Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Возьмите на себя обязательство противостоять своим страхам
В 6-й главе я рассматривала конфликт «приближение-избегание», который необходимо иметь в виду в борьбе за выздоровление. С одной стороны, вам хочется полностью освободиться от последствий сделанного аборта. С другой стороны, вы боитесь слез, горя и старых ран. Может быть, подобно некоторым женщинам, вы даже боитесь исцеления, потому что «не заслуживаете счастья». Этот страх исцеления сродни состоянию заключенных, которые настолько свыкаются с тюремной камерой, что начинают бояться свободы. Страх — ваш самый опасный враг. Может быть, вы боитесь утратить контроль, сойти с ума или вскрыть рану, которая причиняет настолько мучительную боль, что ее невозможно лечить. Однако помните: ваши страхи всего лишь выражение не нашедших выхода эмоций, вызванных травмой. Страх это нормальное чувство, но если вы будете отважно идти к своей цели, то со всем справитесь, как это сделала Ханна: Мне было так страшно решиться на первый шаг и принять участие в программе «Виноградник Рахили». Казалось, безопаснее по-прежнему прятаться в темноте, держать боль глубоко в себе, чем попробовать рассказать о моем позоре другим. Теперь я искренне благодарна, что получила исцеление и прощение от Бога и что вместе с другими женщинами оказалась в атмосфере доброжелательности и доверия. Поездка в «Виноградник Рахили» стала для меня настоящим спасением. Надо сознательно, с полной уверенностью в своих силах решиться пройти процесс исцеления, чтобы оставить эту часть жизни в прошлом. Постоянно напоминайте себе, что сотни тысяч женщин и мужчин это уже пережили. И они на вашей стороне, поддерживают вас и обещают вам, что ваши усилия будут вознаграждены. Вот что говорит Динна: Мне было до смерти страшно ехатъ в центр «Виноградник Рахили». Я так нервничала из-за этого, что даже попросила подругу отвезти меня туда и забрать мою машину, чтобы я не смогла уехать, даже если бы захотела. Невозможно вы разить словами, что я пережила за те короткие три дня. Я испытала столько разных чувств за такое короткое время, но мне не пришлось справляться с ними в одиночестве. Всегда рядом оказывался человек, способный поддержать меня и найти нужные слова. Эта поездка позволила мне освободиться от тяжелой ноши и открыла возможность обрести прощение для себя. В моем сердце появилось место для надежды. Многие люди боятся горевать, потому что они никогда не понимали, что подразумевает этот процесс. В действительности это сложное, многоуровневое действие, которому необходимо обучаться1. С помощью окружающих также можно научиться работать над своим горем. Для исцеления необходимо назвать, признать и усмирить свою невысказанную боль, что позволит преодолеть молчание и потребность хранить тайну. Горевать означает открыться и выпустить отравляющие вас чувства и эмоции, которые лишают жизнь радости и покоя. Выздоровление не начнется, пока вы не избавитесь от чувства вины и гнева, которые, как короста, покрывают вашу душу. Только это позволит добраться до глубоко скрытой раны от потери ребенка. Затем следует процесс переживания горя, во время которого происходит лечение раны. Останется ли шрам? — Да. Но он больше не будет воспаляться. Вы снова сможете стать здоровым человеком. Другого пути нет. Исцеление невозможно найти, если прятаться от правды. Исцеление происходит, когда вы находите в себе мужество честно и смиренно взглянуть в лицо правде. Кроме признания смерти своего ребенка, необходимо понимать всю глубину и масштаб происшедшего. Это включает в себя осознание всего комплекса обстоятельств и личных факторов, которые подпитывали ваше отчаяние. Встреча с истиной возможна только при условии, что вы честно посмотрите на себя и попытаетесь разобраться в себе — не затем, чтобы осудить себя, а затем, чтобы суметь стать таким человеком, каким вы хотите быть. Переживание горя обычно происходит в социальном контексте, то есть подразумевает участие других людей. Именно поэтому существует обряд похорон, который позволяет людям поддержать друг друга в первые дни горя. В случае потери ребенка в результате аборта включение в процесс переживания горя также происходит легче при поддержке со стороны окружающих. Если вы чувствуете, что находитесь в изоляции, ваши страхи могут усугубиться, к ним добавятся чувства вины и стыда, а также депрессия. Мысли о том, что необходимо вырваться из этого заключения, могут привести к появлению острого чувства тревоги. Джули так описывает свое состояние: Я думала, что «отложила» воспоминания о своем аборте куда-то в дальний уголок сознания, пока мы с мужем не от правились к семейному психологу (после 22 лет совместной жизни). Внезапно проблемой для обсуждения стал мой аборт. Все это показалось мне жестоким, я не хочу продолжать, по тому что мне от этого физически плохо. Одна часть моего существа не хочет думать о том, что аборт действитель но имеет отношение к моей нынешней жизни, но потом дру гая часть говорит, что после аборта я никогда не была собой. Именно из-за этого меня раздирает внутренняя борьба - одна половина удерживает меня, другая хочет, чтобы я освободилась. Но сама я в ужасе и не позволяю себе думать о прошлом. Многие женщины говорят, что их охватывает ужас при одной мысли, что кто-то узнает об их тайне. Беспокойство, что тайна о сделанном аборте раскроется, может быть чрезвычайно сильным и даже вызывать такие клинические проявления, как тошнота, головокружение и одышка. Даже если женщина знает, что в итоге ее ждет исцеление, ей бывает трудно преодолеть чувство стыда. Вот что об этом говорит Хелен: Я постоянно придумывала новые предлоги, почему сейчас не нужно проходить программу реабилитации. Однако в конце концов мне пришлось признать, что лучшего момента может не оказаться, потому что я так устала от гнета депрессии, вины и гнева. Я разрывалась между желанием разобраться со своими чувствами и невероятным ощущением паники. Когда я подъехала к центру реабилитации, я очень волновалась. Мне было очень страшно, что меня будут осуждать и порицать. Этот страх перед осуждением может быть особенно острым, если раньше вы сталкивались с обвинениями со стороны других людей или если те, кто уже знает о сделанном вами аборте, не проявили достаточного сочувствия вашему горю. Если в прошлом уже были случаи, когда вас осуждали или не уделяли вам должного внимания, это может затруднить обращение за поддержкой к окружающим. Если когда-то вы уже «обожглись», то, естественно, будете бояться обжечься еще раз. Сьюзан так описывает свои чувства: Уже когда я лежала на операционном столе, я знала, что аборт - это ошибка. Я чувствовала это нутром, но все равно сделала его. Потом мне стало плохо, и меня на «скорой» привезли в больницу, чтобы сделать выскабливание. Именно тогда об аборте сообщили моим родителям. Они ничего не сказали, но потом стали использовать случившееся как «оружие» против меня. Никто не спрашивал меня, как я себя чувствую и что про исходит у меня в душе, поэтому было очень сложно говорить о происшедшем. Я боюсь, что другие меня осудят или станут использовать информацию о моем прошлом против меня. Страх быть осужденным и отверженным — полная противоположность ощущению, что тебя понимают и любят. Для того чтобы справиться с этими страхами, постоянно напоминайте себе, что в организациях по оказанию психологической помощи женщинам, страдающим постабортным синдромом, работают люди, которые понимают вашу боль и ваши страхи. Многие из них уже пережили то, что сейчас переживаете вы. Вся деятельность направлена на то, чтобы помочь вам, поэтому никто не будет вас осуждать. Тот факт, что многие работают на добровольной основе — или получают очень небольшую зарплату — свидетельствует о том, что ими движет забота и любовь. Вы нигде больше не найдете более внимательных слушателей, с которыми можно поделиться своими мыслями, страхами и надеждами. Многочисленные страхи, мешающие поделиться своими чувствами «с внешним миром», далеко не лишены основания. Однако о них можно забыть, приходя в организацию по оказанию психологической помощи, поскольку там вы находитесь в безопасности. Ваши страхи являются только помехой. Вот как Джоанна вспоминает свой первый вечер в «Винограднике Рахили»: Я так боялась, когда подходила к центру реабилитации, но теплые приветствия и дружелюбие других участников моей группы помогли мне почувствовать себя желанной гостьей, и моя тревога улеглась. Я так боялась, что меня опять отвергнут. Но никто меня не отталкивал, меня любили, поддерживали и поощряли. К концу курса реабилитации я почувствовала облегчение и надежду. Я больше не чувствовала себя никчемной и безнадежной. Просто невероятно, что многие чувствовали себя так же, как я, и тоже нашли в себе смелость приехать туда. «Аборт — дело сугубо личное», — нам всем приходилось слышать это мнение, распространенное среди сторонников индивидуалистического взгляда на мир. Однако в действительности человек — существо общественное и нуждается в сочувствии и поддержке. Аборт уничтожает связь между матерью и ребенком, но этим далеко не всегда ограничиваются его последствия. Прерывание беременности может также уничтожить отношения между влюбленными, супругами и членами семьи. Он развивает в человеке склонность к уединению и скрытности. Иногда его последствия приводят к утрате связи со своим я. Процесс исцеления, таким образом, должен быть направлен на восстановление взаимосвязей. Один из лучших способов сделать это — вместе с другими женщинами и мужчинами, страдающими от травматических последствий аборта, посещать групповые консультации, во время которых вы сможете погрузиться в атмосферу поддержки и получить помощь опытных профессионалов и их помощников, работающих на общественных началах. Оказавшись в обстановке безопасности и понимания, вы не только почувствуете, как другие находят путь к вашему сердцу, но и сами научитесь понимать и поддерживать их своим сочувствием и словами поощрения. Позвольте себе горевать Кто-то сказал мне, что я должна дать выход горю, чтобы пережить свою утрату, но я чувствую себя виноватой, когда делаю это. Как можно горевать о том, чему я сама положи ла конец? Как можно горевать по тому, кого не знала? Какое право я имею горевать по тому, кого я не хотела? Разве я не отказалась от права горевать, решившись сделать аборт? Такие вопросы часто возникают не только у Джиллиан. Чувство вины не позволяло ей выражать свое горе. Джиллиан рассудила, что если она сама приняла решение сделать аборт, то не имеет права предаваться спасительным слезам. Слезы приносят облегчение. Она же не имеет ничего общего с матерью, потерявшей ребенка в автокатастрофе. Ведь она сама убила своего ребенка. Кто дал ей право оплакивать свою утрату так же, как это делают женщины, которые лишились детей не по своей вине? Разве у нее может быть право обрести облегчение в слезах? Для многих женщин и мужчин, как и для Джиллиан, чувство вины мгновенно поднимает голову, как только они начинают думать о своей утрате. Однако вина — это то самое чувство, которое подсознание стремится вытеснить в первую очередь. Поэтому именно оно не позволяет разобраться во множестве других чувств, перекрывая доступ к ним. Если вы пытаетесь отстраниться от чувств утраты, гнева или печали, то вы отгораживаетесь и от своего горя. Пытаясь оправдаться, найти объяснение своему поступку и аргументы в защиту и оправдание решения сделать аборт, вы, возможно, пытаетесь уйти от реального ощущения горя, которое будет преследовать вас до тех пор, пока вы его не осознаете. Чтобы проработать горе, необходимо позволить себе признать и пережить его. Вам не удастся справиться со своим горем, если вы будете постоянно твердить себе, что нужно быть «сильной», или что не нужно «думать об этом», или «мне не в чем себя винить». Всё это формы отрицания, при помощи которых мужчины и женщины пытаются спрятать свое чувство утраты. Однако аборт всегда означает потерю. Аборт — это встреча со смертью. Как бы вы это ни называли — «потеря беременности», «потеря неродившегося человека» или «потеря ребенка», — в любом случае это потеря. Она влияет на отношения с другими людьми, на чувство материнской привязанности, приносит ощущение утраченной чистоты. Она также подразумевает потерю всего того, что «могло бы произойти в вашей жизни», и мысли о несостоявшихся возможностях могут заполонить ваше сознание. Потеря может повлечь за собой более глубокое горе по мере того, как будущее становится настоящим и некоторые из аргументов, из-за которых вы приняли решение об аборте (например, надежда сохранить отношения с любимым человеком или карьеру), оказываются ложными. Трудно и даже невозможно оплакать смерть, не признавая духовной природы человеческой натуры. Все религии осмысляют смерть с духовной точки зрения. Наши ритуалы, обычаи и погребальные обряды играют важную роль, поскольку дают возможность проводить человека в последний путь, воздав дань уважения ушедшему и тем, кто оплакивает его смерть. Позволить себе горевать означает признать тяжелую реальность и понять смысл и причины утраты. Преодоление нежелания признать свое горе (отрицания) требует времени, этот процесс зачастую состоит из нескольких этапов. Первый этап — это опознавание, он подразумевает необходимость признать существование проблемы. Второй этап преодоления отрицания — это принятие. В этот период человек обращается к проблеме, но при этом часто продолжает себя оправдывать и не хочет осознавать ее глубину и серьезность. Последний этап проработки отрицания — капитуляция. Теперь человек полностью признает реальность проблемы и обретает желание разобраться в ее сути. Как только наступает этот этап, можно начинать работу с осознанием и преодолением горя. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы