Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Действенный характер обучения
Выбор формы занятий за руководителем. Но о некоторых принципах, на которых могут строиться такие занятия, следует рассказать. Ведь они одинаково актуальны и в том случае, когда история театра – это отдельный предмет, и в том случае, когда она вкрапляется в другие театральные уроки. Театральные уроки, как мы уже знаем, строятся на иных основаниях, чем традиционный образовательный процесс. Здесь нет деления на тех, кто учит, и тех, кто учится, - здесь есть участники совместного творческого поиска. Здесь тело, интеллект и чувство работают сообща. И поэтому всё происходит в общем движении, и мертвая тишина сменяется бурными всплесками шума. Театральный урок дарит его участникам радость творческой свободы и подлинного общения. И в этом его основная привлекательность. Однако, как только речь заходит о преподавании предметов гуманитарного или эстетического цикла в рамках театральной студии, воображение рисует совсем иную картину: парты, тишина и учитель поставленный против класса. А такая ситуация любому педагогу, исповедующему учение К. С. Станиславского, представляется не желательной. Изучение любого предмета можно превратить в увлекательный творческий поиск, в театральную игру. Именно поэтому мы предпочитаем назвать наш предмет не академически - “История театра”, а драматургически – “История про театр”. (В главе, посвященной драматургии мы уже говорили, что пьеса это всегда “история про…”.) Историю про театр, историю про то, как развивались в веках законы творчества, как менялось понимание его задач можно разгадывать так же увлекательно, как логику пьесы. И именно на это и нужно направить усилия. К сожалению, в этой области педагогики в последнее время совершалось не так много открытий, как в области преподавания других театральных дисциплин: речи, пластике, движении. В преподавании общеобразовательных дисциплин, как и прочих, Станиславский настаивал на действенном характере обучения. Он и в процессе обучения мечтал подчинить знания действию, а точнее: сделать знание – действием, и искал пути к этому. Он хотел, чтобы студийцы больше действовали, а не пассивно слушали. Он хотел, чтобы по предметам истории и истории искусств студийцы создали свои музеи, овладевали манерами эпох и сословий, устраивали бы в этих музеях литературные вечера в стиле эпохи и страны, на материале ее авторов и т.д. Единому процессу обучения подчинялся бы и выбор репертуара по сценической речи, вокалу, танцу и т.д. Замыслы К. С. Станиславского так и не были осуществлены. “В первый же год, - пишет З. С. Соколова, - Студия[40] была подведена почти под общий план всех студий и не имела возможности провести намеченное Константином Сергеевичем”. С тех пор в области преподавания общеобразовательных предметов будущим актерам практически ничего не изменилось. И выстраивая свой курс, мы будем пользоваться достижениями смежных областей. Прежде всего, нам помогут разработки коллег, занимающихся педагогикой искусства. Необходимо обратиться к разработкам социоигровых методик, осуществленных А. П. Ершовой и В. М. Букатовым. Очень полезно так же обратиться к разработкам в области развития изобразительного творчества А. А. Мелик-Пашаева. Неоценимую услугу окажет знакомство с курсом “Литература как предмет эстетического цикла”, разработанном Г. Кудиной и З. Новлянской. Развернутого курса “Истории про театр” для преподавания в детском коллективе, к сожалению, не существует. И в рамках данного пособия нет места для того, чтобы подробно и последовательно изложить всю методику преподавания “Истории про театр” и все содержание предмета. Поэтому мы вынуждены ограничиться только основными принципами и пунктирно обозначенной цепочкой упражнений. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы