Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II. Библейское подтверждение нескончаемых мучений



Вероисповедание в параграфе 2 не менее трех раз подтверждает свою приверженность учению о нескончаемых мучениях нечестивых. Оно говорит о "вечном осуждении", "вечных мучениях" и "вечной погибели". Никто, насколько мы знаем, никогда серьезно не сомневался в том, что Вероисповедание не ставит цель, чтобы учить доктрине нескончаемых мучений нечестивых. Правда, многие утверждают, что Библия адресует приведенные выше слова нечестивым, чтобы они могли постичь учение о нескончаемых мучениях. Однако в действительности такого преднамеренного обращения в Писании нет.

Библейское учение о нескончаемых мучениях рассмотрим ниже.

Писание определенно утверждает, что страдания осужденных грешников являются вечными (прочитайте Мтф. 18:8; 25:41, 46; 2 Фес. 1:9; Евр. 6:2; Иуд. 6; Откр. 14:10-11). Те люди, которые отрицают доктрину нескончаемых мучений, часто выдвигают следующее возражение: "Термины, переведенные в этих стихах словом "вечный", могут в некоторых случаях указывать на ограниченную продолжительность". На это возражение можно дать несколько ответов.

1. Хотя верно то, что в некоторых случаях эти термины могут использоваться для описания ограниченной продолжительности и могут просто означать что-то очень долгое и длительное, однако без всякого сомнения верно то, что если писавшие Библию хотели показать вечную продолжительность, то это были самые лучшие и единственные слова, которые они могли использовать. Ходж говорит: "Самые сильные выражения, которые имеются в греческом языке, используются в Новом Завете для описания бесконечной продолжительности мучений, которым подвергаются погибшие грешники. Те же самые слова (aiwn, aiwnios и aidios) используются для описания вечного бытия Бога (1 Тим. 1:17; Рим. 1:20; 16:26), Христа (Откр. 1:18), Духа Святого (Евр. 9:14) и бесконечного счастья и блаженства святых..."3.

2. В подавляющем большинстве случаев эти слова и выражения имеют значение бесконечной продолжительности. Когда они употребляются для описания грядущего, будущего века, а не века нынешнего, то всякий раз подразумевают бесконечную продолжительность. Шедд говорит: "В большинстве случаев aiwn и aiwnios относятся к будущему веку, который не будет иметь конца, а не к веку нынешнему, имеющему свой предел; они относятся к вечности, а не к промежутку времени. Как говорит Стюарт: "...во всех случаях, когдаaiwnios относится к будущему времени, он означает бесконечную продолжительность..."4.

3. Слова и выражения, относящиеся к состоянию вечного счастья и блаженства праведников, точно соответствуют словам и выражениям, описывающим вечные мучения нечестивых. Поэтому любой аргумент, отрицающий вечность и постоянство наказания нечестивых, отрицает также вечную продолжительность счастья и блаженства праведников (прочитайте Мтф. 25:46).

Подобные объяснения библейских терминов не являются ни безопасным, ни надежным укрытием от вечного наказания.

Дальнейшим подтверждением того, что такие библейские слова и выражения описывают вечные мучения, являются те места Писания, которые говорят о мучениях нечестивых как о нескончаемых, непрестанных и не имеющих конца (Лк. 3:17; Мр. 9:43, 48; Мтф. 3:12; 5:26).

Разные выражения, используемые в Библии, описывают абсолютную безнадежность и бесконечность мучений в аду (Мтф. 13:41-42; 24:51; 25:30). Все эти выражения, рассмотренные вместе с серьезными предостережениями не навлечь на себя такого наказания, говорят о вечности и полной безнадежности ада. Предостережения о непростительном грехе в Евангелии от Матфея 12:31-32 и Евангелии от Марка 3:29 также говорят об этом. Евангелие от Матфея 26:24 и Евангелие от Марка 14:21 выражают ту же самую доктрину, говоря о тех, для кого было бы лучше вообще не родиться. Состояние, следующее за воскресением мертвых, везде в Библии рассматривается как окончательное и вечное состояние человека, но Библия также совершенно ясно утверждает, что нечестивые будут воскрешены в теле для того, чтобы постоянно испытывать на себе Божественный гнев (Дан. 12:1-2; Ин. 5:29; Деян. 24:15).

Такое свидетельство ставит вне всякого сомнения библейское подтверждение доктрины нескончаемых мучений нечестивых. Две ереси, однако, пытаются бросить вызов этому свидетельству. Необходимо кратко изложить их и привести определенные доводы, показывающие их неправильность.

Универсализм учит, что все люди без исключения будут однажды спасены. Этому учению противостоитсвидетельство Писания о том, что существуют два совершенно противоположных друг другу места, в которых будут находиться люди. Универсализм также содержит в себе явную глупость, утверждая, что сам сатана будет спасен. (Если отрицается, что сатана будет спасен, и говорится, что только люди будут спасены, то в таком случае необходимо напомнить еретикам, что осужденные люди подвергнутся той же участи, что и дьявол, и его ангелы. См. Евангелие от Матфея 25:41.) Универсализм также должен в этом случае отрицать слова Христа о том, что для некоторых людей было бы лучше вообще не родиться. Если же прав универсализм, тогда для всех людей лучше родиться. Хрупкий и неубедительный довод, приводимый в пользу универсализма, - это тот же самый довод, на который ссылаются арминиане, чтобы доказать свою теорию всеобщего искупления и условного избрания. Они особенно подчеркивают общие термины, которые встречаются в Писании ("все", "мир" и др.). Эта теория опровергается посредством тех же самых соображений, на основании которых опровергается арминианизм. Факт состоит в том, что такие термины в Писании не обозначают всех людей без исключения, но описывают всех избранных или же все человечество в целом. Избранные могут быть спасены и в них мир в целом, но это не означает, что каждый отдельный человек будет спасен.

Аннигиляционизм (учение о полном уничтожении) является более популярной ересью в наши дни. Это учение было принято некоторыми ведущими лидерами евангельских церквей. Другие же смотрят на него сквозь пальцы. Аннигиляционизм учит, что в какой-то момент, после определенного периода наказания в аду, тела и души нечестивых будут полностью уничтожены и прекратят свое существование. Наказание за грех, смерть и смерть вторая рассматриваются как окончательное уничтожение, или абсолютная аннигиляция. Несколько обстоятельств указывают на несостоятельность такого учения. Во-первых, оно не может быть соотнесено со словами Христа о том, что для некоторых людей было бы лучше вообще не родиться. Согласно аннигиляционизму, состояние таких людей будет в конечном счете точно таким же, как если бы они никогда не родились. Во-вторых, это учение настаивает на уравнивании библейских терминов, описывающих погибель, с философской идеей аннигиляции. Погибель в Библии никогда не означает полного уничтожения, приводящего к небытию. Погибель означает разорение и разрушение. И, наконец, аннигиляционизм извращает учение Библии о наказании за грех. Когда Иисус как наш Заместитель понес на Себе наказание за наши грехи, то Он не был аннигилирован, или полностью уничтожен. Он был наказан страданиями и мучениями как тела, так и души. Аннигиляционизм логически противоречит доктрине заместительного искупления.

Любое учение о любви Божией, заканчивающееся сомнениями или отрицанием доктрины вечного наказания, является ложным учением. Всякое такое учение рассчитано на ослабление силы Бога, недооценку Его совершенной справедливости и приуменьшение того радикального зла, которое содержит в себе грех. Не смешивайте решительного настаивания на доктрине вечного наказания с нахождением садистского удовольствия в ней. Тот, Кто мог совершенно справедливо сказать о Себе, что Он кроток и смирен, часто настойчиво и убедительно предостерегал об опасности вечного огня.

Приложение А

Общий обзор и план Вероисповедания 1689 года

Главы

1-8 Раздел I. Основания христианской веры

1 Часть 1. Писание

2-3 Часть 2. Бог

2 I. Природа Бога

3 II. Божие постановление

4-6 Часть 3. Первоначальное творение

4 I. Творение

5 II. Провидение

6 III. Грех

7 Часть 4. Божий завет

8 Часть 5. Личность Христа и Его дело

9-20 Раздел 2. Практическое проявление религии: спасение

9 Часть 1. Общий фон: свободная воля

10-18 Часть 2. Благословения и добродетели

10-13 I. Благословения, даруемые Богом

10 А. Действенное призвание

11 Б. Оправдание

12 В. Усыновление

13 Г. Освящение

14-18 II. Добродетели, проявляемые человеком

14 А. Вера

15 Б. Покаяние

16 В. Добрые дела

17 Г. Стойкость до конца

18 Д. Уверенность

19-20 Часть 3. Средства

19 I. Божий закон

20 II. Божие Евангелие

21-30 Раздел 3. Божественные установления

21 Часть 1. Свобода совести

22-23 Часть 2. Религиозное поклонение

22 I. Общий обзор религиозного поклонения

23 II. Религиозные обеты

24 Часть 3. Гражданские власти

25 Часть 4. Брак

26-30 Часть 5. Церковь

26 I. Общий обзор церкви

27 II. Общение в церкви

28-30 III. Таинства церкви

31-32 Раздел 4. О грядущем веке

31 Часть 1. Промежуточное состояние и состояние после воскресения из мертвых

32 Часть 2. Последний и окончательный суд

Этот план был разработан пастором Грегом Николсом и печатается с его разрешения.

Примечания

Введение

1. Из предисловия Бонара к книге "Catechisms of the Scottish Reformation", переизданной под названием "Religion without Theology", Banner of Truth, июнь 1971. - С. 37.

2. Цитируется Кеннетом Л. Джентри младшим (Kenneth L. Gentry, Jr) "In Defence of Creedalism", Banner of Truth, апрель 1981. - С. 6.

3. Samuel Miller, The Utility and Importance of Creeds and Confessions, (reprinted A Press, 1987). - С. 33-35.

4. John Murray, Collected Writings of John Murray, (Banner of Truth Trust). - Т. 1. - С. 281.

5. A. A. Hodge, The Confession of Faith, (Banner of Truth Trust, 1964). - С. 2.

6. W. G. T. Shedd, Orthodoxy and Heterodoxy, (Charles Scribner's Sons, 1893). - С. 167-168.

7. Miller, Utility and Importance of Creeds and Confessions. - С. 40.

8. Там же.

9. Там же.

10. Andrew Fuller, Complete Works, (Holdsworth & Ball, 1832). - Т. 5. - С. 221-2.

11. B. H. Carrol, Colossians, Ephesians and Hebrews in An Interpretation of the English Bible (Baker Book House, 1986). - С. 140.

12. Джон Мюррей (John Murray) заметил: "Сегодня во многих кругах существует тенденция недооценивать или даже считать предосудительным остроту и изящество богословских определений, которые дает Вероисповедание. Следует строго осуждать такое отношение. Возрастающая вера, основанная на совершенстве и законченности Писания, требует все большей точности и не может уживаться с неопределенностью, которая дает место заблуждению" (Murray, Collected Writings. - Т. 1. - С. 317).

13. Miller, Utility and Importance of Creeds and Confessions. - С. 10.

14. James Bannerman, The Church of Christ (Banner of Truth Trust, 1960). - Т. 1. - С. 296.

15. Когда мы обнаруживаем, что не существует абсолютного согласия между нашими вероисповеданиями, то мы способны, по крайней мере, иметь общение, ясно понимая те моменты, которые разделяют нас.

16. Fuller, Works. - Т. 5. - С. 222.

17. Цитируется Вильямом Каткартом (William Cathcart), "Creeds, Advantageous" in The Baptist Encyclopaedia, (Louis H. Everts). - С. 294.

18. Там же.

19. J. G. Machen, "Creeds and Doctrinal Advance", Banner of Truth, (ноябрь 1970).

20. Цитируется Алланом Харманом (Allan Harman), "The Place and Significance of Reformed Confessions Today", Banner of Truth, январь 1973. - С. 28.

21. Miller, Utility and Importance of Creeds and Confessions. - С. 98.

22. Там же.

Глава 1

1. Обратите внимание на весьма полезный (и в некотором отношении отличающийся) план, который предлагает Б. Б. Ворфилд (B. B. Warfield), The Works of Benjamin B. Warfield. - Т. 6 (Baker Book House, 1981). - С. 191-192.

2. Они описываются в параграфах 1, 6 и 10. Последний заимствован из Савойской декларации. Исследование этих изменений показывает, что их целью является пояснение, а не изменение смысла и значения Вестминстерского вероисповедания.

3. Fred. H. Klooster, Introduction to Systematic Theology, (unpublished class notes). - С. 96.

4. B. B. Warfield, Revelation and Inspiration, (Baker Book House). - С. 335 и далее.

5. Там же. - С. 283.

6. Там же. - С. 65-66.

7. Убедительное доказательство авторитетности писаний Нового Завета дается в главе, написанной Джоном Мюрреем (John Murray) в The Infallible Word, "The Attestation of Scripture," (Presbyterian and Reformed Publishing Co.). - С. 33-42, а также в книге Авраама Кайпера (Abraham Kuyper) Principles of Sacred Theology (Baker Book House). - С. 460-473.

8. The Infallible Word. - С. 34.

9. Смотрите рецензию Кларка Пиннока (Clark H. Pinnock) на книгу Эдварда Доннелли (Edward Donnelly), Scripture Principle, Banner of Truth, октябрь 1986. - С. 27-28.

10. The Infallible Word, Cornelius Van Til, "Nature and Scripture". - С. 274-5.

11. Джон Мюррей обнаружил эту взаимосвязь. Он говорит: "Если небеса проповедуют славу Божию и свидетельствуют таким образом о своем Божественном Создателе, то Писание, будучи творением Божиих рук, также должно нести на себе следы Его авторства" (The Infallible Word. - С. 46).

12. Данная точка зрения твердо отстаивается верными последователями реформаторского христианства. Кальвин неоднократно утверждал именно это на первых страницах своей книги"Institutes" (обратите внимание на 1:3:1, 2, 3; 1:4:1, 2; 1:5; 1, 2, 4, 11, 15; 1:6:1, 2). Утверждение, записанное в 1:5:4, является вполне типичным: "Они постигают, как чудесно Бог работает в них, и опыт показывает им, какое обилие благословений они получают благодаря Его щедрости. Они вынуждены познавать (охотно или нет), что эти благословения являются доказательством Его Божественности; однако они подавляют это знание в своих сердцах". Джон Оуэн выражается еще яснее, говоря об этом с формально-юридической точки зрения. После цитирования Послания к Римлянам 1:19 и 2:14-15 он говорит: "И ум таким образом действительно соглашается с принципами Божия бытия и Его власти, согласившись до этого со всяким фактическим проявлением других обстоятельств, или причин, или любого другого свидетельства" (The Works of John Owen, Banner of Truth Trust 1965. - Т. 4. - С. 84).

13. Обратите внимание на комментарии Джона Оуэна к Евангелию от Луки 16:27-31, Works of John Owen. - Т. 4. - С. 75-76.

14. Calvin, Institutes, 1:7:2. Обратите внимание также на 1:7:5. В данной доктрине Джон Оуэн следует Кальвину, Works of John Owen. - Т. IV. - С. 73-82, 115. Джонатан Эдвардс (Jonathan Edwards) вторит их мыслям, The Collected Works of Jonathan Edwards, (Banner of Truth Trust, 1974). - Т. 2. - С. 16.

15. Calvin, Institutes, 1:7:5.

16. Обратите внимание на толкование многих из этих отрывков, которое приводится Джоном Мюрреем (John Murray) в The Infallible Word. - С. 47-54.

17. Стоунхаус (Stonehouse) очень хорошо сказал: "Единственной конкретной формой, в которой это подтверждение может быть выражено, если только оно не происходит от другого объективного откровения, данного Господом небес, является не что иное, как глас самого Писания" (The Infallible Word. - С. 105).

18. Обратите особое внимание на второй вопрос и ответ Краткого катехизиса, в которых те, кто поддерживает неоортодоксальный взгляд и другие, схожие с ними понятия, могут довольно спокойно говорить о "слове Божием, содержащемся в Писании". Такая терминология не вызывала возражений, когда была впервые принята, но теперь она вызывает большую настороженность у любого верующего, сведущего в богословии.

Глава 2

1. Как уже указал мой друг пастор Грег Николс, при составлении плана Вероисповедания необходимо обращать особое внимание на точки с запятой (и другие знаки препинания). В параграфах 1 и 2 план, предложенный здесь, составлен именно с их учетом. В параграфе 1 мы находим семь точек с запятой, и поэтому в плане главы мы видим восемь подзаголовков, в то время как в параграфе 2 поставлены четыре точки с запятой, и в плане главы мы видим пять подзаголовков. Как будет отмечено ниже, параграф 3 сочетает в себе элементы трех разных вероисповеданий и поэтому, как я думаю, в нем используются точки с запятой для того, чтобы выделить описания личностных качеств Троицы и отделить друг от друга основные подзаголовки. Если убрать точки с запятой, которые отделяют друг от друга описания личностных качеств Троицы, то мы увидим, что параграф 3 следует правилу, упомянутому выше, имея две точки с запятой и три подзаголовка.

2. В каждом из этих трех параграфов есть незначительные отклонения от Вестминстерского вероисповедания, но они не изменяют богословского смысла. И опять же авторы данного Вероисповедания полностью согласны с Вестминстерским вероисповеданием.

3. Исследование параграфа 1 показывает, что не предпринималось никаких усилий, чтобы классифицировать, например, качества Бога, поддающиеся передаче, и качества, не поддающиеся передаче. Это имеет определенные преимущества. Подобные характеристики, однако, были уже рассмотрены все вместе и (как отмечено выше) при изложении отделены друг от друга точкой с запятой.

4. Рекомендуются следующие книги: Stephen Charnock's The Existence and Attributes of God (Baker Book House, 1979); Herman Bavinck's The Doctrine of God, (Banner of Truth Trust, 1977). Из более популярной литературы рекомендуются следующие книги: J. I. Packer's Knowing God (Hodder & Stoughton) and Stuart Olyott's The Three and One (Evangelical Press, 1981). Последняя из этих книг, как показывает ее название, рассматривает только триединство Бога, в то время как первая концентрируется на рассмотрении качеств Бога.

Глава 3

1. Публикуя этот материал, я чувствую себя обязанным R. J. Rushdoony, By What Standard? (Thoburn Press, 1958), С. 122-134, и особенно Cornelius Van Til, Common Grace (Presbyterian & Reformed Publishing Co.).

2. Вероисповедание 1689 года использует термин "общая благодать" в параграфе 3 главы 14. То, что этот термин встречается там, отражает влияние Савойской декларации. Термин "свободное предложение", или предложение даром (также обсуждаемый в этой дискуссии), используется в параграфе 2 главы 7. Обратите внимание на объяснение термина "свободное предложение" в главе 7 данной книги.

3. Rushdoony, By What Standard? - С. 117.

4. Там же. - С. 111.

5. G. I. Williamson, The Westminster Confession of Faith for Study Classes. - С. 31.

6. W. Bauer, W. F. Arndt, F. W. Gingrich, A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (University of Chicago Press, 1952). - С. 710.

Глава 4

1. Вероисповедание 1689 года отличается от Вестминстерского вероисповедания и Савойской декларации только тем, что в нем последнее предложение оформлено как отдельный параграф. По этой причине я решил не делать упор в нашем плане на сотворение вселенной в общем (параграф 1) и сотворение человека в частности (параграф 2). Следуя указаниям пастора Грега Николса, я выразил намерение авторов Вероисповедания, дав третьему параграфу отдельный заголовок, который должным образом выделяет этот параграф. Божие творение достигает своего апогея в человеке, являющемся венцом творения, однако вся история человека и вселенной вращается вокруг реакции Адама на заповедь, данную относительно дерева познания добра и зла.

2. Факт строения человека как состоящего из тела и души доказывается в главе 31. Свободная воля рассматривается в главе 9. Так называемый завет дел и сходство между Адамом и Христом будут разбираться в главе 6.

3. Обратите внимание на оба этих метода ухода от действительного смысла книги Бытие 1-11, которые используются Говардом Ван Тиллом в его книге The Fourth Day, (Eerdmans, 1986), С. 1-93, а также на их опровержение в моем труде A Critique of Howard J. Van Till's The Fourth Day (Truth for Eternity Ministries).

4. Обратите внимание на уместность этих рассуждений, показывающих несостоятельность теории "День - эпоха". Невообразимо, чтобы еврей, слушавший слова, записанные в книге Исход 20:8-11, мог сделать вывод, что Бог говорил о днях творения в переносном смысле, которые на самом деле были большими промежутками времени, продолжительностью в миллионы лет. Теории "День - эпоха" также противоречит тот факт, что каждый из шести дней творения, упомянутых в Бытие 1, имел утро и вечер. Должны ли мы тогда думать об утрах и вечерах, занимавших целые эпохи? Кроме того, в Бытие 1:5 "день" определяется как состоящий из периодов света и тьмы, а также имеющий утро и вечер. Представление о том, что многие слова и выражения имеют переносный смысл, является просто невероятным и недопустимым толкованием. Для более подробного рассмотрения опровержения теории "День -эпоха" обращайтесь к заметкам Генри Морриса (Henry Morris) в Scientific Creationism (Creation-Life Publishers, 1974). - С. 221-230.

5. Мое краткое рассмотрение этого вопроса является конспектом лишь маленькой части интересных, но не опубликованных лекций пастора Грега Николса на тему "Учение о человеке", которые я имел честь слушать в Пасторской академии Св.Троицы, г. Монтвилл, штат Нью-Джерси.

6. Основные библейские тексты на эту тему содержатся в Ветхом Завете, в книге Бытие 1:26-27; 5:3; 9:6, а в Новом Завете - в Первом послании к Коринфянам 11:7, Послании к Колоссянам 3:10 (сравните с Ефесянам 4:24), Послании Иакова 3:9. Данная концепция также применима ко Христу в Первом послании к Коринфянам 15:49, Втором послании к Коринфянам 4:4, Послании к Колоссянам 1:15.

Глава 5

1. Параграфы 2-7, как указал Грег Николс в своих заметках, связанных с Вероисповеданием, затрагивают обычно обсуждаемые вопросы, которые возникают при рассмотрении доктрины провидения. Какие перемены может вызвать то, что я делаю (параграф 3)? Если Бог полностью все контролирует, то как Он может обвинять меня за мои грехи (параграф 4)? Какое возможное благо может явиться следствием моего греха (параграф 5)? Может ли любящий Бог действительно ожесточать людей в их грехе (параграф 6)? На ком особенно сосредоточены Его забота и провидение? (параграф 7).

2. В этой главе есть несколько незначительных отличий от аналогичных глав в Вестминстерском вероисповедании и Савойской декларации. В первом параграфе есть несколько изменений (выражение "великий Творец" заменено выражением "благой Создатель", а также вставлена фраза "достигая той цели, для которой они были сотворены"). Цель этих изменений состоит в том, чтобы подчеркнуть, что провидение является работой благого Создателя по сохранению Своего творения. Во втором параграфе добавлено ясное и определенное отвержение удачи или случая: "...так что ничего не происходит случайно или вне Его провидения". В параграфе 4 словосочетание "греховные деяния" заменяет собой слово "грехи". Это, по-видимому, сделано с целью сохранения чистоты Бога в вопросе контроля над грехом. Последнее предложение параграфа 5 было, вероятно, добавлено с целью рекомендаций практического применения. Поскольку все эти изменения являются незначительными, то можно обратиться к удачному изложению Вестминстерского вероисповедания, которое дается Вильямсоном (G. I. Williamson), The Westminster Confession of Faith (for Study Classes) (Presbyterian and Reformed, 1964) и Ходжем (A. A. Hodge), The Confession of Faith (Banner of Truth Trust, 1983).

3. Это верно, что слово "случай" несколько раз встречается в тексте английского перевода Библии 1611 года (Authorized Version). Исследование слов, переведенных таким образом в Ветхом Завете (1 Цар. 6:9; Еккл. 9:11), показывает, что они происходят от глаголов "встречаться" (неожиданно) или "происходить" и, таким образом, означают неожиданную встречу или происшествие, событие, которое не было запланировано человеком. Это слово, переведенное точно так же в Новом Завете (Луки 10:31), буквально означает совпадение, стечение обстоятельств.

Глава 6

1. Здесь представлены два альтернативных плана данной главы, поскольку, как об этом говорит само название, она раскрывает две тесно связанные между собою темы. Второй план, являющийся довольно кратким, может быть расширен путем сопоставления его с первым планом.

2. Эта глава убедительно доказывает тот факт, что авторы Вероисповедания основывались при его написании на трех других вероисповеданиях. Вестминстерское вероисповедание оказало самое большое и глубокое влияние на составление всего Вероисповедания. Влияние Первого лондонского баптистского вероисповедания также ясно видно в параграфах 1 и 3. Самое интересное то, что влияние Савойской декларации конгрегационалистов, являющейся пересмотренным и исправленным изданием Вестминстерского вероисповедания, ясно видно в параграфе 2, в котором фраза "а вместе с ними и мы" заимствована из Савойской декларации, а также в параграфе 3, где формулировка первой части параграфа взята полностью из Савойской декларации.

3. Студента зовут Джерри Доуман (Jerry Doman). Его работа называется Reformed Baptist Concepts of Covenant: Definition and Covenant of Works - 1640-1860. Он приводит доказательства того, что Hansard Knollys, William Kiffen и Benjamin Keach придерживались концепции завета дел и использовали само ее название. Его работа показывает, что эти термины были изяты из трех параграфов Баптистского вероисповедания по редакционным соображениям.

4. Мюррей (Murray), Collected Writings. - Т. II, "The Adamic Administration". - С. 47-60.

5. Там же. - С. 49.

6. Там же. - С. 47.

7. Там же. - С. 53. Мюррей с присущей ему краткостью и точностью подмечает: "Испытание в данном случае должно было быть ограниченным по продолжительности. Судьба, зависящая от какого-то события, никогда не сможет осуществиться до тех пор, пока не произошло это событие". Обратите внимание также на работу Р. Л. Дабни (R. L. Dabney), Lectures in Systematic Theology, (Zondervan, 1972). - С. 305.

8. Герхард Вос отмечает: "Творить добро и отвергать зло на основании разумного понимания природы добра и зла - это прекрасно, однако еще более прекрасным и замечательным является делание того же из уважения к природе Бога; и самым прекрасным и замечательным из всего этого является нравственная сила, которая, когда это необходимо, будет проявляться, основываясь на личной преданности Богу, не задумываясь ни на мгновение об этих более скрытых причинах. Простое удовольствие в проявлении послушания увеличивает нравственную ценность выбора. В данном случае оноявлялось единственным определяющим фактором, и, чтобы оно могло проявиться, был издан произвольный запрет, чтобы из самого факта его произвольности была исключена всякая сила интуиции, могущая повлиять на результат" (Biblical Theology, Eerdmans, 1948). - С. 42-43.

9. То же самое верно и в отношении дерева жизни. Оно дало бы вечную жизнь и гарантировало постоянное существование в теле даже согрешившему Адаму (3:22), но вечная жизнь во грехе была бы еще большим проклятием. Такая жизнь была бы равносильна жизни, которая будет дана нечестивым по их воскресении.

10. Reinhold Seeberg, History of Doctrines, (Baker Book House, 1978). - Т. I. - С. 345.

11. Утверждение Вероисповедания (оно точно такое же в Вестминстерском вероисповедании и Савойской декларации): "...наши прародители положили начало всему человечеству и, согласно Божьему определению, представляли собой все человечество", - является весьма неопределенным. В интересах библейской и богословской точности следует признать, что только Адам (а не наши прародители, как говорит Вероисповедание) был представителем человеческой расы. Ключевые стихи Библии, содержащиеся в Послании к Римлянам 5:12-21 и Первом послании к Коринфянам 15:20-49, ничего не говорят о Еве и поясняют, что человечество пало "преступлением одного" (Рим.5:17-18). Неточность в формулировке Вероисповедания возникла, вероятно, из-за того, что его авторам показалось слишком резким говорить только об одном Адаме как об органическом и природном "начале" всего человечества.

Глава 7

1. Структура Вестминстерского вероисповедания построена на контрасте между заветом дел и заветом благодати. Баптисты избегали использования термина "завет дел" здесь и в других местах своих вероисповеданий, хотя сохранили его в 9:6 и 20:1. Обратите внимание на рассмотрение этой темы в главе 6.

2. Таким образом, когда вестминстерские богословы в параграфе 2 своего вероисповедания продолжают говорить о завете дел, то мы поступаем совершенно несправедливо, если на основании этой терминологии приписываем им законнические взгляды и представления о том, что наши дела или предположительное послушание Адама заслуживают похвалы и наград. Все вознаграждение, даже в завете дел, является, согласно параграфу 1, вопросом благодатного, Божественного снисхождения.

3. Термин "общая благодать" используется в 14:3, куда он заимствован из Савойской декларации, но не из Вестминстерского вероисповедания. Использование понятия "свободное предложение" ("предложение даром") в 7:2 характерно и для Вестминстерского вероисповедания, и Савойской декларации. Каноны Дорта утверждают идею и "свободного предложения", и "общей благодати" и очень ясно отражают ее во втором разделе учения (параграф 5), а также в третьем и четвертом разделах учения (параграфы 6-8).

4. John Murray, The Covenant of Grace (Tyndale Press, 1977). - С. 5 и далее.

5. Каждый Божественный завет, имеющий особое отношение к искуплению, требует такого отклика. Завет, заключенный с Ноем, не является непосредственно искупительным, как отмечалось выше. Его обетования не зависят от отклика на него со стороны тех, с кем он заключен (Быт. 9:8-17). Это один из самых безусловных Божиих заветов (он не содержит условий). Тем не менее он содержит повеления (Быт. 6:14-22; 9:1-7).

6. Murray, Covenant of Grace. - С. 20, 22.

7. Там же. - С. 21.

8. Там же. - С. 17.

Глава 8

1. Прекрасным современным произведением, в котором рассматривается личность Христа, является книга Стюарта Олиотта (Stuart Olyott), Son of Mary, Son of God (Evangelical Press, 1984).

2. Джон Оуэн (John Owen) делает этот пункт совершенно убедительным и неоспоримым (в томе 10 своего труда "Works", с. 362 и далее). Обратите особое внимание на цитирование им Второй книги Паралипоменон 28:23. Рассмотрение такого рода трудных для понимания отрывков, предлагаемое им, заслуживает внимательного чтения.

Глава 9

1. J. N. Kelly, Early Christian Doctrines, (Harper & Row, 1978). - С. 180 и далее. Обратите внимание также на произведение Рейнхольда Сиберга (Reinhold Seeberg), History of Doctrines, (Baker Book House). - С. 152-160.

2. Интересно заметить, помня о кардинальной природе этого предмета, что на данное положение Вестминстерского вероисповедания не повлияли ни Савойская декларация, ни Вероисповедание 1689 года. Данная глава одинакова во всех этих вероисповеданиях.

3. Murray, Collected Writings. - Т.2. - С. 86.

4. Там же. - С. 106-107.

5. E. H. Palmer, The Five Points of Calvinism, (Baker Book House, 1979). - С. 9.

6. Murray, Collected Writings. - Т. 2. - С. 87-88.

Глава 10

1. John Murray, New International Commentary on the New Testament: The Epistle to the Romans, (Eerdmans, 1968). - Т. I. - С. 27.

Глава 11

1. John Murray, Redemption Accomplished and Applied, (Banner of Truth Trust, 1961). - С. 117 и далее.

2. Там же. - С. 118.

3. Там же. - С. 119.

4. Там же. - С. 127.

5. Термин "пассивное послушание", используемый здесь, означает страдания, или крестные муки, Христа, а не пассивность в этих страданиях.

6. Обратите внимание на рассмотрение Адамова правления в главе 6.

7. Обратите внимание на классическое разоблачение и полную несостоятельность позиции собора в Тренте в книге Джеймса Бачанана (James Buchanan), The Doctrine of Justification, (Baker Book House, 1977).

Глава 12

1. Суть единственного длинного предложения, из которого состоит данная глава, заключена в словах "Бог удостоил". Удостоить - значит предоставить особую привилегию или милость и/или даровать эту милость в милосердной и снисходительной манере. Поэтому усыновление описывается здесь как великое благословение, как Божия снисходительная любовь. Что касается славы, чести и тесных взаимоотношений с Богом, которые несет с собой усыновление, то оно, бесспорно, является вершиной евангельских благословений (1 Ин.3:1-3).

2. Четырнадцать благословений, упомянутых в Вероисповедании, могут быть распределены по четырем группам, заголовки к которым упоминаются в этой части плана главы. Первые четыре благословения имеют отношение к (1) включению в семью Божию; следующие три - к (2) принятию сыновнего характера; следующие шесть связаны с (3) переживанием на личном опыте Отцовского отношения со стороны Бога; последнее благословение связано с (4) получением обещанного наследства.

3. Должен сказать, что я обязан двум источникам, где дается толкование этого предмета. В превосходном рассмотрении Джоном Мюрреем порядка спасения (ordo salutis) в его книге Redemption Accomplished and Applied есть замечательная глава об усыновлении (с. 132-140). Один из моих сопастырей, Дейв Мерк (Dave Merck), написал очень полезную работу, называющуюся The Biblical Doctrine of Adoption, которая, однако, не была напечатана.

4. Murrey, Redemption Accomplished and Applied. - С. 135.

5. В этом обсуждении, как я полагаю, на основании аналогии с Посланием к Галатам 4:6 речь идет о Духе Святом, а не о предрасположенности и характере души.

6. Сам этот термин, как уже говорилось, требует, чтобы усыновление само по себе рассматривалось исключительно как правовое или юридическое действие, которое подобно оправданию. Оно, конечно же, является частью более общего вопроса сыновства, который включает нравственное и субъективное преобразование нашей природы. Но усыновление не следует путать с возрождением или освящением.

7. Особая перемена юридического статуса, которую мы рассматриваем в вопросе усыновления, - это перемена статуса раба на статус сына (Рим. 8:15; Гал. 4:3,5). Как законная, правовая перемена усыновление очень тесно связзно с оправданием. Утверждая, что только оправданные получают усыновление, авторы Вероисповедания рассматривают во взаимосвязи усыновление и оправдание и одновременно проводят четкое различие между ними. Эти два великих благословения являются правовыми, юридическими актами, совершающимися раз и навсегда и происходящими одновременно с обращением. Обратите внимание на тесную взаимосвязь между оправданием и усыновлением, которая подразумевается в Послании к Галатам 3 и 4, особенно в главе 3 (24-26). Когда человек становится верующим, тогда он становится как оправданным, так и усыновленным. Более того, оправдание и усыновление предполагают обстановку зала суда. Здесь, однако, начинает проявляться различие между этими двумя благословениями. Оправдание - это рассмотрение дел грешника в Божием суде, где разбираются уголовные дела. Усыновление - это изменение статуса раба на статус сына в Божием гражданском суде. Точно так же, как в нашем обществе есть разница между судом, рассматривающим уголовные дела, и судом, рассматривающим гражданские дела, так и в Библии существует различие между оправданием и усыновлением. Оправдание имеет дело с грехом и праведностью. Усыновление же имеет дело с рабством и сыновством.

8. Акт усыновления совершается в тот момент, когда заключается союз со Христом. Хотя надо проводить четкое различие между нашим приемным сыновством и вечным, естественным сыновством Христа, однако именно благодаря нашему союзу с Тем, Кто является единородным Сыном Божиим, мы становимся сынами Божиими (Рим. 8:17; Гал. 3:26-29; 4:6).

9. Прочитайте Послание к Римлянам 8:23; Первое послание Иоанна 3:1-2 и также Послание к Ефесянам 1:5 (сравните с 4:30).

10. Прочитайте Послание к Ефесянам 1:5.

11. Прочитайте Евангелие от Иоанна 1:13; 3:3, 5, 8; Первое послание Иоанна 2:29.

12. Прочитайте Послание к Римлянам 8:1, 9, 14, 15 и Послание к Галатам 4:6. Не следует путать Дух усыновления с самим усыновлением. Обратите особое внимание на форму выражения Послания к Галатам 4:6, где говорится: "А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего...".

13. Прочитайте Послание к Римлянам 8:17; Послание к Галатам 4:7.

14. Обратите внимание на те особые события, о которых говорится в Вероисповедании, и на их соответствующие подтверждения из Писания.

Глава 13

1. Ссылка здесь делается на параграф 1, где говорится о значении смерти и воскресения Христа для нашего освящения. Заметьте, что Вестминстерское вероисповедание содержит аналогичное утверждение.

2. Murray, Collected Writings. - Т. 2. - С. 277.

3. John Brown, Analytical Exposition of the Epistle of Paul to the Romans, (Baker Book House, 1981). - С. 85-87.

4. Brown, Analytical Exposition of Romans. - С. 89.

5. Charles G. Trumbull, Victory in Christ, (Christian Literature Crusade, 1972). - С. 65-66.

6. Robert T. Ketcham, God's Provision for Normal Christian Living, (Moody Press, 1963). - С. 15.

7. Murray, The Epistle to the Romans. - С. 225-226.

Глава 14

1. Murray, Collected Writings. - Т. 2. - С. 258.

2. Там же.

3. B. B. Warfield, Biblical and Theological Studies, (Presbyterian and Reformed, 1968). - С. 439.

4. В Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета) слово pisteuw, которое переводится как "вера" или "верить" и употребляется свыше 500 раз в Новом Завете, никогда не используется для перевода древнееврейского слова "батак", означающего доверие. Слово pisteuw почти всегда является переводом древнееврейского слова "аман".

Глава 15

1. John Flavel, Works, (Banner of Truth Trust, 1968). - Т. 4. - С. 376-377.

2. Louis Berkhof, Systematic Theology, (Eerdmans, 1939). - С. 487.

3. Евангелие от Матфея 21:30 в некоторых изданиях NASV.

Глава 16

1. Webster's New World Dictionary of the American Language, (World Publishing Co., 1956). - С. 1463.

Глава 17

1. В параграфе 1 излагается учение о стойкости святых до конца, формулировка которого основана на Вестминстерском вероисповедании и дополнена утверждением, взятым из Первого лондонского вероисповедания. Вероятно, такой прием использовался для того, чтобы подчеркнуть согласие Первого лондонского вероисповедания с Вестминстерским вероисповеданием.

2. Я позволил себе немного изменить порядок изложения Вероисповедания в моем плане. Причины этого я объясню ниже.

3. По этой и также по другим причинам я немного изменил порядок изложения Вероисповедания, рассматривая основания уверенности. Для получения дополнительной информации о клятве Бога и завете благодати обращайтесь к главе 7.

Глава 18

1. Довольно странно, что Баптистское вероисповедание не включило сюда слово "обычные", которое содержится как в Вестминстерском вероисповедании, так и в Савойской декларации. Поскольку это слово является очень важным и совершенно очевидно, что баптисты намеревались учить тому же, чему учили предшествующие вероисповедания, то это можно рассматривать как оплошность со стороны тех, кто составлял Вероисповедание 1689 года.

Глава 19

1. Единственным изменением, имеющим богословское значение, которое можно заметить в Баптистском вероисповедании, является изъятие из параграфа 1 упоминания о завете дел. Баптисты в нескольких местах используют формулировки Савойской декларации. Есть несколько других незначительных изменений в формулировках, представленных авторами Вероисповедания 1689 года, но ни одно из них не затрагивает основной богословской темы, которая рассматривается в данной главе.

2. Здесь не будут рассматриваться обещание жизни и предупреждение о смерти, о которых говорится в последней части первого параграфа. Однако обратите внимание на рассмотрение Адамова правления в главе 6.

3. Murray, The Epistle to the Romans. - С. 79.

4. Calvin, Institutes, 4:20:14-16.

5. Как отмечается выше, книга завета могла содержать Десять Заповедей, а также обрядовый закон (Исх. 20:18-26; 24:1-3), но содержание глав 21-23 книги Исход сосредоточено на судебном законе Израиля. Он не стоит над Десятью Заповедями, которые (и только они одни) были начертаны на скрижалях каменных. Это означает, что мы должны проводить различие между точкой зрения, выраженной в Послании к Евреям, где закон приравнивается к книге завета, и точкой зрения, выраженной в Послании к Римлянам, где закон заключается главным образом в Десяти Заповедях. Приравняйте закон к книге завета, и тогда будет правильным говорить о том, что он отменен, как об этом и говорится в Послании к Евреям. Поставьте знак равенства между законом и Десятью Заповедями, и тогда станут понятными его постоянная действенность и важность, о чем говорится в Послании к Римлянам. Закон в целом и как система упразднен. Но закон как Десять Заповедей не может быть упразднен. Все это, однако, имеет целью оградить Послание к Евреям 9:19 от неправильного толкования. Чего нельзя избежать в этом отрывке, так это окончания действия книги завета, а вместе с ней и судебного закона.

6. Для рассмотрения конкретного обсуждения постоянного действия и значения Четвертой Заповеди обращайтесь к главе 22.

Глава 20

1. Название этой главы, хотя и отражает ее общую тему, однако является не совсем ясным. Ключ к разгадке темы этой главы мы находим в акценте на откровении, которое делается в каждом параграфе. Слово "являть" в разных его формах присутствует в каждом параграфе. В параграфе 2 оно встречается дважды (во втором случае используется его синоним). В параграфах 1 и 3 встречаются его синонимы. Таким образом, темой главы 20 является особое откровение Евангелия.

2. В последней части первого параграфа баптисты сделали небольшое изменение. В Савойской декларации здесь употребляется словосочетание "было явлено". В некоторых изданиях Вероисповедания 1689 года, которые мне попадались, было напечатано "является", но это слово поставлено в скобки. Вильям Л. Лампкин (William L. Lumpkin) в книге Baptist Confessions of Faith (Judson Press, 1959) приводит первоначальное издание Вероисповедания, опубликованное в 1677 году, в котором "было" отсутствует, но также и не напечатано слово "является" в скобках. Поскольку Вероисповедание говорит о первоначальном откровении Евангелия, то правильный вариант текста должен включать слово "было".

3. Philip Schaff, The Creeds of Christendom, (Harper & Bros, 1905). - Т. 3. - С. 714-715.

4. Лорд Герберт Черберийский (Lord Herbert of Cherbury), признанный родоначальник деизма, умер в 1648 году. Его серьезный труд "De religione Gentilium errorumque apud eos causis" был напечатан в Лондоне в 1645 году.

5. E. J. Young, Genesis 3, (Banner of Truth Trust). - С. 120.

6. Обращайтесь к той главе из книги Янга (E. J. Young), из которой была взята вышеприведенная цитата. Даже такой осторожный автор, как Янг, расширяет в некоторой степени значение книги Бытие 3:15.

Глава 21

1. В этой главе Вероисповедание 1689 года опять почти слово в слово следует Савойской декларации веры. Незначительное отклонение встречается в параграфе 1, где ссылка Савойской декларации на "все законное отправление завета благодати" отсутствует.

2. L. S. Chafer, Systematic Theology, (Dallas Seminary Press, 1948). - С. 73-74.

3. Практическая важность учения Вероисповедания могла бы быть показана в большей степени. Читатель может здесь обратиться к труду Кальвина (Calvin), Institutes, 3:19:7. Книга Арнольда Даллимора (Arnold Dallimore) George Whitefield, (Banner of Truth Trust). - Т. I. - С. 73-76, также представляет на этот счет прекрасный материал, взятый из опыта и переживаний Витфилда, предшествовавших его обращению.

Глава 22

1. James Bannerman, The Church of Christ, (Banner of Truth Trust, 1960). - Т. I. - С. 339.

2. Там же. - С. 339-340.

3. Williamson, Westminster Confession for Study Classes. - С. 162.

4. Там же. - С. 160.

5. Bannerman, Church of Christ. - Т. I. - С. 340-341.

6. Owen, Works. - Т. XV. - С. 467.

7. The Reformation of the Church, со вступительной статьей Мюррея (Iain Murray), (Banner of Truth Trust, 1965). - С. 75.

8. Там же. - С. 44.

9. Herbert Carson, Tyndale New Testament Commentaries: The Epistle of Paul to the Colossians and Philemon, (Eerdmans, 1976). - С. 79.

Глава 23

1. William Hendriksen, Matthew, (Baker Book House, 1973). - С. 307-308.

2. Там же. - С. 309.

3. Williamson, Westminster Confession for Study Classes. - С. 176.

4. Hodge, Confession of Faith. - С. 289.

Глава 24

1. Hodge, Confession of Faith. - С. 293.

2. Williamson, Westminster Confession for Study Classes. - С. 242.

3. Hodge, Confession of Faith. - С. 21-22, 297.

4. Williamson, Westminster Confession for Study Classes. - С. 244-245.

5. The Westminster Confession of Faith, (Publications Committee of the Free Church of Scotland, 1970). - С. 101-103.

6. Murray, Collected Writings. - Т. I. - С. 253-254.

Глава 25

1. Jay Adams, Marriage, Divorce and Remarriage in the Bible (Presbyterian and Reformed, 1980). - С. 8.

2. Глава 7 также рассматривает значение завета в Библии.

3. John Murray, Divorce, (Presbyterian and Reformed, 1976). - С. 35-43.

Глава 26

1. Murray, Collected Writings. - Т. I. - С. 234.

2. Hodge, Confession of Faith. - С. 312.

3. Вероисповедание 1689 года не использует термина "видимая церковь"; вместо него оно использует термин "видимые святые". Однако оно наводит на мысль о видимой церкви, когда говорит о "поместных общинах" в этом параграфе. Авторы Вероисповедания, возможно, не использовали термин "видимая церковь", чтобы избежать впечатления, что видимая, вселенская церковь существует, имея земных служителей, которые осуществляют свою власть более чем над одной общиной. Обратите внимание на утверждение независимости поместной церкви в параграфе 7.

4. Собственное убеждение автора заключается в том, что во 2-й главе Второго послания к Фессалоникийцам говорится об отдельном человеке, который будет истреблен во время второго пришествия Христа, а не о сонме римских пап. Конечно же, может случиться так, что будущий папа будет именно тем человеком.

5. Р. В. Оливер (R. W. Oliver) в личной переписке со мной ссылается на приложение к первому изданию Вероисповедания и убедительно доказывает, что мысли Вероисповедания по данному вопросу дают возможность говорить о том, что людям, которые еще не были крещены как верующие, может быть позволено стать членами баптистских церквей. Это может быть и так, однако "открытое повиновение" постановлению Евангелия о крещении является совершенно необходимым. Свобода, допускаемая Вероисповеданием, не распространяется на тех, кто не был крещен как младенец или как верующий.

6. Обратите внимание на замечания Вордло (Wardlaw), которые приводятся в труде Джеймса Баннермана (James Bannerman) "Church of Christ". - Т. 2. - С. 300.

7. Bannerman, Church of Christ. - Т. 2. - С. 325-326.

Глава 27

1. Структура Вероисповедания здесь повторяет структуру Савойской декларации, в которой три параграфа Вестминстерского вероисповедания сведены в два. Но в процессе этой трансформации по необъяснимым причинам были упущены два важных ограничения, касающиеся общения святых, которые были записаны в параграфе 3 аналогичной главы Вестминстерского вероисповедания. Эти ограничения были восстановлены авторами Вероисповедания 1689 года. В результате получилось так, что Вероисповедание 1689 года имеет ту же структуру, что и Савойская декларация, однако его содержание совпадает (в основном) с содержанием Вестминстерского вероисповедания.

2. Hodge, Confession of Faith. - С. 322.

3. Williamson, Westminster Confession for Study Classes. - С. 198.

4. Там же.

Глава 28

1. Webster's New World Dictionary. - С. 1032.

2. Там же. - С. 1140.

3. Owen, Works. - Т.16. - С. 79.

4. Там же. - С. 79 и далее.

Глава 29

1. Williamson, Westminster Confession for Study Classes. - С. 208.

2. Там же. - С. 208.

3. John Murray, Christian Baptism, (Presbyterian and Reformed, 1962). - С. 2.

4. David Kingdon, Children of Abraham, (Carey Publications 1975). - С. 23-24.

5. Там же. - С. 17.

6. Там же. - С. 17-18.

7. B. B. Warfield, Studies in Theology, (Oxford University Press). - С. 399.

8. Berkhof, Systematic Theology. - С. 638.

9. Hodge, Confession of Faith. - С. 346-347.

10. Berkhof, Systematic Theology. - С. 633-634.

11. Paul K. Jewett, Infant Baptism and the Covenant of Grace, (Eerdmans, 1978). - С. 204-205.

12. Murray, Christian Baptism. - С. 77 и далее.

13. Jewett, Infant Baptism and the Covenant of Grace. - С. 49.

14. Там же. - С. 51.

15. Там же. - С. 133.

16. Признаю, что здесь я широко использовал замечательный труд Конанта (T. J. Conant) The Meaning and Use of Baptizein (Kregel, 1977).

17. Hodge, Confession of Faith. - С. 342.

Глава 30

1. Hodge, Confession of Faith. - С. 355.

2. Reinhold Seeberg, History of Doctrines, (Baker, 1978). - Т. 2. - С. 78.

3. Hodge, Confession of Faith. - С. 360.

Глава 31

1. Webster's New World Dictionary. - С. 727.

2. William Hendriksen, More than Conquerors, (Baker Book House, 1967). - С. 230-232; W. J. Grier, The Momentous Event, (Banner of Truth Trust, 1945). - С. 116-120.

3. Loraine Boettner, Roman Catholicism, (Presbyterian and Reformed, 1962). - С. 218-234.

4. Harry Buis, The Doctrine of Eternal Punishment, (Presbyterian and Reformed, 1957). - С. 18 и далее.

5. Berkhof, Systematic Theology. - С. 684-685.

6. Hodge, Confession of Faith. - С. 387.

7. Anthony Hoekema, The Bible and the Future, (Eerdmans, 1979). - С. 249-250.

8. Hodge, Confession of Faith. - С. 385.

Глава 32

1. J. Dwight Pentecost, Things to Come, (Zondervan, 1958). - С. 221.

2. R. C. H. Lenski, The Interpretation of I and II Corinthians, (Augsburg Publishing House, 1963). - С. 1015-1016.

3. Hodge, Confession of Faith. - С. 393.

4. William G. T. Shedd, The Doctrine of Endless Punishment, (Klock & Klock, 1980). - С. 87-88.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.225 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь