Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
герменевтика сознания Шлейермахера | — | теория фон Савиньи |
герменевтика сознания Дильтея | — | теория Бетти |
герменевтика бытия Гадамера | — | теория Кауфмана |
критическая герменевтика Хабермаса | — | теория Алекси. |
Разумеется, список сторонников герменевтической юриспруденции не исчерпывается приведенными именами. Но именно они знаменуют ее парадигмальные моменты.
Ниже детализируются содержание философской герменевтики, многие положения которой читатель может самостоятельно интерпретировать в область юриспруденции. Совсем не обязательно придерживаясь уже известных канонов.
Герменевтика сознания Шлейермахера — Дильтея[503]. Дильтей считал, что в естествознании достаточно объяснения, в гуманитарных же науках речь должна идти о понимании людей. Чтобы добиться понимания, надо вчувствоваться в сознание людей, учесть историю его изменения и учесть связь целого (культуры) и его частей (сознаний отдельных людей). В значительной степени опираясь на исследования Шлейермахера, Дильтей полагал, что вчуствование в сознание человека позволяет понять его лучше, чем он сам себя понимает. Итак, воззрения Дильтея можно представить следующим образом[504].
1. В осмыслении нуждается целое, а не просто сознание отдельного человека.
2. Но каждое событие, входящее в состав целого, уникально.
3. Основанием понимания должны стать категории жизненного опыта.
4. Другого мы понимаем постольку, поскольку он аналогичен нам.
5. Понимание другого содержит два момента, интерпретацию и вчуствование.
6. Понимание выступает как сопережитое во вчуствовании.
7. В понимании реализуется герменевтический круг: целое понимается на основе элементов, а элементы — на основе целого.
8. Целое — это жизнь, которая образуется посредством опыта людей и их коммуникаций. Духовная жизнь отдельного человека — лишь часть жизни общества в целом.
9. Категории, используемые в науке о духе (значимость, ценность, идеал, цель), — это категории жизни.
10. Науки о духе можно назвать понимающими (имеется в виду, что они не имеют дела с причинно-следственными зависимостями).
Герменевтика бытия Гадамера. Она также может быть представлена в форме значимых философских требований[505].
1. Процесс герменевтической рефлексии инициируется нахождением человека в определенной диалектической ситуации, с которой необходимо совладать.
2. Именно в этой связи реализуется диалектика вопросов и ответов. Наиболее очевидным образом она представлена в диалоговой коммуникации людей. Вопрос задается таким образом, чтобы отчасти предвосхитить ответ на него. В диалоге как раз осуществляется понимание.
3. Подлинное чудо состоит в том, что существует «язык, на котором говорят вещи, — какого бы рода ни были эти вещи в каждом данном случае»[506]. В научном отношении это следует понимать следующим образом. Например, физические объекты не обладают языком, но их понимание реализуется именно в нем, а не в сознании.
4. Каждый участник диалога последовательно расширяет горизонт своего понимания.
5. Каждая добытая в диалоге порция смысла непременно используется в действии. Понимание всегда действенно, практично.
6. Понимается суть дела.
7. Понимание собирается и сгущается в слове. Слово — это не просто знак, а предвосхищение и постижение целого, единства человека и ситуации.
8. Суть дела как раз и есть целое, выступающее как слово-символ. Символ есть знамение целого.
9. Герменевтический круг состоит во взаимной определимости части и целого. К целому неприменимо понятие цели, а потому постигающее его герменевтическое мышление есть игра, диалектика, объединяющая участников диалога.
10. Именно в диалоге люди достигают согласия друг с другом. Кто достиг целого, тот постиг истину. Истина — это согласие, соразмерность и гармония человека с тем целым, к которому он принадлежит.
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы