Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Механизмы психологической защиты в деловом общении



Все защитные механизмы действуют на бессознательном уровне. Они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реаль­ности таким образом, чтобы сделать тревогу или страх менее угро­жающими для личности деловых партнеров. В деловом общении для снятия психического напряжения в конфликтной ситуации или ослабления тревоги партнеры, как правило, используют не один, а сразу несколько защитных механизмов.

Наиболее часто в деловом об­щении применяется такой защитный механизм, как вытеснение. Это первичная защита психики деловых партне­ров, обеспечивающая наиболее прямой уход «Я» от тревоги или кон­фликтной ситуации путем их активного мотивированного забывания. При этом предсознательное «Я» вытесняет в область бессознательно­го нереализованные желания деловых партнеров, раздражение или разочарование какими-либо действиями друг друга.

Однако вытеснение не проходит бесследно, поскольку вытес­ненные нереализованные желания, конфликтные ситуации сохра­няют свою активность и динамический потенциал. Для подавления их активности требуется постоянная трата психической энергии. Эта энергия не может быть использована деловыми партнерами на логический анализ деловой ситуации или на поиск взаимоприемле­мого совместного решения. Вытесненное может обнаружить себя и в ошибочных действиях деловых партнеров (оговорках, очитках, ослышках, забываниях).

Другой защитный механизм, также наиболее часто применяе­мый в деловом общении, – проекция. В процессе проекции содержание бессознательного одного из деловых партнеров отчуждается от него, переносится на другого партнера и воспринимается как при­сущее ему изначально. Чаще всего партнеру приписываются такие чувства, как влечение, желание, которые вступают в противоречия с мо­ральными оценками «сверх-Я» (например, один из партнеров возла­гает вину за собственные необоснованные решения деловой пробле­мы и непродуманные ошибочные действия на другого партнера) [3].

Проекция, как и другие защитные механизмы, не есть волевой акт. Она происходит спонтанно, как бессознательный процесс. С помощью проекции деловые партнеры могут создавать целые серии воображаемых отношений друг с другом, которые имеют мало об­щего с их реальными межличностными отношениями.

Замещение применяется деловыми партнерами тогда, когда они переадресовывают свои запретные желания или намерения от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. При этом бессознательное посылает в сознательное символ-заместитель – менее угрожающий объект или личность.

Защитный механизм самооценки деловых партнеров – рационали­зация. Она связана с искажением реальности с помощью ложной ар­гументации. Деловые партнеры используют ложную аргументацию для оправдания своих, не вполне логичных и разумных с точки зрения других партнеров поведенческих актов и решений. Последние с по­мощью рационализации становятся вполне оправданными в глазах других партнеров.

С помощью такого защитного механизма, как реактивное обра­зование, деловые партнеры защищаются от запретных желаний и намерений тем, что выражают в своих мыслях и поведении проти­воположные намерения. Реактивное образование как защитный ме­ханизм реализуется в обратном действии и при этом проходит две ступени: вначале неприемлемое желание подавляется; затем на осознанном уровне проявляется прямо противоположное желание, которое чаще всего социально одобряемо.

В деловом общении может быть использован и такой защитный механизм, как регрессия. Для нее характерен возврат деловых парт­неров к инфантильным (детским) моделям поведения. По типоло­гии Э. Берна, деловой партнер в этом случае использует в общении с другими позицию «ребенок». Регрессия служит способом сниже­ния тревоги делового партнера, потому что она связана с возвратом к более безопасному и защищенному периоду жизни.

О регрессии как защитном механизме могут свидетельствовать такие проявления психики делового партнера, как неуместная эмо­циональность, смешливость, несдержанность или, напротив, не соот­ветствующая деловой ситуации замкнутость, некоммуникабельность.

Защитный механизм отрицание деловые партнеры используют тогда, когда они пытаются защититься от слишком неприятных и травмирующих психику фактов, связанных с экстремальными усло­виями какой-либо деловой ситуации. Экстремальные условия дело­вого общения могут создаваться внешними и внутренними угроза­ми, в которые партнеры отказываются поверить, или они ведут себя так, как будто этих угроз не существует. Внешние угрозы существуют за пределами деловой коммуникации, но оказывают на нее негативное воздействие.

Особое место среди защитных механизмов занимает сублимация. Это единственный защитный механизм, который способен переадре­совать психическую энергию запретных влечений, желаний, намере­ний деловых партнеров в социально приемлемые формы поведения.

С помощью сублимации может осуществляться деагрессификация бессознательных деструктивных и агрессивных намерений де­лового партнера. При этом предсознательное «Я» изменяет цель и направленность агрессивных влечений таким образом, что они реа­лизуются в социально одобряемых моделях поведения делового партнера [6].

Рассмотренные защитные механизмы могут быть использованы индивидуальной психикой деловых партнеров для временного пре­одоления тревоги, раздражения, страха. Однако чрезмерно пола­гаться на эти способы защиты в деловых отношениях все же неже­лательно, так как они зачастую связаны с некоторым искажением реально существующих потребностей, стремлений и намерений де­ловых партнеров. Исключение составляет лишь сублимация, кото­рая служит наилучшим способом нейтрализации неприемлемых для делового общения влечений партнера, приносящим ему реальное удовлетворение [3].

3. Модель психической структуры личности в аналитической психологии К. Юнга. Интровертированные и экстравертированные установки личности

Психоаналитическая концепция личности, созданная Фрейдом, заложила теоретические основы анализа роли бессознательных пси­хических процессов в деловом общении. Обстоятельное исследова­ние роли этих процессов в межличностном общении было продол­жено в аналитической психологии, основателем которой является из­вестный швейцарский психолог Карл Густав Юнг.

Основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а «психическая энергия как таковая».

Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные «душевные побуждения или силы», энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей подобно энергии физических явлений».

Подчеркивая своеобразие психической энергии, ее несводимость к биохимическим процессам мозга, Юнг настаивает на ее личностной природе, которая, однако, не творится человеческим индивидуумом по произволу, а, напротив, сама преобразует его в процессе пробуждения феномена сознания.

При этом в качестве фундамента психики индивида, придающего определенную форму ее содержанию, выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличное от личностного бессознательного.

Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном явилась качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности. Она обусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения, и взаимосвязи элементов и систем психики индивида.

Что же такое коллективное бессознательное?

Характеризуя его как такую психическую систему, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов», Юнг выделяет такие его особенности:

1) своим существованием коллективное бессознательное обязано исключительно наследственности;

2) оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;

3) его содержание в основном представлено архетипами – буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.

Архетипы столь близки инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктного поведения».

Являясь регулятором психической жизни, архетипы выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно.

Юнг отмечает, что архетипов «ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции – не в форме заполненных содержанием образов, но прежде всего как форм без содержания, представляющих только возможность определенного типа восприятия и типа действия» [9].

По мнению Юнга, активизация архетипа происходит тогда, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу. Тогда подобно инстинктивному влечению архетип вопреки всякому разуму и воле прокладывает себе путь. При этом конкретная форма архетипа реализуется символическим путем через архетипический образ в психике индивида.

Для практики делового общения архетипические образы коллективного бессознательного представляют интерес не только в смысле постижения особенностей спонтанных проявлений психики партнера, но и в том, что эти проявления помогают обнаружить определенный (свойственный именно данному партнеру) символизм передаваемой им информации. Замещение этого символизма возможно и в разного рода сублимальных психических реакциях, приносящих определенное удовлетворение в процессе общения.

Следует отметить, что Юнг связывает архетипические образы со спонтанным, непроизвольным проявлением нравственных эмоций, к примеру, такого эмоционально-ценностного феномена, как совесть. При этом могут отсутствовать так называемые «муки совести», но сам возникающий символический образ может указывать на возможную нечистоту или аморальность какого-либо действия или поступка.

Различие между совестью (моральной реакцией) и нравственным кодексом (моральным законом) становится еще очевиднее, когда происходит столкновение долга и совести. Здесь Юнг ставит под сомнение истинность кантовского категорического императива, согласно которому следование долгу придает поступку нравственный характер. Истинная и подлинная совесть, по мнению Юнга, может возвышаться над моральным кодексом и не подчиняться его решениям.

Юнг советует при коллизиях долга и совести отдавать большее предпочтение своему внутреннему голосу совести как первичному, более древнему феномену, авторитет которого всегда стоял выше человеческого рассудка.

В связи с этим положением Юнга желательно и в деловом общении больше обращать внимание на непроизвольные, спонтанные жесты партнера, не совпадающие с вербальной информацией. А в сложных конфликтных ситуациях прислушиваться и к своим внутренним интуитивным спонтанным психическим ощущениям.

Это важно еще и потому, что в партнерских отношениях делового общения возможно проявление так называемой синхроничности. Феномен синхроничности, по мнению Юнга, состоит в том, что любой психоидный архетип имеет тенденцию локализоваться не только в отдельной личности, но и воздействовать на ее ближнее окружение «через подпороговое восприятие мельчайших признаков данного аффекта».

В этом феномене обнаруживается коллективная природа психоидного архетипа, ведь коллективное бессознательное, в отличие от личностного, идентично у всех личностей. Поэтому при общении с деловым партнером, у которого имеются активированные бессознательные содержания (к примеру эмоционально окрашенные ощущения страха, угрызений совести) возможно параллельное проявление таких же психических переживаний и у другого партнера, который склонен неосознанно приписывать эти моральные реакции себе самому.

Коллективное бессознательное неразрывно связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образует единую психическую структуру личности. Интегрирующий центр этой структуры, архетип единства и целостности Юнг обозначил как «das Selbst» – Самость.

Выступая как интегрирующее начало психики, Самость призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую целостность личности и обеспечить ее реализацию в качестве субъекта.

Становление Самости происходит в процессе индивидуации – такого психического развития, которое реализуется лишь во второй половине жизни, когда индивид освобождается совсем от родительских уз и обретает новое единство сознания с бессознательным [9].

Предложенная Юнгом типология личностей по двум установ­кам – экстраверсии и интроверсии – нашла широкое применение в современном деловом общении. Любое общение деловых партне­ров связано с ориентацией в личностных качествах и установках друг друга. Такая ориентация позволяет построить деловую комму­никацию адекватно предрасположенному реагированию деловых партнеров на взаимные действия. Рефлексивная сущность делового партнера-интроверта «побуждает его постоянно размышлять или собираться с мыслями пред тем, как действовать». Тем самым дей­ствия его замедляются. Его робость перед партнером, недоверие к нему приводят к нерешительности и затрудняют приспособление к обстоятельствам деловой ситуации. Поэтому в деловом общении партнеру-интроверту необходимо предоставить время для приспо­собления к деловой ситуации и для размышления над получаемой информацией.

Партнер-интроверт больше истощает себя в деловом общении оборонительными мерами, в его бессознательном накапливается компенсаторное подкрепление объективного влияния. Поэтому для принятия решения ему необходимо хотя бы некоторое время по­быть в «одиночестве», наедине со своими мыслями. Для партнеров-интровертов в деловом общении характерна также замедленная ди­намика. Постоянная внутренняя борьба отнимает большое количест­во энергии, и они предпочитают больше оставаться на месте, чем двигаться.

Совсем по-иному ведет себя в деловом общении партнер-экстраверт. Отношение к обстоятельствам деловой ситуации у него, как правило, позитивное. Новые, неожиданные деловые ситуации его не отталкивают, а притягивают. Он готов без оглядки вклю­читься в них и сначала действует и лишь потом раздумывает о сво­их действиях. Поэтому «его действия скоры и не подвержены со­мнениям и колебаниям».

Для формирования собственного мнения партнерам-экстра­вертам необходим постоянный диалог, поэтому в деловом общении они склонны к чрезмерному многословию и повторению очевидно­го во имя полной ясности. Используя любую возможность, чтобы выразить свое мнение, партнеры-экстраверты пытаются расширить информационное поле общения с другими партнерами и активно повлиять на решение деловой проблемы.

Хотя партнер-экстраверт имеет собственные влечения, намере­ния, взгляды, стереотипы поведения, он всегда подстраивает их под новую деловую ситуацию. Однако эта склонность партнера-экстра­верта к подстраиванию – одновременно и его сила, и ограничение. Психическая энергия партнера-экстраверта настолько сильно ориентирована вовне (на других партнеров по общению, на внешние ус­ловия деловой ситуации), что он может игнорировать происходя­щие в его собственной психике и теле функциональные психиче­ские и соматические изменения.

Юнг не ограничился установлением типологии личностей по экстраверсии и интроверсии. Он выделил внутри этих установок различия, которые связаны с доминированием в психике личности одного из четырех типов функций: мыслительного, ощущающего, чувствующего и интуитивного, которые варьируются в зависимости от общей установки [10].

 

Контрольные вопросы

1. Многомерность личности делового партнера.

2. Структура личности по З.Фрейду.

3. Механизмы психологической защиты в деловом общении.

4. Модель психической структуры личности в аналитической психологии К. Юнга.

5. Что такое коллективное бессознательное?

6. Какие четыре системы психики по К. Юнгу объединяет Самость?

7. Интровертированные и экстравертированные установки личности.

Литература

1.  Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 363 с.

2.  Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 295 с.

3.  Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. – Барнаул: Алтайский государственный университет,  2010. – 123 с.

4.  Зельдович Б.З. Деловое общение: учебное пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2007. – 456 с.

5.  Психология и этика делового общения: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 416 с.

6.   Морозов А.В. Деловая психология: курс лекций: учебник. – СПб.: Союз, 2000. – 576 с.

7.  Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 416 с.

8.  Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в пси­хоанализе // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. – М.: Республика, 2006. – С. 31–32.

9.  Юнг К.Г. Критика психоанализа. – СПб.: Академический проект, 2000.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 2155; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь