Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


IV. Ее элементы (параграфы 5-6)



А. Определение истинного учения (параграф 5)

Истинное учение об элементах, используемых в Вечере Господней, содержит предварительное условие, утверждение и ограничение. Предварительное условие заключается в том, что речь здесь идет только о том хлебе и том вине, которые были должным образом отделены для использования, установленного Христом (обратите внимание на параграф 3). Утверждение состоит в том, что такой хлеб и такое вино связаны со Христом так, что поистине, хотя и в переносном смысле, они могут называться телом и кровью Христа. Чаша, например, иногда называется в соответствии с тем, что она собой обозначает, а именно новым заветом в крови Христа, благодаря тесной взаимосвязи между символом и действительностью, представляющей собой священный союз этого таинства. Ограничение состоит в том, что вино в чаше не становится кровью в буквальном смысле этого слова. По своему химическому составу элементы данного таинства остаются всего лишь хлебом и вином, каковыми они были и прежде.

Б. Опровержение ложного учения (параграф 6)

Ложное учение утверждает, что при освящении хлеб и вино фактически становятся физическим телом и кровью Христа. Это называется пресуществлением. Рейнхольд Сиберг, ученый, занимающийся историей церкви, замечает следующее по поводу официального принятия данной доктрины Римско-католической церковью: "Эта доктрина, разработанная... богословами, была возведена в ранг непреложной догмы папой Иннокентием III на Четвертом латеранском соборе в 1215 году. Она гласит: "Тело и кровь действительно содержатся в таинстве алтаря в форме [speciebus] хлеба и вина; при этом хлеб пресуществляется в тело, а вино - в кровь посредством Божественной силы... Это таинство никто и никогда не может совершать, кроме священника, который был посвящен должным образом"2.

Идея, выраженная словом "пресуществление", является официальной и, по общему мнению, непогрешимой догмой Римско-католической церкви. Вероисповедание утверждает, что эта доктрина несовместима как с Писанием, так и со здравым смыслом.

Она противоречит Писанию, потому что Библия не допускает того, чтобы фраза "сие есть тело Мое" воспринималась буквально, но требует, чтобы она понималась в переносном смысле. Буквальная интерпретация противоречит историческим обстоятельствам, в которых эта фраза была первоначально произнесена (Мтф. 26:26-29). А. А. Ходж говорит: "Кроме того, когда наш Господь сказал эти слова и подал хлеб ученикам, чтобы они ели его, то Он сидел вместе с ними, будучи в Своем неповрежденном теле, и ел и пил вместе с ними"3.

Эта доктрина также противоречит библейскому учению о личности Христа. Христос принял подлинное человеческое тело. И Он до сих пор имеет его. Он будет иметь его всегда. Это тело имеет определенные ограничения и не находится на земле в настоящее время (Лк. 24:36-43,50-51; Ин. 1:14; 20:26-29; Деян. 1:9-11; 3:21). Такое тело не могло присутствовать сразу в тысяче таинств. Более того, согласно ясному и определенному свидетельству Библии, "пресуществление" не может происходить на самом деле. Вечеря Господня является воспоминанием о Христе, "доколе Он приидет" (1 Кор. 11:24-26). Это говорит нам о реальности и обыкновенных, нормальных качествах Его человеческого тела и его отсутствии на Вечере Господней. Мы не вспоминаем того, кто присутствует с нами видимым образом.

Буквальное толкование не учитывает возможности использования некоторых слов в Библии в переносном смысле. Например, во время Вечери Господней Иисус сказал: "Сия чаша есть новый завет" (1 Кор. 11:25). Безусловно Христос имел в виду не чашу, а вино.

Сам контекст Библии требует толкования в переносном смысле. Поскольку единственным аргументом в пользу буквального понимания являются слова "сие есть тело Мое", то если бы даже иная интерпретация была признана верной, то и в таком случае доктрина пресуществления должна была бы рассматриваться как недоказанная. Дело, однако, в том, что другие факты, содержащиеся в Писании, опровергают ее.

Здравый смысл также вступает в противоречие с доктриной пресуществления, потому что он предполагает вескость и обоснованность тех выводов, которые мы делаем на основании наших пяти органов чувств. Хотя Писание учит, что то знание, которое может быть получено на основании наших чувств, является ограниченным (2 Кор. 5:7), однако оно везде подразумевает, что здравый смысл и благоразумие дают правильное понимание реальности (1 Ин. 1:1-3; Лк. 24:36-43). Наши чувства нас убеждают, что сущность элементов даже после их освящения не изменяется; они так и остаются хлебом и вином и не становятся плотью и кровью. В Евангелии от Иоанна 2:1-11 содержится пример подлинного пресуществления, но в том случае произошедшая перемена была явной и очевидной для органов чувств.

Два пагубных следствия учения о пресуществлении записаны в Вероисповедании. Первое заключается в том, что это ложное учение фактически разрушает Вечерю Господню. Те люди, которые верят в данную доктрину и думают, что они участвуют в Вечере, на самом деле участвуют не в ней, а в ее полном извращении. Второе пагубное следствие этой доктрины состоит в том, что она приводит к суеверию и идолопоклонству. Если элементы воспринимаются как физическое тело и кровь Иисуса, то к ним будут относиться с суеверным страхом и трепетом и будут делать их объектами идолопоклонства. Это, в свою очередь, культивирует страх перед тем, кто имеет силу и власть совершать такое чудо. Более того, поскольку данная доктрина противоречит здравому смыслу, она вынуждает того, кто верит в нее, не соглашаться со своим разумом, потому что подвергает сомнению нечто основополагающее, а именно выводы, основанные на чувствах. И если вы верите в эту доктрину, тогда вы сможете поверить во что угодно. Это открывает дверь ужасной опасности выведения веры из области исторической действительности в область мистики.

Доктрина лютеранской церкви о подпресуществлении (которая, вместо учения о том, что хлеб и вино превращаются в тело и кровь Иисуса, утверждает, что физическое тело и кровь Христа присутствуют в хлебе, находятся в нем или под ним после его освящения), выдвигаемая против доктрины пресуществления, также вызывает много возражений.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь