Песни о России» Григория Ратова, который и убедил Чехова переехать в Голливуд. Фильм вышел в декабре 1944 г. одновременно с еще одним фильмом Чехова, «В наше время». Следующий фильм Чехова, «Завороженный» Альфреда Хичкока, принес ему номинацию на «Оскар» за лучшую роль второго плана. В число голливудских учеников Михаила Чехова входят Ингрид Бергман, Джеймс Дин, Грегори Пек, Мэрилин Монро и Юл Бриннер. После второго сердечного приступа в 1954 г. Чехов перестал играть в кино, однако продолжал преподавать и читать лекции. В 1952 г. при сотрудничестве Чарльза Леонарда Чехов переработал и сократил изначальный текст книги «К актеру», и в 1953 г. она вышла в свет. 30 сентября 1955 г. Михаил Чехов скончался от сердечного приступа в своем доме в Голливуде. ПЕР БРАГЕ - художественный руководитель театрального центра Studio 5. Он профессионально режиссирует, играет на сцене, преподает и пишет картины с 1967 г., поставил более 85 спектаклей в разных странах мира. Завоевал международное признание как преподаватель игры с маской и методики Михаила Чехова, а также как эксперт по балий-ским маскам. Браге преподавал в ГИТИСе и Международной летней театральной школе в Иркутске, давал мастер-классы во МХАТе. Опыт преподавания и режиссуры в Европе и Азии дал ему новое понимание работы с маской, которое он применяет в своих постановках и мастер-классах. Он входит в число основателей Международной ассоциации Михаила Чехова, преподает в Школе искусств Тиша при Нью-Йоркском университете, Йельской драматической школе и актерском центре, преподавал в Национальном театральном институте, Нью-Йоркской школе кино и телевидения, а также в Студии Билла Эспера. В 1991 г. он основал Студию имени Михаила Чехова в датском городе Орхус, а в 2000 г. был арт-директором на конференции, посвященной методике Михаила Чехова, проходившей в Сибири. Кроме того, он является художественным руководителем Балийской театральной консерватории.
МЕТОД УТЫ ХАГЕН Кэрол Розенфелъд Стремясь к той абсолютной простоте, которая потребует ни много ни мало — всего. Т.С.Элиот. Литтл Гиддинг
Со смертью 84-летней Уты Хаген в 2004 г. закончилась целая эпоха в истории американского театра. На протяжении 70 лет Ута вдохновляла своих друзей, коллег, зрителя и студентов как актриса и преподаватель. Презирая мир коммерции, она добивалась уважения к театру и актерскому искусству. Ута Хаген начала разрабатывать свой метод в 1940-1950-х, задавшись целью обозначить опасные «ловушки», которые подстерегали актеров на сцене. В 1950-е многие актеры практиковали, а зритель принимал как должное наигранность и картонных героев на сцене. Хаген же разработала технику, благодаря которой исполнение оставалось непосредственным, живым. Те, кому доводилось видеть ее на сцене, замечали, что одну и ту же роль она играла от раза к разу все лучше. В надежде, что ее находки послужат другим, Хаген оттачивала и дорабатывала свою систему упражнений все годы преподавания в Студии Герберта Бергхофа - актерской школе, основанной ее мужем в 1945 г. В основе ее метода лежат три принципа, изложенные в книге «Задача для актера» (A Challenge for the Actor). Первый — «основные составляющие наших ролей таятся где-то в нас самих». Второй — «голос и речь, душа и разум не существуют в отрыве от тела, оно порождает их и служит их проводником». Третий — «проделанная актером работа всегда должна находить отражение в действии». Есть и четвертый: «все, что мы делаем, обусловлено нашими ожиданиями, но то, что получается в действительности, никогда не соответствует им полностью» [1]. Хаген знала главное: когда пьеса отработана и изучена до мелочей, можно положиться на ее обстоятельства и позволить им себя вести. Вы уже достаточно ими прониклись, чтобы роль стала по-настоящему живой. Для Хаген актерская игра была исследованием, проникновением в тайны человеческой натуры. Она требовала от самой себя, от студентов и коллег стремиться сделать персонажа живым, думающим человеком, с сердцем и душой. Она призывала студентов бесстрашно раскрываться навстречу всем внешним стимулам, которые «вызывают у нас любые эмоции — от духовного экстаза до мучительной боли». Пять имеющихся у человека чувств были для Хаген проводниками к телу, разуму, сердцу и душе. Вышедшая в 1953 г. книга Хаген «Дань актерской профессии» (Respect for Acting) стала популярным пособием для базового курса актерской подготовки. Однако работа многих студентов, обучавшихся по этой книге, со временем перестала удовлетворять ее автора, и Хаген принялась совершенствовать свою методику. Так появилась «Задача для актера», которая учит не только пользоваться своим талантом, но и отличать художественную правду от обыденной, повседневной. Поскольку основным инструментом в этой технике выступает сам актер, важно подчеркнуть, что она не пропагандирует натуралистичной игры — «естественность» на сцене в ее задачи не входит. Упоминаю об этом особо, поскольку очень многие студенты путают достоверность с «естественностью». Они пытаются привнести в работу обыденные, неуместные, банальные, привычные свойства обыденной жизни, тогда как на самом деле им на сцене не место. Хаген учила, что «действительность театральна в самом лучшем значении этого слова» и что «нет ничего реальнее жизни» [2]. В процессе социализации, приучаясь жить в обществе, некоторые из нас теряют индивидуальность, голос, умение владеть телом. Мы перестаем себя удивлять. При этом, становясь свидетелями какого-то необычного поведения, выходящего за общепринятые рамки, мы думаем про себя: «Такое даже для театра слишком». И очень зря. Эта фраза говорит сама за себя — сразу видно, чего мы ждем от актера на сцене и насколько хорошо разбираемся в человеческой натуре. По мнению Хаген, «реализм предполагает поиски определенного поведения, отвечающего мотивам персонажа в обстоятельствах, заданных драматургом» [3]. В коллективном художественном произведении под названием «театр» все участники процесса -режиссер, драматург, оформители, актеры — влияют на то, что происходит на сцене. Излишний натурализм, не обусловленный художественной задачей, — это приговор актерскому искусству. Хаген учила, что «театр должен вносить вклад в духовную жизнь страны» [4]. Потому что ни стремление актера оживить каждую роль, ни специальные приемы, ни готовые ответы не заменят стремления исследовать человеческую природу и душу. Актер должен владеть мастерством и техникой. По мере обретения мастерства у него обостряются чувства — только так он получает возможность осмыслить свои физические и психологические ощущения и впечатления. Техника Хаген помогает произвольно вызывать нужные переживания, требующиеся для исполнения роли [5]. Костяк техники - это шесть «шагов» и десять упражнений, изложенных в книге Хаген «Задача для актера» [6]. Очень надеюсь, что моя глава увлечет читателя и подвигнет изучить первоисточник, где методика расписана подробно и доступно, а также увидеть основоположницу за работой в фильме «Мастерская Уты Хаген» (Uta Hagen's Acting Class). Они способны принести большую практическую пользу и обогатить работу актера любого уровня. Начинающие актеры, сами того не ожидая, узнают много нового о себе и о человеческой натуре. Опытные актеры убедятся, насколько эти упражнения стимулируют творческий порыв в работе, а кроме того, позволяют поддерживать форму и оттачивать мастерство. Излагая шесть шагов Хаген, в каждом упражнении я буду обозначать его цель, подготовительную работу, исполнение и практическое применение. Затем я дам некоторые рекомендации по мотивам многолетних занятий по этим упражнениям с моими студентами. Давайте представим, что вы тоже вошли в их число и собираетесь выполнять упражнения на курсе актерской подготовки. Изложенные ниже шесть шагов помогут вам вжиться в атмосферу любой сцены или пьесы. В итоге эти шаги укоренятся в вашем сознании и станут основой мастерства. Именно они составляют костяк упражнений Уты Хаген.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы