Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


УПРАЖНЕНИЕ 2. ЧЕТВЕРТАЯ СТЕНА



 

Некоторые ошибочно понимают под «четвертой стеной» выстраивание незримой преграды между актером и зрителем. Однако Хаген учила, что «идеальное взаимодействие между актером и залом возникает, когда актер активно, физически и психологически, настроен на персонажа, вовлечен в дей­ствие - в пределах магического игрового пространства» [7]. Поскольку сверхзадача актера - взаимодействие с залом и партнерами, то стена, пусть даже воображаемая, между актером и зрителем — это нелепо и губительно.

Цель

Упражнение вырабатывает умение сосредоточиться и вжить­ся в обстоятельства пьесы, оставаясь при этом открытым для зрителя. Вы учитесь включать в сценическое простран­ство ту часть зала, где находится зритель. В этом упражнении вводится текст, поэтому вам придется проявлять «вербаль­ную волю», участвовать в процессах адресации и получения сообщения.

Содержание

Вы придумываете обстоятельства, связанные с телефонным звонком (звонить можете вы, звонить могут вам). У вас долж­на быть обоснованная причина находиться у телефона и, даже если вы отвечаете на звонок, а не звоните сами, должна быть потребность в этом разговоре. Может быть, вам нужно рассказать о каком-то событии, найти утешение в разговоре с близким человеком, договориться о чем-либо с родствен­ником, завершить сделку, поздравить маму с днем рождения, посплетничать с подругой и т. д. В этом упражнении вам легче будет определить препятствия.

Упражняйтесь до тех пор, пока не почувствуете восхити­тельную свободу, которую дает этот прием.

Подготовка

Планируйте пространство так же детально, как и в предыду­щем упражнении. Когда решите, какая стена в вашей комнате будет играть роль «четвертой», обозначьте ее, отметив на пла­не, где будут сидеть педагог и однокурсники. Полностью про­думайте сопутствующие обстоятельства, как связанные, так и не связанные с телефонным звонком.

Исследуйте собственные телефонные переговоры: обра­щайте внимание на собственное поведение в течение неде­ли подготовки к показу упражнения. Поначалу вам будет несколько неловко. В какой-то момент вы можете даже потерять нить беседы, потому что отвлечетесь на мысли об упражнении. Кроме того, во время обычного телефонно­го разговора мы редко следим за своим поведением (рисуем каракули на бумаге, прихлебываем из чашки, вертим в руках какую-нибудь мелочь), потому что все внимание сосредото­чено на беседе. Постепенно, шаг за шагом, вы привыкнете, подсознательно не упуская из вида четвертую стену, отдавать все внимание разговору.

В этом упражнении говорить не менее важно, чем слу­шать. Помните: вы слушаете (воспринимаете) нечто связан­ное с происходящим в данный момент в вашей жизни. Ваш отклик обусловлен тем, что говорит или делает ваш собе­седник. Помимо этого на вашу реакцию влияет сам предмет обсуждения, цель, которую вы пытаетесь достичь, и препят­ствия на пути. Во время разговора вы будете боковым зре­нием видеть окружающую обстановку и взаимодействовать с предметами, почти не отдавая отчета в своих действиях.

Репетиции

Продумав обстоятельства, отключите телефон и репетируйте с «мертвой» трубкой. Представляйте себе собеседника, удер­живайте его мысленным взором. Не пытайтесь расслышать каждое слово в трубке. Вам нужен общий смысл и подтекст. Позвольте собеседнику воздействовать на вас (интонациями, тоном голоса) и реагируйте естественно.

Ваша речь тоже должна быть естественной. Не нужно ради зрителя повторять сказанное собеседником или что-то добав­лять. Зритель сам сделает выводы о предмете разговора из вашего поведения и слов.

Не готовьте текст заранее и не учите его наизусть. Если вы знаете, чего добиваетесь, то конечная цель сама поведет вас и не даст сбиться. Старайтесь во время репетиций не повто­рять одно и то же.

Поза, в которой вы ведете беседу, — это половина успеха, поскольку именно она определяет, сможете ли вы без уси­лий контролировать четвертую стену. Взаимодействие с чет­вертой стеной (зрителями) — необходимое условие. Поэтому, репетируя, обращайте внимание на позу, в которой вы сидите или стоите. Если вы наклоните голову, то увидите пол, узор ковра и т.д. Если откинетесь в кресле, то упретесь взглядом в фотографии или картины на стене. Если уляжетесь на спину, перед глазами окажутся светильники и разводы на потолке.

Поэтому нужно найти подходящую позу, чтобы взгляд неиз­бежно нацелился на четвертую стену.

Если заметите, что слишком сильно сосредоточиваетесь на четвертой стене или насильно заставляете себя смотреть в зал, на какое-то время выпустите ее из внимания.

В классе

К показу в классе ваш телефонный звонок должен быть тща­тельно отрепетирован.

Распланировав пространство, установите и четвертую сте­ну в аудитории или театральной сцены, мысленно выделив воображаемые точки на стене позади зрителей. Расположите их на участках стены, которые вы легко увидите со своего места на сцене. Это могут быть знаки выхода, трубы, осве­тительная будка и т.д. Даже если вы репетируете в квартире и стена находится от вас в двух шагах, все равно установите мысленные привязки. Не «вешайте» четвертую стену в возду­хе или между сценой и зрителями. В этом случае вы лишите себя конкретных ориентиров, на которые можно нацелить­ся взглядом, и вместе с ними лишитесь почвы под ногами, ощущения своего тела. Стена за зрительскими местами — это осязаемая поверхность, на которой можно расположить воображаемые привязки. Закрепите их там мысленно, и вы сразу же почувствуете себя как дома. Одного осознания, где находятся ваши цели, уже достаточно.

Привязок должно быть несколько, чтобы не упираться взглядом в одну точку. Выполняйте упражнение до тех пор, пока открытость и одновременная обособленность на сцене не будет даваться вам свободно. Ни в коем случае не застав­ляйте себя вглядываться в четвертую стену. Иначе появятся напряжение, наигранность. Играйте так, будто вы находитесь дома, и если не получится во время упражнения задейство­вать четвертую стену — не упорствуйте. В следующий раз получится.

Практическое применение

Вспоминайте об этом упражнении перед каждым выходом на сцену, представляя себе четвертую стену. Кроме того, если по ходу действия вам предстоит телефонный звонок, старай­тесь изобразить его как можно реалистичнее. Вообразите в качестве собеседника кого-то знакомого. Проигрывайте в уме его реплики, чтобы ваши ответные слова, которые вы должны произнести по сценарию, звучали естественно.

Вы должны раскрыться навстречу зрителю, и правильное упражнение с четвертой стеной поможет избежать шаблон­ного позирования. И, самое главное, включая зрительный зал в сценическое пространство, мы раскрепощаемся, становим­ся свободнее и увлекаем зрителя за собой в мир, созданный на сцене.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь