Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Святитель Василий Великий. Архиепископ Кесарии Каппадокийской, Василий Великий – вселенский отец и учитель



(140 - 379)

Архиепископ Кесарии Каппадокийской, Василий Великий – вселенский отец и учитель Церкви, борец с арианством, за что не раз подвергался гонениям. Им составлена литургия, дошедшая до наших дней. Он автор множества замечательных богословских трудов.

Одно из толкований хулы на Духа Святаго дано святителем в «Правилах богоугодной жизни»: «Правило 35. Те, которые видят в ком-либо плод Святаго Духа, везде сохраняющий равную степень богочестия, и не Святому Духу его приписывают, но присвояют противнику, — те произносят хулу на Самого Святаго Духа12. Дополнением к этому правилу служит другое толкование Василия Великого: «Тот хулит Духи Святого, кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику. Сему подвергаются многие, нередко рачительные, опрометчиво называя тщеславными того, кто показывает добрую ревность, ложно обвиняя в гневе и многое подобное лживо приписывая по лукавым подозрениям»13.

12. Василий Великий, свт. Духовные наставления. – М. Изд-во Сретенского монастыря. Новая книга; Ковчег, 1998. С. 302 – 303.

13. Василий Великий, свт. Творения: В 7 ч. – Троице-Сергиева Лавра, 1900 – 1902. Ч. 5. Троице-Сергиева Лавра, 1901. С. 295.

Как видно из приведенных цитат, святитель Василий относит к греху хулы на Духа Святаго и клевету на христианина из зависти к полученным им дарам Духа. Хула состоит в том, что человека, показывающего ревность в богоугодной жизни, вдруг, по одному лишь подозрению в гневливости и высокомерии, начинают считать тщеславным, возводят на него ложные обвинения. А если он за свою подвижническую жизнь14 получил как награду от Святаго Духа какое-либо дарование, то объявляют это дарование действием бесовской силы. В этот страшный грех хулы могут впасть даже добрые христиане, пытающиеся поспешно делать о ком-либо заключения и выводы.       

14. Имеется в виду только подвижничество, признанное другими известными Церкви аскетами и молитвенниками.

Святитель также поясняет, к чему может привести хула и на кого похож богохульник: «Хула на Духа приводит тебя к понятиям злочестивым и недозволенным. Как скоро сказал ты о Духе, чего не должен говорить, в тебе обозначилось уже, что ты оставлен Духом. Как сомкнувшим глаза имеет в себе свою тьму, так отлучившийся от Духа, став вне Просвещающею, объемлется душевною слепотою»15.

15. Василий Великий, свт. Творения: В 7 ч. Ч. 4. С. 331.

Святитель Иоанн Златоуст

(344 - 407)

Великий отец и учитель Церкви, архиепископ Константинопольский, святитель Иоанн Златоуст оставил после себя большое количество бесед и произведений экзегетического характера на многие книги Священного Писания. Он прославился своей борьбой за высокую нравственность всех христиан, и, в первую очередь, духовенства. Главным орудием этой борьбы были его проповеди, тоже дошедшие до нас. Святитель сократил чин литургии Василия Великого, и эта сокращенная литургия известна нам под именем литургии Иоанна Златоустого.

О богохульстве святитель писал: «Подобно тому, как тот, кто считает солнце тёмным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, — не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии... Богохульство не  унижает величия Божия... Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе... Все мучения, как настоящие, так и будущие, недостаточны для души (хулящей Духа)16. «Подлинно нет худшего греха, чем хула на Духа, нет даже равного ему. В нём умножение зол, в нём то, чем все приводится в расстройство и влечет безжалостное наказание и невыносимое мщение»17.

16. Сокровища духовной мудрости: Выписки из творений святых отцов, расположенные в соответствии с годовым кругом евангельских чтений / Сост. М. Нейгум, прот. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. С. 258, 202.

17. Настольная книга священнослужителя: В 8 т. – М. Изд. Отдел Московского Патриархата, 1994. Т. 7. С. 659.

Самое же подробное и глубокое толкование евангельского учения о хуле было дано Иоанном Златоусым в Беседе 41 из «Толкования на святого Матфея Евангелиста», в которой он особо подчеркивал значение фарисеев и законников о Духе Божием и Его дей-ствиях: «Итак, сначала внимательно выслушаем эти слова: всяк грех и хула, говорит Он, отпустится человеком: а яже на Духа хула не отпустится человеком: и иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не oтпустится ему ни в сей век, ни в будущий (ст. 31, 32). Что же значат эти слова? Вы много о Мне говорили, что Я обманщик, что Я противник Божий. Я вам это прощу и не потребую вашего наказания, если вы раскаетесь но хула на Духа не отпустится и кающимся. Как же это? Ведь и эта вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, которые изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все было отпущено. Что же значат эти слова? То, что грех против Духа Святаго преимущественно непростителен. Почему же? Потому, что Христа не знали, кто Он был; а о Духе получили уже достаточное познание. Так, что ни говорили пророки, говорили по внушению Духа, и в Ветхом Завете все имели о Нём очень ясное понятие. Итак, слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облёкся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем? Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там понесёте за неё наказание. Многие хотя здесь только были наказаны, как, например, блудник, недостойно приобщившийся Тайнам у коринфян, но вы — и здесь, и там. Итак, Я вам отпускаю все то, чем вы Меня злословили прежде креста, даже и то, что вы хотите распять Меня на кресте, и самое неверие ваше не будет поставлено вам вину. Веровавшие прежде креста не имели полной веры, — потому Он везде запрещает объявлять о Себе кому-либо прежде страдания, и на самом кресте молился, чтобы отпущен был иудеям грех их. Но что вы говорили о Духе, то не будет прощено вам. А что Христос указывает на хулу, которую говорили против Него иудеи прежде креста, то это видно из следующего: иже речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится. Почему? Потому, что Дух Святый вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Если уже вы говорите, что Меня не знаете, то несомненно знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святаго. Итак, не Меня только поносите, но и Духа Святаго. Потому и наказание ваше, как здесь, так и там, неизбежно. Одни наказываются и здесь, и там; другие только здесь, иные только там; а иные ни здесь, ни там. И здесь и там, — как, например, эти самые хулители Духа Святаго. Они и здесь понес ли наказание, когда подвержены были ужасным бедствиям, по взятии их города, и там понесут жесточайшее, как жители Содома, и многие другие. Там только, — как, например, палимый пламенем богач, не имевший даже одной капли воды. Здесь, – как, например, блудник коринфский. Ни здесь, ни там, — как апостолы, как пророки, как блаженный Иов: а их страдания были не следствием наказания, а подвигами и борьбою»18.

18. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. В 12 т. – СПб., Репринт: М.: Изд-во Свт. Иоанна Златоустого 2000. Т. 7. Кн. 1. С. 440 – 441.

Обратите внимание на мысль святителя Иоанна Златоуста о том, что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святаго, а также на дифференциацию наказаний, которые понесут виновные в этом грехе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь