Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Упражнения из программы З. Савковой



 “Цветочный магазин”

Мы представляем, что вошли в цветочный магазин и с удовольствием вдыхаем через нос ароматы цветов. Если ученик точно выполняет задачу, то он автоматически пропускает воздух в диафрагму. Выдыхаем мы через рот, как бы беззвучно произнося “ха” (теплый выдох).

“Свеча”

Это упражнение имеет три ступени, которые нужно выполнять в комплексе. Каждую ступень следует повторить 6 – 8 раз.

Первая ступень: делаем вдох “в живот”, затем представляем себе, что дуем на пламя свечи очень медленно и ровно, таким образом, чтобы удержать это пламя в горизонтальном положении.

Вторая ступень: упрямая свеча. Мы хотим затушить свечу, но пламя не гаснет. Выдох становится более интенсивным.

Третья ступень: затушу свечу. Теперь мы делаем сильный резкий выдох, и свеча гаснет.

“Мяч – Насос”

Дети встают попарно, договорившись, кто из них мяч, а кто насос. Тот, кто изображает мяч – “сдувается”. То есть сидит на корточках, расслабив корпус. Второй медленно с усилием опускает корпус вниз со звуком “с”, изображая насос. Первый поднимается на вдохе, изображая надувшийся мяч. Затем он сдувается со звуком “пш”. Вся группа работает одновременно под счет педагога. Упражнение повторяется 6 – 8 раз, после чего ребята меняются ролями.

“Дровосек”

Это упражнение аналогично вышеописанной “Тряпичной кукле”. Вдох – руки вверх, как бы держат топор. Выдох – со звуком “и – раз”, руки вниз – раскололи полено. Таким образом, вдох – замах, выдох – удар.

       Все эти упражнения направлены на развитие диафрагматичного дыхания. В игровом пространстве посредством физических движений, помогающих нам “открывать” диафрагму мы постепенно увеличиваем объем воздуха и учимся распределять длину и силу выдоха, от которой на прямую зависит длина и сила звука.

 

Вибрационный массаж

Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании мы разогреваем их, предупреждаем мышечные зажимы, способствуем вольному, свободному течению звука.

       Вибрационный массаж мы делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног по всему телу до плечей. Особое внимание мы обращаем на массаж грудной клетки и ребер.

Открытая ладонь в данном случае принципиальна, т. к. закрытая ладонь в кулаке - это всегда закрытая энергия, и контакт такой руки с телом “игольчатый” и нежелательный. Открытая ладонь - открытый позитивный, естественно мягкий контакт. Для примера обратите внимание на удар, как таковой. Может ли мать, даже слегка ударить любимого ребенка кулаком? Конечно, нет. Это всегда открытый шлепок всей ладонью. Агрессивные ситуации, как мы знаем, решаются преимущественно кулаками.

       Даже массаж мы делаем в игровой структуре. Мы представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.

 

Рождение звука

       Следует обратить внимание на тот факт, что чем конкретнее ученик понимает технологию звукоизвлечения, тем стабильнее он достигает результата. Мы апеллируем к воображению ребят, добиваясь от них полного сосредоточения на звуке, предлагая умозрительно передвигать его в своем теле и пространстве и как результат - самостоятельно владеть им. Нужно приложить все усилия для того, чтобы студийцы учились слышать себя и своих товарищей. Для этого нужно каждый раз обращать их внимание на верный звук, а также на ошибки в звучании и стараться помочь определить причины этих ошибок.

       Все последующие упражнения начинаются с правильного вдоха, который мы уже описывали в начале тренинга в разделе “Дыхание”.

“Бамбук”.

Ноги на ширине плеч. Расслабленный корпус брошен вниз, дыхание свободно. Очень медленно выстраиваем позвоночник, начиная с копчика, представляя, что каждый позвонок - это звено молодого бамбука. В каждое звено мы умозрительно посылаем звук. Удобнее всего это делать на тихом стоне через произнесение звука “М”. Звук должен быть слегка прерывистым. Но в момент приостановки звучания и добора воздуха не должно возникать жестких точек. Когда позвоночник выстроен, бамбук острой стрелой пронзает небо.

“Тряпичная кукла - 2”.

Это упражнение аналогично дыхательному, с той лишь разницей, что на выдохе мы стонем через звук “М”.

“Корни”.

После полузевка мы представляем, что наши ноги превращаются в корни деревьев и уходят глубоко в землю, с ними же в землю уходит звук “А”.

“Резиновый круг”.

Представляем себе, что наши бедра скованы упругим резиновым кругом и мы звуком “О” на выдохе отталкиваем его от себя кистями рук и непосредственно животом.

“Фонарь”.

Мы представляем себе, что в нашей груди находится столп света, который мы со звуком “Я” на выдохе выпускаем наружу, освещая им все пространство вокруг.

 

"Антенна".

Мы представляем себе, что из нашего темени в небо уходит антенна со звуком "И".

 "Разноцветный фонтан".

Весь этот блок гласных звуков: А, О, Я, Э, И, представленных в предыдущих упражнениях, мы проходим, добиваясь звучания, аналогичного тому, которое было достигнуто в предыдущих упражнениях, от “корней” до “антенны”, представляя, что через наше тело пробивается наружу и вверх разноцветная вода.

"Спирали".

Все те же звуки мы прокручиваем по спирали вокруг нашего позвоночника снизу вверх на тех же звуках.

"Орган".

Ученики лежат на спине, переливая любой гласный или сонорный “М” звук по телу снизу до верху.

       Существует еще целый ряд упражнений для правильного и объемного звучания, которые мы успешно используем в своем тренинге, но приводить их все нет возможности. В случае необходимости лучше обратиться к специальной литературе, которая указана в конце раздела.

5. Переход к “речевому способу произнесения”

 Артикуляционная гимнастика.

       Прежде чем выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, педагог должен объяснить детям, что губы должны двигаться не горизонтально, то есть в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.

       Для разогрева можно сделать специальное упражнение.

“Назойливый комар”

Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое беспрерывно садится комар. Мы можем отогнать его только мышцами лица. Внимание на дыхании мы здесь не акцентируем. Главное – гримасничать как можно более активно.

 

           

Начинаем с упражнений для губ.

“Улыбка - хоботок”

Максимально вытягиваем губы вперед, сложив их хоботком, затем максимально растягиваем в улыбку – всего восемь пар движений.

 “Часы”.

Губами, вытянутыми вперед хоботком описываем круг по часовой стрелке и в обратную сторону. Можно предложить ребятам взять вытянутыми вперед губами кончик карандаша и написать им в воздухе свое имя.

“Шторки”.

Сначала нужно поднимать вверх только верхнюю губу, затем опускать вниз только нижнюю, а потом совместить это упражнение со звуками:

“В” - верхняя губа вверх,

“М” - губы прямо,

“З” - нижняя губа вниз.

Затем попеременно натянуть верхнюю губу на верхние зубы, нижнюю на нижние.

       Для того чтобы губы двигались вертикально, иногда мы приставляем указательные пальцы к щекам, как бы ограничивая пальцами как колышками возможность растягивания губ.

       Переходим к упражнениям для языка.

 “Уколы”.

Делаем уколы напряженным языком попеременно в правую и в левую щеку. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.

“Змея”.

Делаем уколы быстрым языком вперед. Рот открыт.

“Чаша”.

Широко открыв рот, выдвигаем вперед язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрел форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.

“Коктейль”.

Представляем, что наш язык - это трубочка, через которую мы втягиваем вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.

"Львенок и варенье"

Мы представляем себя львенком, который весь, от кончиков усов до кончика хвоста, перепачкан вареньем и нам нужно слизать это варенье огромным длинным языком. Мы “облизываемся” от кончиков рук до кончиков стоп.

 

 Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок.

       Все упражнения этого блока строятся на игровом материале с включением фантазии учащихся. Педагог должен уметь точно давать задачи и действия студийцам, а так же следить за правильностью звучания.

 “Собачье дыхание и лай"

Ребята рассыпаются по аудитории, представляя себя различ­ными собаками. Начинают дышать диафрагмой, через рот, высунув язык. Обнюхивают друг друга, вступают друг с другом в контакт и лают непременно через звук "АВ", следя за тем, чтобы звук был органичным, не на связках. Все предыдущие упражнения строились на правильном, органичном звучании, при котором голосовые связки находились в свободном состоянии. Поэтому к моменту введения этого упражнения дети уже должны отличать зажатый звук от свободного. И это упражнение строится уже на знании подобных ощущений.

"Междометия"

Студийцы попарно общаются друг с другом исключительно междометиями. Важно, чтобы это общение было положено на внутрен­нее действие. Например: спор, удивление, осуждение и т.д. А потом они садятся на пол "по-турецки" и произнося текст: "Ах, больна я, ай-яй-яй, молока мне мама дай", - начинают представлять, что у них болит горло, поэтому текст произносится тихо и аккуратно. Или они представляют, что признаются в любви, следовательно, голос звучит интимно, бархатно, или канючат и жалуются, значит, голос уходит в верхний резонатор и становится звонким.

"Выращивание цветка".

На тексте скороговорок и поговорок, основанном на сонорных звуках “Н”, “М”, “Л” ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае, служит открывающаяся кисть руки. Например: “На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы Вам на линя, о любви не меня ли Вы мило молили и в туманы Лимана манили меня”.

"Игра в мяч"

Все встают в круг, берут один теннисный мяч и начинают перебрасывать его друг другу вместе с текстом скороговорки. Это упражнение на посыл и силу звука и имеет много модификаций. Например, бросок мяча может быть прямой, может быть через пол, может быть через верх.

"Скакалка"

Произнося текст какого-нибудь ритмического стихотворения, дети прыгают со скакалкой, четко отслеживая доборы воздуха.

 

Развитие диапазона голоса.

"Этажи".

Педагог выбирает мальчика, который задает самый низкий звук. Все остальные должны встроиться в этот звук. Затем ведущий поднимает звук на ступеньку "Второй этаж", все повторяют в его тональности. "Третий этаж" - ещё одна ступенька, все повторяют. И так до пятого этажа. Затем они спускают голос вниз - "Подвал". Это упражнение можно довести до пятнадцати этажей, но постепенно, по мере того как студийцы овладевают методом голосоведения.

"Маляр"

Ребята красят забор, и вместе с рукой перемещается и их голос: "Вверх и вниз, вверх и вниз..."

"Колокола".

По принципу "этажей" дети опускают и поднимают звук на сочетании таких букв как "бом", "бим", "дили", "дон" и т.д. Кроме диапазона это упражнение развивает и темпоритм, так как оно строится на том, что сначала все звучат в унисон, затем педагог объединяет их в группы по голосам и дает каждой группе разный звук по диапазону и разный по длительности. Учащиеся должны объединиться в один гармоничный колокольный звон, исполняя точно свою партию.

“Оркестр".

По тому же принципу, который задан в “Колоколах” предлагается каждому выбрать свой инструмент, и по очереди вступать в оркестр, четко выдерживая темп "произведения", которое прямо здесь импровизируется.

.

Список рекомендуемой литературы

Аванесов Р. И. “Русское литературное произношение”, М. Просвещение, 1972 г.

Голендеев В. Н. Учение К. С. Станиславского о сценическом слове. – Л., ЛГИТМИК, 1990

Запорожец Т. И. “Логика сценической речи”, М. , Просвещение, 1974 г.

Кнебель М. О. “Слово о творчестве актера”, М., ВТО, 1970 г.

Козлянинова И. П. “Произношение и дикция”, М., ВТО, 1977 г.

Паламишев А. М. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы. – М., Просвещение, 1982

Саричева Е. Ф. “Сценическая речь”, М., Искусство, 1955 г.

Саричева Е. Ф. “Сценическое слово”, М., Искусство, 1963 г.

Смоленский Я. М. “В союзе звуков, чувств и дум”, М., Советская Россия, 1976 г.

Станиславский К. С. “Работа актера над собой”, Ч.-2., Собр. Соч. Т. З. М., Искусство, 1954 – 1961 г., стр. 60 – 201, 321 – 344.

Станиславский К. С. “Период воплощения. Оправдание текста”. Собр. Соч. Т.;. М., Искусство, 1957., стр. 180 –185, 272 – 288.

Шевелев Н. Н. “Логика речи”, М., 1959.

Петрова А. Н. “Сценическая речь”, М., Искусство, 1981 г.


Глава 8


Пластика

       Говоря о пластике в театральной студии, не зависимо от уровня и возраста участников мы не должны упустить два аспекта:

- пластика как элемент оздоровления;

- пластика как подспорье в постижении актерского мастерства (или же пластика как самоценное театральное искусство).

       Рассмотрим подробнее оба пункта. Говоря о здоровом теле, тем более о формирующимся организме растущего человека, стоит заметить, что условия городского существования, подчас, не отвечают самым минимальным нормам, необходимым для сохранения полноценного жизненного тонуса. Нарушенная экология, неправильное питание, стрессы и недостаток движения отражаются на растущем организме ребенка частыми болезнями, неврозами, внезапной усталостью. Не вдаваясь в область медицинских исследований, мы позволим себе только обратить Ваше внимание на необходимость отнестись со всей серьезностью к занятиям движением в театральной студии. Желательно составить расписание таким образом, чтобы пластика, сценическое движение и танец, могли состояться хотя бы по одному разу в неделю независимо от возраста детей. Тогда физические нагрузки помогут растущему организму в формировании устойчивого иммунитета. Активная подвижность театральных игр, составит необходимый противовес школьной статике. Длительное сидение за партой будет компенсировано интенсивным движением. Интеллектуальная, эмоциональная и физическая работа молодого организма будут приведены в равновесие, а это, в свою очередь, поможет гармонизировать все процессы роста. Поверьте, что результаты не заставят себя ждать, а творческие достижения студии смогут выйти на достойный уровень.

       Итак, что такое пластика? Как может она помочь в поддержании здоровья ребенка? Растущий человек еще только знакомится со своим телом, привыкает к нему, познает его в первую очередь через игру. Используя на занятиях комплекс упражнений, который мы предлагаем, Вы имеете полное право трансформировать их, подключая свою богатую фантазию, главное - увлечь ребенка именно игрой! Причем слово “увлечь” в данном случае ключевое. На первых этапах педагогу необходимо самому превратиться в ребенка, чтобы дети перестали бояться взрослого руководителя, себя и друг друга и включились в игру. Музыка, ритм, воображение и красота помогут создать неповторимые образы из одного только человеческого тела, без всякого реквизита и на любой площадке. Ваша творческая смелость, детская фантазия и терпение - залог успеха.          

        Проблемы здоровья и творчества по существу неразрывны, ведь только здоровый человек в состоянии заниматься творчеством (имеется в виду творчество театральное, актерское: ведь инструмент актера - это его собственное тело). Итак, пластика как подспорье в постижении актерского искусства. Существует множество подходов и способов для того, что бы ознакомить маленького человека с таинствами актерского мастерства. Все зависит от того, каких целей вы добиваетесь: вам нужно, чтобы ребенок хорошо говорил, пел, танцевал, или умел свободно выразить мысль? Вы решаете для себя этот вопрос и соответственно отдаете предпочтение сценической речи, вокалу или хореографии. Мы предлагаем вам еще один путь, опирающийся на фантазию и игру. Это игра со своим телом, фантазирование через тело и с помощью него.

Вспомните, малыш, сидя в песочнице, и держа в руках всего лишь кусочек палки, сходу придумывает невероятное количество игр. Он строит замок, сам становится рыцарем, превращая палку в меч, и уже готов все сломать, проехавшись фантастическими колесами-ногами по лунным горам. Он совершенно поглощен своими занятиями, а нам очень любопытно за ним наблюдать. Он держит свое внимание, он увлечен и свободен. Именно такого состояния нужно добиваться на театральных занятиях, тогда пластика может стать не только неким этапом, помогающим ребенку выйти на сценическую площадку, но и самостоятельным искусством.        

И последнее важное замечание: уровень игр должен меняться в зависимости от возраста. Мы предлагаем очень небольшую часть комплекса упражнений, равно необходимых любым возрастам, и надеемся на вашу творческую фантазию. Упражнения приводятся нами только как примеры, их нельзя назвать ключевыми, потому что подход к занятиям пластикой отличается и от сценического движения и от танца. Это ближе к театральной игре, а у “взрослых” ребят к актерскому мастерству. Невозможно, да и не нужно досканальнейшим образом простраивать планы занятий на один урок или на будущие месяцы вперед. Отталкиваться необходимо, прежде всего, от детей, от их возможностей и особенностей развития. Задача заключается не в том, чтобы передать ребенку знания, а в том, чтобы отыскать путь творчества, который сможет пройти сквозь кожу и попасть в сердце, тот путь, который вызовет в ребенке желание творить, искать и придумывать. Только в этом случае возможно продвижение вперед, иначе дети превратятся в марионеток, а Вы в кукловода.

Наши упражнения - это всего лишь точки отсчета, потому что для передачи комплекса упражнений по пластике необходимо издавать отдельную толстенную книгу.

     Итак, для шестилеток должны быть придуманы игры очень зримые, ярко-образные, опирающиеся на узнаваемые для них явления, предметы или состояния. Так как им тяжело долго держать внимание, необходимо менять темпоритм каждые пять-семь минут: подвижные игры целой группой и спокойные в одиночку или по парам.

       Старшие ребята тоже очень любят играть, но уже стесняются этого, а потому надо терпеливо дождаться момента, когда снимется “защита”, дети перестанут бояться друг друга и откроются. Для этого можно всем вместе побеседовать о том, что любое театральное действо - это в первую очередь игра, и если мы не научимся играть друг с другом и сами с собой, то нечего говорить о постороннем зрителе. “Защита” вполне естественна: ребята в подростковом возрасте, как правило, хотят казаться старше, чем они есть, хотят побыстрее стать взрослыми и самостоятельными. А “возвращение” в детство - это препятствие в стремлении к свободе и независимости. Надо дать почувствовать ученикам, что “сохранение детства в себе” не мешает взрослению, что важно вовсе не то, как они выглядят во время выполнения театральных упражнений со стороны, гораздо важнее их собственная индивидуальность, и ваш общий путь к познанию истинных ценностей, таких как любовь, добро, красота... Начните играть в игры знакомые, подвижные (“салки”, “казаки-разбойники”), и спокойные, сидя в полукруге (“испорченный телефон”, “слова”). Постепенно дополняйте знакомые игры своими нововведениями: например, при игре в “салки”, предложите, услышав ваш сигнал - хлопок руками - замереть на месте, как будто вы все находитесь в телевизоре, а кто-то нажал на паузу. Развивая эту игру, можно “включать” перемотку, то есть действия убыстряются, “переключать на другую программу”, где показывают замедленную съемку и т. д. То же самое с играми спокойными: в “слова” можно играть, используя темы, соприкасающиеся с театром; можно не произносить слово, а показывать его с помощью тела. Таким образом, через несколько занятий, Вы сможете предлагать ребятам ранее незнакомые игры, и вряд ли кто-то откажется в них участвовать.

       Средний возраст 12-14 наиболее сложный. Тело вступило в самый быстрый период своего формирования, психические реакции крайне обострены. Нужно об этом помнить, избегать таких ситуаций, когда ребенок может оказаться в неловком положении, когда он может стать предметом насмешек. В средней подростковой группе важнее всего создать доброжелательную обстановку, и тогда пластика станет незаменимым помощником в познании ребят самих себя и привыкании к своему новому облику.

       Для занятий пластикой больше всего подходит просторное проветриваемое помещение, например, актовый или спортивный зал. Желательно, чтобы в зале было напольное покрытие, типа ковролина. Одежда для занятий может быть любой, главное удобной и свободной, нужно чтобы дети комфортно себя чувствовали, выполняя любые упражнения, даже лёжа на полу или стоя вверх ногами. Обувь очень мягкая - чешки, балетные тапочки, просто носки, но идеальный вариант - заниматься босиком. Девочкам нужно позаботится о своих прическах: максимально убрать волосы, чтобы не мешались, и, конечно, снять с себя все украшения.   

 

Тренинг

Мы приведем примеры упражнений, на основе которых Вы можете придумывать свои собственные. В нашей работе существует три этапа: первый - это работа со всей группой одновременно (но при этом каждый ребенок должен быть сам по себе); второй - по парам; и третий - все вместе. Второй и третий этапы применяются в основном при работе со средними и старшими детьми.

С малышами нужно действовать очень осторожно, только если группа уже окончательно сформировалась и не один месяц работает вместе можно предложить им “партнерские” упражнения. Маленькие дети вообще тяготеют к изолированным, одиночным играм. Им трудно принимать правила, установленные другими, принимать чужую логику мышления и действий. Для тренировки коллективных действий, то есть для тренировки социальных навыков, в арсенале детских игр используются, прежде всего, игры спортивные, в которых личностное, творческое начало задействовано минимально: салочки, колдунчики и т. д. Необходимость работать с партнерами в творческих заданиях может вызвать между детьми острые и нежелательные конфликты. Одни попадут в положение лидеров и смогут самореализовываться, а другие окажутся в зависимом положении. Этого никак не следует допускать. Избежать этого можно только в том случае, если атмосфера взаимного доверия и интереса в группе прочно установилась, если дети стараются изо всех сил быть внимательными и тактичными по отношению друг к другу.

Так или иначе, основным средством обучения должна являться игра. А для начала в любой возрастной группе нужно ограничиться первым этапом, чтобы ребята почувствовали удовольствие и свободу, только затем можно приступать ко второму этапу. А третий - это высший пилотаж и торопиться с его приближением не стоит.

 

Разминка

       Разминка подразумевает под собой два важнейших компонента: первый - это разогрев всего тела, подготовка его к дальнейшим упражнениям и, как следствие, к решению творческих задач; второе - это собирание внимания (особенно у маленьких детей) ради тех же самых целей. Заметим, что на занятиях пластикой, разминка никогда не может быть самодостаточной, как, например, на сценическом движении, когда на первых этапах необходимо элементарно подготовить тело ребенка к дальнейшим достаточно сильным нагрузкам. Здесь важно понимать самому и дать понять это ребенку, что разогреваемся мы исключительно для того, чтобы дальше заняться “игрой”, то есть фантазированием. Каждый раз нужно ориентировать ребят на движение вперед, на создание чего-то нового, у малышей - на придумывание новой игры, у “взрослых” - на открытие в самом себе, в собственном теле, чего-то неожиданного. Если на каждом занятии будет происходить нечто удивительное, необычное, то у детей возникнет интерес и стимул к тому, чтобы не пропускать очередную встречу, не болеть и не капризничать.

“Настройка”

В начале любого занятия нужно встать всем вместе в круг, практически плечом к плечу, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться и без слов пожелать удачи и отличного настроения. С малышами можно придумать приветствие, состоящее из хлопков в определенном ритме. Это будет своеобразным ритуалом, с которого вы будете начинать занятие, и им же заканчивать. Для старших ребят этот момент необходимо проговорить отдельно, потому что круг помогает почувствовать друг друга, всю команду целиком, и забыть, хотя бы ненадолго, о личных проблемах: о школе, о недоделанных делах, о плохом настроении и т. д. Кстати, это касается и Вас!

Упражнения разминки рекомендуется проводить по поясам: сверху – вниз, то есть от головы к ногам. Универсальная разминка приводится в разделе “Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации”, а так же частично в разделах “Сценическая речь” и “Сценическое движение”. Мы же здесь приведем только те упражнения, которые принципиальны именно для занятий пластикой.

“Разогрев”

Разминочные упражнения, направленные на разогрев тела, можно начать выполнять в кругу, а затем расположиться в зале так, как это наиболее удобно.          

“Построить позвоночник”

Для этого нужно повесить тело на воображаемую перекладину и медленно выпрямляться, начиная с копчика, волевым усилием выстраивая каждый позвонок друг на друга. Затем резко и одновременно сделать рывок противоположными рукой и ногой, как бы растянув тело по диагонали. Часто при выполнении этого упражнения возникает хруст в позвоночнике – позвонки встают на место. Этого не нужно пугаться.

“Растирание”

Растереть руками все суставы, лицо и голову.

“Гимнастическая разминка”

Провести гимнастическую разминку, сочетая упражнения растяжки с силовым блоком (см. разделы “танец” и “сценическое движение”).

“Расслабление или релаксация”

.      Данные упражнения, при всем удовольствии, которое впоследствии будут испытывать дети любого возраста, подразумевают под собой серьезный настрой и очень внимательный контроль с вашей стороны. Нужно стремиться создать такую атмосферу в группе, чтобы ребята чувствовали себя спокойно и в случае чего были уверены в вашей поддержке.

       И еще один важный момент: если Вы посвящаете релаксации целый урок, например 45 минут, необходимо закончить его какой-либо игрой, не очень подвижной, но достаточно действенной, чтобы ребята успели включиться в привычный для них жизненный ритм. А лучше всего, если занятие пластикой длится 1,5 часа, из которых для начала 15 минут, потом 30, и только спустя несколько месяцев непрерывных занятий, 45 минут будет посвящено релаксации. Эти цифры не касаются малышей, для которых вполне достаточно 15 минут релаксации за занятие, причем в сочетании с другими упражнениями. Хорошо, если для таких занятий Вы подберете соответствующую музыку, например, инструментальные композиции Дид Кен Денс, Тенджерим Дрим, или звуки природы. Такие композиторы, как Китаро, Ван Гелис, Йеллоу, Исао Тамита и многие другие, своими произведениями тоже создают необходимую атмосферу теплоты и покоя.

“От движения к неподвижности”

Чтобы дети почувствовали, что такое по-настоящему расслабленное тело, необходимо предложить им очень подвижную игру, в самом разгаре которой по вашему хлопку они лягут на пол и закроют глаза. В этот момент тело будет совсем расслаблено. Попросите их запомнить это ощущение. Далее постепенно восстановится дыхание, хорошо, если при этом дети будут представлять себе, что вдыхают чистейший воздух, какой бывает, например, утром на море или в деревне, или рядом с водопадом.

       Нужно понимать, что для большинства детей сложно в первый раз закрыть глаза, да еще и лёжа на полу рядом с другими ребятами. Будет много смеха, шуток, лишних движений. Надо преодолеть эти неудобства и естественный неуют мягко, без окриков. И вот теперь, когда все успокоились, мягким, но уверенным голосом можно продолжать. Когда вы работаете со всей группой целиком, ваша задача заключается в том, чтобы каждый ребенок достиг внутреннего комфорта и попытался сосредоточиться только на себе, ни на кого не обращая внимания. Для начала можно предложить ребятам представить себе, что мы лежим на берегу моря, на теплом, слегка колючем песке, солнце еще не палит, а лишь слегка пригревает, легкий ветерок приятно обдувает тело, волна чуть-чуть касается пяток, вдалеке покрикивают чайки, не надо никуда спешить, вокруг полный покой и уют. Ваша фантазия и жизненный опыт поможет точно передать то состояние природы, когда чувствуешь себя ее неотъемлемой частицей, и тело переполняет ощущение безграничной радости и спокойствия. Не важно, какое место на земле Вы выберете, главное - Ваше собственное воображение и убаюкивающая, но в то же время уверенная подача голоса.

Через некоторое время, если ребятам удалось успокоиться и расслабиться, нужно так же постепенно возвращать их фантазию обратно. Можно посчитать до десяти, предварительно со всеми договорившись, что последний счет означает открытие глаз и возвращение в пространство зала, где вы занимаетесь. Если кто-то вдруг заснул, не пугайтесь и не раздражайтесь, а осторожно разбудите и скажите что-нибудь приятное. Можно поинтересоваться, приснилось ли что-нибудь? А заодно и обсудить с остальными ребятами, что им понравилось больше всего, а что вызывало неудобства. Внимательно слушайте ответы и в дальнейшей работе отталкивайтесь от реакции детей.

“Расслабление – напряжение”

Полное расслабление чередуется с максимальным напряжением всего тела; то же самое по частям (голова, рука, нога, кисть, мизинец правой ноги и т. д.).  

“Разные материалы”

Превращаем свое тело в разные материалы, только в собственном воображении (песок, глина, металл, вода, огонь и т. д.).

“Внутренним взглядом”

Нужно совершить путешествие по своему телу внутренним взглядом, исследовать ткани организма изнутри.

“Игра с тряпичной куклой”

Задача состоит в том, чтобы помочь расслабиться своему партнеру, проверяя зажимы каждой части тела по отдельности. Для этого один человек, лежа на полу, старается максимально расслабить свое тело, а другой - очень осторожно приподнимает и как будто взвешивает разные части тела своего партнера. Нужно добиваться того, чтобы расслабляющийся человек ничего не делал сам, а доверился партнеру. Если какая-то мышца оказывается зажатой, например рука до конца не разгибается, партнер должен помочь ей расслабиться, поглаживая или слегка встряхивая руку, пока она не повиснет как плеть. Человек, который расслабляется, может представлять себе, что он, например, тряпичная кукла. Нужно проговорить, что момент доверия партнеру очень важен. Не допустимо причинить боль или неудобство: если человек хоть раз перестанет доверять, впоследствии будет сложно снова добиться доверия.

“Марионетка”

Нужно привязать воображаемые нитки к частям тела партнера и поочередно их натягивать, заставляя тело двигаться и принимать самые неожиданные позы; хорошо бы выполнять это упражнение, лежа на полу.

Этап третий.

“Пьяный танец”

Вся группа, полностью расслабившись, лежит на полу; очень медленно и не спеша все одновременно, но без какой-либо команды, начинают двигаться, сохраняя ощущение расслабленности; постепенно из положения лежа, можно перейти в вертикаль; получиться своеобразный “пьяный танец”. Нужно уловить импульсы, которые посылает нам собственное тело, и довериться в движении этим импульсам.

“Внимание”

По большому счету все предыдущие упражнения, так или иначе, были связаны с сосредоточением внимания, только мы про это не думали, так как задачи были другие. Теперь расставим акценты именно на удерживании внимания ребенка, то есть впервые переведем это для него на сознательный уровень.

“Точка”

Принять положение “точка”, при котором любые внешние раздражители не мешали бы (нужно как бы спрятаться, от всего закрыться). Как мы помним по описанию в главе “Актерское мастерство”, это положение - на коленях или на корточках, руки обнимают колени, а голова максимально опущена – замкнутое, закрытое положение тела. Задача собрать внимание на самом себе, на стуке своего сердца, на дыхании.

“Звезда”

Из положения в точке постепенно раскрыться в звезду: полностью натянуть руки, ноги, спины, максимально раскрыть глаза и рты. Внимание переключить на все, что вокруг, пытаясь захватить как можно больше звуков и зрительных картинок. Вы можете помочь ребятам, считая вслух, сначала до шестнадцати, потом до восьми, до четырех, до двух, а они в свою очередь должны точно уложиться в предложенный счет. Затем упражнение может выполняться по хлопку. Из точки – мгновенный взрыв.

Из звезды нужно снова уходить в точку. Сначала так же под счет, постепенно сокращая его, а затем – по хлопку.

“Превращение части тела”

Внимание собрано на какой-то одной части тела, например, на руке, которая превращается в змею, а тело превращается в странный вытянутый камень; змея может погреться на солнце, лежа рядом с камнем или на нем, может ползать в поиске укромного уголка, может прятаться от приближающейся опасности и т. д.

“Мягкая рука”

Разбиться на пары, принять исходное положение, при котором ноги чуть шире ширины плеч, колени немного согнуты, спины абсолютно прямые. Встать лицом друг к другу, противоположные руки “склеить” у запястья и на этом месте сосредоточить внимание. Одновременно оба партнера начинают медленные плавные движения руками, нельзя “отклеиваться” друг от друга и использовать силу. В следующем этапе необходимо, сохраняя все то же положение тела и рук, дотронуться пальцами до плеча партнера.

“Ладушки”

Работа идет в паре, лицом друг к другу, исходное положение тела, один человек протягивает слегка согнутые в локтях руки ладошками вверх, другой кладет свои ладони на руки партнеру. Задача первого мгновенно перевернуть свои ладони и слегка ударить по рукам партнера, задача второго - не дать ему этого сделать.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.098 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь