Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методические указания работы над дикцией



 

Добиваться безупречной работы языка, губ и нижней челюсти, так как произнесение гласных и согласных звуков возможно лишь при оптимальной активности этих артикуляционных органов.

Воспитывать в себе «обостренную сознательность» по отношению к работе речевого аппарата и овладевать сложнейшим навыком - способностью анализировать «тонкость внутренних ощущений», сопровождающих эту работу.

Добиваться синхронной работы трех, теснейшим образом связанных между собой, систем — дыхательной, артикуляционной и голосообразующей.

В работе над гласными звуками стремиться к выравниванию их по интенсивности, звонкости, месту фокусирования.

Тренировать свободу звучания гласных звуков, так как именно они создают мелодику и являются основой звучности речи.

Добиваться мягкой атаки, единого качества звучания, соб­ранности звука. (См. упражнения в кн. 3. В. Савковой «Как сделать голос сценическим». — М., 1975, с. 57—73).

В работе над дикцией уделять особое внимание взрывным согласным.

При тренировке согласных звуков прибегать к приему «речеручного рефлекса», имитации и звукоподражания.

Приучаться к четкому произнесению концов слов, особенно глухих согласных, т. е. тренировать навык рефлекторного дыхания.

Вырабатывать мышечную память, непременно чередуя верное произнесение с неверным.

Овладеть сценической скороговоркой.

Методические указания по разделам орфоэпия, логика и мелодика русской речи.

Орфоэпия.

 

Правильное литературное произношение — одно из основных требований речевой культуры. Оно обязательно для всех любящих родной язык, тем более для пропагандиста, лектора, режиссера, речь которых должна быть образцом для слушателей.

Произносительные нормы современного русского языка уста­навливает особый раздел лингвистики — орфоэпия. Слово «ОРФОЭПИЯ» по происхождению греческое и означает «правиль­ная речь». Орфоэпические нормы складывались исторически вместе со становлением и развитием русского языка. В основу русского литературного произношения лег говор Москвы — политического, экономического, географического и культурного центра России. Московский говор, по утверждению М. В. Ломо­носова, один из красивейших говоров по звучанию, он вобрал в себя все богатство русского языка.

Язык и произносительные нормы находятся в постоянном движении. Каждая эпоха вносит в язык свои изменения, в той или иной мере влияя на произносительные нормы. Все новое, что оправдано внутренними законами языка, входит в практику литературного произношения.

Мало познакомиться с правилами, это лишь первый шаг, надо затратить много времени и труда, чтобы научиться наблюдать не только за своей речью, но и за речью окружающих, вести специальную постоянную тренировку.

Данные методические указания предлагают ряд эффективных способов практического освоения норм литературного произно­шения.

Мы предлагаем прием самостоятельного составления специаль­ных тестов (карточек) для деловой игры «Учитель — ученик».

Специальные карточки представляют собой комплекс слов на различные орфоэпические правила. В карточках не целесооб­разно раскрывать эти правила, чтобы не показывать «ученику» правильность произношения. Например, включите в карточку такие слова: «молодчик», «если», «крик иволги», «дребезжит», «цинк» и поработайте с «учеником» над их произношением. В данной карточке будет шесть слов, которые отвечают следующим правилам:

Молодчик — первый звук «О», по закону редукции, произно­сится как «А» короткое. Сочетание «ДЧ» произносится как двойное мягкое «ЧЧ».

Если — согласный звук «С» смягчается, если стоит перед мягким согласным «Л».

Дребезжит — звукосочетание «ЗЖ» произносится как двойной мягкий звук «ЖЖ», если он стоит внутри корня.

Крик иволги — гласный звук «И» при слитном произношении с предыдущим словом, оканчивающимся твердым согласным звуком «К», произносится как «Ы».

Япония — звук «Я» в начале слова произносится как средний звук между «И» и «Е», с предшествующим звуком «Й» — «ЙИЕ».

Цинк — после согласного звука «Ц» гласные произносятся твердо и звучат как «Ы».

Кроме того, в карточку необходимо вставлять слова, верное ударение которых часто искажается в произношении («кремень», «договор», «петля», «валовая»).

Русское ударение — подвижное, свободное, т. е. не прикрепле­но к одному какому-либо слогу — начальному, предпоследнему или конечному, как в других языках. Существует много слов с одинаковым написанием, но с разным значением в зависимости от ударения на том или ином слоге: уже — уже, пропасть — пропасть, дорогой — дорогой. И т. д.

В современном русском литературном языке преобладают ударения центральное и смещенное во вторую половину слова. Меньше всего слов с начальным ударением. Вот почему резко

бросается в глаза неправильность ударений в словах: нАчать, цЕмент. И т. д. Трудность словесного ударения состоит и в его подвижности. В одном и том же слове оно может перемещаться с одного слога на другой. Это происходит при изменении его формы по падежам, числам, временам. Например: зАдал — за­дал А — зАдало — з Ад ал и; Отдал — отдал А — От д Ал и ..

Большую роль играет также ритмическая организация речи, зависимость произнесения слова от контекста; «дЕвица-красави-ца», но «Шла девИца за водой».

Основная цель упражнений (внесение в карточки слов с пере­мещающимися ударениями) — воспитать у студентов активный фонетический слух, способность различать и воспроизводить все звуки речи в соответствии с фонетикой и орфоэпией родного языка.

Слух является органом чувств, благодаря которому мозг получает всю звуковую информацию из окружающего мира. Голосо­вой аппарат может выразить только то, что вошло в человеческий мозг через слух. Фонематический слух является корректором звучащей речи и его развитие необходимо культпросветработни­кам.

Студент — «учитель» на групповых занятиях, раздав карточки (тесты) трем-четырем студентам, контролирует правильность их произношения. При допущении ошибки в произношении сту­дента — «ученика» требует от студента — «педагога» знания правил произношения и объяснения ошибки.

При верном озвучании карточки студент-«педагог» также может потребовать от «ученика» объяснения орфоэпического правила. Таким образом, неоднократное повторение правил, формулируемых самим студентом на групповых занятиях, позволя­ет сосредоточить внимание всей группы на нормах литературного произношения. А прием постановки студента в положение «педаго­га», контролирующего выполнение задания «учеником», дает ему психологическую свободу и ответственное отношение к порученному заданию, а также творческую активность и увлечен­ность творческим процессом.

Приводим некоторые образцы.

1. «Новорожденный», «Принявший», «Спал, спала, проспала», «Во сне», «Фоминична», «Яичница», «Пол-Индии».

2. «Из щели», «Естественный», «Определяющий», «Паутина», «Отнял», «Наездник», «Отчаяние».

3. «Наобом», «Перо», «Алфавит», «Енисей», «Расчесть», «Строгий», «Боится».

4. «Втаскивать», «Валовая», «На удачу», «Молодчик», «Газо­провод», «Извозчик», «Города», «Как по мОрю, мОрю синему».

Вразноместности, подвижности ударений проявляется фонети­ческое разнообразие, гибкость нашего языка, тончайшая его выразительность, музыкальность.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь