Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Своей молитвы, но и не шепчи её, а выбери между этим путь.
و َ ق ُ ل ِ ا ل ْ ح َ م ْ د ُ ل ِ ل ّ َ ه ِ ا ل ّ َ ذ ِ ى ل َ م ْ ي َ ت ّ َ خ ِ ذ ْ و َ ل َ د ً ا و َ ل َ م ي َ ك ُ ن ْ ل ّ َ ه ُ ش َ ر ِ ي ك ٌ ف ِ ى ا ل ْ م ُ ل ْ ك ِ و َ ل َ م ْ ي َ ك ُ ن ْ ل ّ َ ه ُ و َ ل ِ ى ّ ٌ م ّ َ ن َ ا ل ذ ّ ُ ل ّ ِ و َ ك َ ب ّ ِ ر ْ ه ُ ت َ ك ْ ب ِ ي ر ً ا (111) И скажи: " Хвала Аллаху, Который не брал Себе сына, и не было у Него сотоварища в царстве, и не было у Него защитника от унижения! " И величай Его величанием! Аллах говорит: ﴿ ق ُ ل ْ ﴾ «Скажи» – о, Мухаммад, этим многобожникам, отрицающим атрибут милосердия у Аллаха, и отказывающимся называть Его ар-Рахман (Милосердный); ﴿ ا د ْ ع ُ و ا ْ ا ل ل ّ َ ه َ أ َ و ِ ا د ْ ع ُ و ا ْ ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ـ ن َ أ َ ي ّ ً ا م ّ َ ا ت َ د ْ ع ُ و ا ْ ف َ ل َ ه ُ ا ل ا ّ ٌ س ْ م َ آ ء َ ا ل ْ ح ُ س ْ ن َ ى ﴾ " Призывайте Аллаха или призывайте Милосердного; как бы вы ни звали, у Него самые лучшие имена" – т.е. нет разницы, будете ли вы взывать к Нему именем «Аллах» или именем «ар-Рахман» (Милосердный), ведь Он Обладатель Прекрасных Имён, как сказал Аллах: ﴿ ه ُ و َ ا ل ل ّ َ ه ُ ا ل ّ َ ذ ِ ى ل ا َ إ ِ ل َ ـ ه َ إ ِ ل ا ّ َ ه ُ و َ ع َ ا ل ِ م ُ ا ل ْ غ َ ي ْ ب ِ و َ ا ل ش ّ َ ه َ ـ د َ ة ِ ه ُ و َ ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ـ ن ُ ا ل ر ّ َ ح ِ ي م ُ ﴾ «Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он — Милостивый, Милосердный». (59: 22) до слов: ﴿ ل َ ه ُ ا ل ا ّ ٌ س ْ م َ آ ء ُ ا ل ْ ح ُ س ْ ن َ ى ي ُ س َ ب ّ ِ ح ُ ل َ ه ُ م َ ا ف ِ ى ا ل س ّ َ م َ ـ و َ ت ِ و َ ا ل ا ّ ٌ ر ْ ض ِ ﴾ «Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле». (59: 24) Передают со слов Макхуля, что один многобожник услышал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ) взывает в земном поклоне: «О, Аллах, о, ар-Рахман (Милосердный)», и тот стал говорить: «Он заявляет, что взывает к Одному, но он взывает к двух (божествам)! » И тогда был ниспослан этот аят. Это же передаёт ибн Джарир от Ибн Аббаса..
Слова Аллаха: ﴿ و َ ل ا َ ت َ ج ْ ه َ ر ْ ب ِ ص َ ل ا ت ِ ك َ ﴾ «и не произноси громко своей молитвы» Имам Ахмад передаёт от Ибн Аббаса, что он сказал: «Когда был ниспослан (этот аят), посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ) скрывался в Мекке. Совершая молитвы вместе со своими сподвижниками, он громко читал Коран, что же касается многобожников, то, услышав его (голос), они начинали поносить и Коран, и Того, Кто его ниспослал, и того, кто его принёс; и тогда Аллах Всевышний сказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: ﴿ و َ ل ا َ ت َ ج ْ ه َ ر ْ ب ِ ص َ ل ا ت ِ ك َ ﴾ «и не произноси громко своей молитвы» - то есть (не делай этого), читая (Коран), ибо тогда (это чтение) услышат многобожники и станут поносить Коран. (Далее) Он сказал: ﴿ و َ ل ا َ ت ُ خ َ ا ف ِ ت ْ ب ِ ه َ ا ﴾ «но и не шепчи её» - т. е (пусть чтение будет не слишком тихим) для твоих сподвижников, ибо тогда они не услышат тебя, ﴿ و َ ا ب ْ ت َ غ ِ ب َ ي ْ ن َ ذ َ ل ِ ك َ س َ ب ِ ي ل ا ً ﴾ «а выбери между этим путь» (т.е. что-то среднее)». (Бухари 4722, Муслим 446) Ад-Даххак передаёт тот же пересказ от Ибн Аббаса с дополнением: «Когда он (посланник Аллаха) переселился в Медину, обязательность этого приказа была отменена, и он мог (если желал) читать (так) громко как хотел».
Ибн Исхак сказал: «Рассказал мне Дауд ибн аль-Хусайн, что Икрима, вольноотпущенник Ибн Аббаса, передал им рассказ Абдаллаха ибн Аббаса, который говорил, что для таких людей и было ниспослано это откровение: ﴿ و َ ل ا َ ت َ ج ْ ه َ ر ْ ب ِ ص َ ل ا ت ِ ك َ و َ ل ا َ ت ُ خ َ ا ف ِ ت ْ ب ِ ه َ ا و َ ا ب ْ ت َ غ ِ ب َ ي ْ ن َ ذ َ ل ِ ك َ س َ ب ِ ي ل ا ً ﴾ «Не произноси громко свою молитву, но и не шепчи её, делай что-то среднее между ними! » (17: 110). Аллах говорит: ﴿ و َ ل ا َ ت َ ج ْ ه َ ر ْ ب ِ ص َ ل ا ت ِ ك َ ﴾ «и не произноси громко своей молитвы» – иначе они уйдут от тебя, ﴿ و َ ل ا َ ت ُ خ َ ا ف ِ ت ْ ب ِ ه َ ا ﴾ «но и не шепчи её» - не глуши её (слишком), чтобы тот, кто прислушивается к ней украдкой помимо них (сподвижников), мог слышать. Может быть, он извлечёт пользу из услышанного; ﴿ و َ ا ب ْ ت َ غ ِ ب َ ي ْ ن َ ذ َ ل ِ ك َ س َ ب ِ ي ل ا ً ﴾ «а выбери путь между этим ». Икрима, Хасан аль-Басри и Катада также считали, что аят был ниспослан насчёт прокламации во время молитвы.
Ибн Мас’уд сказал: ﴿ و َ ل ا َ ت ُ خ َ ا ف ِ ت ْ ب ِ ه َ ا ﴾ «" но и не шепчи её" – т.е. не читай так тихо, что её никто не услышит кроме тебя самого». Слова Аллаха: ﴿ و َ ق ُ ل ِ ا ل ْ ح َ م ْ د ُ ل ِ ل ّ َ ه ِ ا ل ّ َ ذ ِ ى ل َ م ْ ي َ ت ّ َ خ ِ ذ ْ و َ ل َ د ً ا ﴾ «И скажи: " Хвала Аллаху, Который не брал Себе сына" » – после того, как Аллах заявил о том, что Он обладает Прекрасными Именами, Он очистил себя от несовершенства: ﴿ و َ ق ُ ل ِ ا ل ْ ح َ م ْ د ُ ل ِ ل ّ َ ه ِ ا ل ّ َ ذ ِ ى ل َ م ْ ي َ ت ّ َ خ ِ ذ ْ و َ ل َ د ً ا و َ ل َ م ي َ ك ُ ن ْ ل ّ َ ه ُ ش َ ر ِ ي ك ٌ ف ِ ى ا ل ْ م ُ ل ْ ك ِ ﴾ «И скажи: " Хвала Аллаху, Который не брал Себе сына, и не было у Него сотоварища в царстве" » – более того, Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рождён, и нет никого, подобного Ему. ﴿ و َ ل َ م ْ ي َ ك ُ ن ْ ل ّ َ ه ُ و َ ل ِ ى ّ ٌ م ّ َ ن َ ا ل ذ ّ ُ ل ّ ِ ﴾ «И не было у Него защитника от унижения» – т.е. Он не бывает (не был) униженным, чтобы нуждаться в помощнике, министре или советнике. Он Один является Творцом всего, нет у Него сотоварища. Он управляет всем и предопределяет по Своей воле, нет у Него сотоварища.
Муджахид прокомментировал слова Аллаха: ﴿ و َ ل َ م ْ ي َ ك ُ ن ْ ل ّ َ ه ُ و َ ل ِ ى ّ ٌ م ّ َ ن َ ا ل ذ ّ ُ ل ّ ِ ﴾ «" И не было у Него защитника от унижения" – т.е. Он не заключал ни с кем союзы, и не искал помощи ни у кого; ﴿ و َ ك َ ب ّ ِ ر ْ ه ُ ت َ ك ْ ب ِ ي ر ً ا ﴾ и величай Его величанием" – т.е. возвеличивай Его и возвышай великим возвышением от того, что говорят о Нем беззаконники».
Ибн Джарир передаёт, что аль-Курази говорил по поводу слов Аллаха: ﴿ و َ ق ُ ل ِ ا ل ْ ح َ م ْ د ُ ل ِ ل ّ َ ه ِ ا ل ّ َ ذ ِ ى ل َ م ْ ي َ ت ّ َ خ ِ ذ ْ و َ ل َ د ً ا ﴾ «И скажи: " Хвала Аллаху, Который не брал Себе сына" – иудеи и христиане говорили: «Аллах взял себе сына». Арабы говорили: «Вот я пред Тобой, о Аллах, нет у Тебя сотоварища, кроме сотоварища, который принадлежит тебе, но Ты не принадлежишь ему». Сабеяне и огнепоклонники говорили: «Если бы не помощники Аллаха, Он бы ослаб». И тогда Аллах ниспослал этот аят: ﴿ و َ ق ُ ل ِ ا ل ْ ح َ م ْ د ُ ل ِ ل ّ َ ه ِ ا ل ّ َ ذ ِ ى ل َ م ْ ي َ ت ّ َ خ ِ ذ ْ و َ ل َ د ً ا و َ ل َ م ي َ ك ُ ن ْ ل ّ َ ه ُ ش َ ر ِ ي ك ٌ ف ِ ى ا ل ْ م ُ ل ْ ك ِ و َ ل َ م ْ ي َ ك ُ ن ْ ل ّ َ ه ُ و َ ل ِ ى ّ ٌ م ّ َ ن َ ا ل ذ ّ ُ ل ّ ِ و َ ك َ ب ّ ِ ر ْ ه ُ ت َ ك ْ ب ِ ي ر ً ا ﴾ «И скажи: " Хвала Аллаху, Который не брал Себе сына, и не было у Него сотоварища в царстве, и не было у Него защитника от унижения! " И величай Его величанием! »
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы