Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 2. История, философия и методология социологии



 

Основная цель данной главы состоит в обеспечении понимания читателем концептуального устройства социологии, истории ее развития, философских и методологических аспектов. Изучив материал главы, магистрант должен:

знать

· метод социологии;

· основные направления социологии;

· ключевые концепты социологии и историю их развития;

· способы проблематизации и критики социологических теорий;

Уметь

· управлять концептами социологии в соответствии с методом концептуальной трансдукции;

· выстраивать проблемный и интерпретационный ряд социологических теорий;

· определять свой личный вектор философско-социологической приоритетности;

Владеть

· концептуальным осмыслением статуса разнообразных социологических теорий;

· критическим отношением к воззрениям различных авторов;

· умением учитывать особенности междисциплинарных связей социологии.

 

Ключевые термины: аналитическая, феноменологическая, герменевтическая и постструктуралистская социология; концептуальная трансдукция как метод социологии; символический интеракционизм; системная социология; этнометодология.

Специфика и предмет социологии

 

Содержание социологии (от лат. socius — партнер, товарищ и греч. l ogos) Э. Гидденс, пожалуй, самый знаменитый социолог современности, определяет следующим образом: « Социология — это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. Это ослепительное и захватывающее предприятие, чьим предметом является поведение людей как социальных существ. Поле деятельности социологии чрезвычайно широко, от анализа случайных столкновений индивидов на улице до исследований глобальных социальных процессов»[20]. Объектами социологии являются общество в целом, общества людей, в том числе группы людей, находящиеся в некотором отношении друг с другом, отдельные люди. Предмет же социологии включает не только объекты, но и поведение людей. На наш взгляд, Э. Гидденс,  ограничивая предмет социологии поведением людей, выражается не совсем точно. К тому же следует учитывать, что предмет социологии включает не только социальные объекты и социальное поведение, но и еще их ментальное и языковое представление.

 

Определение понятия

Предметом социологии является ее объектное, поведенческое, ментальное и языковое представление. При определении специфики социологии не следует ограничиваться онтологическим представлением, ограничиваясь рассмотрением объектов и их поведения. Языковое и ментальное представления также весьма актуальны.

 

Дж. Масионис при определении специфики социологии вслед за П. Бергером[21] предпочитает делать акцент на социологическом подходе: «Cоциология — это систематическое изучение человеческого общества. Сердцевина ее — особая точка зрения, называемая “социологический подход” < …> Социологический подход показывает “общее в частном”, или способность общества формировать нашу частную жизнь»[22]. Смысл рассуждений П. Бергера и Дж. Масиониса состоит в том, что при определении специфики социологии следует в первую очередь обращаться к теории. Любое знание теоретически относительно. Это положение относится и к предмету социологии. Дж. Масионис дает онтологическое определение социологии. Но, как отмечалось ранее, онтологическое представление социологии не является единственно возможным. Оно может и должно сопровождаться ментальным и языковым представлением.

В наши дни социология по праву считается отраслью науки, которая содержит группы наук. Согласно принятой в России номенклатуре научных специальностей в составе социологии различаются следующие группы наук: теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография, социальная структура, социальные институты и процессы, политическая социология[23]. Справедливости ради отметим, что существуют значительно более детальные классификации групп социологических наук.

Выше, при определении специфики социологии мы использовали принцип теоретической относительности любого знания. В этой связи разумно обратиться к истории становления социологии как науки. Знаковой фигурой в этом процессе является французский философ Огюст Конт, популяризатор термина «социология», впервые использованного в неопубликованном манифесте, написанном в конце XVIII в. французским политическим деятелем Э.-Ж. Сийесом[24]. О. Конт был первым, кто придал термину «социология» общенаучную значимость.

История социологии восходит к таким примечательным именам, как Платон, Аристотель, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Их, особенно Аристотеля и Монтескье, можно считать предшественниками О. Конта. Впрочем, в творчестве этих авторов, оцененном с современной точки зрения, доминировали не социологические, а политологические идеи. Новаторство О. Конта как раз и состояло в том, что он обособил социологию от любого другого знания об обществе.

 

Теоретическая разработка

В своем знаменитом труде о позитивизме (1844) О. Конт писал: «Таким образом, мы постепенно приходим к открытию неизменной иерархии — одновременно исторической и догматической, одинаково научной и логической — шести основных наук: математики, астрономии, физики, химии, биологии и социологии; из них первая необходимо составляет исключительный отправной пункт последней, являющейся единственной основной целью всякой положительной философии, рассматриваемой отныне как философия, которая образует, в силу своей природы, истинную неделимую, хотя нисколько не произвольную, систему, где всякое разложение в корне искусственно и которая относится, в конечном итоге, всецело к человечеству, единственному вполне универсальному понятию»[25]. Едва ли возможно написать о социологии более возвышенным слогом, чем это сделал французский философ.

 

Принято считать, что О. Конт строил социологию по образу и подобию физики, дескать, не случайно он в предварительном плане называл социологию «социальной физикой», а также биологии, подчеркивая органическую целостность общества. Но приведенная выше цитата свидетельствует о другом. Физика и биология оцениваются всего лишь как этапы к социологии как универсальной науке. Разумеется, О. Конт ошибался, сводя все общественные науки к социологии. Но, всячески подчеркивая научный характер социологии, он сделал большое дело. После него многочисленная плеяда мыслителей, включавшая К. Маркса, Г. Спенсера, В. Парето, Ф. Тенниса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, целенаправленно стремилась развить социологию именно в качестве науки.

Провозгласившему социологию наукой О. Конту пришлось определиться относительно ее метода. Его позиция является позитивистской. Суть ее состоит в том, что самые основательные истины представляют законы как необходимые связи между явлениями, которые в качестве гипотез подтверждаются наблюдениями. Парадигма познания Конта — «наблюдения → индукция → законы → дедукция». Даже с современной точки зрения она выглядит вполне основательной конструкцией. Впрочем, его характеристики всех стадий социологического познания крайне фрагментарны. Основательные проблемы, с которыми придется иметь дело квалифицированным социологам, пока еще пребывают в латентном состоянии. Показательно, например, что Конт крайне лаконичен в формулировке концептуального содержания законов социологии. По сути, он отвергает как причинное, так и ценностное объяснение. Подлинная альтернатива им в работах О. Конта также не просматривается. Он провозгласил научный статус социологии, но не сумел утвердить его.

После О. Конта проработка научного потенциала социологии совершалась многопланово. Тем не менее, при всем многообразии используемых подходов выделялись несколько стратегических направлений. Это, во-первых, позитивистски-аналитическое направление, представленное работами Э. Дюркгейма, Э. Спенсера, Т. Парсонса и Дж. Мида. На американской почве позитивизм был преобразован в аналитизм. Аналитизм — это все тот же позитивизм но значительно укрепленный в дедуктивном, логическом и языковом отношении. Т. Парсонс и Дж. Мид уже представляют аналитическую ветвь социологии.

Альтернативой позитивистско-аналитическому направлению стали герменевтика и марксизм. Ранняя герменевтическая социология, инициированная В. Дильтеем и получившая свое развитие в работах Г. Зиммеля и М. Вебера, развивалась в русле научного идеала. То же самое относится и к марксистской социологии К. Маркса, К. Каутского и Д. Лукача. Впоследствии, однако, их ориентация на идеалы науки существенно ослабла. В основном это было связано с развитием Франкфуртской школы социологии. Промарксистская ориентация ее лидеров, в частности М. Хоркхаймера и Т. Адорно, постепенно ослабла, что в значительной степени было связано с интеграцией с критической дискурсивной герменевтикой. В творчестве Ю. Хабермаса марксизм и герменевтика слились воедино. Именно критическая герменевтика является основным центром притяжения для немецких социологов второй половины столетия.

Для критико-герменевтического направления в социологии характерна некоторая реанимация социальной философии, понимаемой как аксиологическое учение о проблемных аспектах соотношения личности и общества. Для авторов, принадлежащих к позитивистско-аналитическому направлению, социальная философия является предшественницей социологии. Социология отпочковалась от нее и перестала в ней нуждаться. Актуальна философия социологии, но не социальная философия как свод некоторых общих положений, призванных обосновать статус всех общественных дисциплин, в том числе и социологии.

Представители же критико-герменевтического направления, опасаясь превращения социологии в инструментальный разум, удовлетворяющий запросы господствующих групп населения, считают социальную философию ее предпосылкой. Таким образом, философская ориентация позитивистско-аналитического и критико-герменевтического направления в философии оказывается различной.

 

Необходимое разъяснение

Две философские ориентации в социологии.

1. Позитивистско-аналитическое направление в социологии — социология → философия социологии.

2. Критико-герменевтическое направление в социологии — социальная философия → социология.

 

В последней трети XX столетия широкие права гражданства в социологии приобрело постструктуралистское направление, представленное работами М. Фуко, Ж. Деррида и Ж.-Ф. Лиотара. Постструктуралисты отходят от идеалов науки еще дальше, чем критические герменевты. Они не испытывают потребности ни в социальной философии как предпосылке социологии, ни в ней самой как научной дисциплине. Социология теперь понимается как прагматическая игра, дискурс, освобождающий личность от давления на нее общественного целого.

В связи с указанными неоднозначными отношениями социологов к философии и науке нам как автору данной книги следует занять определенную позицию. Полагаем, что известные достижения герменевтов с акцентом на коллективном дискурсе и постструктуралистов — апологетов плюрализма — не вынуждают к отказу от понимания социологии в качестве науки. Нет также необходимости предпосылать социологии социальную философию. Таким образом, остается в силе соотношение «социология → философия социологии». Впрочем, здесь представляется уместным следующее уточнение. Вместо философии социологии резонно поставить метасоциологию. Метасоциология — это наука о социологии. В отличие от выражения «философия социологии» термин «метасоциология» не выводит за пределы социологического знания, не отсылает к философии как особой отрасли науки. Разумеется, сделанные выводы нуждаются в детальном обосновании. Это будет сделано в последующих параграфах.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь