Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


САТИРА В ЖУРНАЛЕ И. А. КРЫЛОВА



«ПОЧТА ДУХОВ, или УЧЁНАЯ,

НРАВСТВЕННАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ

ПЕРЕПИСКА АРАБСКОГО ФИЛОСОФА МАЛИКУЛЬМУЛЬКА С ВОДЯНЫМИ,

ВОЗДУШНЫМИ И ПОДЗЕМНЫМИ

ДУХАМИ»

(контрольная работа по русской литературе

XVII-XVIII веков студента заочного отделения

литературного факультета Наумова Ю. П.)

Духов, которые жили в народном сознании, И. А. Крылов в своём знаменитом журнале направил против злых намерений и действий человека, против тупости и лицемерия, показав читающим человеческие заблуждения.

«Почта духов» Ивана Андреевича Крылова является русским философско-эстетическим трактатом XVIII века. В нём осознана и художественно тонко обличена жизнь того времени. Крылов продолжил сатирическую традицию русских журналов в передовой новиковской трактовке. Готовя журнал, он интересовался не отвлечёнными темами, а актуальными проблемами современности как в вопросах морали, так и в вопросах политики. Показывая истинное лицо людей, занимающих важные государственные посты, – например, царицу Екатерину II, называющую себя «Великой», – он раскрывал невежественное управление государством.

Во вступлении к журналу Крылов рассказывает о том, что, укрываясь от непогоды в полуразрушенном доме и размышляя о горестной судьбе пишущего человека, просящего милостыню у знатных вельмож, он увидел волшебника Маликульмулька. Волшебник предложил автору стать его секретарём: читать письма, корреспонденции и составлять на них ответы, разрешив издавать эту переписку. «Конечно, – сказал мне некто, – если ты обещаешься мне усердно служить, то увидишь, что колдуны и черти не столь вероломны, как о них думают, и что, по крайней мере, ни от которого из них ты не услышишь по одному делу сто пятнадцать раз завтра».

Созерцательных духов, которые жили в сознании народном, Крылов направил против злых намерений и действий человека, против тупости и лицемерия, показывая читающим способность духов раскрывать те или другие стороны человеческих заблуждений.

В предуведомлении к «Почте духов» написано о письмах, из которых состоит это произведение: «Секретарь недавно приехавшего… арабского волшебника Малькульмулька… уверяет, что сочинители сих писем всё духи очень знающие и что сам Маликульмульк, человек пресамолюбивый, который всегда говорит хорошо только о себе, отзывается иногда об них не худо и сказывает, будто многие из них очень добрые духи, но только иные не любят крючкотворцев, ростовщиков и лицемеров, а иные не жалуют щегольства, волокитства и мотовства, и оттого-де они никак не могут и ужиться в нынешнем просвещённом свете видимыми: почему ходят в нём невидимыми и бывают иногда так дерзки, что в самые критические часы посещают комнаты щеголих, присутствуют в кабинетах вельмож, снимают очень безбожно маски с лицемеров и выкрадывают иногда очень нахально и против всех прав общежития из записных книжек любовные письма, тайные записки, стихи и пр…».

В терминологии «тайных знаний» средневековья, вызывавшей в скептических кругах XVIII века ироническое к себе отношение, духи земли – гномы – считались ведающими всё, относящееся к человеческому быту; ундины были связаны с более тонкой стихией – водой, и в их ведении находились более высокого порядка дела людей; затем следовали по степени тонкости стихий, ими представляемых, духи воздуха сильфы, которым отведены были философские размышления о природе, обществе и человеке. Наконец, духам огня саламандрам, представителям самой высокой и могущественной стихии, присвоены были наиболее разнообразные и многочисленные функции.

В письме II сильф Дальновид рассказывает волшебнику о назначении человеческой жизни и о том, на что кратковременное своё существование люди отдают (П. Н. Берков. История русской журналистики, стр. 437). Пролетая над Парижем и посмотрев на него сверху, увидев бесполезную суетность людей, сильф заговорил словами Ксеркса: «Когда я помышляю, – говорил сей монарх, осматривая свои войска, – сколь кратка жизнь человеческая, тогда прихожу в крайнее смущение от соболезнования и не могу от слёз воздержаться, что из сих многих миллионов людей, стоящих теперь пред моими глазами, чрез сто лет ни одного в живых не останется».

И дальше Дальновид раскрывает смешное положение людей, занимающихся различными бесполезными делами, накоплением излишнего богатства. «Алчные и корыстолюбивые купцы, которые день и ночь обременяют себя труднейшими заботами о своей торговле и которые здоровьем своим и покоем жертвуют ненасытному желанию собрать богатое имение, умрут прежде, нежели удовольствуют своё желание, а чрез то более будут чувствовать скорбь и сокрушение, что во всю жизнь свою бесполезно трудились; если же и случатся между ними таковые, которые прежде своей смерти удовлетворят свою алчность, то и для тех то время, в которое будут они наслаждаться сими сокровищами, покажется столь коротко, что ни к чему более не послужит, как к приумножению их мучений, возбуждая в них большее сожаление о лишении богатого своего имущества, коим столь маловременно они наслаждались».

В конце письма Дальновид приводит свой взгляд на истинно свободного и счастливого человека: «Истинное и ни с чем несравненное блаженство состоит в любви к добродетели и в собственном спокойствии духа. Кто твёрдо уверен в сей истине, для соблюдения которой во всём поступает по мудрым и нужным правилам, тот совершенно благополучен…».

Здесь главную роль играет разумное начало, и всё, что связано с разумным, рождает добродетель, а добродетель – в самой человеческой природе. И. А. Крылов не находит выхода из трудного положения, в котором находился народ, и сводит выводы к добродетели. Но эта добродетель весьма относительна, а потому не давала возможности разрешения противоречий.

В XX письме Дальновид рассказывает о смертных, которые поработили себя властью и стали страшнее зверя.
И приводит пример разных государей, которые не были тиранами, но принесли много горя и несчастий людям во имя своего величия. «Нерон выжег Рим для своего бесчеловечия; Юлий Кесарь наполнил кровью и грабительством всю Римскую империю, дабы чрез то показать своё могущество. Не всё ли равно для людей, от какой бы причины они не погибали? Всё то, что их истребляет, не может быть им приятно».

Находились люди, восхваляющие этих государей, хотя во имя человека и природы они должны были сказать правду. Об этих подлых льстецах в «Почте духов» сказано, что они не достойны называться именем человека, ведь похвалою своей развращают сердца государей и причиняют тем гибель роду человеческому.

Дальше Дальновид обозначает задачу деятельности верховного правителя: монарх должен заботиться о своём государстве, как отец о своей семье, а те монархи, которые наносят вред своему народу, разъедают тело человеческое, как язва. Крылов не заявляет протеста против монархической власти, а ищет пути улучшения её, в то время это был довольно смелый шаг.

В письме XXII, обращаясь к волшебнику Маликульмульку, сильф Дальновид говорит: «Рассуждая, премудрый Маликульмульк, о многоразличных бедствиях, удручающих род человеческий, нахожу я, что люди во время только сна, сопровождаемого приятными мечтаниями, избавляются на несколько времени от тягостного бремени своих злополучий». Во сне человек спасается от всего того, что мешает ему жить так, как он хочет. Люди всю жизнь стремятся к лучшему, но во время жизни Крылова это лучшее не всегда могло реализоваться; стремление ходило взаперти вместе с самим человеком, сон становился посредником между стремлением и его реализацией. В наше время мечты Крылова сбылись, и человек перестал созерцать свободную и счастливую жизнь во сне. Она стала его достоянием.

Дальновид полагает, что если человек видит приятные сновидения, то он бывает благополучен, как и тот, кто не спит. Сильф пишет, что бедный сочинитель, которого во сне превозносят до небес, но который видит, что после сна его слава и достоинства мгновенно исчезают, воскликнул бы: «Счастливый сон!.. почто ты не во всю мою жизнь продолжался? Лестное мечтание! для чего ты столь скоро исчезаешь? Не гораздо ли бы было для меня лучше, чтобы я вечно спал и чтобы снились мне беспрестанно такие хорошие сновидения?» Делается вывод: «В каком бы состоянии человек ни был, беспрестанно рождающиеся в нём новые желания лишают его спокойствия, и он никогда не может быть благополучен. Итак, во время только сна человек наслаждается совершенным блаженством». Оказывается, человек может быть спокоен только во сне! Это утверждение не абсолютизируется. Во-первых, отмечено: если всем людям дать во сне просветление, то они вряд ли станут мириться с тем, как они живут. Во-вторых, сказано: если же сон повергает людей в совершенную бесчувственность или представляет им страшные и неприятные сновидения, тогда ничем он не разнится от настоящей, бедствиями наполненной человеческой жизни.

В конце письма XXII подводится итог тому, о чём так много рассуждал автор: «Я утверждаю только то, что гораздо выгоднее для людей спать и видеть всегда хорошие сны, нежели наслаждаться всеми увеселениями, сопряжёнными с состоянием неспящих людей, для того что сии их увеселения смущаемы бывают множеством злоключений и страхом, чтоб по какому-либо случаю не лишиться оных».

 

Зачтено 12 июля 1978 г.




АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ

ДЖ. Г. БАЙРОНА

«ТЫ ПЛАЧЕШЬ…»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь