Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 12. Костюм. Продолжение.



 


Глава 15

СЦЕНОГРАФИЯ

 

Любая сценическая площадка – это, прежде всего, пространство, где действуют актеры в соответствии с замыслом режиссёра, художника, балетмейстера и т.д. на благо зрителей, и этому должно быть подчиненно все, включая и сценографию -– художественное оформление спектакля.

Рассмотрим строение классической театральной площадки. Передняя часть сцены перед порталом, находящаяся ближе всего к зрителю, называется “авансцена”. Средняя часть площадки – собственно “сцена” (на ней иногда расположен поворотный круг). Задняя часть – “арьерсцена”. Пространства справа и слева от сцены, (как правило, вне видимости от зрителя) – “карманы”. Кроме того, площадка имеет высоту. Если она достаточна, это позволяет иметь подъёмно-опускные механизмы.

В разных театрах, случается, отсутствуют (за исключением центральной части) какие либо элементы, но почти все они могут быть выстроены с помощью кулис, задника, а так же кубов или подиумов, продолжающих сцену в зал.

Сценическое пространство – это, как правило “коробка”, имеющая свои пропорции: высоту, глубину и ширину. В театре так и говорят – “коробка сцены”. То, как заработает это пространство, этот воздух внутри “коробки”, зависит, прежде всего, от декораций, от расположения объектов, помещённых туда. Скажем, беспорядочно стоящие ширмы образуют лабиринт, диагонально расположенная стена диктует соответствующие мизансцены. Вытянутые вертикальные объекты, линии, делают пространство выше, а горизонтальные, наоборот придавливают пространство, расширяют его.

Необходимо также заметить, что “планшет сцены” (пол) может иметь высоту, а может располагаться вровень с полом зрительного зала. Оба эти варианта имеют свои плюсы и минусы (скажем, на высокой сцене плохо просматривается пол, но актер виден с головы до ног). Площадка же вровень с полом зрительного зала позволяет, как бы приблизить актера к зрителю, заставляет почувствовать зрителя участником действия. Но при невысоком подъеме зрительной части зала та же проблема: не виден пол, не видно и нижней половины актера. В условиях детского театра, где актер мал ростом – это не допустимо.

Рекомендуется ввести такие универсальные элементы, показанные на рисунке, как подиумы (возвышение, имеющее параллельную полу верхнюю плоскость) и пандусы (возвышения с наклонной верхней плоскостью).

В театре издавна существует набор универсальных декораций: кубы, ширмы, стойки, драпировки. Из этих элементов можно выстроить любые объемы, плоскости, вертикальные линии, мягкую среду. Не случайно в профессиональных стационарных театрах все эти элементы обязательно используют в репетиционном процессе до изготовления настоящих декораций, а иногда и сами эти элементы становятся декорациями. В арсенале детского театра также есть смысл заиметь (приобрести или сделать самостоятельно) такие универсальные модули, на основе которых, при добавлении определенных деталей можно делать декорации практически ко всем постановкам.

Помимо традиционных материалов для изготовления декораций – бруса, доски, фанеры, ДВП, ДСП и пр., существуют другие, подчас более доступные: гофркартон упаковочный, тарные ящики, коробки, ячейки из под яиц, различные самоклеющиеся плёнки, под разные фактуры, “голографические” и витражные (работающие на просвет), полиэтиленовые парниковые плёнки (черная, прозрачная, армированная), которые можно расписывать и комбинировать с “самоклейкой”, цветным скотчем, синтетические верёвки, полихлорвиниловые трубки и шланги. Все эти материалы отличаются лёгкостью, что немаловажно в театре, где нередко монтируют декорации сами дети, но и нельзя забывать, что большинство из этих материалов, да и традиционных тоже, – горючи, и поэтому использовать декорации такого плана можно только соблюдая правила противопожарной техники безопасности (специальная пропитка, отсутствие на сцене пиротехнических эффектов и открытого огня и пр.).

Нужно особо сказать об одежде сцены, то есть, кулисах, падугах, заднике, половике. Она играет очень большую роль в формировании визуального восприятия пространства. Например, расписной задник с изображением пейзажа, вполне естественно “даст воздух” на сцене, сделает его глубже. Универсальный черный бархатный кабинет также способен зрительно расширять коробку сцены за счет слабой способности отражать свет, и черное пространство становится как бы бездонным. Красная и коричневая одежда сцены вызывает ощущение тяжести. С помощью кулис и падуг можно формировать параметры сцены и её пропорции, заданные зеркалом сцены (проём, ограниченный порталом, в котором мы собственно и видим спектакль, так называемая, “четвёртая стена”).

В детском коллективе вряд ли удастся шить одежду сцены на каждое представление, на каждый выпускаемый спектакль. Этого, часто не позволяют себе и “большие” театры, вследствие чего и изобрели универсальную одежду сцены. Она имеет определённые характеристики. Прежде всего: она должна быть тёмного нейтрального (лучше чёрного – классического, но никак не красного, кирпичного, и уж тем более, розового или жёлтого) цвета, не отражающей фактуры (не блестящая, не шелковистая), к примеру, – бархат, шерсть. Это нужно для того, что бы иметь возможность концентрировать свет на актёрах и декорациях. Цветовые всплески всегда выигрышнее смотрятся на таком фоне. Чёрный цвет в театре – это классический цвет, и смотрится совсем по-другому, нежели в домашнем интерьере.

Размеры одежды сцены (за исключением половика) всегда должны быть больше, как минимум на 25% во все стороны, тех расстояний, куда она должна вписываться, то есть иметь достаточный припуск для запахов и загибов, что бы предотвратить появление щелей между половинками задника, между кулис и т.д., а так же для загрузки снизу кулис и задника. Такой увеличенный размер даёт возможность и для большего манёвра при формировании пространства сцены. При необходимости, лишние сантиметры можно завернуть назад, что отражается на кулисах в лучшую сторону – край смотрится аккуратнее. Не следует забывать и об усадке ткани после противопожарной пропитки, повышенной влажности и небольшого стягивания швов.

И одежда сцены, и декорации, есть часть художественного решения спектакля, и первостепенное значение имеет тот ход, то принцип, который будет избран для их построения, и, стало быть, адекватность сценографии литературному или музыкальному материалу взятому за основу в будущем спектакле, ибо декорации могут быть ориентированны не только на отражение мест действия и быстрой смены их, но и на характер мизансцен (различные возвышения или условно замкнутые мелкие пространства внутри основного большого и т.д.).

В 1970-е годы появилось такое понятие – “действенная сценография”, отражающее стремление к максимально задействованным со стороны актёра декорациям, к декорациям непрерывно работающим на образ спектакля и отделяющее от декорационного искусства понятие “антураж”, как чуждое живому искусству театра.

И верно, нет ничего печальнее в театре профессиональном и любительском, когда актёр и декорации существуют отдельно друг от друга, сами по себе.

 

Практические рекомендации.

           Нередко школьный спектакль разыгрывается непосредственно в классе. Для того чтобы сделать класс похожим на сценическую площадку, естественно, следует освободить его от лишней мебели. При этом парты можно вынести в коридор, а можно приспособить их под “гребенку зала”, расположив их за первыми рядами стульев для того, чтобы можно было на них сидеть. “Зрительный зал” можно расположить или в глубине класса, у стены, расположенной напротив доски, или вдоль окон, напротив входной двери. В любом случае, удобно, чтобы дверь находилась со стороны сцены. Тогда ее можно использовать для выхода актеров, а коридор в качестве гримерки.

           Даже в том случае, если спектакль не требует сложного оформления и специальных декораций, лучше изменить обычное пространство и обстановку, “превратить” класс в театральную площадку. Легче всего это сделать, повесив задник. Сделать это можно несколькими способами. К примеру, на дальней стене “сцены” на максимально возможной высоте ввернуть шурупы так, чтобы они располагались на расстоянии примерно 40 см. друг от друга и выступали из стены на 1 – 1,5 см. и на них, на петельки или колечки повесить задник. Другой вариант – закрепить на боковых стенах, недалеко от задней, два крюка. Между ними натянуть репшнур толщиной 6 мм. И на этот шнур повесить задник тем же способом, или прострочив карман по верхнему краю задника и протянув шнур внутри. Если необходим проход за задником, то крюки нужно крепить на соответствующем расстоянии от дальней стены сценической площадки.

           Если для воплощения спектакля необходимы кулисы, в качестве них можно использовать ширмы. Ширмы должны быть выше актера, как минимум, на длину вытянутой руки и состоять из двух – трех створок. Створки обеспечат ширме устойчивость (см. рисунок).

           Если театральное представление происходит в актовом зале, где сцена не оборудована, можно использовать ту же конструкцию, что и в классе. Задник можно повесить не на репшнур, а не металлический трос. Ширмы можно заменить кулисами, расположенными в несколько планов. Вешать их можно на такие же металлические тросы при помощи крюков.  

Кроме кулис на тросы можно повесить падуги: горизонтально расположенные элементы одежды сцены, скрывающие потолок и осветительные приборы, расположенные над сценой.

 


Список рекомендуемой литературы

Базанов В.В. “Техника и технология сцены”, Ленинград 1976.

Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. – М., Знание, 1986

Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра: от истоков до середины 20 века. – М., Эдиториал УРСС, 1997

Ключников Д.А., Снежинский Л.Д. “Театральные драпировки”, Москва, ВТО 1971.

Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. – М., Просвещение, 1981

Понсов А. Д., “Конструкции и технология изготовления театральных декораций”. - Москва, “Искусство”, 1988.

Рындин В. Ф. Как создается художественное оформление спектакля. – М., Академия Художеств СССР, 1962

“Театральные драпировки” Д. А. Ключников, Л. Д. Снежинский. – М., ВТО, 1971.

Шверубович В. Режиссер и оформление спектакля. – М., Советская Россия, 1965

Шифрин Н. А. Художник в театре. – Л., Художник РСФСР, 1964

Художник, сцена. Сб. статей. – М., Советский художник, 1975

Художник, сцена, экран. Сб. статей. – М., Советский художник, 1975


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь