Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


А когда коснётся его зло, он отчаивается.



ق ُ ل ْ ك ُ ل ّ ٌ ي َ ع ْ م َ ل ُ ع َ ل َ ى ش َ ا ك ِ ل َ ت ِ ه ِ ف َ ر َ ب ّ ُ ك ُ م ْ أ َ ع ْ ل َ م ُ ب ِ م َ ن ْ ه ُ و َ أ َ ه ْ د َ ى س َ ب ِ ي ل ا ً

(84) Скажи: " Всякий поступает по своему подобию,

и Господь вас лучше знает тех, кто прямее дорогой".

Всевышний Аллах говорит о несовершенстве человека, о его двух состояниях – в благоденствии и в беде, кроме тех, кого уберёг Аллах. Ведь если Аллах наделит человека богатством, здоровьем, победой, хорошим уделом и помощью, тот отворачивается от повиновения Аллаху и удаляется в сторону. Муджахид прокомментировал: «Удаляется от Нас». Я же (ибн Касир) считаю это подобно словам Аллаха:

﴿ ف َ ل َ م ّ َ ا ك َ ش َ ف ْ ن َ ا ع َ ن ْ ه ُ ض ُ ر ّ َ ه ُ م َ ر ّ َ ك َ أ َ ن ل ّ َ م ْ ي َ د ْ ع ُ ن َ آ إ ِ ل َ ى ض ُ ر ّ ٍ م ّ َ س ّ َ ه ُ ﴾

«Когда же Мы избавляем его от напасти, он проходит, словно никогда не взывал к Нам по поводу постигшего его несчастья». (10: 12) Также словам Аллаха:

﴿ ف َ ل َ م ّ َ ا ن َ ج ّ َ ا ـ ك ُ م ْ إ ِ ل َ ى ا ل ْ ب َ ر ّ ِ أ َ ع ْ ر َ ض ْ ت ُ م ْ ﴾ «Когда же Он спасёт вас на сушу, вы отворачиваетесь». (17: 67) А когда человека постигает зло – т.е. несчастья, беды, катастрофы он:

﴿ ك َ ا ن َ ي َ ئ ُ و س ا ً ﴾ «он отчаявшийся» – т.е. теряет надежду, что добро, которое у него было,

 снова вернётся к нему, как сказал об этом Аллах Всевышний:

﴿ و َ ل َ ئ ِ ن ْ أ َ ذ َ ق ْ ن َ ا ا ل إ ِ ن ْ س َ ـ ن َ م ِ ن ّ َ ا ر َ ح ْ م َ ة ً ث ُ م ّ َ ن َ ز َ ع ْ ن َ ا ه َ ا م ِ ن ْ ه ُ إ ِ ن ّ َ ه ُ ل َ ي َ ئ ُ و س ٌ ك َ ف ُ و ر ٌ - و َ ل َ ئ ِ ن ْ أ َ ذ َ ق ْ ن َ ا ه ُ ن َ ع ْ م َ آ ء َ ب َ ع ْ د َ ض َ ر ّ َ آ ء َ م َ س ّ َ ت ْ ه ُ ل َ ي َ ق ُ و ل َ ن ّ َ ذ َ ه َ ب َ ا ل س ّ َ ي ّ ِ ئ َ ا ت ُ ع َ ن ّ ِ ي إ ِ ن ّ َ ه ُ ل َ ف َ ر ِ ح ٌ ف َ خ ُ و ر ٌ - إ ِ ل ا ّ َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ص َ ب َ ر ُ و ا ْ و َ ع َ م ِ ل ُ و ا ْ ا ل ص ّ َ ـ ل ِ ح َ ا ت ِ أ ُ و ْ ل َ ـ ئ ِ ك َ ل َ ه ُ م ْ م ّ َ غ ْ ف ِ ر َ ة ٌ و َ أ َ ج ْ ر ٌ ك َ ب ِ ي ر ٌ ﴾

«Если Мы дадим человеку вкусить милость, а потом отберём это, то он становится отчаявшимся, неблагодарным. Если же Мы дадим ему вкусить милость после постигшей его беды, то он говорит: “Напасти оставили меня в покое”. Он начинает ликовать и хвалиться. И только тем, которые терпели и творили добрые деяния, уготованы прощение и великая награда». (11: 9-11)

 

 

Слова Аллаха: ﴿ ق ُ ل ْ ك ُ ل ّ ٌ ي َ ع ْ م َ ل ُ ع َ ل َ ى ش َ ا ك ِ ل َ ت ِ ه ِ ﴾ «Скажи: “Всякий поступает по своему подобию” …» Ибн Аббас сказал: «Согласно своим наклонностям». Муджахид сказал: «Согласно своим наклонностям и своей природе». Катада сказал: «Согласно своим намерениям». Ибн Зайд сказал: «Согласно своей религии». И все эти мнения близки по смыслу. И в этом аяте угроза и серьёзное предупреждение многобожникам. Аллах знает лучше. Как сказано в словах Аллаха: ﴿ و َ ق ُ ل ل ّ ِ ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ل ا َ ي ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ ا ع ْ م َ ل ُ و ا ْ ع َ ل َ ى م َ ك َ ا ن َ ت ِ ك ُ م ْ ﴾

«Скажи тем, которые не веруют: “Действуйте по своему усмотрению” ».

(11: 121 до конца аята) Об этом Аллах здесь сказал:

﴿ ق ُ ل ْ ك ُ ل ّ ٌ ي َ ع ْ م َ ل ُ ع َ ل َ ى ش َ ا ك ِ ل َ ت ِ ه ِ ف َ ر َ ب ّ ُ ك ُ م ْ أ َ ع ْ ل َ م ُ ب ِ م َ ن ْ ه ُ و َ أ َ ه ْ د َ ى س َ ب ِ ي ل ا ً ﴾ «Скажи: " Всякий поступает по своему подобию, и Господь вас лучше знает тех, кто прямее дорогой" ».

 

Аллах сказал:

 

و َ ي َ س ْ ـ َ ل ُ و ن َ ك َ ع َ ن ِ ا ل ر ّ ُ و ح ِ ق ُ ل ِ ا ل ر ّ ُ و ح ُ م ِ ن ْ أ َ م ْ ر ِ ر َ ب ّ ِ ى و َ م َ آ أ ُ و ت ِ ي ت ُ م م ّ ِ ن ا ل ْ ع ِ ل ْ م ِ إ ِ ل ا ّ َ ق َ ل ِ ي ل ا ً

(85) Они спрашивают тебя о духе. Скажи: " Дух от повеления Господа моего.

Даровано вам знания только немного".

 

Бухари при тафсире этого аята передаёт, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды, ) когда мы вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, опиравшимся на голую пальмовую ветвь, шли через развалины Медины, нам повстречалась группа иудеев. Некоторые из них стали говорить другим: «Спросите его о духе», а некоторые (другие) говорили: «Не спрашивайте его, ибо, что бы он ни сказал, вам это не понравится! » Иные же сказали: «Мы обязательно спросим его! » после чего один из них встал и спросил: «О Абу-ль-Касим, что такое дух? » (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ) промолчал, а я сказал себе: «Ему ниспосылается откровение», и встал (между ним и иудеями, чтобы они не мешали ему), когда же (ниспослание откровения) ему закончилось, он сказал:

﴿ و َ ي َ س ْ ـ َ ل ُ و ن َ ك َ ع َ ن ِ ا ل ر ّ ُ و ح ِ ق ُ ل ِ ا ل ر ّ ُ و ح ُ م ِ ن ْ أ َ م ْ ر ِ ر َ ب ّ ِ ى ﴾ «Они спрашивают тебя о духе. Скажи:

" Дух от повеления Господа моего" ». (17: 85)   И они стали говорить друг другу:

«Мы же предупреждали: «Не спрашивайте у него! ». (Бухари 125, Муслим 2794)

 

Содержание этого аята указывает на то, что он был ниспослан в Медине, когда иудеи спросили об этом посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ), хотя сама сура вся мекканская. Ответом на это может быть то, что она была ниспослана в Медине второй раз, или же посланнику Аллаха было дано откровение, что он ответит им уже заранее ниспосланным аятом. Ибн Джарир передаёт, что Икрима сказал: «Обладатели Писания спросили у посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ) о духе, и тогда Аллах ниспослал: ﴿ و َ ي َ س ْ ـ َ ل ُ و ن َ ك َ ع َ ن ِ ا ل ر ّ ُ و ح ِ ﴾ «Они спрашивают тебя о духе». Они также сказали ему: «Ты говоришь, что нам даровано мало знания, но нам дарована Тора, и она есть мудрость: ﴿ و َ م َ ن ي ُ ؤ ْ ت َ ا ل ْ ح ِ ك ْ م َ ة َ ف َ ق َ د ْ أ ُ و ت ِ ى َ خ َ ي ْ ر ً ا ك َ ث ِ ي ر ً ا ﴾ «а тот, кому дарована мудрость,

награждён великим благом». (2: 269) и тогда был ниспослан аят:

﴿ و َ ل َ و ْ أ َ ن ّ َ م َ ا ف ِ ى ا ل ا ّ ٌ ر ْ ض ِ م ِ ن ش َ ج َ ر َ ة ٍ أ َ ق ْ ل ا َ م ٌ و َ ا ل ْ ب َ ح ْ ر ُ ي َ م ُ د ّ ُ ه ُ م ِ ن ب َ ع ْ د ِ ه ِ س َ ب ْ ع َ ة ُ أ َ ب ْ ح ُ ر ٍ ﴾

Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем чернил находилось еще семь морей…. (31: 27) Затем он сказал: «То данное вам знание, которое спасёт вас от ада большое и благое, но это знание также очень малое перед Аллахом».

 

Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас прокомментировал слова Аллаха:

﴿ و َ ي َ س ْ ـ َ ل ُ و ن َ ك َ ع َ ن ِ ا ل ر ّ ُ و ح ِ ﴾ «Они спрашивают тебя о духе» – это было ниспослано когда иудеи спросили у посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ): «Расскажи нам о душе, как может быть душа подвержена мучению в теле, ведь о душе знает только Аллах».

И до этого не было ниспослано ничего по поводу души. И тогда пришёл Джибриль и сказал ему: ﴿ و َ ي َ س ْ ـ َ ل ُ و ن َ ك َ ع َ ن ِ ا ل ر ّ ُ و ح ِ ق ُ ل ِ ا ل ر ّ ُ و ح ُ م ِ ن ْ أ َ م ْ ر ِ ر َ ب ّ ِ ى ﴾ «Они спрашивают тебя о духе. Скажи:

" Дух от повеления Господа моего" ». И так же пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал им. Тогда они спросили:  «Кто сказал тебе об этом? » Он ответил:

«ج َ ا ء َ ن ِ ي ب ِ ه ِ ج ِ ب ْ ر ِ ي ل ُ م ِ ن ْ ع ِ ن ْ د ِ ا ل ل ه » «Ко мне пришёл Джибриль от Аллаха». Они сказали: «Клянёмся Аллахом, никто не мог сказать тебе этого, кроме нашего врага (т.е. Джибриля)». И тогда Аллах ниспослал: ﴿ ق ُ ل ْ م َ ن ك َ ا ن َ ع َ د ُ و ّ ً ا ل ّ ِ ج ِ ب ْ ر ِ ي ل َ ف َ إ ِ ن ّ َ ه ُ ن َ ز ّ َ ل َ ه ُ ع َ ل َ ى ق َ ل ْ ب ِ ك َ ب ِ إ ِ ذ ْ ن ِ ا ل ل ّ َ ه ِ م ُ ص َ د ّ ِ ق ً ا ل ّ ِ م َ ا ب َ ي ْ ن َ ي َ د َ ي ْ ه ِ ﴾

«Скажи: “Кто является врагом Джибрилу (Гавриилу)? ” Он низвел его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде». (2: 97) Один из учёных – Сухейли упомянул разногласия по поводу «духа». Он привёл мнения, что дух (рух) это душа (нафс), и другие мнения. Он также пришёл к выводу, что душа – это тонкая материя в теле человека, как жидкий газ в теле человека, сравнимый с водой, текущей по капиллярам дерева. Он также пришёл к выводу, что дух вдыхается ангелом зародышу в утробе и дух становится душой, когда воссоединяется с телом.

И она, в зависимости от поведения, заслуживает порицания или похвалы. Она либо

«душа спокойная» (89: 27), либо «душа приказывающая зло» (12: 53) Он также сказал:

«Так же, как вода является источником жизни дерева, и оно приобретает по его причине своё название. Например, когда вода соединяется с виноградником, её выжимают, она уже не называется водой, а соком или вином. И его могут назвать водой лишь как метафору.

То же самое относительно названия духа (рух) душой (нафс). Дух может называться душой только после соединения с телом. Душа же это союз духа и тела. И дух является основным элементом души. Таким образом, душа является духом, но не наоборот».

И это имеет смысл. Аллах знает лучше.

Я же (ибн Касир) говорю, что по поводу природы духа и его положений много было сказано людьми и написано много книг. Наилучшим мнением по поводу духа можно считать мнение Хафиза ибн Мандах в одноименной книге «Рух», о которой мы слышали.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

و َ ل َ ئ ِ ن ش ِ ئ ْ ن َ ا ل َ ن َ ذ ْ ه َ ب َ ن ّ َ ب ِ ا ل ّ َ ذ ِ ى أ َ و ْ ح َ ي ْ ن َ ا إ ِ ل َ ي ْ ك َ ث ُ م ّ َ ل ا َ ت َ ج ِ د ُ ل َ ك َ ب ِ ه ِ ع َ ل َ ي ْ ن َ ا و َ ك ِ ي ل ا ً

(86) Если бы Мы пожелали, Мы, конечно, унесли бы то, что открыли тебе,


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь