Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕОРИЯ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО ИСКУССТВА



 

Несмотря на то что теория шести точек зрения — это про­дукт 1960-х — 70-х, на самом деле изначально меня вдохно­вили вовсе не эти концепции и порожденное ими искусство. Эта заслуга принадлежит штату Монтана и художникам-модернистам, среди которых я выросла. Многим читателям, без сомнения, знакомы имена художников Роберта и Джинни ДеВиз из культового романа Роберта Пирсига «Дзен и искус­ство ухода за мотоциклом». Я познакомилась с ними в 1953 г. и назначила их своими «художественными» родителями — эта роль остается за ними по сей день. Именно благодаря их наставничеству в Монтане я начала понимать пользу понимания искусства как диалога между его элементами. Я осознала, как выявление различий и использование кон­цепций раскрывает глаза и освобождает сознание. Именно под этим влиянием я начала изучать театр, танец и хореогра­фию. В большинстве своем мои занятия проходили во время недельных собраний художников у ДеВиз, где все дискути­ровали и вместе занимались творчеством. Там всегда велся оживленный диалог об истории искусства. Слушая эти раз­говоры, я пришла к выводу, что, обозначив исходные элемен­ты и протекающие в театре процессы точными терминами, можно помочь ему вырасти в формальном отношении.

Как мы видим, теория точек зрения неразрывно связана с изобразительным искусством. Эта связь прослеживается на всех этапах, выявляя революционную природу теории.

 

РАСШИРЕННЫЙ КОНТЕКСТ

 

Развитию теории шести точек зрения способствовал и сам ланд­шафт Монтаны. Ее бескрайние просторы послужили своего рода чашкой Петри, в которой появились зачатки будущей теории, поэтому, чтобы в полной мере разобраться в ее сути, необходимо учесть и влияние пейзажа. Минималистичный ландшафт, высокогорье, безлюдье рождают ощущение ясно­сти и четкости, а неспешность позволяет спокойно размыш­лять об отвлеченных материях. К неспешности побуждают просторы, огромные расстояния. Чувствуешь слияние с при­родой, способность воссоздать заново все, что уже открыто человеком, из первородных элементов. Минимализм этого пейзажа невероятно окрыляет, а бесконечность пространства внушает благоговение. В этих местах нет нужды отделяться от окружающей действительности, чтобы обрести себя. Вы обретаете себя благодаря ей — либо не обретаете вовсе.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Burbules, Nicholas, Reasonable Doubt: Toward a Postmodern Defense of Reason as an Educational Aim, Critical Conversations in Philosophy of Realism, Wendy Kohli, ed., New York: Routledge, 1995. (Исчерпывающая, как и остальные тру­ды Бурбулиса, работа по постмодернизму.)

Cleaver, Eldridge, Soul on Ice, New York: Delta, 1999. (Эта книга, вышедшая еще в 1968 г., — слепок тех социальных условий, в которых проходил первый этап развития теории «Шести точек зрения». Кливер дает отличный обзор переворачивающих сознание убеждений, вызванных внезапным погруже­нием в неиерархические структуры.)

Gleick, James, Chaos: Making a New Science, New York: Penguin, 1988.

Zulav, Gary, The Dancing Wu Li Masters: An Overview of the New Physics, New York: Bantam, 1984. (Обе книги представляют собой прекрасные образ­цы структурного мышления, отраженного и в «Шести точках зрения». При этом они предлагают совершенно иной подход к описанной в «Точках зрения» горизонтали. Объединяет все три теории то, что они исследуют новый подход к изучению феноменов и смену угла зрения в результате. По-моему, обе эти книги рассматривают то же, о чем говорит теория точек зрения, однако через призму научного знания, подтверждая мою теорию.)

Havel, Vaslav, Disturbing the Peace: A Conversation with Karel Huizdala, New York: Vintage, 1991. (Пример того, что случается, когда горизонталь приме­няется в политике. Я не раз мечтала, что когда-нибудь «Шесть точек зре­ния» внесут свой вклад в поиски новой политической системы, к которой призывает в своей книге президент Чехии актер Вацлав Гавел. Возможно, объяснив, как человек может вести себя в неиерархической среде, теория шести точек зрения заложит основы для нового социального устройства и новых путей урегулирования конфликтов.)

Natoli, Joseph P., and Linda Hutcheon, eds., A Postmodern Reader, Albany: State University of New York Press, 1993. (Книга содержит множество образ­цов постмодернистской философии и дает изучающему теорию точек зре­ния хорошую пищу для умственных упражнений. Контраст между прак­тическим изучением постмодернизма, практикуемым в «Точках зрения», и метафизическим, чисто философским подходом можно рассматривать как занятное упражнение. Книга дает наглядное представление о сложно­сти постмодернистской философии в противовес простоте подхода к пост­модернизму, исповедуемому «Шестью точками зрения».)

Ruban, Jonathan, Passage to Juneau: A Sea and Its Meanings, New York: Vintage Departures, 2000. (Прекрасный образец глубочайшего преклонения перед природой. Я включила его в список литературы, поскольку сосредо­точие на природе лежит в основе практик «Шести точек зрения», воспиты­вая в человеке истинного анархиста.)

МЭРИ ОВЕРЛИ трудится над развитием и разработкой тео­рии шести точек зрения с 1976 г.

Родилась и выросла в городе Бозмен, штат Монтана, а в 17 лет уехала на товарном поезде в калифорнийский Беркли, где училась и выступала в танцевальном ансамбле Джейн Лапинер, Мимической труппе Сан-Франциско и Сту­дии Маргарет Дженкинс. В Студии Дженкинс она познакоми­лась с техникой Каннингема, а благодаря ей — с участницей танцевальной группы Grand Union Барбарой Дилли, с которой выступила затем в Музее Уитни. В 1970 г. Оверли переехала в Нью-Йорк и следующие семь лет танцевала в импровиза­ционном ансамбле под названием «Естественная история американского танцора».

В Нью-Йорке Оверли завоевала известность как танцовщи­ца и хореограф. Ее хореографическим дебютом стала «Мечта художника» (Painter's Dream) в 1977 г. — спектакль, прошед­ший с полным аншлагом в центре искусств The Kitchen. С1978 по 1986 г. она руководила основанным ею танцевальным коллективом Мэри Оверли, в числе участников которого были Пол Лэнгленд, Нина Мартин и Уэнделл Биверс. На сегодняш­ний день она поставила в качестве хореографа свыше сотни танцевальных номеров, со многими из которых объездила весь мир.

Принципы теории точек зрения она изложила впервые в 1976 г. Затем, в 1978 г., Оверли первой из преподавателей получила приглашение от Рона Арджеландера с драмати­ческого факультета Школы искусств Тиша Нью-Йоркского университета открыть Экспериментальное театральное отде­ление (ЭТО). «Шесть точек зрения» легли в основу его учеб­ной программы. С 1985 по 1987 г. Оверли состояла художе­ственным руководителем парижского филиала ЭТО, а с 1989 по 1991 г. — нью-йоркского. В январе 1998 г. теория точек зрения стала основной темой национальной конференции в Нью-Йоркском университете. Сегодня Мэри Оверли продол­жает работать над своей теорией в качестве педагога Школы искусств Тиша.

Оверли написала и поставила пьесы «Небо над Америкой» (Skies over America) на музыку Орнетт Коулман и «Что слу­чилось с будущим» (What Happened to the Future).

He ограничиваясь ипостасями исполнителя, преподавате­ля и хореографа, Оверли разрабатывала учебные программы для художественных институтов по всему миру. Она является соучредителем Danspace при церкви Св. Марка и Movement Research — двух существующих и поныне организаций, которые были созданы в конце 1970-х в Нью-Йорке с целью исследования новых танцевальных форм. Кроме того, она организовывала профессиональные мастер-классы на Меж­дународной неделе танца в Вене, где с 1991 по 1997 г. работа­ла художественным координатором. Она числится внештат­ным преподавателем в Центре развития европейского танца и Академии классического танца при Высшей школе искусств в голландском Арнеме.

В числе наград, полученных Оверли, — грант Национальной ассоциации образования. Оверли считает, что успех в начи­наниях ей приносит верность духу свободы. Она занима­лась также ловлей лосося в заливе Пьюджет-Саунд, владела собственной пекарней в Сан-Франциско, создала компанию по отделке лофтов в Нью-Йорке, управляла рестораном Food Restaurant в Сохо, подумывала о том, чтобы вместо танцев заняться горными лыжами. Все эти занятия Мэри Оверли рекомендует в качестве упражнений теории «Шести точек зрения». В апреле 2002 г., через 27 лет студийных исследова­ний, Оверли завершила работу над теорией. В данный момент она занята нелегким трудом по написанию книги о своем богатом опыте.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь