Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Герменевтика как стиль философствования



 

В современной юриспруденции господствует аналитическое направление. Его достойным соперником является герменевтическое направление, среди поклонников которого особенно много немецких авторов. Обеспечивая философскую базу для характеристики герменевтической юриспруденции, придется дать подробную соответствующую философскую справку.

Первоначально, начиная с Античности, герменевтика[496] понималась как искусство истолкования посланий богов. В Средние века значительного развития достигла теологическая герменевтика. Теперь герменевтика стала пониматься как искусство истолкования текстов. Средневековая теологическая герменевтика, следуя Августину, все существующее рассматривала как символ божественного. Это наталкивало на мысль о герменевтическом смысле не только текстов, но и вещей. В результате открывались подступы к универсальной герменевтике. В Новое время герменевтика постепенно освобождалась от преимущественной ориентации на теологию, все большее внимание уделялось филологии, истории и юриспруденции.

Значительной вехой в развитии философской герменевтики стали исследования Фридриха Шлейермахера, выполненные им в начале XIX в. Созданная им система имела философско-теологический характер. Он рассматривал в единстве философию, теологию и науку. Сам он считал своим главным достижением придание возвышенного смысла филологии[497]. Существенно другой разворот придал герменевтике в конце XIX столетия Вильгельм Дильтей. «Большая часть труда моей жизни, — отметил в год своей смерти Дильтей, — была посвящена общезначимой науке, которая должна создать для наук о духе прочное основание и внутреннюю взаимосвязь с целым»[498].

 

Необходимое разъяснение

В. Дильтей как основатель научной герменевтики. В первую очередь благодаря Дильтею герменевтика стала пониматься не только в качестве философского учения, но и как научный метод гуманитарных дисциплин. В результате возрос авторитет герменевтики в глазах ученых.

 

Но в начале XX в. выяснилось, что герменевтический метод перегружен субъективно-психологическими моментами. Его освобождение от них состоялось в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера (1927)[499], который в отличие от Дильтея характеризовал научный метод в снисходительном тоне. К тому же он свел значимость герменевтики исключительно к ее статусу как философского метода, не более того.

Ученик Хайдеггера Ханс-Георг Гадамер «поправил» своего учителя: он восстановил герменевтику в правах философского направления (1960)[500]. Теперь герменевтика стала рассматриваться как теория онтологического понимания. Вслед за Хайдеггером Гадамер противопоставлял герменевтику научному методу, якобы неспособному выявить подлинную суть явлений. К счастью, представители гуманитарных наук, в частности юриспруденции, не поверили Гадамеру. Многие из них, следуя традиции, заложенной Дильтеем, продолжали считать герменевтику научным методом гуманитарных наук. Причем в научном плане все чаще приоритет отдавался не герменевтике сознания Дильтея, а герменевтике бытия Гадамера.

Последняя также не осталась без критики. В рамках Франкфуртской школы, лидерами которой являлись Т. Адорно и М. Хоркхаймер, велись упорные исследования по созданию критической теории, которая понималась в качестве противовеса какой бы то ни было социальной апологетике. Герменевтика бытия Гадамера считалась недостаточно критической. Наибольший успех в указанном направлении выпал на долю Карл-Отто Апеля и Юргена Хабермаса, авторов теории дискурсивной этики. Ю. Хабермас в отличие от К.-О. Апеля уделяет более пристальное внимание социальным наукам, в том числе и юриспруденции. Ю. Хабермас — автор теории коммуникативного разума[501]. Он предельно внимательно относится к достижениям аналитической философии, многие из которых, в частности учение о речевых актах, он инкорпорирует в свою теорию. Тем не менее, Хабермас критически относится к аналитической философии, то и дело обвиняя ее сторонников в позитивизме. По сути, его теория коммуникативного разума является существенным обновлением герменевтики. Ее вполне допустимо квалифицировать в качестве критической герменевтики.

Подведу итоги краткого очерка развития герменевтики. Магистральная линия развития философской герменевтики в кратчайшем виде выглядит как вектор с четырьмя составляющими:

 

герменевтика сознания Шлейермахера → герменевтика сознания Дильтея → герменевтика бытия Гадамера → критическая герменевтика Хабермаса.

 

Тут же, несколько забегая вперед, отметим, что каждая из этих составляющих нашла свое воплощение во вполне определенных юридических концепциях. В этой связи достаточно отчетливо просматривается следующий параллелизм[502].

 

Теоретическая разработка


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь