Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МЕТАФОРЫ В ПОЭМЕ А. БЛОКА



«ДВЕНАДЦАТЬ»

Метафоры зажигают словесный образ новыми красками, характеризуя описываемый художником предмет с необычной стороны. Велика роль метафор в поэме Александра Блока «Двенадцать». В трудное для страны время каждый честный художник старался вложить свою долю в осмысление происходящего, каждый художник искал свою форму для того, чтобы содержание нашло определённое место в сознании людей, а изобразительные средства представили описываемое во всём объёме.

Творчество выдающегося русского поэта Александра Александровича Блока – важная страница нашей литературы, которая всегда привлекала глубиной своего содержания, высоким профессиональным мастерством, лиризмом и необычными изобразительными средствами. В пределах нашего исследования речь будет идти о строении метафор Блока.

Метафоры зажигают словесный образ новыми красками, оттенками и вызывают определенное отношение читателя к описываемому художником предмету, характеризуя предмет с необычной стороны в эмоциональном и смысловом плане. А. Н. Квятковский в своем «Поэтическом словаре» пишет: «Метафора (греч. «μεταφορά» букв. «перенесение») – один из основных тропов художественной речи. По определению Аристотеля, метафора «есть перенесение имени или с рода на вид, или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии… Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство (в природе)». Метафорическим слово или выражение становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, автологическом, а в переносном значении. В основе метафоры лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. Будучи по своей конструкции образным выражением, основанном на сравнении, метафора в различных нормах и модификациях присутствует во всяком поэтическом тропе. Наша бытовая речь пестрит метафорами: идет дождь, он потерял голову, кружится голова, торговая сеть, горячее сердце, убит горем, летает солнце, пришла весна, железная воля, у нее кровь с молоком, горящие глаза, гонкий голос, тяжелый характер и т. д. /…/ Поэтическая метафора отличается от примелькавшейся бытовой своими свежестью и новизной» [Квятковский 1966: стр. 156].

Познакомившись с общим пониманием вопроса, перейдем к нашей теме. Остановимся на поэме Александра Блока «Двенадцать».

В этой поэме велика роль метафор в построении поэтического образа, они несут в иносказательном плане различного рода смысловые оттенки, эмоциональные нюансы новому явлению, предмету на основе сближения понятий и отношений. Называемый предмет предстает совершенно в другом плане, чтo происходит в силу качественного различия сближаемых предметов, явлений или понятий. Вот
начало поэмы [Блок 1975]:

 

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем божьем свете!

 

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком – ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит – ах, бедняжка!

 

Выражение «завивает ветер» употреблено в переносном значении, и в этом смысле глагол «завивает» выражает себя неполно по отношению к прямому значению, так как «завивать» (т. е. делать витым, вьющимся, кудрявым) можно, например, волосы, а ветер завевает – дует, обдает дуновением. В этом значении глагол отражает основные черты явления. В метафоре же отражается лишь то, что ассоциативно подмечено художником в разных явлениях.
В предложении «Завивает ветер белый снежок» глагол реализует неполно лексическое значение, и эта частичность создает иллюзию переноса. В действительности же это свойство в обычном понимании не присуще данному предмету или не является определяющим, а вот посредством метафоры поэт смог добиться их сближения, довольно чётко представил предмет, углубил его, окрасил значение, и оно приобрело дополнительные черты, что художественно убеждает читателя в правдивости написанного. Сразу представляется зримый образ движения снежной массы по спирали. По структуре данная метафора находит реализацию в словосочетании в системе предложения (или стиха). Нет смысловой и интонационной законченности в выражении «завивает ветер», полностью реализуется его значение только в контексте. Расположение членов фразы не мешает восприятию чистоты и эмоциональности изображаемого предмета. Чтобы убедиться окончательно, что глагол «завивать» является метафорой, необходимо обратиться к словообразовательному анализу слова. «Завивать, завить» образовано от «вить». Но вить можно веревку, волосы; завивают предметы, имеющие начало и конец, а белый снежок в прямом смысле вить нельзя. Снег веет, завевает, как веют на ветру зерно. Приставка «за» придает завершённость действию. Сразу видно, что образность здесь – не просто украшение, которое порой можно выкинуть, как чуждое, вычурное, нанизанное, искусственно придуманное автором, и при этом содержание останется неизменным. Образность – элемент формы, тесно связанный с содержанием. Новая эпоха породила много изменений в семантике поэзии Блока. Среди различных видов смысловых изменений можно выделить глагольные формы метафор, которые были наделены оценочным характером; правда, с усилением оценочного значения ослабляются глагольные свойства, резко понижается видо-временная активность.

 

… Вдаль идут державным шагом…

– Кто еще там? Выходи!

Это – ветер с красным флагом.

Разыгрался впереди…

 

«Ветер разыгрался». Здесь глагол употребляется в переносном смысле, так как, с точки зрения прямого смысла, играть может только одушевлённое существо; но поэт перемещает слово в контекст с неодушевлённым предметом – и меняются видовые особенности глагола, а вместе с ними теряется и устоявшаяся сфера его употребления, и это следует рассматривать как одно из основных, определяющих изменений в смысловой структуре слова, что непосредственно приводит к изобразительности, особому рисунку и углублению выражаемого.

 

 

…Опять навстречу несется вскачь,

Летит, вопит, орет лихач…

 

Стой, стой! Андрюха, помогай!

Петруха, сзаду забегай!..

 

Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!

Вскрутился к небу снежный прах!..

 

Лихач и с Ванькой – наутек…

Еще разок! Взводи курок!..

 

Трах-тарарах! Ты будешь знать,

……………….

Как с девочкой чужой гулять!..

 

Утёк, подлец! Ужо постой,

Расправлюсь завтра я с тобой!

 

А Катька где? – Мертва, мертва!

Простреленная голова!

 

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…

Лежи ты, падаль, на снегу!..

 

Образное выражение «утёк подлец» обозначает, что кто-то убежал. Утрата предметной соотнесенности составляет и тут изменение в структуре значения слова. Определенный рисунок тесно связан с тем, что слово приобрело новый смысл, более воздействующий на наши чувства и мысль, – в этом и состоит высокое мастерство, подлинный вдохновенный профессионализм в искусстве. Слово уже теперь не обозначает того, что оно обозначало раньше, и теперь всего лишь мысленно вызывает представление о прежней семантике. Рисуя таким путём то или иное явление, писатель тем самым окрашивает, выделяет с одной стороны образ, заостряет внимание на нём, углубляет его, придавая ему экспрессивные тона, но и не нарушая при этом логики, норм языка. Писатель имеет возможность пропускать через призму своего восприятия понимание, видение, переживание и представляет читателю оценку явления или предмета. Словосочетание приобретает необычную синтаксическую структуру, которая обогащает русский язык. Весьма важно отметить, что оценочный, субъективный характер образного значения слова особенно отчётливо проявляется при метафорическом переносе и отсутствует при общеязыковых переносах, которые страдают шаблонностью, привычностью и доступностью употребления, не содержат особого переживания и осмысления, а если и было такое, то со временем потерялось. Это не значит, что писатель не обращается к такого вида материалу. Он его просто обогащает, наполняет своим пониманием. В поэме можно встретить много таких оборотов – например, «снег воронкой завился», «сугробы пуховые», «ветер веселый».

 

1) Снег воронкой завился,

Снег столбушкой поднялся…

 

2) В переулочки глухие,

Где одна пылит пурга…

Да в сугробы пуховые –

Не утянешь сапога…

 

3) Ветер веселый

И зол, и рад.

Крутит подолы,

Прохожих косит,

Рвёт, мнёт и носит

Большой плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию»…

 


Кроме рассмотренных преобразований в структуре слова, у Блока можно встретить изменение характера смысловых отношений слова с синонимами, что тоже ведёт к своеобразному изображению предметов.

Здесь были рассмотрены закономерные процессы и изменения, которые происходят при творческом создании метафор как одного из важных средств создания образа. Теперь будем рассматривать, за счет чего метафорой достигается представление конкретности, выпуклости и многоплановости образа.

В ранний период творчества метафоры выражали у Александра Блока сумеречный индивидуализм, присущий символистам. Поэт рисовал, наделяя образы пессимистическим характером. Тропы «вечереющий сумрак», «набежит исчезающий свет» говорят не только о явлениях природы и её состоянии, но выражают и внутреннее «я» самого художника, выражают его оценку событий, обстановки. Надо оговориться: это вовсе не значит, что всегда и всем поэтам был присущ такой план, но у многих писателей есть преобладание этих ноток. Вот это сближение психических состояний с природными явлениями, с миром вообще очень тонко подчёркивает и раскрывает глубину изображаемого.

В более поздний период Блок отошёл от символистской оценки, стал представлять мир полней; отсюда эпоха и время стали оцениваться по-другому: поэт вникал в социальные события и потрясения, давал им характеристику, создавал понимание эпохи сверху, а не только по собственным чувствам. Теперь его взгляд художника, философа связывает такие явления, которые трудно вывести только из себя – их можно осознать, только почувствовав сердцем, их можно взять, только всесторонне углубляясь в события и пропустив через свое восприятие. Индивидуальное в переплаве с общественным в период предреволюционный и революционный нашло отражение во всём творчестве поэта и, естественно, сказалось на изображении. Метафоры стали принимать более строгую окраску, стали подчеркивать не индивидуальное «я» автора, не душевные переживания – поскольку события влияли на поэта, то в его творчестве проявилось индивидуальное восприятие событий, величие развернувшейся борьбы, строительства новой жизни, свидетелем и участником чего был сам художник. Александр Блок искал двенадцать апостолов не в своей мятущейся душе, а видел их на улицах борющимися и отстаивающими святое дело простого человека, который освобождается от пут эксплуатации, чтобы к этому больше никогда не возвращаться.

Метафоры «злоба кипит в груди», «грустная злоба» усиливают драматизм происходящего, помогают ярче представить страсти, стремления людей. В прямом смысле кипеть может только жидкость в определённой посуде и при определённой температуре. У героев поэмы кипит злоба в груди, да к тому же, грустная. Примерно это же можно услышать в разговорной речи, но только примерно; да ведь и в народе встречаются художники слова, которые рисуют словом образ. Талант подмечать сходство позволил А. Блоку выявить могучую способность человека бороться за правое дело, за идею народную в широком смысле – только поэтому метафора Блока выходит за рамки обычных выражений.

 

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди…

Черная злоба, святая злоба…

 

Товарищ! Гляди

В оба!

 

В прямом смысле злоба кипеть не может, а вот в переносном мы воспринимаем это выражение как низвергающуюся силу человеческих страстей в деле борьбы за общие интересы; показана поэтом и стойкость того человека или общества, к которому данная образность подходит. В развёрнутом виде слово «кипит» метафоризируется со словосочетанием «злоба в груди». Этот образ приобретает особую глубину, целенаправленность в силу того, кто стоит за ним. Злоба становится бунтующей мощью, а не стоячей водицей. Грудь борца, как чугун, крепка и стойко выдерживает внутренние переживания. Энергия жизни и борьбы падает лавиной на душу человека, и он должен это всё выдержать, должен выстоять, энергия эта хранится потенциально в человеке до поры и до времени, пока созревают народ и эпоха. Она хранится в целом в обществе, а при необходимости способна не просто вылиться, как вода, бессознательно, под чьим-то воздействием, а способна становиться сознательной энергией движения самостоятельного исполнения большого дела. Рабочие и солдаты шли сознательно на баррикады. Правое дело можно отстоять, только сознательно приняв его.

«Революционный держите шаг», «Неугомонный не дремлет враг» – эти величественные метафоры пронизывает чувства и мысль всей поэмы. Тропы «неугомонный враг», «враг не дремлет» показывают, насколько сложна обстановка: коварный враг подстерегает на каждом шагу, и ты должен быть бдительным.

В живом революционном деле должно быть меньше ошибок, нарушений ритма, хотя это самая нелёгкая задача в смутное время. Эта метафора говорит нам о том, что враг способен не только сопротивляться, шантажировать, но и к открытой борьбе готов. Достаточно неточного, нетвёрдого шага, достаточно, чтобы человек оступился, – и тогда возьмут верх противники или подлецы. Назад возврата нет, но уверенность героев – это всего лишь иллюзия победы, ибо сама победа ещё далеко. Художник призывает стоять до конца, не давая возможности врагу думать о прорехах в общем важном деле.

Так видит Александр Блок обстановку, так поэтически рисует эпоху.

 

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –

Господи, благослови!

 

«Мировой пожар раздуем» и в прямом, и в переносном смысле очень точно передаёт ту борьбу, что была вокруг и воспринималась Блоком как всемирная революция, которая должна уничтожить ветхое, гнилое и утвердить молодой развивающийся стебелёк нового. Для того чтобы проросло стройное, свежее растение на свободной земле, надо видеть не только внутреннее содержание и потенциал страны, но надо также учитывать внешние факторы, потому что они более опасны. Отступить от дела можно в сложной обстановке, но погубить родину нельзя – это преступление. В трудное для страны время каждый честный художник старался вложить свою долю в осмысление происходящего, каждый художник искал свою форму для того, чтобы содержание нашло определённое место в жизни соотечественников, а изобразительные средства ярче, наглядней представили описываемое во всём объеме.




Литература

Блок А. Стихотворения и поэмы / Сост., предисл. и примеч. Вл. Орлова. – М.: Художественная литература, 1975. С. 155-166.

Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 2195; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь