Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I. Промежуточное состояние (параграф 1)
Используя специальный термин "промежуточное состояние", мы имеем в виду период между смертью и воскресением. Когда человек умирает, он переходит в промежуточное состояние и остается в нем до дня воскресения. Поскольку это состояние не является конечным как для праведных, так и для нечестивых, то оно называется промежуточным. Вероисповедание убедительно излагает учение Библии о промежуточном состоянии, показывая при этом различие между телом и душой в промежуточном состоянии и различие между праведными и нечестивыми в этом состоянии. Если мы действительно хотим правильно понять, что Библия говорит по этому очень важному вопросу, то мы должны подойти к изучению данной темы с учетом этих двух различий. А. Различие между телом и душой Первое существенное различие заключается в том, что люди состоят из двух качественно различных субстанций, которые Вероисповедание называет телом и душой. Поскольку они представляют собой качественно отличающиеся друг от друга субстанции, то их состояние и местонахождение могут после смерти быть отличными друг от друга. 1. Тело Вероисповедание утверждает то, о чем нам ясно говорят наш жизненный опыт и Священное Писание. Ужасная реальность состоит в том, что мы умрем (умрут наши тела). После завершения процесса разложения (гниения) вы, т. е. ваше тело, будете представлять собой просто кучу праха, лежащую в гробу на каком-то кладбище. Это произойдет со всеми людьми вообще и с нами в частности; исключением из этого правила являются только Енох, Илия и те христиане, которые будут живы в момент возвращения Христа. Происходит же это как следствие Божьего проклятия, явившегося результатом непослушания Адама (Быт. 2:17; 3:19; Рим. 5:12-21; 1 Кор. 15:22). 2. Душа Вероисповедание содержит два утверждения о душе, которые показывают контраст между ее положением в промежуточном состоянии и положением тела. Оно утверждает, во-первых, что душа "не умирает и не засыпает, имея вечное существование". "Вечное существование" мы понимаем как вечное бытие. Тело же разлагается и гниет. Оно прекращает существовать как таковое, но душа продолжает свое существование и после смерти. Она имеет жизнь. Греческие философы рассматривали душу как вечную, бессмертную, божественную, небесную субстанцию. Они считали ее искрой божественного огня, думали о ней как о равной Богу, вечной и несотворенной. Это явно не то, что христиане имеют в виду, когда говорят, что душа вечна. И это совсем не то, о чем говорит Вероисповедание. Христиане верят, что душа, как и все остальное, сотворена Богом и каждый миг ее дальнейшего существования зависит от Него. Физическая смерть не приводит к прекращению существования души. Души не умирают подобно телам. Они могут, как часть человеческого существа, испытать смерть, но сами по себе не становятся бездействующими в результате смерти и не разлагаются. Согласно определению Вероисповедания, они "не умирают и не засыпают". В этом сущность души. Она всегда находится в полном сознании. Данное свойство она не теряет и после смерти человека. В этом смысле душа является бессмертной. Второе утверждение Вероисповедания, касающееся души, состоит в том, что в момент смерти она возвращается не в прах, а к Богу. Согласно Вероисповеданию, душа возвращается к Богу для того, чтобы ей еще до дня последнего суда была назначена предварительная награда или определено наказание. Очень важно определить, где Библия говорит об этом. В Священном Писании немало мест, которые прямо говорят о положении праведников и нечестивых в период промежуточного состояния, и каждое из них подтверждает все то, что уже было сказано о различии между телом и душой. В каком-то смысле самым веским доказательством различия между ними является существование промежуточного состояния. Именно неестественность смерти наиболее ясно показывает, что человек состоит из двух частей. Обратите внимание на текст Второго послания к Коринфянам 5:1-8. Библия учит точно и определенно, что человек состоит из двух отличных друг от друга сущностей - тела и души (Быт. 2:7; Иак. 2:26; Мтф. 10:28; Еккл. 12:7). Эти мысли вводят нас в библейское учение о смерти. Оно может быть представлено в четырех утверждениях. 1. Смерть, физическая смерть, - это наказание, являющееся следствием греха. Доказательство этого утверждения было представлено выше, когда приводились ссылки на книгу Бытие 2:17; 3:19, Послание к Римлянам 5:12-21 и Первое послание к Коринфянам 15:22. Как наказание, являющееся следствием греха, смерть представляет собой искажение Божьего порядка творения. Человек своим грехом извратил Божие совершенное творение. Смерть как таковая является противоестественной в самом прямом и точном смысле этого слова. Смерть - это зло. 2. Смерть, физическая смерть, - это полное и неестественное разделение души и тела, приводящее к разрушению и разложению тела и к обнажению души. (Обратите внимание на стихи, приведенные выше.) Разъединение тела и души в момент смерти является полным противоречием их сущности, которую они обрели при сотворении. Ни душа, ни тело не были предназначены для того, чтобы существовать отдельно друг от друга. Прогрессирующая дряхлость тела, говорящая о приближении смерти (Еккл. 12:1-6), и отвратительное разложение, следующее за ней, ясно показывают неестественный характер смерти. 3. Смерть, физическая смерть, - это знамение и символ будущей вечной смерти потомков Адама. Последствием физической смерти является "жало смерти", т. е. ее самый худший аспект (Откр. 20:14; 1 Кор. 15:56-57; Евр. 9:27). Смерть, самое ужасное событие, которое только можно себе представить, является символом ада - того самого страшного бедствия, которое может постигнуть любого человека. 4. Жало смерти было удалено от тех, кто пребывает в союзе со Христом. Такие люди не умирают в Адаме. Они умирают во Христе, и поэтому жало смерти, ее самое страшное последствие, не касается их (1 Фес. 4:14; Откр. 14:13; Рим. 8:37-39). Христиане должны рассматривть смерть как реальность, имеющую отношение к ним и к другим людям. Если то, о чем вкратце говорилось выше, верно, то мы не должны пытаться получать удовольствие и наслаждение при мысли о смерти или проявлять к ней безразличное отношение. Честное признание ужасности и отвратительности физической смерти не должно нарушать нашего отношения к ней, потому что жало смерти не касается христианина. Смерть не забирает у него самого драгоценного богатства - Христа. Христианин может и обязан встретить смерть с мужеством и надеждой, которые свидетельствуют в пользу истинности Евангелия. Неверующие обязаны помнить, что смерть - это не зрелище, на которое смотрят со стороны. Поскольку это так, то неверующий человек должен хорошо представлять, что такое смерть. Этот вопрос беспокоит любого человека. И если он не находит ответов в Библии, то гдеже он может получить их? Если идеи натурализма и материализма, которые преподаются в наших государственных школах и пропагандируются нашими известными учеными, действительно верны, то почему мысль о смерти так сильно беспокоит неверующего человека? Если смерть - это просто часть естественного хода событий в природе, то почему она кажется столь неестественной, столь ужасной для него? Если смерть неестественна, является наказанием за грех и символом проклятия, тогда все имеет смысл. Если же смерть - это просто часть естественного хода событий в природе, тогда ничто не имеет смысла. Человеческие чувства в отношении смерти бессмысленны, даже жизнь самого неверующего бессмысленна. Учение христианства дает единственно разумное основание для понимания смерти. Если христианство истинно, тогда неверующему надо прекратить лелеять свои псевдосомнения и серьезно отнестись ко Христу. Б. Различие между праведными и нечестивыми в промежуточном состоянии Различие между праведными и нечестивыми раскрывается с использованием трех утверждений. Одно из них говорит о состоянии праведных, другое - о состоянии нечестивых, а третье показывает, что не существует никаких иных альтернатив. Третье утверждение, которое затрагивает, главным образом, вопрос чистилища, будет рассматриваться не отдельно, а при рассмотрении состояния праведных. Состояние праведных А. Их немедленный переход в это состояние Ключевым словом в Вероисповедании при описании такого перехода является слово "тогда". Оно относится к фразе "после смерти... их души... тотчас же возвращаются к Богу". Далее Вероисповедание говорит, что "души праведников, будучи соделаны тогда совершенными в святости, принимаются в рай". Таким образом, Вероисповедание ясно учит, что не существует никакого промежуточного периода между самой смертью и вхождением праведных во славу. Учение Вероисповедания в этом месте рассматривает и вопрос чистилища. Если нет никакого промежуточного периода между смертью и вхождением праведников во славу, тогда и не существует такого места, как чистилище. В конце данного параграфа Вероисповедание ясно говорит об этом: "Кроме этих двух мест, предназначенных для душ, разделенных со своими телами, Писание не признает никакого другого места". Б. Их совершенная святость в этом состоянии Первое из благословений, которое промежуточное состояние приносит верующим, состоит в том, что они становятся совершенно святыми. Это значит, что верующие становятся абсолютно безгрешными в отношении их нравственного состояния. И их души начинают в точности соответствовать совершенной праведности Бога. В. Их чудесное положение в этом состоянии Говорится, что местонахождением душ умерших является рай (небо). Это является гарантией того, что души праведников испытывают счастье, находясь в том состоянии, в котором они оказываются в момент смерти. Г. Их благословенный Друг, пребывающий с ними в этом состоянии Главным моментом в счастье праведников, находящихся в промежуточном состоянии, является то, что с ними пребывает их Друг. Они находятся вместе с Иисусом Христом. Как мы увидим далее, это является центральным утверждением Библии и фактом огромной важности для ее учения о промежуточном состоянии. Д. Их славная привилегия в этом состоянии Вероисповедание учит, что души праведников видят Бога. Это то, что богословы называют "блаженным видением". Они созерцают Его и пребывают на небе в непосредственной близости от славы Божией. Е. Их неполное благословение в этом состоянии Хотя души верующих обладают совершенной святостью, находясь в промежуточном состоянии, однако они не являются совершенными во всех других отношениях. Их благословение является еще несовершенным и неполным. Главное из всех благословений, которых им еще приходится ожидать, заключается в "искуплении их тел". Пытаясь найти библейское обоснование этих утверждений, говорящих о положении праведников в промежуточном состоянии, нам показалось удачным представить учение Библии в форме кратких вопросов и ответов, которые мы называем "катехизисом на тему промежуточного состояния верующих". Вопрос 1: Куда идут души верующих после смерти? Ответ: Они идут ко Христу (Фил. 1:19-24; 2 Кор. 5:6-9; Лк. 23:43; Евр. 12:23-24; Откр. 14:13). Данный вопрос и ответ на него поставлены первыми, потому что они представляют собой главное утверждение Библии, касающееся смерти верующих. В некотором смысле один этот ответ является ответом на все наши вопросы о состоянии человека после смерти. Фундаментальная уверенность ветхозаветных верующих, когда Бог начал открывать им тайны жизни после смерти, состояла в том, что смерть не могла нарушить их взаимоотношений с Богом, Который состоял в завете с ними (Быт. 5:24; Пс. 22:6; 72:24; 15:9-11; 48:16). Содержание указанных стихов Ветхого Завета очень значительно. Они ясно и четко проводят различие между состоянием человека после смерти и воскресением мертвых. Основная уверенность псалмопевца в жизни после смерти совершенно ясна: Бог любви завета, Которого я познал и Который показал в моей жизни Свою заботу обо мне, не оставит и не покинет меня в смерти. Эта твердая уверенность ветхозаветных верующих раскрывается полностью в Новом Завете, где ей уделено самое пристальное внимание. Точно так же, как Бог завета полностью явил Себя в Иисусе Христе, так и уверенность христианина в момент смерти рассматривается как убежденность, что "смерть... не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:37-39). Верующие умирают в Господе (1 Фес. 4:14; Откр. 14:13). Воля Христа заключается в том, чтобы Его народ был там, где и Он (Ин. 14:3). Поэтому, когда верующие умирают, они идут ко Христу (Лк. 23:43; 2 Кор. 5:6-8; Фил. 1:23; Евр. 12:23-24). Сделаем несколько важных для практики замечаний, касающихся этой темы. Во-первых, жизнь со Христом и для Христа неотделима от уверенности в момент смерти. Там, где нет личного познания и практических взаимоотношений с живым Богом, не может быть и никакой библейской уверенности по поводу смерти. Поэтому есть основание полагать, что ваша уверенность в смертный час будет непосредственно связана с близостью ваших взаимоотношений с Иисусом Христом. Во-вторых, самое главное благословение и источник всех остальных благословений для верующих после смерти состоит в том, чтобы быть со Христом, чтобы быть там, где Он. Только любовь ко Христу и сильное желание быть с Ним сделают смерть желанной для нас. Эта реальность разоблачает широко распространенный сегодня интерес к жизни после смерти, показывая его плотской характер. Вопрос 2: Где находится Христос? Ответ: Христос находится на небе (Ин. 16:28; Мтф. 6:9; Деян. 3:21; Евр. 1:3; Еф. 4:10). Вопрос 3: Что такое небо? Ответ: Небо является особым местом обитания Бога, где Он особым образом показывает Свою славу (Пс. 22:6; 3 Цар. 8:27-49; Ис. 63:15; 66:1). Хотя в Библии небо часто описывается как материальная вселенная, которую мы видим, однако слово "небо" также употребляется и для описания того места, которое невидимо для нас и которое является особым местопребыванием Бога и Его ангелов. Это привело к общераспространенному делению неба на три библейских неба: атмосферу, звездное небо и Божие небо. В Библии мы находим подтверждение такому делению. Павел говорит о том, что он "восхищен был до третьего неба" (2 Кор. 12:2, 4). Использование слова "небо" в Писании легко поддается классификации в соответствии с этими тремя значениями. Божие небо может быть определено как особое место обитания Бога, где Он особенным образом проявляет Свою славу. Библия учит, что хотя Бог присутствует везде, Он особым образом пребывает в некоторых местах. В. М. Смит отмечает: "Хотя верно, что Писание учит о том, что "небо небес не вмещает" Бога (3 Цар. 8:27) и что Бог присутствует везде во вселенной, однако оно ясно и конкретно утверждает, что небо особым образом является жилищем Бога". Возможно, что самым важным отрывком на эту тему является 3-я книга Царств, 8-я глава. Здесь описывается посвящение земного храма, построенного Соломоном, на то, чтобы быть земным домом Бога. Соломон, однако, неоднократно высказывает свои мысли о небе, которое образно представлено в земном храме (стихи 10-13, 27, 30, 32, 34, 36, 39, 43, 45, 49; обратите внимание также на Пс. 22:6; Ис. 57:15; 63:15; 66:1). В этих стихах неоднократно подчеркивается, что небо - это место особого присутствия Бога, где Его слава и Его свойства проявляются особенно ярко. И как таковое данное место является самым превознесенным и самым святым местом во вселенной. Вопрос 4: Является ли небо определенным местом? Ответ: Да, тот факт, что Енох, Илия и в особенности наш Господь находятся на небе, будучи в теле, убеждает нас в том, что небо - это материальное, физически существующее место (Быт. 5:21-24; 4 Цар. 2:10-18; Лк. 24:36-43; Деян. 1:1-11; Ин. 19:40-20:17; Евр. 12:22-24). Что имеется в виду, когда говорится, что небо - это определенное место? Имеется в виду то, что небо является местом, имеющим пространственные размеры. Оно занимает определенное пространство. Оно является таким же реальным местом, как Лондон, Манила или Нью-Йорк. Как мы можем доказать это? Наилучшим способом доказать, что небо - это определенное место, которое занимает какое-то пространство, является доказательство того, что на небе есть те, кто занимает там место. Это доказывается тем фактом, что Енох, Илия и наш Господь находятся на небе в своих телах (Быт. 5:21-24; 4 Цар. 2:10-18). Свидетельство Библии о физическом присутствии нашего Господа на небе является важным и конкретным (Лк. 24:36-43; Деян. 1:3-4, 9-12; 3:21; Ин. 19:40-20:17; Евр. 2:14-18; 4:14-15; 6:20; 8:1; 9:24; 12:22-24). Вопрос 5: Существует ли время на небе? Ответ: Да, поскольку только один Бог не ограничен временем. Сотворенные же Им существа, обитающие нанебе, ограничены не только пространством, но также и временем (1 Тим. 1:17; Откр. 6:11; 20:4-6; Еф. 1:20; 2:7). Поскольку Бог "бесконечен, вечен и неизменен в Своем Существе", то Он не подвержен ограничениям в пространстве и во времени. Согласно Первому посланию к Тимофею 1:17, Он не ограничен временем, но является "Царем веков". Вследствие влияния греческой философии, и особенно философии Платона, но вопреки всем библейским доводам, это качество Бога часто приписывалось небу и всем его обитателям. Однако тот факт, что на небе существует время, доказывается несколькими обстоятельствами. 1. Поскольку только Бог не ограничен временем, то единственно возможный способ для какого-либо творения сделаться неподвластным времени, заключается в том, чтобы стать богом. Библия, однако, нигде не учит этому. Это было бы ужасной ересью. Что бы ни подразумевали слова "войти в вечность", она не может означать, что мы станем вечными, как Бог. 2. Библия ясно учит, что души праведников на небе подвластны времени (Откр. 6:11). Вознесение Христа на небо не обозначило ли собой новую эру, эпоху или время в истории неба? 3. Время существует в вечности. Эта вечность называется "веком грядущим", "веком будущим" или "грядущими веками" (Мр. 10:30; Лк. 20:34-35; Еф. 1:21; 2:7). Вечное состояние является существованием как в пространстве, так и во времени. Поскольку и о небе, и о вечности обычно думают, что времени в них не существует, то когда доказывается, что вечность не безвременна, тогда это наводит на мысль, что и небо также не безвременно. 4. Представление о том, что на небе или в вечности не существует времени, часто подкрепляется ссылкой на Откровение 10:6: "...времени уже не будет". Однако достаточным опровержением этого является тот факт, что полные словари греческого языка показывают, что данный стих просто говорит о том, что не должно быть больше никакой задержки или промедления в исполнении Божьего плана. Все это сводится к тому, чтобы довести до нашего сознания одну основную истину, а именно реальность славы неба. После грехопадения Бог изгнал человека изтого места, где Он присутствовал особым образом. Со времени грехопадения Иегова очень редко имел общение с людьми или являл Свое присутствие среди них видимым и внешним образом. Мы являемся изгнанниками. Даже христиане вынуждены ходить верою, а не видением, и жить в надежде, а не в реальности. Христиане часто рассуждают о небе, описывая его в таких туманных и неясных выражениях, что большей частью оно перестало реально существовать для них. Они представляют его нереальным, духовным миром, существующим вне времени и пространства. Вечность, будучи неподвластной времени, представляется им, вероятно, как место, наполненное живыми статуями, которые никогда не двигаются и навсегда застыли в позе, выражающей почтительность и благоговение. Небо же, находясь, по их понятиям, вне реального пространства, представляется им как какое-то нереальное, неосязаемое и духовное место. Какое облегчение испытываем мы, когда оставляем в стороне такие идеи, чтобы обратиться к реалистичным и трезвым понятиям Библии! Небо - это то место, где люди живут, имея свои тела (Енох, Илия и наш Господь). Если бы вы были там, то могли бы видеть вашего Спасителя и прикоснуться к Нему. Вопрос 6: Как небо описывается в Библии? Ответ: Оно описывается как град Божий и рай Божий (Евр. 12:22-24; Гал. 4:24-31; Лк. 23:43; 2 Кор. 12:2-4). Кто-то может сказать, что такой ответ просто не принимает во внимание всей сложности и запутанности того, как Библия представляет небо. Мы верим, однако, что большинство библейских описаний неба соответствуют тем двум описаниям, которые даны в вышеприведенном ответе. Эти два описания чаще всего встречаются в Библии. Небо - это град Божий (Евр. 12:22-24; Гал. 4:24-31). Как град Божий, оно является тем местом, где находятся Его храм и престол. Частые библейские описания неба как храма Божия и престола Божия могут быть суммированы под общим описанием неба как града Божия. Образ града очень богат по значению. Ниже в этой главе мы будем в общих чертах описывать его. А сейчас важно заметить, что небо - это не просто какой-то город. Это город Иерусалим. Иерусалим был библейской столицей обетованной земли, Ханаана (Евр. 11:16). Это подводит нас ко второму основному описанию неба, которое дает нам Библия. Небо - это рай Божий. Библия приводит два примера для описания неба как прекрасного парка или сада. Рай, о котором говорится в Откровении 2:7, очевидно, напоминает сад Едемский. Там было дерево жизни. Там также человек имел общение с Богом в совершенной праведности и полном счастье. Небо является, таким образом, возвращением сада Едемского. С этим примером также тесно связан пример земли обетованной, земли Ханаанской, являющейся прообразом покоя, обещанного народу Божию (Евр. 11:16, сравните с 3:18-4:1; обратите внимание также на Откр. 6:11; 14:13). Покой Ханаана - земли, в которой текли молоко и мед, был великим обетованием, к которому Израиль стремился в течение многих тяжелых лет, проведенных в жгучей пустыне. Небо, таким образом, является наследством, к которому стремятся христиане. Глубокое понимание сути неба может быть достигнуто путем размышлений об образах райского сада и земли обетованной. Описание неба как града Божьего и рая Божьего вызывает вопрос о том, не имеют ли эти два образа, используемые для описания вечности, отношения и к промежуточному состоянию? Возникает также и другой вопрос: "Разве не является вечным состоянием наше вечное наследование Нового Иерусалима и покоя Великого Ханаана?" "Да", - будет ответ на эти вопросы (обратите внимание на Откр. 21:2-4; Евр. 13:14; 9:15). Это подводит нас к рассмотрению учения о промежуточном состоянии. Промежуточное состояние предполагает вечное состояние. Небо - это нынешнее предвидение нашей будущей надежды. У христианина нет двух надежд. Он имеет одну надежду. Но эта одна надежда предвидится в небесном существовании душ верующих. Вопрос 7: В чем заключается благословенное состояние душ верующих на небе? Ответ: На небе они становятся неизменно и совершенно святыми и счастливыми (Евр. 12:23; Лк. 23:43; 2 Кор. 5:8; Фил. 1:23; Откр. 14:13). Данный ответ говорит о четырех характеристиках состояния душ верующих на небе. 1. Это состояние является неизменным. Такой вывод следует из крайне важного факта, что спасение - это результат осуществления суверенного намерения Бога. "Дары и призвание Божие непреложны" (Рим. 11:29). Благословение, полученное в небесном граде, является, таким образом, необратимым и непреложным. Если бы свободная воля была источником спасения, тогда отец ранней церкви Ориген был бы прав, когда учил, что все спасутся и что спасенные могут также отступить и лишиться славы небес. Мы, однако, верим, что спасение полностью зависит от Бога, и поэтому слава неба является вечной и неизменной. Это ясно подразумевается в библейском утверждении, что этот небесный город "имеет основание, которого художник и строитель Бог" (Евр. 11:10). Град Божий является также безопасным местом, представляя собой то, чем все города в идеале должны были бы быть (Пс. 47:4, 9). Это означает также, что души верующих там, как говорится в Послании к Евреям 12:23, "достигли совершенства", т. е. достигли цели в буквальном смысле. Эта цель, будучи целью всемогущего Бога, является нерушимой и неизменной. 2. Это состояние совершенной святости. Три обстоятельства требуют такого вывода. Во-первых, о состоянии современной святости ясно и определенно говорит Послание к Евреям 12:23. Смысл утверждения о "духах праведников, достигших совершенства", состоит в том, что они были сделаны совершенными именно как праведники. Как было замечено прежде, "достигать совершенства" буквально означает "достигать определенной, назначенной цели" или "доводить до завершения". Определенной целью праведников является, конечно же, награда вечного наследия. Аналогия, проводимая в Писании, поясняет, что один из аспектов благословения этого наследия заключается в том, что на небе верующие становятся нравственно совершенными. Смысл Послания к Евреям 12:23 состоит в том, что души верующих достигают этого совершенства после смерти. Во-вторых, то, что души праведников становятся совершенными в святости, определяется их местонахождением. Они находятся во святом городе и рае Божием. Пребывание там требует совершенной святости (Откр. 21:27; Быт. 3). Человек был изгнан из сада Едемского, когда впал в грех, и он не может быть допущенобратно, чтобы пребывать пред лицом Божиим, до тех пор, пока сам не восстановлен в нравственном совершенстве. Жизнь в том городе, который купается в ослепительном свете славы Бога, обитающего там, требует нравственного совершенства (Евр. 12:23). В-третьих, нравственное совершенство душ верующих определяется их Другом. Они пребывают там со Христом. Это является главным принципом Библии. После смерти верующие перестают жить верою и начинают жить видением (2 Кор. 5:6-8). Но увидеть Христа - это значит стать подобным Ему (1 Ин. 3:1-3). Хотя здесь говорится о Его втором пришествии, однако принцип, который утверждается в данном случае, является более общим. Мы станем подобными Ему, потому что увидим Его. Если же после смерти наши души увидят Его, тогда они должны будут стать подобными Ему. 3. Это состояние совершенного счастья. Всякий, живущий в раю Божием, во граде Божием и с Сыном Божиим, должен быть абсолютно счастливым. 4. Это состояние является незавершенным. Только в самих себе, т. е. в своих душах, находящиеся в раю являются совершенно счастливыми и святыми. Как мы увидим при рассмотрении вопроса 10, существуют определенные ограничения, которые касаются совершенного счастья этих душ. Вопрос 8: Что эти души делают на небе? Ответ: Они покоятся в небесном Ханаане. Они общаются со своими согражданами, населяющими небесный Иерусалим. Они царствуют со Христом. Они созерцают Бога и наблюдают, как Агнец ходатайствует в истинном храме, где они служат и поклоняются Богу (Откр. 14:13; 6:11; Лк. 23:43; Евр. 12:23; Откр. 20:4-6 сравните с 3:12, 21). 1. Они покоятся в небесном Ханаане (Откр. 6:11; 14:13). Концепция покоя в Писании чрезвычайно богата. Мы не сможем здесь рассмотреть всего, что подразумевает данное слово. Стихи, которые мы только что прочитали, поясняют, что для душ верующих небо является местом покоя и отдыха. Это не должно удивлять нас, потому что это небесный Ханаан. Ханаан был местом покоя для народа Божия, землей, где израильтяне могли служить Богу, не подвергаясь притеснениям со стороны фараона и не испытывая на себе опасностей путешествия по пустыне. В Ханаане они обрели покой, и там прекратились их тревоги, неприятности и тяжелый труд их прежней жизни. Эта мысль о прекращении тревог и бед ясно представлена в Откровении 14:13. Души верующих на небе отдыхают от своих трудов. Обратите внимание на то, что слово "труд" здесь употребляется во множественном числе. Суть этих трудов изложена в стихе 12. В этом мире верующим было необходимо проявлять стойкость и постоянство в соблюдении Божиих заповедей и в вере в Иисуса. "Стойкость и постоянство" подразумевают, что было определенное противодействие их стараниям и стремлениям служить Христу. Контекст данного отрывка показывает, что это противодействие исходило, главным образом, от мира и от дьявола. Их собственная плоть также являлась причиной того, что послушание Богу представляло собой тяжелый труд. Покой неба означает прекращение подобных битв, способность поклоняться и служить Богу без каких-либо помех и препятствий, а также предварительное наслаждение теми наградами, которые Бог дал им за их верный труд. Чем Ханаан был для израильтян, чем день покоя является для утомленного христианина, тем и небо будет для душ верующих, но в значительно большей степени. 2. Они общаются со своими согражданами во граде Божием. Часто возникает вопрос: "Узнаем ли мы друг друга и будем ли общаться друг с другом на небе?" На этот вопрос дается положительный ответ. Само описание неба как града Божия показывает, что между жителями этого города существуют общение и товарищество. Город в Писании - это общество, живущее в гармонии и согласии. Вообще неотъемлемой чертой любого города является то, что он представляет собой общество. Общество же по своему определению подразумевает общение и личные взаимоотношения. Небо как город Божий является таким обществом. То, что мы узнаем других христиан на небе и будем общаться с ними, дополнительно подтверждается основной истиной, имеющей отношение к промежуточному состоянию. Эта истина заключается в том, что мы будем со Христом. Пребывание со Христом, или жизнь в Его чертогах, совершенно ясно и неизбежно влечет за собой познание Его и общение с Ним. Если ясно то, чтомы будем знать нашего Господа и общаться с Ним, тогда вполне разумно предположить, что мы узнаем и будем общаться также и с душами праведников. 3. Они царствуют со Христом. Христиане уже законно посажены со Христом на небесах, т. е. благодаря нашему союзу с Ним мы уже участвуем в Его славном царствовании (Еф. 2:6; Кол. 3:1-3). Но то, что мы сейчас имеем как залог будущих благ, испытаем лично, когда в момент смерти покинем этот мир, чтобы быть со Христом. Тогда наши души пойдут туда, где Он царствует одесную Бога (Фил. 1:23). Это не просто вывод из предыдущих истин. Это прямое утверждение Писания в его учении о промежуточном состоянии (Откр. 3:21). Сказанное в нем произойдет в момент второго пришествия Христа, когда святые будут судить мир (1 Кор. 6:2-3). Но есть три обстоятельства, подтверждающие исполнение этого обетования в период промежуточного состояния. Во-первых, совершенно естественно думать о царствовании со Христом, обещанном здесь, что оно начинается с момента окончания победной жизни христианина, когда он исполнил условие, необходимое для получения этих обетований. Во-вторых, другие обетования, предназначенные для христиан-победителей, исполнятся в период промежуточного состояния (Откр. 3:5; 6:11; 2:7; Лк. 23:43; 2 Кор. 12:4; Откр. 3:12; 6:11; 20:6). Это предварительное исполнение обетований, данных христианам-победителям, в период промежуточного состояния подтверждает тот принцип, что существует определенная преемственность между промежуточным состоянием и вечностью. В-третьих, Откровение 20:4-6 прямо утверждает, что существует такое исполнение обетований. Это приводит нас к пониманию его важности для учения о промежуточном состоянии. Здесь мы не можем даже кратко рассмотреть главу 20 книги Откровение. Есть превосходные комментарии, которые подробно излагают толкование этой главы и с которым мы согласны2. Со всем Новым Заветом и с содержанием стихов 4-6 главы 20 соотносится толкование, которое рассматривает эти стихи как описывающие славное состояние душ верующих, и особенно душ мучеников, находящихся на небе в этот период. Согласно этому толкованию, Откровение 20:4-6 должно рассматриваться как завершающий аккорд Нового Завета, посвященный теме промежуточного состояния. Три вопроса объясняют важность этих стихов для понимания промежуточного состояния. Что увидел Иоанн? Он увидел души, "души обезглавленных". Это означает, что он увидел души тех, кто был обезглавлен и оставался в таком обезглавленном состоянии. Слово "души" может, конечно же, использоваться в Библии по отношению к живым людям, но оно также естественно относится и к бестелесным духам и используется именно таким образом в книге Откровение (6:11). В этих стихах данное слово должно относиться к бестелесным духам, поскольку души людей, которые были обезглавлены (здесь в греческом тексте используется совершенная форма прошедшего времени), должны были находиться вне своих тел. Где находятся эти души? Они сидят на престолах (стих 4) и видят исполнение обетования, записанного в Откровении 3:21, где Христос говорит: "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем". Что они делают? Они живут, царствуют и служат как священники. Какое триумфальное зрелище! Римляне думали, что они убили христиан и им удалось положить конец всякому влиянию, которое христиане имели. Они относились к ним как к недостойным жить в человеческом обществе. Но все, чего достигли их самые ужасные гонения и преследования, заключалось в том, что эти христиане перешли в истинную жизнь, стали царствовать на небе со Христом и служить на святом месте в присутствии Бога. Какое победоносное оправдание мучеников Христовых! Это подводит нас к рассмотрению четвертого вида их деятельности. 4. Они созерцают Бога и наблюдают, как Агнец ходатайствует в истинном храме, где они служат и поклоняются Богу (Откр. 3:12; 20:6). Один пуританин заметил, что здесь, на земле, мы имеем только лишь смутное представление о ходатайственном и посредническом служении Христа, но там мы ясно увидим Его за работой. Это, несомненно, должно произвести на нас глубокое и соответствующее впечатление. Вопрос 9: Когда души верующих попадают на небо? Ответ: Души всех верующих попадают на небо сразу после смерти (Лк. 23:43; Фил. 1:23; 2 Кор. 5:6-8). Ключевым словом здесь является слово "всех". Данный вопрос и ответ на него затрагивают тему чистилища. Существуют два аргумента, которые убедительно доказывают правильность вышеприведенного ответа. Первый доказывает, что учение о чистилище не имеет совершенно никакого библейского обоснования и включает в себя многие из ложных доктрин Римско-католической церкви, например различие между смертным грехом и грехом, который может быть прощен3. А второй говорит о том, что, кроме неба, для душ верующих нет никакого другого места, о котором бы говорилось в Писании. Души верующих должны пойти на небо, ни о каком другом возможном месте Библия не говорит. Каждый стих, говорящий о пристанище душ умерших, описывает это место как небо (обратите внимание на Луки 23:42-43). Некоторые из тех, кто не признает немедленного восхождения верующих на небо, переводят стих 43 следующим образом: "Истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю". Они ставят запятую после слова "ныне" и соединяют его со словами "истинно говорю тебе". Есть, по крайней мере, три неправильных момента, связанных с таким толкованием данного стиха. Во-первых, такой перевод делает слова Иисуса совершенно бессмысленными. Когда же еще Иисус мог сказать эти слова? Во-вторых, такой перевод искажает естественный смысл данного отрывка. Разбойник попросил, чтобы Иисус вспомнил о нем по пришествии в Свое царство. И Иисус тогда ответил ему: "...ныне же будешь со Мною в раю". В-третьих, такой перевод игнорирует сам контекст, потому что в стихах, которые непосредственно следуют за этим стихом, говорится, что Иисус умер в тот же самый день (стихи 44-46). Обратите внимание также на Второе послание к Коринфянам 5:6-8. Здесь Павел выражает уверенность в том, что его смерть будет означать переселение к Господу на небо. Мы хотим подчеркнуть, что то, что верно в отношении Павла, верно и в отношении всех верующих. Павел использует местоимение "мы" в каждом стихе этого отрывка. Это означает: он ожидал, что по крайней мере его соработники, если не все верующие, испытают на себе то же самое благословение. И далее, в стихах 6, 8, 9, Павел повторяет одни и те же слова, но в разной форме: "...водворяясь в теле, мы устранены от Господа...", "...выйти из тела и водвориться у Господа...", "...водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными..." (обратите внимание также на Фил. 1:21-24; Евр. 12:23; Откр. 6:9-11; 14:13; 20:4). Разбойник на кресте, Павел, его соработники, души праведников, достигшие совершенства, мученики, мертвые, умирающие в Господе, - все без исключения находятся на небе. Если все они находятся на небе, если нам не говорится ни о каком другом пристанище, предназначенном для душ верующих, если все христиане одинаково пребывают в союзе со Христом, если они в равной степени прощены и в равной степени являются сонаследниками славы, тогда мы должны сделать вывод, что души всех верующих тотчас же попадают на небо после смерти. Вопрос 10: Является ли благословение этих душ полным? Ответ: Нет! В промежуточном состоянии цель искупления еще не достигается. Их благословение является, таким образом, неполным по пяти пунктам: они еще не получили искупления своих тел; их братья - люди, избранные Христом, еще не все искуплены; их наследие - искупленное творение - еще не принадлежит им; за них еще не было совершено публичного отмщения на последнем суде; их враги еще не были судимы (2 Кор. 5:1-8; Откр. 6:11; 21:1). При рассмотрении предыдущих вопросов мы акцентировали внимание на том, что промежуточное состояние часто рассматривается в Писании как ожидание или предварительное исполнение благословений вечности. Поэтому существует определенная преемственность между промежуточным состоянием и вечным состоянием. В вопросе 8 мы упомянули, что есть уравновешивающая реальность по отношению к промежуточному состоянию, на что обращает внимание Писание. Промежуточное состояние хотя и является состоянием совершенной святости и в каком-то смысле состоянием совершенного блаженства, но одновременно это состояние незавершенности. В ответе на вопрос 10 называются пять пунктов, по которым благословение промежуточного состояния является неполным. Даже поверхностного знания Писания достаточно для того, чтобы показать, на чем основываются эти пять утверждений. Обратимся к двум фрагментам, отражающим суть незавершенного характера промежуточного состояния. Итак, первый фрагмент, к которому мы обращаемся, - это фрагмент из Откровения 6:9-11. Здесь раскрывается несколько аспектов, показывающих неудовлетворенность душ в их промежуточном состоянии. Самый заметный из них - это недостаток мщения, который чувствуют души праведников, потому что их враги еще не судимы. Не совершившееся пока правосудие делает благословение этих душ неполным. О двух других аспектах не говорится так прямо. Описание "душ убиенных", которое приводится в стихе 9, указывает на их бестелесное состояние как на состояние беспокойства. Упоминание в стихе 11 о "сотрудниках их и братьях их, которые будут убиты" говорит нам о единстве избранных Божиих. Благословение душ верующих будет неполным до тех пор, пока их братья еще подвергаются враждебному отношению со стороны этого жестокого мира. Второй отрывок не имеет такого метафорического контекста. Он содержится во Втором послании к Коринфянам. В нем также говорится о неудовлетворенности душ в промежуточном состоянии. Когда Павел говорит о наготе и совлечении (обнаженности) (2 Кор. 5:3,4), то он ссылается на промежуточное состояние, которое начинается после смерти, и на жизнь вне тела, которую смерть влечет за собой. Кроме того, эти стихи точно передают желание Павла не быть нагим, но облечься, если возможно, в преображенное тело, которое покроет его смертное тело. В стихах 2 и 4 Павел использует глагол "облечься", который буквально означает "одевать поверх чего-то". Это, если говорить точно, не тот же самый глагол, который используется в Первом послании к Коринфянам 15:53-54 для описания воскресения мертвых, где он означает "облекаться, надевать". Таким образом, в 5-й главе Второго послания к Коринфянам Павел совершенно определенно размышляет о промежуточном состоянии, представляющем собой бестелесное существование, которое является нежелательным и неудобным в некоторых отношениях. Состояние нечестивых Утверждение Вероисповедания, касающееся состояния нечестивых людей после смерти, должно многих отрезвить. В нем вполне определенно сказано: "А души нечестивых повергаются в ад, где они находятся в мучениях и абсолютном мраке, будучи соблюдаемы на суд великого дня". Как видим, Вероисповедание сообщает нам о положении нечестивых во время промежуточного состояния следующее: их местонахождение (ад), условия, в которых они находятся (мучения и мрак), и то, чего они ожидают (суд великого дня). Чтобы до конца понять библейское основание этих утверждений, мы должны рассмотреть два вопроса: основные библейские слова, имеющие отношение к состоянию нечестивых, и основные стихи, в которых описывается их состояние. А. Основные библейские слова, имеющие отношение к состоянию нечестивых Никакое изучение промежуточного состояния не будет полным, если оно не включает исследования значения слова "шеол"3 в Ветхом Завете и слова "ад"4 , которое является его эквивалентом в Новом Завете. Неопределенность, путаница и заблуждения, являющиеся результатом этого, особенно связаны со значением слова "шеол". Секты, подобные "Свидетелям Иеговы", утверждают, что шеол означает забвение, или прекращение существования. Достаточным опровержением этого является та бессмыслица, в которую такое толкование превращает стихи, подобные Второзаконию 32:22, где говорится, что огонь "жжет до ада", т. е. "жжет до смерти". Модернисты и некоторые евангельские верующие, попавшие под влияние модернизма, думают, что это слово относится к призрачному подземному миру, или к преисподней. Согласно этому взгляду, на еврейское понимание жизни после смерти было оказано значительное влияние со стороны народов, окружавших Израиль. Общераспространенное понимание, бытовавшее в те дни, заключалось в том, что как хорошие, так и плохие люди попадали в мрачную преисподнюю. Данная точка зрения основывается на тех текстах, которые подразумевают, что все люди попадают после смерти в одно и то же место - шеол (Еккл. 2:14; 3:19; 6:6; 7:2; 9:2,3,10; Быт. 37:35; Пс. 9:18; 2 Цар. 1:23). Можно предположить, что эти стихи действительно учат, что все люди попадают в шеол после смерти. Однако, как мы увидим далее, предположение, что слово "шеол" используется для того, чтобы описать только одно место, преисподнюю, является маловероятным. Для такого взгляда характерно отсутствие должного внимания к тем стихам, которые ясно учат, что существует различие между праведными и нечестивыми после смерти (Прит. 14:32). Ветхий Завет содержит ясное доказательство того, что праведные живут благословенной жизнью после смерти, а нечестивые подвергаются наказанию. Иудаизм переходного периода (на стыке Ветхого Завета и Нового Завета) рассматривал в шеоле, по крайней мере, два разных отделения: одно для праведников и другое для нечестивых. Бис описывает такую точку зрения следующим образом: "Основное развитие в этом периоде состоит в том, что шеол теперь делится на два отсека: один из них предназначается для хороших людей (рай), а другой - для злых и грешных (геенна)" 4. Эта теория была разработана, вероятно, для того, чтобы разобраться с той самой дилеммой, о которой говорилось выше. Ветхий Завет учил, что все люди попадают в шеол, но он также учил, что после смерти существует различие между праведными и неправедными. Евреи решали данную дилемму, принимая без доказательства идею о том, что шеол состоял из двух отделений: в одном из них мучились нечестивые, а в другом наслаждались благословениями праведники. Некоторые отцы ранней церкви, а также современные диспенсационалисты приняли на вооружение данную теорию и усовершенствовали ее с христианской точки зрения. Существует довольно много возражений против этой теории. Первое из них заключается в том, что она противоречит Ветхому Завету, который утверждает, что верующие даже и в те времена попадали на небо (Быт. 5:24; 4 Цар. 2:11; Пс. 22:6; 72:23-24). Во-вторых, как мы уже видели ранее, рай в Новом Завете идентичен небу (2 Кор. 12:4; Откр. 2:7; Лук. 23:43). В-третьих, эта теория не согласуется с Евангелием от Луки 16:22-23. Богач оказался не в геенне, а в аду. Слово "ад" является греческим эквивалентом слова "шеол". Рай, или лоно Авраамово, противопоставляется не геенне, а аду. Существует предпосылка, согласно которой шеол и ад не всегда описывают одно и то же место в Библии. Эта предпосылка отрицается во всех ложных толкованиях. Библейское слово "смерть", которое тесно связанос другими словами, обозначающими аналогичные понятия, и имеет несколько различных значений в Писании (физическая смерть, духовная смерть, вечная смерть), показывает недостаток обоснованности того предположения, что шеол всегда обозначает одно и то же место. Беркхоф говорит, что изучение использования слова "шеол" в Ветхом Завете показывает, что это слово не всегда имеет одно и то же значение. Он также отмечает, что многие ортодоксальные толкователи соглашаются с ним5. Мы уже сказали о том, что происхождение слова "шеол" точно неизвестно. Это, однако, не означает, что его общее значение неясно в Писании. На самом деле, первые пять библейских отрывков, в которых используется данное слово, являются достаточными для того, чтобы совершенно ясно и четко показать его общее значение (Быт. 37:35; 42:38; 44:29-31; Числ. 16:30,33; Втор. 32:22; 1 Цар. 2:6). Шеол, какое бы более конкретное значение это слово ни имело, обозначает то, что находится внизу. Шеол - это место внизу. Это общее значение вызывает ассоциацию, которая поможет прояснить значение и использование слова "шеол" в Библии. Если шеол - это то, что находится внизу, то какое слово является его библейской противоположностью? Это древнееврейское слово "шамаим", которое переводится как "небо" или "небеса". Точно так же, как шеол представляет собой то, что находится внизу, так шамаим представляет собой то, что вверху. Это различие становится ясным при рассмотрении Книги Иова 11:8, Псалма 138:8 и Книги Амоса 9:2. Нам особенно интересно то, что слово "шамаим" используется для описания разнообразных реалий. Библия различает три неба: воздушное небо (атмосферу), звездное небо и небо Божие (2 Кор. 12:1-4). Указанная нами ассоциация, существующая между словом "шамаим" и словом "шеол", наводит на мысль, что шеол также может обозначать различные реалии. Видимое небо - это то, что находится над нами. Следовательно, оно связано с Богом и символизирует место Его обитания и место, полное благословений. Шеол - это место, которое в буквальном смысле находится внизу, и оно связано, таким образом, с тем, что является полной противоположностью Бога и Его благословений. Шеол, следовательно, символизирует место скорби и страдания, которое лишено присутствия Божия и благословений. Иногда оно используется для описания могилы, а в других случаях при описании ада, потому что могила является символом Божественного наказания и, таким образом, символом ада. Следующая схема наглядно показывает данную взаимосвязь между небом (шамаим) и шеолом. Небо Божие Небо ---- ---- Земля ---- ---- Шеол Шеол огненный Основным доказательством правильности такой интерпретации шеола является то, что данное слово используется для обозначения ада - места наказания нечестивых людей после смерти. Есть много отрывков в Ветхом Завете, в которых это значение слова "шеол" раскрывается довольно убедительным образом (Втор. 32:22; Иов. 21:13; 24:19; 26:6; Пс. 9:18; Прит. 5:5; 9:18; 15:24; 23:14). Следующие обстоятельства требуют принятия именно такого, наиболее убедительного толкования этих отрывков. Во-первых, утверждение, записанное в книге Притчей 14:32, требует, чтобы нечто большее, чем просто физическая смерть, имелось в виду. Во-вторых, тот факт, что даже праведники сходят в могилу, говорит о том, что авторы данных стихов имели в виду то, что справедливое наказание нечестивых должно быть намного больше физической смерти и могилы. В-третьих, литература иудаизма переходного периода, написанная на рубеже Ветхого Завета и Нового Завета, подтверждает, что евреи видели в этих библейских стихах нечто большее, чем просто физическую смерть и могилу. В-четвертых, использование слова "ад", греческого эквивалента слова "шеол", ясно показывает, что для богодухновенных авторов Нового Завета шеол представлял собой ад. Это так, потому что использование слова"ад" для обозначения ада в Новом Завете неоспоримо (Мтф. 11:23; 16:18; Лк. 10:15; 16:23). В-пятых, Ветхий Завет учит, что праведные избавлены от шеола, несмотря на то, что в определенном смысле праведные умирают и оказываются в шеоле, в могиле (Прит. 15:24; Пс. 48:15-16). Необходимо понять различие между местом наказания в загробной жизни, от которого праведники избавлены, и могилой, которая является его символом и от которой праведники не избавлены до наступления последнего дня. Иначе учение о том, что праведники избавлены от шеола, не имеет никакого смысла. Подтверждение существования ада не является вопросом приведения в качестве доказательства одного, двух или даже десяти стихов из Библии. Реальность ада - места мучений душ нечестивых, лишенных своих тел, вплетена в структуру Библии, и не только в структуру Библии, но и в саму суть земного существования. Слова, используемые в Библии для описания того состояния, в которое мы входим в момент смерти, - это те слова, которые напоминают нам о том, что смерть является Божественным наказанием. Шеол может означать могилу, но он означает ее потому, что указывает нам на противоположность всего Божественного и благословенного, и поэтому он также означает ад. Земное существование с его некрологами, похоронами и кладбищами является постоянным напоминанием о том, что все человечество живет под постоянной угрозой Божественного гнева. Мы никогда не усовершенствуемся настолько, чтобы эти напоминания перестали быть необходимыми. Скорее наоборот, когда мы стареем и мысли о смерти становятся привычными для нас, тогда мы все больше и больше нуждаемся в этих напоминаниях. Б. Основные библейские тексты, описывающие состояние нечестивых 1. Евангелие от Луки 16:19-31. Учение Христа, изложенное в этих стихах, искажается по двум направлениям. Очень уж буквальное их толкование приводит к тому, что здесь находят то, чего на самом деле нет. Такие толкователи оцеживают каждую деталь этого учения, не понимая, что Христос, говоря о том, что является непостижимым для нас, должен был использовать выражения, имеющие переносный смысл. Другие принижают фундаментальность учения Христа, и это приводит к тому, что от данного отрывка отнимается то, что он на самом деле говорит. Некоторые богословы, осознавая первую опасность, отрицают, что Иисус здесь учит о промежуточном состоянии. Г. Е. Лэдд высказывает следующее замечание: "Данная притча не является комментарием к современной жизни общества и не предназначается для того, чтобы быть учением о жизни после смерти. Это на самом деле притча не о богаче и Лазаре, а о пяти братьях. Иисус использовал фольклор тех дней, чтобы изложить истину, которая заключается в том, что если люди не слушают Слова Божия, тогда даже и такое чудо, как воскресение из мертвых, не убедит их". Как должны мы реагировать на подобные утверждения? Здесь будет уместно дать несколько ответов. Во-первых, Иисус, используя фольклор, определенным образом показывает, что в этом народном сказании есть доля правды. Во-вторых, интерпретация Лэдда означает, что первые восемь стихов рассматриваемого отрывка являются просто общим фоном. Это означает, что почти две трети этой притчи бесполезны в доктринальном отношении, что делает Библию малозначительной книгой. В-третьих, сам контекст доказывает, что данная притча содержит учение о наказании за определенные грехи. Наставление, которое дается в ней, обращено к фарисеям (стихи 14-15). Их характеризовали три основных греха: жадность (стихи 1-14), насмешки над словами Иисуса (стихи 14-15), а также утверждение самоправедности и самооправдания своей жадности и сребролюбия (стихи 14-15). Поскольку грехи фарисеев были разными, то данная притча является обоюдоострой, обличая, прежде всего, глупость и безрассудство жадности, а также насмешки над словами Иисуса. Стихи 19-26 предупреждают о мучениях, которые ожидают самодовольных и жадных богачей, каковыми были фарисеи. Стихи 27-31 предупреждают о неспособности даже знамений и чудес победить самодовольство и презрительное отношение фарисеев. Таким образом, обе части этого повествования играют большую роль в ответе Иисуса фарисеям. Мы должны придерживаться такого толкования данных стихов, которое отражает две основные цели Иисуса, выраженные в них. Почему-то Лэдд этого не понял. Совершенно ясно, что учение Иисуса, которое излагается в этой притче, должно применяться к промежуточному состоянию, поскольку пять братьев богатого человека рассматриваются в ней как живущие обычной жизнью в этом мире. Слова Иисуса содержат две основные истины, касающиеся нечестивых, находящихся в промежуточном состоянии. Во-первых, это состояние является состоянием сознательного ощущения мучений в аду (стихи 23-25). Во-вторых, это состояние является состоянием неизбежных и неотвратимых страданий (стих 26). Эти истины доводят до нашего сознания опасность, в которой находились фарисеи, самодовольно отвергая обличения Иисуса. 2. Деяния 1:25. Сравните Деяния 1:25 с Евангелием от Матфея 27:3-10 и Деяниями 1:16-19. Эти стихи говорят, что Иуда пошел в свое место. Это место было приготовлено для него его грехом и Божиим правосудием (Ин.17:12). Поскольку он был сыном погибели, то поэтому мы знаем, что место, куда он пошел, было местом погибели. Это вечные муки, терзание и разрушение. Божие возмездие является строгим и совершенно правильным. Каждому предназначено его особое место. Это означает, что Божественное наказание для разных людей будет разным. Такое различие в наказании может включать две определенные идеи: идею о том, что мучения в аду будут иметь различную степень, и идею о том, что Божие наказание будет точно соответствовать греховности и нечестию каждого отдельного человека. Все это также означает, что наша нынешняя жизнь является определяющей по отношению к жизни после смерти. Грех нечестивых людей в этой жизни определяет в соответствии с мщением Бога их точное место в жизни будущей. 3. Первое послание Петра 3:19. Многие думают, что этот стих означает, будто после Своей смерти Христос лично спустился в ад и объявил о спасении находящимся там душам. Часто данный стих используется как доказательство того, что святые Ветхого Завета были освобождены из ада смертью Христа и перенесены на небо. Мы уже рассмотрели, что эта теория противоречит ясному учению Писания. Не подкрепляется она и данным стихом, поскольку души, которым было проповедано, были не святыми, а мятежными и проклятыми душами современников Ноя. Некоторые секты добавляют, что данный стих является доказательством дополнительного испытательного периода после смерти. Однако эта мысль полностью противоречит содержанию и смыслу всего библейского учения. Понимание данного стиха лучше всего раскрывается в толковании, соответствующем Библии. Согласно ей Христос сошел и проповедовал посредством Своего Духа во дни Ноя и через Ноя тем людям, души которых во дни жизни Петра находились "в темнице", потому что они не послушались проповедей Ноя, исполненных силы Духа Святого, когда были живы. Тщательное рассмотрение и изучение 1 Пет. 3:18, 19 показывает, что они совсем не говорят о том, что Христос лично проповедовал духам, находящимся в темнице, но что Он проповедовал в Духе, или посредством Своего Духа. То, что Ной использовался Богом для провозглашения Его Слова, подразумевается в стихе 20 (обратите внимание на слово "непокорным" и на его отношение ко дням Ноя), о чем также ясно говорится в следующих стихах: 2 Петра 2:5, Бытие 6:3. В других местах Писания упоминается о том, что Христос проповедовал, но Он делал это не лично и не будучи в теле, а посредством Своего Духа (Еф. 2:17; 1 Пет. 1:12). К словам "в темнице" в Новом американском стандартном переводе Библии (NASV) добавлено слово "сейчас". Данные слова выражают отзыв Петра на последствия непокорности людей, живших во дни Ноя. Их непокорность привела к тому, что "сейчас" их души находятся в темнице. Поэтому указанный стих подтверждает другие утверждения Нового Завета о том, что души нечестивых людей, находящиеся в промежуточном состоянии, заключены в темницу - место наказания, откуда они не могут вырваться. 4. 2 Пет. 2:9. Это утверждение Петра представляет собой вывод из трех предыдущих примеров Божественного правосудия, которые он приводит в стихах 4-6. Данное утверждение особенно близко стиху 4. В этом стихе и стихе 9 даже употребляются однокоренные глаголы "соблюдать", "блюсти". Таким образом, Петр уподобляет состояние всех неправедных состоянию согрешивших ангелов. Эти ангелы сейчас соблюдаются в месте наказания на день суда. Согласно Петру, в таком же положении находятся и все умершие беззаконники. Стих 9 убедительно свидетельствует, что здесь говорится о промежуточном состоянии. Английский перевод Библии 1611 года (Authorized Version или King James Version) и Синодальный перевод упускают этот момент. Слово, которое переводится как "наказание", является причастием настоящего времени, стоящим в страдательном залоге, и должно быть переведено как "подвергаемых наказанию" (обратите внимание на Новый американский стандартный перевод и Новый международный перевод Библии - NIV). Дословно эта фраза звучит следующим образом: "А беззаконников соблюдать ко дню суда, в то время как они подвергаются наказанию". Значит, Писание учит, что после смерти нечестивые люди, находясь в ожидании дня суда, соблюдаются под стражей и подвергаются наказанию. В буквальном смысле Сам Господь соблюдает их "в вечных узах, под мраком..." (Иуд. 6). У них поэтому нет никакой возможности убежать из "адского мрака" (2 Пет. 2:4) или каким-либо образом спастись от наказания. Будучи под стражей, они подвергаются наказанию. Следовательно, нечестивые люди наказываются таким образом и в таком месте, которые подобны образу и месту наказания согрешивших ангелов. Несколько практических выводов следуют из данного исследования учения Библии о положении нечестивых в период промежуточного состояния. 1. Для нечестивых промежуточное состояние является местом осознанного мучения и наказания. Это мучение описывается как нахождение во тьме, узах и огне. 2. Для нечестивых промежуточное состояние является местом, куда они попадают, и это место приготовлено именно для них вследствие их греха. Грехом могут быть жадность, насмешка над словами Иисуса, непокорность проповеди Слова Божия, неправедная жизнь, как у современников Ноя и жителей Содома и Гоморры, а также предательство Иисуса за серебро. Нечестивые в определенном для них месте подвергаются наказанию, которое точно соответствует совершенным ими грехам. 3. Для нечестивых промежуточное состояние является местом, откуда нет спасения. Это наглядно видно при рассмотрении вышеприведенных отрывков Писания. Вокруг него устроена великая пропасть, так что никто не может выйти из ада. Это место описывается как темница, тюрьма, которую стережет сам Господь, так что оттуда нет возврата. Это место является особым пристанищем для нечестивых, приготовленным специально для них, откуда они не могут убежать. Сказанное дает нам ответ на вопрос, есть ли у человека шанс получить спасение после смерти. Нечестивые содержатся в темнице для определенной цели, чтобы в день суда им был вынесен приговор (2 Пет. 2:9). К такому выводу мы приходим и в силу других обстоятельств, изложенных в Библии. Первое послание Петра 3:20 говорит о том, что Божие долготерпение закончилось смертью тех людей. В словах Иисуса, записанных в Евангелии от Иоанна 8:21,24, проводится та же мысль. Страшно умереть во грехе. Но если у человека в загробной жизни есть шанс обрести спасение, разве это может быть так страшно? Заметьте также, что последний и окончательный суд совершается на основании земной жизни людей. Всегда делается ссылка на земную жизнь людей как на единственное основание суда над ними (2 Кор. 5:10; Откр. 14:13; 1 Тим. 5:24-25; Мтф. 10:32-33; Евр. 9:27). Нигде не говорится о какой-либо возможной перемене, являющейся следствием хорошего поведения в жизни после смерти. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы