Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Является ли этот мир нереальным?



Будда утверждал, что мир является шунья-таттвой (пустотой или несуществующим) во все три фазы времени. Всё в этом мире — шунья, нереально, как в начале, так в середине и в конце.

Шанкарачарья тоже учил, что этот мир возник из авидьи (невежества) и что в этой авидье нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Авидья невыразима, поскольку обладает особым свойством одновременно быть существующей и несуществую-щей. Брахма сатьям джаган митхья — «Брахман реален, а мир ложен».

нидрамохат свапнават тат на сатйам шуддхах пурно нитйа эках шиво ‘хам

«Атма-панчака», 3

«Этот [мир] подобен сну со сновидениями; он — иллюзия. Чистая и полная, вечная и единая истина состоит в том, что «я» неотлично от Бога».

Совершенно очевидно, что шунья (пустота) Будды и подобная сну митхья (нереальность) Шанкарачарьи суть одно и то же. Различны лишь названия. Нет разницы между понятием трикала-шуньятва Будды (пустота во все три фазы времени) и неизъяснимым понятием одновременного бытия и небытия, о котором говорит Шанкарачарья.

Путь к осовобождению

Во многих писаниях буддистов, последователей традиции Махаяна, говорится, что единственный путь к освобождению (мокша) — это прагья-парамита, представляющая собой таттва-гьяну, или знание о Реальности. Согласно учению буддизма, человек должен понять, что весь этот мир — юдоль страданий, и чтобы полностью избавиться от них, нужно стремитья познать истину (обрести таттва-гьяну).

Шанкарачарья тоже учит, что хотя этот мир ложен, он является источником страданий и горя. Совершенная свобода от страданий, которыми полон этот мир, называется мокшей (освобождением). Освобождение от материального существования приходит благодаря знанию о тождественности Брахмана и дживы, о Брахмане и об иллюзорном бытии. Такое знание является таттва-гьяной, и без него человек не может обрести совершенство слияния с Брахманом. Только с помощью таттва-гьяны (знания о Реальности) или брахма-гьяны (знания Брахмана) можно полностью уничтожить авидью (невежество).

Проанализировав оба эти суждения, мы увидим, что прагья Будды и брахма-гьяна Шанкарачарьи по сути — одно и то же, между ними нет принципиальной разницы. Мы можем подтвердить это тем, что Шанкарачарья, цитируя мантру «прагйанам брахма» из «Таиттирия-упанишад», последовательно обосновывает идею буддистов ветви Махаяна относительно прагья-парамиты. Таким образом, Шанкарачарья проповедовал таттва-гьяну (теорию тождественности Брахмана и дживы), следуя учению Будды о прагье, или прагья-парамите.

Нет разницы между шуньей Будды и Брахманом Шанкарача-рьи. В 19-м стихе буддистской «Прагья-парамита-сутры» написано о высшем освобождении в виде шунья-таттвы:

шактах каствамихастотум нирнимиттам

ниранджанам сарваваг вишайатитам йа твам квачиданишрита

Из этого стиха ясно видно, что шунья-таттва свободна от какой-либо скверны, беспричинна, нерождённа, несуществующа, не имеет никакой основы и невыразима словами. Ничто не может ей воспрепятствовать, она нетленна и неизмерима. Таковы особые признаки шунья-таттвы. Шанкарачарья, в свою очередь, тоже утверждает, что Брахман ничем не осквернён, не имеет формы, лишен разнообразия, энергий и отличительных особенностей. Все это говорит о том, что нет разницы между брахма-таттвой Шанкарачарьи и шунья-таттвой Будды. Сам Шанкарачарья тоже называл Брахман пустотой (шуньей):

драштридаршанадришйадибхава шунйаика вастуни нирвикаре

ниракаре нирвишеше бхида вастуни нитйо ‘хам нирвадо ‘хам

ниракаро ‘хам акшарах парамананда рупо ‘хам ахам эвахам авйайах

В словаре «Амара-коша» Будда назван адваявади (тот, кто исповедует учение о тождестве, или недвойственности). Последователи Шанкарачарьи тоже называют себя кеваладвайта-вади (последователями философии исключительного тождества, недвойственности). Таким образом, и здесь мы наблюдаем соответствие между этими двумя учениями. Читатели вольны сами судить о том, есть ли разница между идеями Шанкарачарьи и Будды.

Хотя таких различий между адваявадой и адвайта-вадой нет, Шанкарачарья всё же назвал своё учение адвайтавадой, а не адвая-вадой (буддизм). Почему он скрыл от других эту правду, если прекрасно понимал в глубине сердца, что он буддист? Причина этого была не в философском различии. Истинная причина в том, что таково было указание его повелителя — Верховного Господа, Шри Бхагавана. Шанкарах шанкарах сакшат: Шанкарачарья был непосредственным воплощением Шанкара, Господа Шивы, который является самым возвышенным вайшнавом и дорогим преданным Бхагавана. Вайшнавы почитают Господа Шиву одним из своих гуру.

В те времена, когда в Индии появился Шанкарачарья, основная масса людей уже начала отклоняться от принципов варнашрамы из-за влияния буддистского учения шуньявады. Даже люди из брахманских династий отвергали ведическую дхарму и принимали буддизм. Именно тогда Господь Шанкар воплотился на земле в образе Шанкарачарьи, наделённого необычайными способностями. Он видоизменил шуньяваду, превратив её в брахмаваду, и вернул Ведам былое уважение и доверие людей. Индия навечно останется в долгу перед Шри Шанкарачарьей за то, что он осуществил эту сверх-трудную миссию. Однако создание ложного учения о брахмаваде на основе авторитета Вед было лишь временным достижением. На том фундаменте, который был заложен Шанкарачарьей, впоследствии Шри Рамануджачарья, Шри Мадхва и другие вайшнава-ачарьи воздвигли дворец вайшнавизма. Мы уже приводили указание, которое Шри Шанкар получил от Бхагавана. Господь Вишну сказал Шри Рудре (Шанкару):

мам ча гопайа йена сйат сриштирешоттароттара

«Падма-пурана»

«Сокрой Меня, дабы безбожники интересовались только развитием мирского общества и производили на свет потомство, лишенное духовного знания».

История майявады

Шрила Ачарья Кешари досконально исследовал историю имперсонализма (майявады) с периода Сатья-юги и до нынешнего века Кали, и оставил нам общее описание истории майявады. Учёные-философы пришли к выводу, что доктрина Шанкарачарьи о нирвишеш-кеваладвайта-ваде (полном, лишенном разнообразия единстве) отличается от учения адвайтавады, существовавшего до него. Адвайта-вада до Шанкарачарьи была ведической: описания ее можно найти в Ведах и Упанишадах. В ведических шастрах говорится, что аупанишадик-Брахман (Высшую Истину, описанную в Упанишадах) нельзя назвать лишенным энергий или духовных качеств. Там говорится также, что этот мир бренен, но не ложен. Шукадев Госвами и четыре Кумара, во главе с Санакой и Саната-ной, вначале были погружены в медитацию на этот ниргуна-Брахман (Брахман, не имеющий качеств). Однако этот Брахман не был «чем-то неизъяснимым с характерной особенностью одновременного бытия и небытия». Позже по милости чистых вайшнавов они утвердились в шуддха-бхакти.

Гьяна-йога четырёх Кумаров была в какой-то степени неблаго-приятной для шуддха-бхакти, поэтому их отец, Брахмаджи, молился Шри Бхагавану, и Тот пришёл в этот мир в образе лебедя (Хамса-аватара) и дал Кумарам наставления о бхакти-йоге. Это описывается в Седьмой Песни «Шримад-Бхагаватам». Шри Шукадев Госвами, который вначале был приверженцем безличной Высшей Истины (ниргуна-Брахмана), вошёл в царство шуддха-бхакти по милости Шри Вьясадева, шактьявеша-аватары Бхагавана (воплощения Бога, наделённого особыми полномочиями). Шри Шукадев Госвами сам говорит об этом в Первой Песни «Шримад-Бхагаватам».

.

Адвайта-вада в Сатья-югу

В своём комментарии к «Брахма-сутре» (3.2.17) Шри Шанкарачарья приводит в качестве свидетельства диалог между Бадхвой и Васкали. Васкали — это известный адвайтавади в Сатья-югу, а Бадхва — его Гуру. Васкали был сыном Анухлада, а тот, в свою очередь, — сыном Хираньякашипу; Васкали, как и Хираньякашипу, отличался небывалой демоничностью. История имперсонализма в разные юги знает много таких примеров. Все эти «выдающиеся» демоны исповедовали либо адвайтаваду, либо майяваду. Это говорит о том, что учение имперсонализма особо почитается в обществе демонов. Беспристрастные и мягкосердечные мудрецы, которые следовали вначале учению адвайтавады, обретали спасение от смертельной западни майявады и очищали свои сердца по милости различных воплощений Бхагавана. Но жестокосердные демоны, которые слепо, фанатически верят в суждения, противоречащие шастрам, не могли постичь бхакти-таттву. Поэтому, чтобы защитить достоинство бхакти-таттвы, приходившие в этот мир воплощения Бхагавана уничтожали демонов. Так, Шри Ваманадев появился во время зловещего жертвоприношения, которое совершал демон Васкали (или Васкала) и убил его, тем самым даровав ему освобождение.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь