Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Следующее разногласие - фраза ноги(арджулакум) может читаться в двух формах:
1. АрджулИкум. Если читать арджулИкум, то буква БА требует касры, то это будет читаться арджулИкум, в этом не будет проблем. То есть слово ноги соединяем к слову БА, которая читается с касрой – то есть с И, как и читается слово ноги с касрой – арджулИкум. Следовательно, протирайте(вамсаху) также относится к слову ноги(арджулИкум). 2. АрджулАкум. Если читать арджулАкум, как и написано в наших сегодняшних Коранах, то снова не возникает никаких проблем. Суннитов смущает то, что фразы «ваши лица, ваши руки, ваши ноги» стоят в родительном падеже (вуджухакум, айдийакум, арджулакум), тогда как слово «ваши головы» в винительном падеже (бируусикум) по причине наличия приставки «би». Поэтому, говорят они, «ваши ноги» никак не может грамматически соединяться с «ваши головы». Если бы это было так, то в аяте слово «ваши ноги» также стояло бы в винительном падеже, и должно было звучать «арджуликум». Но мы отвечаем, что слово «ваши головы» (бируусикум), стоящее в винительном падеже, в данном аяте находится на месте родительного падежа (фи махалли насб). Поэтому в соответствии с грамматикой арабского языка слово «ваши ноги» (арджулакум) необходимо соединять с местом расположения слова «ваши головы» (бируусикум). Подобное построение предложения, когда фраза в одном падеже занимает место другого падежа, имеет широкое распространение как в Коране, так и в современном литературном арабском языке: (9: 3) Анналлаха бариун миналь мушрикина ва расулух – окончание слова расулух читается здесь бувкой - Х, на основе того, то она связана с окончанием в слове Анналлаха – Х. Тогда какова же роль приставки «би» в слове «бируусикум»? Приставка «би» в слове «ваши головы», ставящая его в винительный падеж, в данном случае указывает на то, что протирать нужно часть головы, а не всю голову. Поэтому более точный перевод аята звучит следующим образом: «Протрите часть ваших голов и ваши ноги». Это для знающих арабскую грамматику, поэтому пусть не затрудняются этим вопросом не знающие арабский. Как читали это чтецы Корана(Кари)? Это принимает весь Исламский мир - собрание Корана, в частности, собрание сур Корана в единое целое было во время Пророка(с). Каким Коран, суры, аяты были при жизни Пророка(с), таковым они и являются сейчас. Но в вопросе огласовки в арабском письме, то есть, должна читаться фатха(а), касра(и) или дамма(у), то это было после смерти Пророка(с), поэтому в этом есть и могут быть различия. Например, тот же самый – арджулАкум или арджулИкум. У нас есть 7 достоверных чтецов. Четыре из них читали этот аят как мы – шииты - арджулИкум: Передают от Абу Бакра: Ибн Касир, Абу Амр, Хамза, Асим. Книга «Аль-Кашф'ан ан Вуджух аль-Кира'ат», т. 1, стр. 406. Несмотря на то, что в наше время, Кораны печатаются именно так, то если кто-то прочитает арджулАкум или арджулИкум, то не совершил никакой ошибки. Если вы видели чтецов Корана, например, в суре “Йусуф”, они читают один аят в разных формах. Или, например, в намазе, фраза Малики йаумиддин – либо ты удлиняешь мАА - Маалики, либо не удлиняешь, просто кратко – мА – Малик. -Признание учёных ахли-сунна того, что нужно протирать(ноги) в омовении: 1) «Аль-Мухалля», Ибн Хазм Андалуси, т. 1, стр. 301: Ва амма гаулюна фир-риджлейн фа инналь Куран нузила билль-масх - Наше мнение о ногах, то, это, поистине, Коран ниспослан с протиранием. После, сам учёный говорит об аяте, отвечает на вопрос, разъясняет то, что в аяте говорится о масхе и в конце добавляет: Фа кад галя билль масх ар-риджлейн джамаатун минас-салаф – Даже раньше, некоторые из числа салафия – то есть предыдущие поколения, говорили о масхе. Из них Али ибн Абу Талиб, Ибн Аббас - двоюродный брат и сподвижник Пророка(с), валь Хасан, валь Акрама, ваш-Шуаби ва джамаатун гейри – и другие. Ва хува гаули Табари – и он – Табари тоже сказал(учёный ахли-сунна). Ва рувийат фи залика асар – об этом также переданы хадисы. Дальше он перечисляет несколько хадисов. Один из них: 1. Сподвижник Ибн Рафи услышал от Пророка(с): Он рассказал об омовении, потом помыл лицо, руки, протёр(масх) голову и ноги. 2) «Тафсир Мафатих аль-гейб», Фахр Рази, т. 4, стр. 135, издательство Даруль-фикр, Бейрут: Ихталафан-нас – Люди разногласили(о том, нужно протирать или омывать ноги). Передано от Ибн Аббса, Анас ибн Малик(слуга Пророка(с), Акрама, Шуаби, Джафар Мухаммад ибн аль-Бакир(наш 5-ый имам – Имам Бакир(а) – анналь ваджиб фихима аль-масх – на ногу обязательно делать масх(обтирание). Фа хува мазхабуль имамия минаш-шиа – это также и есть мнение мазхаба шиитов. 3) «Гхунятиль мубтала», Шейх Ибрахим Халаби (Ханафитский мазхаб), стр. 16. 4) «Шарх «Сунан» ибн Маджа», Абуль-Хасан имам Мухаммад Ибн Абдуль Хади ас-Синди аль-Ханафи, т. 1, стр. 888. 5) «Тафсир Аль-Минар», Шейх Мухаммад Абдо, т. 6, стр. 228. 6) «Асиратуль халабия», Шейх Бурханаддин Халаби, т. 1, стр. 28. 7) «Ахкамуль Куран», Идрис аш-Шафии, т. 1, стр. 50. Все эти учёные признали, что сам Коран говорит о протирании ног при омовении. Может задаться вопрос, тогда почему эти самые учёные ахли-сунна сами не протирали, а мыли ноги? Одна из причин то, что у них есть хадисы, риваяты о том, что нужно мыть ноги.
Шииты дают ответ – 012. Хадисы о масхе в малом омовении из книг ахли-сунна
От Пророка(с): (1) От Усмана: Пророк промыл рот и нос (это рекомендуемое деяние), омыл лицо и руки, и сделал масх по голове и ногам. «Муснад», Ахмад ибн Ханбал, т. 1, стр. 109, хадис – 489. (2) От Усмана: Он сам принёс воды, сделал малое омовение(вуду) и засмеялся. После, спросил: почему вы не спрашиваете меня из-за чего я смеюсь? Ответили: о, повелитель верующих(то есть случай был во времена его правления), что заставило тебя смеяться? Сказал: Я видел Пророка делающим вуду именно так, как я сделал его перед вами. После он начал совершать вуду: омыл лицо, руки и провёл масх по голове и ногам. «Канз аль-уммаль», т. 9, стр. 436, хадис – 26863. (3) От Али(а): Некий человек подошёл к Али и попросил его научить вуду. Али отправил Ганбара за водой и он принёс. Потом Али сделал вуду – омыл лицо, руки и провёл масх по голове и ногам. После, сказал: О, тот, кто спрашивает меня о вуду Пророка! Вуду Пророка было таковым. «Канз аль-уммаль», т. 9, стр. 438. (4) От Руфа’а ибн Рафи'а: я услышал разговор Пророка о вуду, а после, он выполнил омовение и провёл масх по голове и ногам. ««Сунан» ибн Маджа», т. 1, стр.т 156, хадис – 460; «Сунан», Насаи. (5) Абдуллах ибн Амр: мы были в поездке(сафар) с Пророком, но чуть отстали в пути, потом сделали вуду и при вуду мы провели масх по ногам. В это время Пророк сказал громким голосом: вайлуль а’кабнан-нар – горе тем, кто войдёт в ад сзади(со спины) – Пророк(с) это сказал, так как у этих арабов ноги были в скверне, поэтому Пророк(с) сказал, чтобы они также умыли ноги от скверны, при этом, разрешая провести масх в таком положении. Продолжение данного хадиса есть в Сахих Муслим. «Аль-Ку́ туб ас-Си́ тта», «Сахих», Бухари, стр. 7; «Сунан», ибн Маджа. От сподвижников: (1)Передаёт Суфьян: я увидел Али на тавафе, он сделал вуду и провёл масх по ногам. «Канз аль-уммаль», т. 5, стр. 106. (2) Ибн Аббас сказал: возле Умара, Саада и Абдуллах ибн Амра зашла речь о вуду. Умар скзаал: Саад образованнее тебя(Абдуллаха). Он обернулся лицом к Сааду и сказал: О, Саад, мы не отрицаем, что во времена Пророка мы проводили масх по ногам. Должно ли снова проводиться масх, после того, как был ниспослан аят в суре “Маида”? Дальше сам говорит: сура " Маида" была ниспослана последней. «Тафси́ р ат-Табари́ », т. 5-6, стр. 154-155; «Ад-Дурруль мансур», Джалалуддин ас-Суюти Есть некоторые братья ахли-сунна, которые сказали, что, да, Коран сказал нужно делать масх, но, позже, дошли такие хадисы, которые отменили(насх) этот аят Корана о масхе по ногам. После в самом хадисе говорится: эта сура была ниспослана последней. Соответственно, тут не может быть никакого насха – отмены аята. Но, тут задаётся вопрос: может ли вообще хадис отменять аят? Аят Корана – это точное и верное слово Аллаха, а в хадисах же могут быть проблемы. Об этом поговорим в дальнейшем, ин ша Алла. (4) Ибн Аббас сказал: Мы пришли к Анасу и рассказали, что мы были в городе Ахваз вместе с Худжаджем(да проклянёт его Аллах! ). Он прочитал аят о вуду, после, увидел, что ноги в скверне и сказал помыть их, как внешнюю, так и внутреннюю часть. Это услышал Анас и сказал: Правду сказал Аллах, а Худжадж сказал ложь. Сам Всевышний Аллах в Коране сказал: вамсаху бируусикум ва арджулакум – протрите ваши головы и ваши ноги. Сам Анас тоже делал масх. Анас – слуга и сподвижник Пророка(с), тот, кто на протяжении нескольких лет видел Пророка(с) совершающего намаз в своём же доме, мечети. ««Тафсир», Ат-Табари», т. 5-6, стр. 154-155. Ибн Аббас сказал: в аяте Аллаха, который ниспослан об омовении, есть два омывающихся места и два протирающихся места. Не видите ли вы, – аннахуз-закаратут-таямум, - что Он указал таямум на те места, которые омываются в омовении(вуду) – то есть лицо и руки, - а места протирания в омовении уже отпадают, - то есть в таямуме не нужно протирать голову и ноги. «Ад-Дурулмансур фи тафсир ал-ма'сур», Джалалуддин ас-Суюти; ««Тафсир», Ат-Табари». Вывод: 1) По мнению братьев ахли-сунна - у них выходит 3 омывающихся места, а 1 протирающееся. 2) В продолжении 6-ого аята суры “Маида”, то есть буквально после нескольких предложений о совершении омовения, Аллах говорит: Если вы не найдёте воды для вуду, то сделайте таяммум(омовение землёй). Независимо от мазхаба, все единогласны в том, что таямум делается на лицо и руки. 3) Места, которые в таямуме – это те места, которые омываются при омовении(вуду), а протирающиеся места в таямуме уже не считаются. Вопрос: если таямум делается на те места, которые омываются, тогда получается, что ахли-сунна должны делать масх(протирание) в таямуме, также на ноги. Учёные, которые признали, что в прошлом было передано от сподвижников, табиинов, учёных, что нужно протирать ноги в омовении: 1. Ибн Касир (ученик ибн Теймии), «Тафсир Ибн Касира», т. 2, стр. 24; «Было передано от саляфов(то есть от предыдущих поколений), что от их деяний понимается, что нужно делать масх(протирание)». 2. Ибн Араби, «Ахкамуль Куран», т. 2-3, стр. 72; 3. Ибн Хаджар, «Фатх аль-барии», Шарх Сахих Бухари, т. 1, стр. 215; 4. Ибн Рушд, «Бидаятуль Муджтахид», т. 1, стр. 51.
Шииты дают ответ – 013. Хадисы о мытье ног в малом омовении и ответы на них
Мы поговорим о смысле, комментарии, достоверности и слабости тех хадисов, которые говорят о мытье ног. Хадисы о мытье ног можно разделить на две части: 1) Абдуллах ибн Амр: Мы были в поездке с Пророком, но он был чуть позади нас. Потом мы сделали вуду и при вуду, мы провели масх по ногам. В это время пришёл Пророк и сказал громким голосом: вайлуль а’каб минан-нар – горе тем, кто войдёт в ад сзади(спиной). «Сахих», Бухари, Аль-Ку́ туб ас-Си́ тта, стр. 7 Братья ахли-сунна говорят, что Пророк(с) сказал эту фразу именно потому, что они делали масх ноги, в то время, как они должны были мыть ногу. То есть он обеспокоился этим и из-за этого сказал, что горе им, которые войдут в ад спиной. Многие из них привели в качестве довода на омовение ног в омовении именно этот хадис. Но мы говорим, что нет, наоборот, эти хадисы в пользу нашего мнения. Этот хадис также передал «Сахих», Муслим и другие мухаддиссы(учёные-хадисоведы), но помимо этого, они также дали разъяснение фразе Пророка(с): -Так как они не мыли ноги; их ноги были в гное; или же они ходили босиком, в особенности те, кто жил в пустыне, и поэтому, когда они ходили исправить естественную нужду, то этот наджис(моча) брызгалась на их ноги и они приходили и в таком же состоянии делали омовение, не моя низ своих ног. -Также нужно сказать, что Пророк(с) сказал в той фразе из хадиса: вайлуль а’каб минан-нар – горе тем, кто войдёт в ад спиной(сзади) – отсюда возникает вопрос, что, как относится слово сзади к масху ногам? Ведь мы делаем масх не на нижнюю часть ноги, а на верхнюю. Тем самым мы говорим, что наоборот, этот хадис подтверждает нашу мысль. -Даже Муслим передаёт, что эти слова Пророка(с) тем, у кого ноги были полностью в скверне или гное, и поэтому он сказал, что горе выполняющим намаз в таком состоянии. Да, Бухари в своём Сахихе не передал это, но его хадис дополнил Муслим в Сахихе и др. -Также, если обратиться к другой не менее важной и достоверной книге братьев ахли-сунна - «Тафсир», Ат-Табари, то он там доводит эту мысль до конца: Вайлуль а’каб ва бутуниль акдам минан-нар – горе тем, кто войдёт в ад спиной и с внутренности ног(то есть со стопы ног). -Также отметим, что в хадисе сказано: мы сделали масх(обтирание ног) и после пришёл Пророк(с) и сказал ту фразу. Следовательно, мы видим, что Пророк(с) не отвёрг масх, а всего лишь сказал о тех, у кого ноги были осквернены. -Кроме того, даже некоторые учёные ахли-сунна привели эту фразу Пророка(с) из того хадиса в качестве довода на то, что нужно протирать ногу(масх): 1) Ибн Рушд, «Бидаятуль Муджтахид», т. 1, стр. 16; 2) Ибн Хаджар, «Фатх аль-бари», Шарх Сахих Бухари, т. 1, стр. 213; 3) Аль-Касталани, «Иршадус-сари», т. 1, стр. 248 2) Те хадисы, которые привели братья ахли-сунна на довод о мытье ног, являются полностью противоречивыми Корану. Потому, что есть учёные ахли-сунна, такие как: Фахр Рази, Халаби, Имам Синди, Ибн Хазм и другие, которые признали, что из внешнего смысла аята выявляется то, что нужно делать масх ноги. -Также мухадиссы ахли-сунна сказали, что в науке хадисоведения было доказано, что хадис не может стоять наравне с Кораном. Да, если хадисы будут мутаватир(то есть полностью достоверными - сахих), то, есть вероятность, чтобы оно отменило положение Корана. Но те хадисы, которые пришли в очень малом количестве, то есть в одиночной форме, то эти хадисы именуются – хабар вахид(единичный хадис) и поэтому подобные хадисы не могут убрать положение Корана, в данном случае, положение о масхе: 1) Имам Шатыби, «Аль-Мувафикат», т. 3, стр. 6 2) «Ихкамуль ахкам лиль амади», т. 2, стр. 213. -Ибн Хаджар, Фатх аль-бари, Шарх Сахих Бухари, т. 1, стр. 213: -Другим доводом является то, что братья ахли-сунна сказали, что сура “Маида”, в 5-ом аяте которого находится положение о масхе, то оно было ниспослано последним Пророку(с) и в нём нет и не может быть насхов. И некоторые говорят, что да, верно, там сказано делать масх, но этот аят был отменён хадисами: 1) «Ад-Дурулмансур фи тафсир ал-ма'сур», Джалалуддин ас-Суюти; 2) «Китаб фазаил ал-Куран», Ахмад Абу Убейд; 3) «Ан-Насих», Мухас 4) Насаи, Хаким, Бейхаки в своих книгах «Сунан». -Значит, выходит две группы хадисов: Первые – нужно мыть ноги, вторые – протирайте. Следовательно, чтобы проверить их достоверность, то, как это принимает весь исламский мир, в первую очередь их нужно соотнести с Кораном: 1) Как знаем и это подтвердили суннитские учёные, из аята вывод таков, что нужно протирать ноги, таким образом, мы должны отбросить хадисы о мытье ног в сторону и принять хадисы о масхе. 2) Второй метод проверки хадисов таков, что, если пред тобой встаёт два хадиса, которые являются противоречивыми друг другу, в нашем случае: одни хадисы говорят – мой, другие – протирай, то Оба хадиса мы не можем принять, тогда мы отбрасываем оба в сторону и смотрим на Коран, а Коран же в свою очередь говорит нам, что нужно протирать. 3) Третий метод – даже если мы скажем, что Всевышний Аллах приказал Пророку(с), что мойте ноги, на основе тех хадисов, которые мы читаем, но после Аллах ниспослал аят, что протирай ноги и тем самым получается, что аят отменил хадис, а не наоборот, потому что хадис не может отвергнуть аят Корана. Это более разумнее, потому что эта сура была ниспослана последней. Следующий вопрос об источниках хадисов, которые говорят о мытье ног. Нужно признать, что некоторые из этих хадисов переданы в авторитетных и достоверных книгах ахли-сунна. Например, мы находились с Пророком(с), он сделал вуду и помыл ноги или хадис от Усмана, что он сделал вуду, промыл ноги и сказал, что Пророк(с) брал омовение таким образом. Но в самих этих хадисах, которые хоть и являются достоверными, всё равно есть некоторые проблемы(изъяны): 1) Одни хадисы - нужно мыть руки - 2 раза, а во вторых - 3 раза. 2) Одни хадисы - протирать голову нужно 2 раза, а во вторых - 3 раза. 3) Одни хадисы - протирание было сверху вниз, во втором снизу вверх. То есть существует различие в форме совершения протирания. -Говоря же о слабых хадисах, то приведем несколько из них для примера: От Усмана: Он сам принёс воды, сделал малое омовение(вуду) и засмеялся. После, спросил: почему вы не спрашиваете меня, из-за чего я смеюсь? Ответили: о, повелитель верующих(то есть случай был во времена его правления), что заставило тебя смеяться? Сказал: Я видел Пророка делающим вуду именно так, как я сделал его перед вами. «Канз аль-уммаль», т. 9, стр. 436, хадис – 26863 В данном хадисе есть слабые передатчики: 1) Ибн Аби Малика, от которого передал и сам Бухари в Сахихе. 1. Ахмад Ханбал: мункируль хадис – этот человек отвергал данный хадис. «Тарих аль-Кабир», т. 5, стр. 260; 2. Ибн Муин: даифун – слабый. «Ат-Табакат ал-кубра», т. 5, стр. 360; 3. Ан-Насаи: матрукун – его хадис оставляется, то есть не исполняется. 2) Абдуррахман ибн Майсара Хазрами: 1. Ибнуль Мадини: маджхулюн – мы не знаем, кто этот человек. «Мизан аль-иктидаль», Захаби. 3) Имарат ибн Усман: Хузайма ибни Сабит - Хува маджхулюн, аннаху ля йураф – Мы даже не можем узнать(понять), кто он. «Тахзиб аль-камаль»; ««Мизан аль-итидаль». 4) Абу Хаййа 1. Захаби: Он неизвестный для нас человек. «Мизан аль-итидаль». 5) Абу Исхак – его память была слабой(ослаблена), поэтому люди не принимали от него хадисы. -Ахмад ибн Аби Шейба, Ибн Аби Умар, Бахави, Табарани: те хадисы, которые пришли о масхе, и также тот хадис, который есть в Сахихе Бухари, являются достоверными.
1) Некоторые из учёных ахли-сунна сказали, что 6-ой аят суры " Маида" является скрытым, не ясным для нас, и поэтому мы считаем, что протирание(вамсаху) является мытьём: Ответ: -1) Вы меняете смысл масха на мытьё, но, когда смотришь книги по словарю, грамматике, то видишь, что мыть означает саббуль мА – то есть наливание воды, а масх же происходит от движения руки на чём-либо. Таким образом, как такое может быть, что значение вамсаху в аяте распространяется и на мытьё и на масх. Поэтому считать масх как мытьё, является в корне неправильным. -2) Если вы и говорите, что слово масх в науке грамматики является двусмысленным, то есть иногда масх означает мытьё, то такое противоречит общему пониманию. Приведу пример, чтобы уподобить это. Например, кто-то говорит: зАмок и замОк. Как понять, что он именно сказал? Для этого нужно посмотреть в сам контекст и уже после мы поймём слова этого человека, исходя из того, о чём шла речь в предложении. То есть, если я читаю предложение, текст о каком-либо дворце, то данное слово будет именно в значении зАмок, а не замОк. Точно также и смысл масха. В этом аяте он очень ясен на основе того, что сначала Аллах говорит: оботрите ваши головы(вамсаху бируусикум) и рядом же с этим говорит: оботрите ваши ноги(ва арджулакум). Итак, из-за того, что ваши ноги возле масха головы, поэтому нужно брать самое близкое по смыслу, а не уходить в далекое от него, то есть к мытью(фахсилу), о чём говорится ранее масха. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы