Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Принцип построения вводного курса



       Вне зависимости от того, выстраивается ли курс в строгой последовательности, или он возникает и исчезает в зависимости от нужд репетиционного процесса, нужно условиться о “правилах игры” до того, как начнется разговор о конкретной эпохе или о конкретном явлении. В данном случае, под “правилами игры” мы подразумеваем некий вводный курс, который позволит нам выработать общий с детьми понятийный аппарат, без которого разговор об искусстве затруднен.

       Вводный курс может включать достаточно много тем: “Искусство и игра – общее и различное”, “Виды и жанры искусства”, “Зрелищные искусства”, “Устройство современного театрального здания”, “Театр и зритель”. Но есть две темы, которые на наш взгляд, являются ключевыми: “Языки и материалы различных видов искусства” и “Время в искусстве и искусство во времени”.

       Тема “языки и материалы различных видов искусств” бесконечно важна. Главная преграда, которая встает между человеком и миром искусства, - игнорирование художественной формы. Если человек, не важно большой или маленький, стремится понять содержание художественного произведения, минуя восприятие формы, он обречен на неудачу. Нельзя, например, понять смысл отдельно взятого шекспировского сонета, вне самой сонетной формы, где всё закольцовано и при этом перетекает одно в другое. Темы любви, творчества, времени исчерпываются каждая в своем образном и смысловом значении, и при этом органически и неизбежно перетекают одна в другую. Каждый сонет – кольцо мыслей и образов. И такое же, но более объемное кольцо – весь венок сонетов в целом. Через отдельный сонет вскрывается образный и смысловой строй всего венка. И в то же время через весь венок осознаются темы каждого отдельного сонета.

Между тем искусству восприятия формы в традиционной школе практически не уделяется внимания. А тема “языки и материалы различных видов искусства” как раз и позволяет сосредоточиться на восприятии формы. В рамках этой темы происходит знакомство и игра с ритмом – базовой структурой языка любого вида искусства. Здесь мы знакомимся и играем с основными языками музыки, литературы, изобразительного искусства, то есть со звуком, словом, линией, цветом, объемом и т.д. Здесь мы постигаем индивидуальные особенности и свойства материалов и инструментов: медь, тростник, кожа звучат не одинаково, не одинаково выглядят, не одинаковы на ощупь, а значит, создают разные настроения, если становятся музыкальными инструментами или основой создания визуальных образов.

И еще мы постигаем здесь две истины, касающиеся искусства театра. Первая: театр синтезирует языки всех видов искусств на основе своего собственного языка – действия[41]. Вторая: в большинстве искусств творец, материал и инструмент - разделены. Творец всегда человек, а материалом может быть камень и инструментом – резец, или материалом – холст и краска, а инструментом – кисть. А вот в искусстве театра творец, материал и инструмент – один и тот же человек – актер.

       Тема “Время в искусстве и искусства во времени” важна потому, что вне ее невозможно сформировать ни того же самого чувства формы, ни историзма мышления. Если говорить о единстве художественной формы, очень важно, чтобы дети понимали: искусство не воспроизводит жизнь в ее повседневном бытовом течении буквально и последовательно. Любое произведение искусства ограничено во времени, то есть имеет начало и конец. Поэтому время там спрессовано, разорвано, может двигаться вспять или по кругу, вовсе не так как в реальной жизни. И от того, какая форма взаимоотношений со временем выбрана, зависит жанр, стиль, композиция произведения. Если же говорить об историзме мышления и восприятия, то очень важно, чтобы ребята научились выстраивать диалог с иными эпохами. Чтобы стать собеседниками Гомера или Августина, нужно ощущать особенности их эпохи, наложившие отпечаток на форму их мышления и способы высказывания. Но прежде, чем осознать особенности каждой эпохи нужно как минимум, расположить их для себя в какой-то временной последовательности. Казалось бы, - нет ничего проще. Все дети изучают в школе историю. Но практика показывает, что школьное изучение истории в данном случае не сильно помогает. Дети, как правило, не ощущают единого течения времени, не ориентируются в пространстве веков. На уроках искусства приходится открывать для них образы времени заново.

       После того, как вводные темы освоены, работать с детьми можно над любым материалом, который вы выберете. Общий язык уже выработан.

С самого начала

       Если Вы решили изучать всю “историю про театр” последовательно, мы советуем начинать с самого начала. А это значит – не с Древней Греции и не с творчества великих трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида, - а с древнейших племенных обрядов. На это есть несколько причин. И главная заключается просто-напросто в том, что Древнегреческая Культура – это не начало развития культуры, а Древнегреческий Театр – не начало развития театра. Это определенная вершина, подъем на которую логичнее начинать от подножия. Когда целостное, законченное явление, такое как Древнегреческий театр, возникает перед детьми во всем своем величии, а заодно и во всей своей замкнутости, им трудно его осознать, воспринять, вступить с ним в диалог.

       Совсем другое дело – начало начал культуры – древнейшее прошлое человечества. Пусть оно еще дальше, но на поверку оказывается, что оно нам ближе. Древнейшее язычество имеет гораздо больше общего в культуре всех народов, чем его поздние и более совершенные проявления. Представления о природных духах, населяющих воды, леса и поля едины у всех. Образы древнейшего язычества сохранились в фольклорных сказках и перешли в авторские, сохранились они и в национальных праздниках, и потому, с ними дети достаточно хорошо знакомы и привыкли взаимодействовать. А вот Жук Скарабей, Дракон, Гарпии или Обезьяна Хануман являются уже символами локальных культур. 

           Другими словами, суть происходящего на весеннем празднике, посвященном Дионису, гораздо проще понять, предварительно разобравшись в сути весенних обрядов собственного народа, сохранившихся до сих пор. И легче понять кто такой сам Дионис с тирсом, увенчанным шишкой, вспомнив родного Лешего, этими самыми шишками покрытого с головы до ног. Если понять, что суть любого обряда – общение с языческим божеством, то уже не трудно сообразить, что песни, пляски и игры, посвященные Яриле, принципиально ничем не отличаются от грандиозных театральных спектаклей, посвященных Дионису. Первое – проще, второе – сложнее. Но суть одна. Во-первых, к божеству обращаются на всех возможных языках сразу: на языке ритма, звука, цвета, линии, слова и действия, - чтобы ему было как можно более понятно. Во-вторых, у него просят чего-то конкретного. В древнем обряде – в круглом хороводе вокруг жаркого костра – просят побольше круглого и жаркого солнца: “Гори-гори ясно, чтобы не погасло”. А в спектакле древнего театра просят того же, но на более сложном уровне: разыгрывая истории из жизни богов и героев, просят их постоянного присутствия в жизни людей, помощи в принятии повседневных решений и исполнении повседневных дел.

А между хороводом на полянке и спектаклем на склоне Афинского холма есть промежуточная форма: древняя мистерия – Критская, Египетская. Можно миновать эту стадию развития театра и культуры. Но если коснуться ее, загадочный мир театра откроется новыми гранями, станет не только объемнее, но и понятнее. Мы не можем здесь останавливаться на освоении древних форм театра подробно, но в разделе “Игры, задания и упражнения” приведем несколько примеров тех путей, которыми можно идти в освоении этих явлений.

       Вообще же, если Вы решили идти по пути последовательного изучения “Истории про театр”, то лучше идти действительно последовательно, не пропуская ничего из того, что “пролистывается” при беглом изучении предмета. Не стоит, например, пропускать Древний Рим, ранее Средневековье, Барокко. Последовательное изучение имеет смысл именно в том случае, если мы вскрываем логику развития культуры, если мы действительно рассматриваем драматургию истории культуры. Такой подход дает возможность “обжить” территории культуры, проследить движение ее кровеносных жил от глубокой древности до сегодняшнего дня.

       В зависимости от того, каким временем мы располагаем и какие цели преследуем, мы можем построить курс таким образом, что на изучение каждой культурной эпохи у нас уйдет целый год, или таким образом, что все эпохи уложатся в рамки одного учебного года. Вопрос заключается в том, насколько подробно мы захотим остановиться на каждом явлении.

Учитывая дефицит времени, можно выбрать одну какую-то нить, одну сюжетную линию, но ее проследить от и до. К примеру, такой нитью может стать театральная маска ловкого простака, с помощью которой мы сможем проследить всю историю развития театра. Тогда мы получим такую цепочку:

1. маска племенного божка плодородия в архаической культуре;

2. маска Силена в Дионисийском культе;

3. маска обжоры Макка в древнегреческом площадном театре;

4. маска Слуги, обжоры, и пройдохи в древнеримской Ателлане;

5. маска Греха в средневековом Моралите и маска Слуги в средневековом Фарсе;

6. маски Арлекина и Пульчинеллы в комедии Итальянского Возрождения дель Арте;

7. маска Петрушки в российской кукольной комедии 17 – 19 века.

От этой цепочки разойдется множество ответвлений, в круг изучаемых персонажей попадут Фальстаф[42] У. Шекспира, Труффальдино и Актер[43] К. Гольдони, Иван-дурак из народной сказки, Хлестаков[44] Н. Гоголя и многие другие. Можно будет увидеть, как трансформируется, как развивается понимание образа в каждой эпохе и в каждой культуре, под рукой каждого отдельного драматурга. Станет понятно, что теряется, забывается, а что варьируется и наращивается. Будет ясен тот внутренний диалог, который развивается внутри самой культуры, где каждый следующий образ – это реплика в ответ на предыдущую. Понятно, что, не охватив всего богатства, при таком подходе мы все же покажем детям ключи, при помощи которых открывается каждая из культурных эпох.

       Однако, последовательное изучение – не единственный и не обязательный путь. Если цель изучения определенной культурной и театральной эпохи – помощь репетиционному процессу, закономерно, что будет выхвачен один фрагмент истории.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь