Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


После того, как эпизоды названы, можно вместе с детьми обсудить, зачем мы в это играем, для чего мы все это затеяли, почему выбрали именно этот материал. Теперь они уже готовы к подобной работе.



“Атмосфера отрывка”

       Пусть дети придумают цвет каждого эпизода. Они могут его назвать или показать. К каждому эпизоду дети могут предложить музыку. Лучше, если она прозвучит на занятии. Здесь так же важно, чтобы ребята попытались объяснить свой выбор цвета и музыки. Это поможет им разобраться в атмосфере произведения. При этом совсем не обязательно, что именно эта музыка будет в итоге звучать в спектакле и этот цвет использоваться в его оформлении.

“Историческое время”

Восстановите историко-хронологические рамки действия. Попробуйте выяснить вместе с детьми, в какую эпоху происходили события, что происходило в истории до этого, а что будет происходить после. Дети знают много, но у них нет необходимости извлекать свои знания на поверхность. Поэтому важно дать им возможность подумать, прежде чем отсылать их к каким-либо источникам. Для того чтобы активизировать их память, можно попросить их немного пофантазировать: “Попробуйте поздороваться, как это мог бы сделать ребенок того времени. А как бы ты был одет, если бы жил в то время?” Важно, чтобы дети почувствовали эмоциональную окраску времени. Используйте в работе книги, музеи, видео только после того, как дети попытались восстановить облик эпохи самостоятельно. В этом случае у них уже будет сформирован запрос на дополнительную информацию, а значит, она будет принята охотно и лучше усвоится.

“Фантастическое время”

Даже если мы работаем с фантастикой, нам все равно надо придумать себе время. Нужно знать, что было до происходящих событий и что будет после. В мире фантастики есть своя вымышленная история и география. Она может быть точно указана в книге, а может только подразумеваться. Если мы работаем со сказочным или фантастическим материалом важно создать развернутую картину истории нашего мира. Пусть дети сочинят такую развернутую историю сказочной или фантастической страны. Пусть они докажут, исходя из текста, что эта история была именно такой, и выберут самую убедительную версию.

“Символы времени”

       В литературе бывает так, что реальное историческое время не учитывается, искажается, отходит на второй план. А на первый план выступают знаки и символы эпохи и культуры. Например, если мы берем “Трех мушкетеров”, то там нет исторического времени, но знаки – плащ и шпага. В этом случае полезно вычленить ключевые символы. Можно попросить детей нарисовать афишу, из которой было бы ясно видно, о чем идет речь в спектакле. Можно попросить нарисовать гербы героев. Если дети взрослые, то можно попросить нарисовать именно символ произведения или описать возможный рисунок словами.

“Драматургические этюды”

В результате предыдущей работы мы получаем событийный ряд и предлагаемые обстоятельства. Работая со старшими детьми, мы фиксируем это. Но, если мы работаем с детьми младшего возраста, термины мы не называем.

Теперь можно начинать играть этюды. Сначала это настроение эпизода, не привязанное к его сюжету. Это, скорее всего, пластическая импровизация на тему эпизода, возможно, под предложенную музыку. Только после этого играются этюды-истории со словами. До начала этюда обговаривается ситуация, в которую попадают персонажи. Выясняется, чего хочет каждый из персонажей. Слова дети импровизируют. После показов обсуждают, чья работа была интереснее и чем: кто точнее уловил смысл происходящего, суть конфликта, атмосферу, историческое время, а у кого получились самые интересные слова.

Только после этого дети могут получить свой текст (если он написан педагогом). Что-то из того, что придумывалось детьми во время этюдов, может войти в текст, сочиненный педагогом. Тогда легче этот текст “присвоить”. Эпизоды обжиты, осмысленны. Во время этюдной игры на все роли пробуются все актеры. Дети постепенно сами понимают, что у них лучше получается, где их место в спектакле. И в ходе этих проб постепенно происходит распределение ролей.

Если текст сочиняется совместно детьми и педагогом, то дальше начинается работа над речевыми характеристиками.

“Работа над речевыми характеристиками”

Всем героям предлагается высказаться об одном и том же событии. Например, педагог спрашивает, что сказали бы о событиях королевского бала следующие герои: мачеха, Золушка, принц, король, скороходы.

Затем можно составить словарь каждого героя. Если герой – наш современник, то мы составляем словарь его любимых слов и выражений. Эта работа тем более важна, если герой живет в другую эпоху. Тогда кроме любимых слов, нужно обязательно составить словарь непонятных для нас слов, чтобы впоследствии растолковать их. И, кроме того, нужно составить словарь слов, непривычных для нашего уха и редко нами употребляемых.

“Как стимулировать интерес к работе”

          Вся работа, зафиксированная на бумаге: названия и цвета отрывков; иллюстративный материал, собранный детьми; записи истории и географические карты; афиши и гербы; высказывания героев, - может вывешиваться в помещении, где проходят занятия. Это поможет поддерживать интерес к работе, постоянно будет погружать в атмосферу коллективного творчества и будущего спектакля.

“Сочинение сцен”

           После этого можно приступить к сочинению сцен. Если в группе много детей, то хорошо, чтобы каждый из выбранных нами эпизодов, в форме диалога попробовали записать несколько человек. Письменные работы читаются и обсуждаются на занятии. На их основе создается пьеса.

Завершающий этап работы необходимо взять на себя одному человеку. Это может быть педагог, которому предстоит осуществлять постановку. А может быть другой взрослый, условно – заведующий литературной частью. Если ребята взрослые, это может быть и кто-то из них. Однако, как мы уже говорили выше, окончательный вариант пьесы должен создавать лидер этой работы, потому что в противном случае не удастся достичь художественной целостности.

 

Список рекомендуемой литературы

Аникст А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. – М., Наука, 1983

Берковский Н. Я. Литература и театр. – М., Искусство, 1969

Волькенштейн В. Драматургия. – М., 1969

Гачев Г. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Театр. – М., 1968

Зингерман Б. Очерки истории драмы 20 века. – М., Наука, 1979

Как хорошо продать хороший сценарий. Обзор американских учебников сценарного мастерства, составленный Александром Червинским. – М., 1993

Лоусон Г. Д. Теория и практика создания пьесы и киносценария. – М., 1968

Малочевская И. Б. Метод действенного анализа в создании инсценировки. – Л., ЛГИТМИК, 1988

Хализев В. Е. Драма как явление искусства. – М., 1978

Холодов Е. Г. Композиция драмы. – М., 1957


Глава 4


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь