Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема «Жизненные обстоятельства»



Калашникову не повезло в жизни – он сирота, его лучшего друга Спартака никто не принимает. Они вдвоем никому не нужны, кроме друг друга. Но в то же время мальчику все время везет: в магазине его выручила Снежана, приютила, накормила, одела, разрешила жить вместе с собакой; беспризорники приняли его к себе, не избили, кормили Спартака, помогли его выручить. В воинской части собаку вылечили, хотели Калашникову помочь поступить в Суворовское училище.

Вопросы для обсуждения:

− Везло ли Калашникову и Спартаку?

− Везло ли ему с людьми?

− Как Шурка справлялся с обстоятельствами, в которые попадал?

− Какие принимал решения о том, что делать в той или иной ситуации?

− Что бы вы сделали на его месте? Какие решения принимали бы вы?

− Что такое везение?

− Как и когда можно оценить, понять, повезло ли тебе в той или иной ситуации или нет?

− Как остаться «человеком» в «нечеловеческих» условиях? Что такое быть человеком? Что такое нечеловеческие условия?

− Какие чувства испытывал Шурка в детском доме? У Снежаны? У беспризорников? воинской части? Как он себя чувствовал?

− Какие жизненные принципы помогли ему выжить?

Тема «Милосердие и сострадание»

Калашников позаботился о щенке. И все люди, которые ему попадались на пути, были милосердны к нему до тех пор, пока это не шло вразрез с их интересами.

Вопросы для обсуждения:

− Кто был милосерден к Шурке?

− Кто и как помогал ему?

− Что такое милосердие?

− Что такое сострадание?

− Что такое сочувствие?

− Что такое жалость? Чем она отличается от милосердия?

− Испытывали ли вы сострадание/сочувствие/милосердие/ жалость к себе? чем это выражалось?

− Испытывали ли вы к кому-то сострадание/сочувствие/милосердие/жалость? каких ситуациях? Из-за чего? чем это выражалось?

− Важно ли испытывать сострадание и милосердие? Почему?

Тема «Асоциальное повеление. Ответственность»

В фильме мальчик убегает из детского дома, врет, ворует очень легко, не задумываясь, и остается безнаказанным.

Вопросы для обсуждения:

− Зачем Калашников врет?

− Почему ворует?

− Есть ли для него какие-то законы, нормы, правила, принятые в социуме? Если да, то какие? Если нет, то почему?

− Какие правила есть в социуме? Какие надо соблюдать? Какие не обязательно?

− Что такое правила?

− Что такое закон?

− Зачем вообще придумали законы? Наказания?

− Как Шурка будет дальше жить, не усвоив эти правила?

− Как вы думаете, стоит ли соблюдать правила? И зачем это нужно?

− Что значит жить в обществе?

− Почему и зачем люди соблюдают правила, общепринятые и принятые в отдельных слоях общества?

− Какие есть официальные правила у вас в детском доме?

− Какие есть неофициальные?

− Как вы узнаете о существовании правил?

− Какие есть правила, принятые в среде взрослых, какие у детей?

− Что такое асоциальность?

− Какая существует разница между правилами и законами?

− Какие могут быть последствия за невыполнение правил?

− Каковы последствия за нарушение закона?

Москова Мария,

БФ «Женщины и дети прежде всего»

 


ПРИМЕРЫ ОБСУЖДЕНИЯ ФИЛЬМОВ
СО ВЗРОСЛЫМ ОКРУЖЕНИЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Совместный просмотр и обсуждение фильмов со взрослыми повышают их психологическую компетентность, позволяют им наладить контакт с детьми, установить с ними доверительные отношения. Кроме того, взрослые приобретают навыки, позволяющие им в дальнейшем самостоятельно вести подобную работу с детьми. Но самое главное – они приобретают опыт самопознания, работа над фильмами помогает им осознавать собственные проблемы и совершенствоваться. Участие педагогов в подобной форме работы позволяет почувствовать ее смысл, увидеть ее место в жизни ребенка.



ДВЕНАДЦАТЬ РАЗГНЕВАННЫХ МУЖЧИН

США, 1997

Режиссер Уильям Фрилкин

В ролях: Осси Дэвис, Джек Леммон, Эдвард Джеймс и др.

О фильме

В фильме звучат темы ответственности, возможности убеждать, доказывать свою точку зрения, тема лидерства, поддержки, ценности человеческой жизни.

Уильям Фридкин показывает нам то, что обычно происходит за закрытыми дверями. Присяжные собрались для формирования своего мнения по делу. Собственно, оно уже давно сформировано. Как правильно замечает один из героев фильма, все речи в суде словно специально направлены на то, чтобы убедить всех в виновности подсудимого. Может быть, запрашивание суда присяжных – просто дань традиции? Может, никто всерьез и не ожидает, что их суждение чего-то стоит?

Представленные в фильме мужчины очень разные и по возрасту, и по положению в обществе, и по расовой принадлежности, и по темпераменту. Возможно, при других обстоятельствах они никогда не оказались бы в одной компании. Более того, фактически они даже не знакомы между собой – друг к другу присяжные обращаются по номерам. Не забывайте еще и о жаре, об усталости, о желании поскорее покончить с обязанностью присяжного и уйти домой. Но они должны решить одно очень важное дело. Суд присяжных призван вынести свой вердикт – виновен мальчик, обвиняемый в убийстве своего отца, или нет? Подлежит он смертной казни или будет помилован?

Этот фильм – о терпимости, которая бывает такой невыносимо сложной; о мудрости, подчас вообще недостижимой; об искусстве сглаживать острые углы, гасить конфликты, принимать чужую точку зрения. Картина полна жизни, сильных эмоций, вспышек гнева. Присяжные кричат, вскакивают, бросаются в драку, оскорбляют друг друга, злобно смеются, хлопают дверями. Потом внезапно утихают. Просят прощения, с тем чтобы потерять терпение вновь. И удивительно трогательным выглядит эпизод в середине фильма, когда председатель суда присяжных, интеллигентный афроамериканец в голубой рубашке, стоит у окна и вспоминает своих бывших подопечных мальчишек, с которыми они занимались спортом и со всей страстью рвались к победе... Льет дождь. Небо темнеет. А впереди тяжелое, утомительное обсуждение.

Основная идея, вложенная автором в простой сюжет: «Не судите сгоряча! – передает он нам. – Не забывайте, что речь идет о человеческой жизни! »

Можно сказать: «Ко мне это не имеет никакого отношения. Я никого не приговаривал к смерти. Я не вхожу в суд присяжных. И вообще в нашей молодой стране больше нет исключительной меры наказания! » Однако, к сожалению, этот призыв актуален для каждого. Прежде всего мы люди, а потом уже специалисты: педагоги, воспитатели, психологи, администраторы. И необходимо быть ОЧЕНЬ осторожными в наших отношениях с теми, кого мы встречаем ежедневно. Ведь то, что нам кажется таким пустяком, для другого человека близко к потрясению. Близко к смерти! А «невинная болтовня», столь привычная для нас, может стать страшной болью и обидой для того, о ком мы так мило говорили. Иногда и бездействие – это тоже действие, отношение.

Вопросы для дискуссии:

− Кто из героев фильма лично заинтересован в справедливом решении суда?

− Как часто меняется мнение присяжных? Что влияет на принятие ими решений?

− Как лично вы принимаете решения относительно детей, с которыми работаете?

− Что или кто влияет на принятие этих решений?

− Каково участие самого ребенка в принятии решений, касающихся его самого?

− Кто несет ответственность за последствия принятых вами
 решений?


Коблик Елена

ЧУЧА

Россия, 1997

Режиссер, сценарист Г. Барлин

25 мин.

Краткое содержание мультфильма

Мультфильм об одиноком мальчике, который смастерил из старых, ненужных вещей очень нужную ему няню – Чучу. И как всегда бывает в сказках, Чуча ожила и стала для мальчика настоящим другом. Вместе им предстоит преодолеть много испытаний и обязательно выйти из них победителями.

Вопросы для дискуссии со специалистами


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь