Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция о функциях Self в гештальт терапии. В. Кулишов, Е. Кулишова



Функции Self в гештальт терапии.

 

В Гештальт-подходе self функционирует в трех режимах: как “id”, как “ego” и как “personality”.

 

 

В: Понятно, что все эти функции self присутствуют в любом контакте, все три: Ид, Эго, Персонелити.

И простой вопрос,- как будут функции Ид (id) проявляться в реальном терапевтическом контакте, какие идеи?

Да, это конечно могут быть желания, о которых говорится, но это будет уже говорение о …

 

 

Каким еще образом мы можем говорить о влиянии Ид? Импульсивность, телесные проявления, слезы, какие-то проявления аффектов в виде мимики, слез, интонации …, и в этом смысле Ид мы можем диагностировать через какие-либо повышения энергии сильные (феноменология), и через понижение энергии (когда клиент замирает (проявление страха), или когда клиент раздражается…). Т.е. это какие-то более явные проявления в виде выплеска энергии, либо падения энергии. В общие моменты работы вы могли замечать, что в какие-то моменты работы и группа оживает и терапевт с клиентом активны, что-то насыщенно происходит (аффектом либо еще чем-то), а в какой-то момент группа замирает и энергии нет в контакте, т.е. при проявлении или падении энергии мы можем говорить о функции Ид в большей степени. А если мы говорим о функции Персонелити (personality), тогда это, как правило, более вербальная часть описания каких-то норм поведения, долженствований… Если она представлена массированно- мы будем замечать, что энергии меньше, а морализаторства, занормированности, интеллектуализации больше в контакте, т.е. слов много, а энергии в контакте практически нет по каким-то причинам.

 

 

Функция Эго (ego) представлена нам в виде каких-то конкретных выборов, ну когда терапевт что-то говорит, а клиент реагирует: «…о! Так это про вот это…». Функция Эго, как правило, представлена в виде каких-то «дорожек» в сессии. Дорожка, как будто, раз - и развернулась куда-то, когда какая-то тема становится понятной, ясной в этом контакте. Происходит осознавание.

А наша задача в терапевтической сессии - присматривать, следить за тем, насколько эти функции могут находиться в балансе.

Функция Эго является, как правило, той функцией, которая базируется на двух предыдущих (id, personality). Для того чтобы мне произвести какой-то выбор, мне необходимо учитывать нормы поведения, которые мне присущи (personality). Ну, что-то, что мне соответствует. Что-то равное мне, а что-то ко мне не лепится и не вяжется. Т.е., если имеется доступ и к Ид, и к Персонелити, и я могу замечать, что происходит в окружающем пространстве, то на основании этих вещей функция Эго может быть наполнена. Вот зачем я приглядываю в сессии – это за динамикой этих двух вещей. Если, например, в сессии очень много аффектов, и эти аффекты никак в опыт не превращаются, в способность понять, что со мной происходит, тогда я отмечаю (для себя), что функция Ид представлена массировано, а функция Персонелити, по поводу какого-то понимания, осознавания своего опыта – представлена в меньшей степени. Вот при импульсивности например для меня важной задачей является (по функциям self) стараться сохранять баланс между Персонелити и Ид.

 

 

Л: Бывает же, что клиент садится и сразу же начинает горько плакать, или садится и говорит, что ему плохо, его скручивает, тошнота… Видно, что здесь больше представлено ИД (чувствительная часть). Вот, поэтому, так как эта часть уже представлена – зачем это поддерживать. Мы пытаемся поддерживать диалог прописывая: «про что это у тебя?», про понимание, про осознавание, для того, что бы аффект был как-то упакован, и было понятно в связи с чем он возник, о чем он говорит, про что…

 

 

В: О функциях self в работах…

Интересная часть, различные унции могут быть по-разному представлены в разных частях работы. Так, например, в одной работе с клиентом первый этап был посвящен возможности простроить контакт, как бы встретится. У клиента сильные чувства, вот, сказал что-то: «…ты мне нравишься…» и был встречен мощным вариантом – «…я тебя не вижу…». Вот, здесь представлена больше функция Ид, хотя, в принципе были периоды касательно заговаривания – как сопротивления через Ид: слов много, а это интересная часть, когда слов много – значит аффекта изрядно, но при этом в этом объеме слов можно потеряться, и тогда Ид мы чувствуем больше через свои ощущения. Вы можете замечать, если клиент тревожится очень сильно, ему страшно, то и у вас могут быть некоторые ощущения тревоги в сессии. Его Ид и ваше Ид в сессии представлены, и тогда, задача терапевта (если Ид очень сильно представлена в контакте, то может смывать способность что- то понять, осознать, и могут быть разные способы поддержать Персонелити)… ну, вот, что я старался сделать, когда встречался с сильной тревогой, мне важно стараться самому не уйти далеко в свои ответные тревоги, иначе мы потеряем ориентиры. Поэтому, моя задача описывать описывать реальные рамки, из какой-то большой темы брать отдельные фрагменты: «…ты знаешь, у нас только тридцать минут?..» - этот текст в общем то от Персонелити , но в принципе говорит о рамках: «…вот в этих рамках можем с тобой встречаться…»

Можно каким-то образом стараться поддержать некоторое уменьшение тревоги при помощи ответных чувств, которые возникают. Ну, вот, вы можете наблюдать человека в тревоге и замечать у себя чувство нежности. Из этого ощущения нежности (в этой работе) у меня был позыв руки погреть клиентке и этого правда хотелось мне – вот, это была ответная реакция. Дальше мне было интересно, что эти действия мне нравятся – и это была возможность для меня как-то отреагировать, но в виде контейнированного аффекта, чувства мои ведь были менее интенсивны, и за счет этого, в контакте клиентка замедлялась, замедлялась и по мере того, как удавалось безопасность простроить, у клиентки появлялись различные размышления. Причем терапевт, казалось бы, ничего такого не делал: не инициировал, не обсуждал, а у клиентки появлялись свои умозаключения на фоне безопасности и спокойствия.

 

 

Л: …Вот еще пример из работы: - у клиентки присутствует тревога по поводу некоторых моментов в ее работе, она описывает некоторые кусочки своей работы и как будто спрашивает у терапевта: «…это нормально, что со мной такое происходит?», «… а еще у меня бывает вот это и вот это…», «…Это нормально, что такое со мной происходит?..». Т.е. если говорить об этом, то в этом случае перекос происходит в сторону Ид, потому, как клиентка со своей тревогой справиться не могла. По идеи, получается терапевту важно в этом случае поддерживать Персону(Personality).

 

 

Бывает клиенты очень хорошо рассуждают, очень хорошо что-то описывают, но вы не понимаете, что они чувствуют. Таким образом, представлена Персона, следовательно задача терапевта поддерживать Ид. Вы можете обращаться к Ид через тело: «Что происходит с твоим телом?», или обращаясь к своим чувствам в ответ на рассказ, ведь что-то вас заставляет останавливать клиента в его рассказе… Таким образом в одних случаях терапевту нужно быть очень чувствительным к малейшим проявлениям, оттенкам, к телу клиента, к своим чувствам, а в других случаях терапевт больше обращается к Персонелити.

 

 

Вот этим эта теория хороша, в том смысле, что бы избегать каких-то грубых ошибок. Как по мне, так эта теория дает мало информации о клиенте… Ну вот, смотрю на клиента сидящего и очень серьезно смотрящего, и понимаю – надо бы к его живым чувствам обратиться – к Ид. Или напротив: смотрю, что представлены сплошные чувства, эмоции и понимаю – хорошо бы мне в этом случае быть такой стабильной, описательной… Вот собственно и все, на мой взгляд, чем эта теория может быть мне полезной.

 

 

В: Мы здесь расходимся во взглядах. Потому что если ввести два измерения:

 

 

- одно дело, если есть какие-то базовые, элементарные вещи, которые хороши именно в своей элементарности, и в этом смысле – эти функции, они элементарны, но они хороши, как база…;

 

 

- а если их «расцветить»… Вот, у клиента может проявляться Ид самыми разными переживаниями, и тогда важно понимать, что стоит за этими переживаниями. Допустим, за много говорением , а за ним может стоять аффект страха – пока говорю, так и не так страшно, или за эти может стоять попытка сбежать от переживаний, а может это способ одержать власть в контакте – я заполняю все пространство и я могу контролировать все пространство, пока не дам терапевту что-либо сказать. Впрочем, масса всего может этим стоять. И мы наблюдаем элементарное проявление Ид, но учитываем, что за этим каждым проявлением, а могут проясниться более какие-то сложные вещи. Допустим, аффективный случай – исследуем, и что-то проясниться.

 

 

Следующий случай: я могу наблюдать какое либо проявление, и ввести понятие «перенос», и тогда происходит интересный момент – потому что мои способы контейнировать аффект клиента, в рамках того или иного переноса, могут быть совершенно различны. Например: если это испуганный «ребенок», тогда может в этом моменте терапии, очень важно, чтоб оказался такой вменяемый «родитель», который стабилен, спокоен, не обвиняющий при этом. Кстати, вот это характерно для терапевтических ситуаций, потому что очень важно не ретравматизировать ребенка, как это бывает когда ребенок в панике, а родитель ощущает страх, что не справиться, не сможет контейнировать эту панику, и начинает вместо успокаивать – обвинять. В этих терапевтических отношениях я понимаю, что если я вижу перед собой испуганного «ребенка», моя задача – быть осторожным, но «родительским», и моя задача – этот аффект упаковать. Возможно для этого потребуется несколько сессий, но если я представляю это себе ясной картинкой, то я занимаюсь спокойно, не торопясь, я не пытаюсь сделать это мгновенно, я говорю спокойнее, и за счет своей размеренности, мы же находимся в контакте, - уровень аффекта клиента постепенно снижается. Несколько сессий на это надо – да и слава тебе господи. Т.е. моя задача в таком случае – быть уверенным, спокойным, контейнирующим свои аффекты. И тогда клиент это принимает, ну, вот как ребенок, которого мама к груди прижимает и он успокаивается.

 

 

А если динамика переноса другая: допустим, клиент много говорит, но это уже не про страх, а например про то, кто из нас круче, то это будут уже довольно другие действия. Я могу вполне позволить себе сказать : «- слушай, ну ты..,, даже слово не даешь вставить. Ты замечаешь это или нет?..» И, клиент «взрослее» в этом случае и может это услышать. Я могу позволить фрустрацию. Если в первом случае фрустрация совершенно неестественна, то здесь я могу сказать что-то вроде - «молчать и строится!». Но это, если я отношусь к клиенту с уважением, я ценю его – я могу на фоне наших стабильных отношений проявить свою властность.

 

 

Л: Да, но это уже потом. Мы говорим в этой лекции про исследование. Клиент много говорит – вы тогда спрашиваете: «- какое чувство заставляет тебя много говорить?», «- Что это в наших отношениях?», «- что ты чувствуешь, когда смотришь на меня?» и пр. Мы апеллируем к Ид. Как мы с эти дальше обращаемся это второй шаг, это нужно уже чуть дальше. Если представлена какая-то Персонистая(Personality) часть, тогда важно выяснить, что за этим…

 

 

Бывает, что у клиента есть нарушения связанные с Эго(субличность, которая отвечает за принятие решений): «- что мне делать? Мне хочется и денег много потратить и отложить деньги?». А вы ему говорите: «- ну, хорошо, давай будем говорить про то, как отложить…». А он вам: «- Нет! Мне хочется много чего купить…». Ну вот, помните эти игры – «ДА/НО», когда человек разрывается между двумя охапками сена и не может ни одну из них выбрать? Вот этот буриданов осел, который не мог выбрать, какая из двух охапок сена лучше – это тот осел, у которого нарушена функция Эго. Т.е. в таких случаях задача – поддерживать Эго. Например: увольняться с работы или оставаться? Эго не справляется с тем, что бы эту задачу решить. С начала можно побыть в позиции, когда клиент стается на работе, затем, когда он увольняется. Затем скажет в какой позиции ему легче. Учите клиента принимать решения. Что бы клиент понимал, каое решение он принимает. Или, что бы клиент понимал, что он пока не принимает никакого решения – и это тоже решение, решение – не принимать решений.

 

 

Принятие решений это тема осознанности, ответственности за последствия, в связи с принятыми решениями. Важно обращать внимание клиента на то, как ему с тем, что он делает сейчас.

 

 

В: И, в этом смысле, интересно, что ответственность базируется на функции Эго, а его клиент очень часто путает с базирующейся на функции Персонелити – вины. Очень часто бывает так, когда человек не отличает вину и ответственность – выбор не происходит.

 

 

Л: Ну, вот так клиент презентовал себя: «- Я живу аврально и поэтому разгребаю дела, когда они уже навалились, и я сними, всеми сразу мучаюсь. Два дня в месяц в аврале, а все остальное время – расслабляюсь». Принимается ответственность. Если я про это так говорю – я принимаю ответственность жить таким образом. Т.е. данная речь исходит из ответственности.

 

 

Или вот: «- Я такая бестолковая, что же я никак не могу жить планомерно…». Это уже речь, исходящая из чувства вины, связанная с какими-то прописями про то, как нужно жить приличной девушке.

 

 

В: И вот здесь мы говорим о парадоксальной теории изменений (изменения происходят не тогда, когда я пытаюсь быть кем-то, кем я не являюсь, но тогда, когда я понимаю кем я являюсь на самом деле(кто я есть, где я есть). И если мой стиль жизни – сначала отдыхать и жить некоторым образом в кредит, а потом возвращать этот кредит, то я могу принять ответственность за такой стиль жизни. Если я никого не разрушаю этим, ни себя, ни семью, то я могу принимать ответственность за свой стиль жизни, уважать его, как имеющего свои плюсы и минусы. И тогда, если я понимаю это, мне легче с этим обращаться. Если же я говорю о вине, то каждый раз пытаясь быть не тем, кто я есть – я буду срываться, потом клясть себя, потом опять срываться и т.д. У меня в этом случае – нет просто доступа к пониманию своего собственного стиля жизни.

 

 

Л: Когда мы воспринимаем окружающее, то в нашем восприятии играют роль и Ид, и наше Песонелити, и наше Эго. И поэтому, если у меня есть иллюзия, что я не оцениваю… Ну, вот Персонелити – это то, что оценивает, смотрит и оценивает, правильно/не правильно, хорошо/плохо, соответствует/не соответствует и т.д. Вот если я кажусь себе человеком не оценивающим – то это не правда. Мы здесь собрались и договорились не оценивать работы, но на самом деле смотрим и оцениваем все происходящее, т.е. в любой нашей реакции есть реакция на Ид и Персонелити. Поэтому не бывает когнитивных решений, чисто когнитивных решений. Бывает иллюзия о когнитивных решениях. На самом деле в основе лежат и наши чувства, и желания, и когнитивная часть.

 

 

В: Единственное, что, в этом смысле, мы можем отдавать предпочтение какой либо части, но при этом мы себя точно обманываем, т.е. я могу жить в иллюзии, что я совершенно рационален и разумен. Но мне бы хорошо отдавать себе отчет, что я может быть прусь от своей рациональности сильно, и тогда это тот аффект, который поддерживает мою рациональность, но я его не замечаю и остаюсь в своем представлении рациональным.

 

 

Или другой вопрос, например: я весь рациональный, а аффект не замечаю, не отдаю себе отчет, что аффекта не замечаю из-за стыда, например. Потому что папа, когда то говорил: «- что ты, как баба – то смеешься, то – плачешь?!», и тогда в моем стиле стыд уже просто прописан, как постоянное, и этот стыд обеспечивает мою неспособность осознавать какие либо текущие чувства. В этом смысле, любая наша реакция является все равно системной, разница только в том, что мы можем иметь доступ к каждому фактору (аффективному пласту, рациональному, к выбору и т.д.) И вот, эта идея, что я принимаю выбор не выбирать – она из того же. Я выбираю в каждый момент жизни, всегда, и все наши клиенты так же выбирают.

 

 

Л: И потому, когда мне рассказывают про аффективные вспышки…: «- я посидела, посмотрела на семью своего гражданского мужа, послушала…,а потом что-то сорвало крышу, и я послала их на х..и пошла …» Это была импульсивная вспышка. Вы обязательно накопаете там: « как должна вести себя девушка»; «девушка не должна терпеть в свой адрес. ..». Там обязательно будут какие либо прописи Персоны(Personality), которые не осознаются. И обязательно будет выбор, т.е. она выбрала именно так поступить: «настоящие крутые девушки не терпят в свой адрес ничего»; «они должны сказать напрямую своим недругам, что о них думают». Т.е. если даже клиент считает, что он поступает импульсивно, то все равно там есть и долженствования, и его мораль, и выбор. Если клиент говорит: «- Я принял совершенно разумное решение и решил…», то обязательно в этом будет присутствовать нечто связанное с желаниями. Клиент может осознавать какую то одну часть, а вы ему помогите ознакомиться больше и с другой частью, которая у него присутствует в этом целостном акте его жизни.

 

 

В: Да, т.е. какие то нормы поведения заставляли его сдерживаться на протяжение двух месяцев, а потом избить свою жену. Хорошо бы понимать – какие? Вопрос не в том, когда сорвался – когда сорвался это сорок пятый вопрос. Вопрос в сдерживании до этого момента, т.е. вполне возможно в течение какого- то времени он не осознавал, что он терпел, закипал, закипал, закипал, и потом закипел и выдал. Вот в этом примере, пропись может гласить о том, что «хороший» человек должен сдерживаться. И он сдерживается, до тех пор, пока не рванет. И про эти прописи хорошо давать себе отчет.

 

 

Вопрос из аудитории: - какая здесь пропись? Это интроекты?

 

 

В: Да, интроекты. Если мы говорим о Персонелити, то там есть масса всего, но во многом большую роль играют интроекты. Причем, есть интроекты, которые осознаются, и те, которые не осознаются. Кроме того, в Персоне заложен весь опыт жизни. Как в американском правосудии : « апеллируем к процессу № такому-то, где было принято решение такое-то…». Апеллируем к какому-то кусочку собственного опыта, если мы про этот опыт что-то поймем, то может оказаться, что этот опыт полезен нам, а может – нет. Может, этот опыт хорош для ребенка, а для взрослого уже не подходит.

Даже когда мы стараемся быть сугубо описательными – мы все равно с чем-то сравниваем. Например: «…у нее была энергичная походка…». Да? Описательный текст? Извините! Если мы при этом прислушаемся к себе, то при слове «энергичный», у нас у каждого возникает своя картинка, и при этом мы еще берем рамки, допустим, возраста – эта энергичность для подростка, может совсем оказаться не энергичностью для ребенка, а для сорока летнего мужчины – удивительной энергичностью. Т.е. у нас всегда, даже когда описали что-то, это что-то все равно в системе какой-то координат, и какая-то оценка все равно присутствует в каждый момент времени заложена.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь