Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психологическая травма и политика
аше общество неоднозначно относится к жертвам. Может любить их, может ненавидеть. Более точно наше отношение можно описать двумя словами: «сочувствие» и «презрение». С одной стороны, мы естественно склонны сочувствовать людям, которые пережили насилие или несчастье. Мы хотим им помочь и защитить их. С другой стороны, в нашу душу закрадываются сомнения и появляются вопросы: «А как эти люди стали несчастными?», «Действительно ли они заслуживают нашего сочувствия и помощи?», «Мы должны их защищать?», «Они по-настоящему являются жертвами или просто притворяются?». Ведь наше общество требует, чтобы люди были сильными и независимыми, а это также не способствует признанию проблем потерпевших. Если человек, переживший трагические события, не может достаточно быстро собраться и снова адаптироваться к жизни, некоторые люди склонны презирать его за то, что он «валяется в куче своих проблем и ноет». Эта нетерпимость выражается и в словах, которые обычно обращают к группам поддержки: «Хватит быть жертвами», «Кончай с этим», «За свою жизнь надо отвечать». Абсолютно так же относятся к жертвам и те люди, которые по политическим соображениям склонны не доверять жалобам и проблемам людей, переживших трагические события. Они считают/что жертвы сами выдумывают свои проблемы. Если бы они были сильнее, мудрее, проявили большую стойкость, то не пострадали бы от превратностей судьбы, или, по крайней мере, сами бы выкарабкались из трудной ситуации. Исследования психологической травмы постоянно наталкиваются на подобные недоверие и нетерпимость к людям, пережившим ее. Частично это происходит из-за того, что наше общество не всегда способно защитить своих членов. Если мы попытаемся разобраться в причинах психологической травмы, нам придется увидеть пороки нашего общества, а этого многим из нас совсем не хочется. Кроме того, когда сильный обижает слабого, естественно, сильный будет отрицать любые жалобы и аргументы слабого, обвиняя его во лжи или преувеличении, а также настаивать на том, что проблемы слабого коренятся в недостатках его личности. Всё это делает исследования психологической травмы крайне политизированными. Большая ошибка считать психологию чистой наукой. Ей не свойственны точные математические измерения, определения и доказательства, характерные для химии или физики. На характеристики психических расстройств влияют не только исследования и научные дискуссии, но во многих случаях — общественное мнение и даже личные соображения отдельных людей1. Политизированность психологии особенно ярко проявляется в исследованиях психологической травмы. В случае с абортами существует много разных причин, из-за которых сторонники прерывания беременности склонны отрицать тот факт, что женщина может получить психологическую травму в результате аборта. Например, те, кто получает доходы от абортов, не склонны верить, что это плохая медицинская процедура. Также и те, кто считает прерывание беременности средством контроля над количеством и «качеством» людей, рожденных в наш мир, хотят сохранить аборт как важное средство по контролю за народонаселением. Есть и такие, кто лично принуждал или подталкивал женщин к аборту, который те не хотели делать, — они хотят избежать личной ответственности за судьбу этих женщин и детей. Конечно, тот, кто принуждает во имя «любви» или потому, что «это — лучший выход для всех», не хочет признавать, как тяжело аборт ранил женщину. Наконец, есть врачи, психологи, политики и другие известные люди, которые политически и эмоционально инвестировали в свою поддержку сторонников прерывания беременности. Если они отступят от своей позиции или просто признают, что аборт иногда травмирует женщин, это повлечет за собой потерю авторитета и поставит их в неловкое положение. А ведь на них еще могут взвалить вину за то, что они позволили стольким женщинам страдать от психологической травмы после аборта и недостаточно поддерживали исследования и мероприятия по защите женщин. Любая из этих причин или же их совокупность вполне объясняют, почему так много людей испытывают иррациональное, рефлекторное неприятие утверждения, что аборт оказывает эмоционально травмирующее действие, по меньшей мере, на некоторых женщин. Современная ситуация поразительно похожа на то, что происходило и раньше. История исследований психологической травмы на сегодня представляет собой череду «прорывов» и «уходов в отрицание». Такие «превращения» объясняются исключительно изменениями политической конъюнктуры, в результате чего загнанные в угол жертвы иногда получают возможность добиться признания своих проблем. В данном приложении мы в общих чертах рассмотрим, как эта тенденция проявлялась в прошлом и в каком виде мы можем наблюдать ее сейчас, вопреки признанию существования постабортной психологической травмы. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы